Депутаты превратили президента в английскую королеву

Пятница, 12 января 2007, 16:33

Закон о Кабинете министров, принятый 12 января конституционным большинством Верховной Рады, является первым в истории Украины законом, определяющим порядок функционирования правительства.

Неоднократно принимавшиеся ранее законы о Кабинете министров ветировались вторым президентом Леонидом Кучмой, сообщает "Интерфакс-Украина".

Действующий президент Виктор Ющенко 11 января также ветировал принятый 21 декабря 2006 года закон о Кабинете министров, однако 12 января парламент преодолел вето.

Согласно действующей редакции Конституции, в случае, если президент не подписывает закон, вето на который преодолено парламентом, это делает спикер Верховной Рады.

Эксперты отмечают ряд изменений, которые вводятся в силу новым законом. В частности, законом предусмотрено, что в случае невнесения президентом кандидатуры премьера в 15-дневный срок после поступления предложения коалиции фракций, она фактически сама назначает премьер-министра.

Кандидатуры министров обороны и иностранных дел вносятся президентом после предложения коалиции депутатских фракций. В случае отказа президента внести кандидатуры министры назначаются парламентом.

Таким образом, отмечают эксперты, президент фактически теряет возможность повлиять на назначение этих министров.

Согласно закону, Кабмин вступает в полномочия после принятия присяги двух третей его членов. Таким образом, уточняется критерий правомочности Кабмина.

Ряд депутатов, поддерживающих президента, считали, что отсутствие даже одного министра могло стать основанием для признания правительства несформированным с последующим роспуском парламента.

Четко определены полномочия правительства по назначению всех заместителей министров и органов власти. Таким образом, принятому закону противоречит ранее изданный указ президента о согласовании с ним назначений сотрудников аппаратов силовых министерств и ведомств.

Принятым документом также определено, что Кабинет министров осуществляет управление объектами государственной собственности. В число таких объектов, по мнению экспертов, может войти и Государственное управление делами, ранее подчинявшееся президенту.

Наконец, закон определяет, что акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания.

Фактически, после принятия закона, отмечают эксперты, президент теряет влияние на механизм исполнительной власти. Вместе с тем, согласно Конституции, он по прежнему имеет право приостанавливать действие актов правительства с одновременным направлением их в Конституционный Суд, а также право вето на законы.