Наслушавшись ужастиков по ТВ, украинцы пошли покупать телевизоры
Несмотря на увеличение доходов, большинство украинцев ожидают, что экономическая ситуация в стране может ухудшиться в ближайшем будущем, и намереваются обезопасить себя, вкладывая деньги в покупку товаров длительного пользования.
По данным исследований, которые проводились Международным центром перспективных исследований и компанией GFK-USM, индекс потребительских настроений украинцев осенью упал до самого низкого уровня (95,5) за последние два года, пишет газета "Дело".
Одновременно с существенным ухудшением экономических ожиданий украинцев возросла склонность к крупным покупкам. Соответствующий индекс достиг рекордного показателя за все время проведения подобных исследований (с 2000 года) и составил 107,9 пункта.
Как заявил "Делу" руководитель отдела GfK-USM Non-Food Retail Audit Андрей Свирский, самый большой рост наблюдается в сфере высокотехнологичной продукции – плазменная видеотехника, компьютерная техника. Здесь рост продаж составляет около 200%.
Среди причин бурного роста потребления Свирский называет повышение зарплат работникам бюджетной сферы и социальных выплат.
Однако увеличение количества денег "на руках" сопровождается также, по мнению Свирского, ожиданиями повышенной инфляции, что порождает желание вложить деньги в товары длительного пользования.
Также сыграло свою роль понижение официального курса иностранных валют – доллара и евро - весной этого года. Именно после этого начался рост покупок, отмечает издание.
В то же время по данным Центра социальных и политических исследований "Социс", оценка гражданами Украины собственного экономического положения ухудшилась.
Если в 2004 году свое материальное положение оценивали ниже среднего 41% граждан Украины, то в сентябре 2005 - 57%. Свой уровень жизни оценивали как средний 43% украинцев в 2004 году и 41% в 2005. Выше среднего - 4% и 2% соответственно.
Однако директор "Социса" Наталья Погорила отмечает, что оценка людьми собственного экономического положения – это субъективный показатель.
"Она может меняться по двум причинам. Люди могут узнать о новых возможностях, по сравнению с которыми их собственное положение кажется им менее привлекательным", - отметила она.
"Другая причина – обилие негативной информации. В этом году люди получили много негативной информации, эффект от которой усилился повышенными ожиданиями после "оранжевой революции", – считает эксперт.