Как поссорились Юлия Владимировна и Владимир Михайлович
Пятница, 15 июля 2005, 11:15
13 мая заседание Кабинета министров началось раньше, чем обычно. Вместо 10 утра Тимошенко собрала министров на 9:30. Первый вопрос, который рассмотрело правительство, заставил спикера Литвина срочно вернуться с крымского пляжа в Киев, противопоставил одну половину руководства партии Ющенко другой и вообще сделал жизнь намного интересней, чем она выглядит на 30-градусной жаре.
Будет неправдой сказать, что скандальное заявление правительства, где парламент и его руководители обвинены в срыве принятия важных законов – это творчество Тимошенко. Как говорят свидетели того заседания Кабмина, все происходило очень дружно.
Были подготовлены два проекта заявления – за один отвечал вице-премьер Бессмертный, за другой – вице-премьер Томенко. За основу решили взять проект Бессмертного, но в итоге от него мало что осталось. Первой же жертвой коллективного разума стало исчезновение из текста благодарности парламенту за принятые законы.
Особой активностью во время Кабмина в написании ответа Литвину, как говорят, отметился... министр здравоохранения Полищук. Терехин, Пинзеник и Луценко шутили, Бессмертный иронично назвал Литвина "спасителем нации". Представитель президента в правительстве Лановый все это время не протестовал. Зварыч взглянул на заявление с юридической стороны и не нашел претензий. Публично он даже сказал, что "мы этот документ готовили два дня".
Окончательную редакцию заявления сделал Томенко, после чего Тимошенко еще раз ознакомила министров с проектом. Они проголосовали. Заместители министров, которые заменяли отсутствующих членов правительства, участия в этом не принимали. Потом Тимошенко позвала журналистов, которых непривычно утром пригласили в Кабмин, и с монитора ноутбука зачитала перед телекамерами этот скандальный текст...
О том, что Литвин срочно возвращается в Киев, было известно в обед. До этого он терпел-терпел два с половиной года унижений при Кучме, молчал, когда он обзывал депутатов, что они "слезли с пальм", и не созывал срочных согласительных советов, когда Медведчук фактически руководил большинством депутатов из-за стен парламента.
Сейчас Литвин, понимая опасность таких обвинений перед выборами, решил принять пас Тимошенко и не хуже, чем она отпиариться, на этой теме. Он знал, что публичное противостояние с Тимошенко для всех всегда заканчивается одинаково – ее врагов выносят с поля боя ногами вперед. Поэтому на протяжении своего продолжительного появления на телевидении спикер ни разу не вспоминал фамилию Тимошенко.
Впрочем, все равно преимущество было на ее стороне – так как она первой нанесла удар, и Литвин был вынужден оправдываться. Итак, можно прогнозировать, что теперь в списке виновных за будущие неудачи чаще будут называть именно его фамилию, а не ее.
Согласительный совет Литвина выглядел неадекватным тому, что он хотел сделать. Пришли только четыре лидера фракций – Народной партии Литвина, их сателлиты из "Демократической Украины" Шарова-Пинчука, коммунисты и "Регионы Украины". Литвин сказал, что депутатам, как и во времена Кучмы, снова звонили с рекомендацией игнорировать собрание. Намекнул, что это делала Тимошенко.
В итоге Литвин пообещал сделать заявление лидеров фракций в ответ. Его даже разместили на сайте Верховной Рады, но под ним нет ни одного автографа. Возможно, решили не позориться, если документ подпишут те же четыре фракции - потому как на встрече у Литвина согласия относительно текста достигнуто не было. Даже Соцпартия, от которой с предложением Тимошенко уйти в отставку выступал Иван Бокий, на следующий день сделала опровержение, что этот депутат высказывал собственную позицию.
Другим фракциям – "Нашей Украине", БЮТ, Украинской народной партии, Партии промышленников и предпринимателей и перекрашенной в оранжевое "Единой Украине" портить отношения с Тимошенко не хочется. Часть из них все еще видит ее в союзниках на выборах-2006. А СДПУ(о) вряд ли поставит свою подпись, так как претензий к Литвину у них не меньше, чем к Тимошенко.
Но после заседания согласительного совета произошли другие интересные события. Решил сказать свое важное слово президиум партии "Народный Союз Наша Украина"... которое свелось к осуждению действий как правительства, так и парламента. Это очень оригинально, если учесть, что в Кабмине работают десять представителей этой партии.
Более того, пять министров входят в этот самый президиум, который выступил с заявлением. И они, выходит, в том числе назвали недопустимыми... свои собственные действия! Абсурд? Нет, потому что на партийном собрании, где было решено дать оценку этим действиям правительства, не было ни одного министра-члена руководящего органа "Народного Союза Наша Украина"!
Такие собрания президиума НСНУ проходят каждую среду, и на этот раз члены правительства не появились. В частности, по уважительным личным причинам отсутствовал даже формальный руководитель партии Роман Бессмертный. Более того, как говорят, некоторое время на собрании вообще не было кворума. Но самое интересное, кто же выступил инициатором такого осудительного заявления "Народного Союза Наша Украина"... Правильно, Петр Порошенко, который пришел ближе к концу собрания!
Заявление было принято единогласно, при этом текст, предложенный Порошенко, по ходу смягчили. Список же участников заседания президиума, где было принято фантастический по своей абсурдности документ, выглядел так: Беспалый, Брюховецкий, Васюник, Жебривский, Катеринчук, Ключковский, Мартыненко, Одайник, Порошенко, Тополов, Третяков и Петр Ющенко.
Литвин, который (не)нужен Тимошенко
Так выглядит история скандала, из которого каждый старался по-максимуму выжать пользы. В этой ситуации показательно, что Ющенко не стал резко осуждать слова правительства. Хотя, наверное, оставить впечатление этого и было призвано заявление его партии.
Возможно, дело в том, что Ющенко считает слова Кабмина правильными, и он так же возмущен событиями в парламенте. Но убежден, что давать такие оценки имеет право только он, но не его подчиненные?
Основания начать тихо, а потом и громко ненавидеть Литвина у министров есть. Большинство из них редко когда уходят с работы раньше 12 ночи. И пакет необходимых стране законов по вступлению во Всемирную торговую организацию и жилищному строительству действительно в последние недели согласовывался на парламентско-правительственной рабочей группе.
Но вместо поддержки Литвин занимает позу морализатора, который во всем белом рассказывает, как нужно жить. Более того, примеряет корону арбитра нации. На которую Литвин если и сможет претендовать, то только когда после следующих выборов начнет политическую жизнь с нуля – когда закончится его нынешний статус спикера, на который в 2002 он был избран с применением, как говорит Татьяна Коробова, всех кучминых "депутатских яйцерезок".
Отдельно Литвина не любит Тимошенко – потому что если бы он меньше дружил с Порошенко, а больше хотел провести все пакеты законов, это имело бы неотвратимое последствие для рейтинга премьера. В отдельности Литвина не любит Бессмертный – и причина здесь не в невосприятии спикером админреформы, а в давних историях работы под одной крышей кучминой администрации. Отдельно не любит Литвина Томенко по многим публично высказанным причинам. Отдельно не любит Литвина Зварыч – его собственная жена не далее как пять месяцев назад обвиняла его в заговоре с Тимошенко для завладения ее нефтью. Более того, все министры видят его как возможного политического конкурента.
Поэтому заявление Кабмина действительно отражает настроение в этом органе. Другое дело, что Тимошенко могла простимулировать выход эмоций членов правительства.
Для нее конфликт с Литвином, кроме перекладывания на его голову вины за будущие неудачи, содержит много других выгод. Тимошенко будет стремиться получить в следующем парламенте, где вес этого кресла возрастет, близкого к себе спикера. И для нее на эту роль не подходит Литвин. Потому что в случае переизбрания председателем Верховной Рады он может лоббировать на должность премьера Порошенко.
Также Тимошенко заинтересована нейтрализовать персонально политика Литвина. Потому что кто знает, как оно будет в жизни – возможно, нынешний спикер может стать и конкурентом на должность главы Кабмина.
Также Тимошенко хочет рассориться с Литвином, чтобы он не шел на выборы в блоке Ющенко. Тогда придется делить квоты на одного лишнего участника, а внутри коалиции появится не просто еще один сильный игрок, а союзник того же таки Порошенко.
Примечательно, что сам Литвин чувствует это желание Тимошенко не видеть его рядом с "Народным Союзом Наша Украина". Поэтому на прямой вопрос, не будет ли он после скандала с ними блокироваться, Литвин вместо того, чтобы обидеться, начал старую песню о том, как важно жить во имя будущего Украины.
Кроме того, появление Литвина в союзе с Нашей Украиной и БЮТ действительно может ударить по рейтингу коалиции – потому что за собой спикер как паровоз может притащить набор одиозных личностей времен Кучмы, начиная от Левочкина и заканчивая даже Пинчуком.
Но, с другой стороны, есть повод возмущаться таким заявлением правительства и у Литвина. Он честно считает, что этого не заслужил. Он в самом деле заставлял Народную партию поддерживать правительственные законы. Кабмин действительно бросился наверстывать утраченное уже под финал сессии парламента. Пакет по ВТО продолжительное время не двигался на Кабмине.
В июне во время заседания правительства из-за этого даже была ссора между Тимошенко и вице-премьером по евроинтеграции Рыбачуком. Обмен любезностями дошел до того, что, как говорят источники, Рыбачук сказал, что не хочет работать в таком правительстве, которое блокирует вопрос ВТО.
Правда, Тимошенко не заинтересована сдерживать продвижения в ВТО. Потому что во время заседания Совбеза по этому поводу она взяла персональное обязательство перед Ющенко привести Украину во Всемирную торговую организацию в 2005 году. По крайней мере, об этом тоже говорят источники.
Хотя не факт, что это будет легче сделать, поссорившись с Литвином.
Будет неправдой сказать, что скандальное заявление правительства, где парламент и его руководители обвинены в срыве принятия важных законов – это творчество Тимошенко. Как говорят свидетели того заседания Кабмина, все происходило очень дружно.
Были подготовлены два проекта заявления – за один отвечал вице-премьер Бессмертный, за другой – вице-премьер Томенко. За основу решили взять проект Бессмертного, но в итоге от него мало что осталось. Первой же жертвой коллективного разума стало исчезновение из текста благодарности парламенту за принятые законы.
Особой активностью во время Кабмина в написании ответа Литвину, как говорят, отметился... министр здравоохранения Полищук. Терехин, Пинзеник и Луценко шутили, Бессмертный иронично назвал Литвина "спасителем нации". Представитель президента в правительстве Лановый все это время не протестовал. Зварыч взглянул на заявление с юридической стороны и не нашел претензий. Публично он даже сказал, что "мы этот документ готовили два дня".
Окончательную редакцию заявления сделал Томенко, после чего Тимошенко еще раз ознакомила министров с проектом. Они проголосовали. Заместители министров, которые заменяли отсутствующих членов правительства, участия в этом не принимали. Потом Тимошенко позвала журналистов, которых непривычно утром пригласили в Кабмин, и с монитора ноутбука зачитала перед телекамерами этот скандальный текст...
О том, что Литвин срочно возвращается в Киев, было известно в обед. До этого он терпел-терпел два с половиной года унижений при Кучме, молчал, когда он обзывал депутатов, что они "слезли с пальм", и не созывал срочных согласительных советов, когда Медведчук фактически руководил большинством депутатов из-за стен парламента.
Сейчас Литвин, понимая опасность таких обвинений перед выборами, решил принять пас Тимошенко и не хуже, чем она отпиариться, на этой теме. Он знал, что публичное противостояние с Тимошенко для всех всегда заканчивается одинаково – ее врагов выносят с поля боя ногами вперед. Поэтому на протяжении своего продолжительного появления на телевидении спикер ни разу не вспоминал фамилию Тимошенко.
Впрочем, все равно преимущество было на ее стороне – так как она первой нанесла удар, и Литвин был вынужден оправдываться. Итак, можно прогнозировать, что теперь в списке виновных за будущие неудачи чаще будут называть именно его фамилию, а не ее.
Согласительный совет Литвина выглядел неадекватным тому, что он хотел сделать. Пришли только четыре лидера фракций – Народной партии Литвина, их сателлиты из "Демократической Украины" Шарова-Пинчука, коммунисты и "Регионы Украины". Литвин сказал, что депутатам, как и во времена Кучмы, снова звонили с рекомендацией игнорировать собрание. Намекнул, что это делала Тимошенко.
В итоге Литвин пообещал сделать заявление лидеров фракций в ответ. Его даже разместили на сайте Верховной Рады, но под ним нет ни одного автографа. Возможно, решили не позориться, если документ подпишут те же четыре фракции - потому как на встрече у Литвина согласия относительно текста достигнуто не было. Даже Соцпартия, от которой с предложением Тимошенко уйти в отставку выступал Иван Бокий, на следующий день сделала опровержение, что этот депутат высказывал собственную позицию.
Другим фракциям – "Нашей Украине", БЮТ, Украинской народной партии, Партии промышленников и предпринимателей и перекрашенной в оранжевое "Единой Украине" портить отношения с Тимошенко не хочется. Часть из них все еще видит ее в союзниках на выборах-2006. А СДПУ(о) вряд ли поставит свою подпись, так как претензий к Литвину у них не меньше, чем к Тимошенко.
Но после заседания согласительного совета произошли другие интересные события. Решил сказать свое важное слово президиум партии "Народный Союз Наша Украина"... которое свелось к осуждению действий как правительства, так и парламента. Это очень оригинально, если учесть, что в Кабмине работают десять представителей этой партии.
Более того, пять министров входят в этот самый президиум, который выступил с заявлением. И они, выходит, в том числе назвали недопустимыми... свои собственные действия! Абсурд? Нет, потому что на партийном собрании, где было решено дать оценку этим действиям правительства, не было ни одного министра-члена руководящего органа "Народного Союза Наша Украина"!
Такие собрания президиума НСНУ проходят каждую среду, и на этот раз члены правительства не появились. В частности, по уважительным личным причинам отсутствовал даже формальный руководитель партии Роман Бессмертный. Более того, как говорят, некоторое время на собрании вообще не было кворума. Но самое интересное, кто же выступил инициатором такого осудительного заявления "Народного Союза Наша Украина"... Правильно, Петр Порошенко, который пришел ближе к концу собрания!
Заявление было принято единогласно, при этом текст, предложенный Порошенко, по ходу смягчили. Список же участников заседания президиума, где было принято фантастический по своей абсурдности документ, выглядел так: Беспалый, Брюховецкий, Васюник, Жебривский, Катеринчук, Ключковский, Мартыненко, Одайник, Порошенко, Тополов, Третяков и Петр Ющенко.
Так выглядит история скандала, из которого каждый старался по-максимуму выжать пользы. В этой ситуации показательно, что Ющенко не стал резко осуждать слова правительства. Хотя, наверное, оставить впечатление этого и было призвано заявление его партии.
Возможно, дело в том, что Ющенко считает слова Кабмина правильными, и он так же возмущен событиями в парламенте. Но убежден, что давать такие оценки имеет право только он, но не его подчиненные?
Основания начать тихо, а потом и громко ненавидеть Литвина у министров есть. Большинство из них редко когда уходят с работы раньше 12 ночи. И пакет необходимых стране законов по вступлению во Всемирную торговую организацию и жилищному строительству действительно в последние недели согласовывался на парламентско-правительственной рабочей группе.
Но вместо поддержки Литвин занимает позу морализатора, который во всем белом рассказывает, как нужно жить. Более того, примеряет корону арбитра нации. На которую Литвин если и сможет претендовать, то только когда после следующих выборов начнет политическую жизнь с нуля – когда закончится его нынешний статус спикера, на который в 2002 он был избран с применением, как говорит Татьяна Коробова, всех кучминых "депутатских яйцерезок".
Отдельно Литвина не любит Тимошенко – потому что если бы он меньше дружил с Порошенко, а больше хотел провести все пакеты законов, это имело бы неотвратимое последствие для рейтинга премьера. В отдельности Литвина не любит Бессмертный – и причина здесь не в невосприятии спикером админреформы, а в давних историях работы под одной крышей кучминой администрации. Отдельно не любит Литвина Томенко по многим публично высказанным причинам. Отдельно не любит Литвина Зварыч – его собственная жена не далее как пять месяцев назад обвиняла его в заговоре с Тимошенко для завладения ее нефтью. Более того, все министры видят его как возможного политического конкурента.
Поэтому заявление Кабмина действительно отражает настроение в этом органе. Другое дело, что Тимошенко могла простимулировать выход эмоций членов правительства.
Для нее конфликт с Литвином, кроме перекладывания на его голову вины за будущие неудачи, содержит много других выгод. Тимошенко будет стремиться получить в следующем парламенте, где вес этого кресла возрастет, близкого к себе спикера. И для нее на эту роль не подходит Литвин. Потому что в случае переизбрания председателем Верховной Рады он может лоббировать на должность премьера Порошенко.
Также Тимошенко заинтересована нейтрализовать персонально политика Литвина. Потому что кто знает, как оно будет в жизни – возможно, нынешний спикер может стать и конкурентом на должность главы Кабмина.
Также Тимошенко хочет рассориться с Литвином, чтобы он не шел на выборы в блоке Ющенко. Тогда придется делить квоты на одного лишнего участника, а внутри коалиции появится не просто еще один сильный игрок, а союзник того же таки Порошенко.
Примечательно, что сам Литвин чувствует это желание Тимошенко не видеть его рядом с "Народным Союзом Наша Украина". Поэтому на прямой вопрос, не будет ли он после скандала с ними блокироваться, Литвин вместо того, чтобы обидеться, начал старую песню о том, как важно жить во имя будущего Украины.
Кроме того, появление Литвина в союзе с Нашей Украиной и БЮТ действительно может ударить по рейтингу коалиции – потому что за собой спикер как паровоз может притащить набор одиозных личностей времен Кучмы, начиная от Левочкина и заканчивая даже Пинчуком.
Но, с другой стороны, есть повод возмущаться таким заявлением правительства и у Литвина. Он честно считает, что этого не заслужил. Он в самом деле заставлял Народную партию поддерживать правительственные законы. Кабмин действительно бросился наверстывать утраченное уже под финал сессии парламента. Пакет по ВТО продолжительное время не двигался на Кабмине.
В июне во время заседания правительства из-за этого даже была ссора между Тимошенко и вице-премьером по евроинтеграции Рыбачуком. Обмен любезностями дошел до того, что, как говорят источники, Рыбачук сказал, что не хочет работать в таком правительстве, которое блокирует вопрос ВТО.
Правда, Тимошенко не заинтересована сдерживать продвижения в ВТО. Потому что во время заседания Совбеза по этому поводу она взяла персональное обязательство перед Ющенко привести Украину во Всемирную торговую организацию в 2005 году. По крайней мере, об этом тоже говорят источники.
Хотя не факт, что это будет легче сделать, поссорившись с Литвином.