Почему нужно поблагодарить команду Януковича за распространение результатов деятельности правительства
Вторник, 9 ноября 2004, 15:59
Уже в который раз я сталкиваюсь с тем, что в новостях, на дебатах, в брошюрах, в газетах, на столбах представители избирательно штаба Януковича представляют макроэкономические показатели Украины за последний год.
В этих информационных носителях часто присутствует сравнительная информация макроэкономических показателей правительств двух премьер-министров (Ющенко и Януковича). И меня как экономиста это не может не радовать.
Оценка деятельности политических лидеров и ключевых экономистов-профессионалов стран с развитой экономикой, как правило, производится спустя несколько лет после начала такой их деятельности.
Связано это в первую очередь с тем, что существует определенный временной разрыв между принимаемыми решениями и результатами от принятия этих решений. Я не хочу вдаваться в глубокие расчеты, так как хочу, чтобы информация эта была понятной и для непосвященного читателя. Приведу лишь обобщенную логику размышлений.
В учебниках по управлению предприятием, сказано, что оценка работы менеджера - довольно непростая задача, поскольку труд управленца творческий, направлен на принятие не только тактических (в этом случае результаты можно оценить, в лучшем случае, спустя один операционный период), но и стратегических решений (оценка результатов может значительно превышать один операционный период).
То есть, например, если управленец крупной корпорации принимает решение о внедрении новой системы стимулирования труда, то, в лучшем случае, через год можно будет начать оценку того, насколько новая система позволила увеличить производительность труда, снизить издержки производства и увеличить объем сбыта продукции.
Когда речь идет о принятии макроэкономических (то есть на уровне государства) решений стратегического характера, то оценивать результаты можно вообще лишь спустя несколько лет. Так, например, грамотное ведение экономической политики Билом Клинтоном в Соединенных Штатах выразилось в достижении профицита бюджета лишь к последнему году его президентства.
А вот решение правительства Германии об экономической программе развития восточной Германии сказалось отрицательно на общей экономике страны лишь спустя 8 лет после начала реализации программы.
Вот, почему необходимо поблагодарить штаб Януковича за такую обширную, обоснованную фактами и цифрами положительную оценку деятельности правительства. Потому что, фактически, это есть оценка правительства Ющенко.
В свете сказанного выше становится очевидно, что экономические решения, которые принимались в конце прошлого века – начале нынешнего, уже начали давать свои результаты.
Рост ВВП, которым так хвастается г-н Янукович ни в какой мере не может являться его заслугой. Это результат работы именно премьера Ющенко, который позволяет нынешнему правительству делать свою работу и использовать увеличенные за счет растущей экономики поступления в казну государства в соответствии (либо не в соответствии) с бюджетом, принятым в предыдущем году.
Я надеюсь, что такая логика станет достойным ответом всем тем, кто приписывает экономический рост Украины в 2003-2004 годах действующему правительству, потому что никак нельзя в течение года своего правления принять настолько грамотные решения, чтобы добиться настолько значительного экономического эффекта.
Мне жаль, что грамотные политические деятели, в том числе, президент России Путин, делают столь серьезные экономически безграмотные утверждения по этому вопросу.
К сожалению, такая логика временного разрыва между экономическими решениями и их результатами, не касается заведомо деструктивных ТАКТИЧЕСКИХ решений.
Приведу очень упрощенный пример. Если Алан Гринспэн (председатель федерального резерва США – аналог НБУ), мнение которого имеет огромное значение для рыночных игроков страны, по телевизору просто объявит о том, что ожидается резкая инфляция, это приведет к тому, что субъекты экономики начнут в срочном порядке скупать продукты питания, приобретать активы, брать кредиты.
Это называется потребительскими ожиданиями. В результате этого, в связи с повышенным спросом, цены действительно вырастут. Для того, чтобы потом снизить цены, придется создать дефляцию. А дефляция, как известно из любого учебника экономической теории, приводит к снижению инвестиционной активности и, как результат, к экономическому спаду.
Поэтому, цены вряд ли станут понижать. Это называется эффектом "храповика" (устройство, используемое в велосипеде: в одну сторону крутим педали – велосипед едет, в обратную – педали прокручиваются). То есть, увеличить цены легко, а снизить – практически невозможно.
А вот, зарплаты поднимутся на соответствующий такому уровню цен уровень лишь спустя несколько лет, так как повышение цен на рынке НЕ является прямым сигналом для топ-менеджеров предприятий к повышению уровня заработных плат персонала.
Вот почему, результаты тактических макроэкономических действий Януковича мы можем ощущать и оценивать уже сегодня.
Результаты стратегических решений сегодня мы можем оценивать только в отношении правительства Ющенко.
Оценивать стратегические решения Януковича мы сможем лишь спустя два-три года.
О сущности его стратегических решений говорить бы не хотелось, дабы потом меня не уличили в том, что я кого-то поливаю грязью, хотя свобода слова - это законное право.
Благо, экономические законы нарушить невозможно, они объективны – и вопрос лишь во времени.
В этих информационных носителях часто присутствует сравнительная информация макроэкономических показателей правительств двух премьер-министров (Ющенко и Януковича). И меня как экономиста это не может не радовать.
Оценка деятельности политических лидеров и ключевых экономистов-профессионалов стран с развитой экономикой, как правило, производится спустя несколько лет после начала такой их деятельности.
Связано это в первую очередь с тем, что существует определенный временной разрыв между принимаемыми решениями и результатами от принятия этих решений. Я не хочу вдаваться в глубокие расчеты, так как хочу, чтобы информация эта была понятной и для непосвященного читателя. Приведу лишь обобщенную логику размышлений.
В учебниках по управлению предприятием, сказано, что оценка работы менеджера - довольно непростая задача, поскольку труд управленца творческий, направлен на принятие не только тактических (в этом случае результаты можно оценить, в лучшем случае, спустя один операционный период), но и стратегических решений (оценка результатов может значительно превышать один операционный период).
То есть, например, если управленец крупной корпорации принимает решение о внедрении новой системы стимулирования труда, то, в лучшем случае, через год можно будет начать оценку того, насколько новая система позволила увеличить производительность труда, снизить издержки производства и увеличить объем сбыта продукции.
Когда речь идет о принятии макроэкономических (то есть на уровне государства) решений стратегического характера, то оценивать результаты можно вообще лишь спустя несколько лет. Так, например, грамотное ведение экономической политики Билом Клинтоном в Соединенных Штатах выразилось в достижении профицита бюджета лишь к последнему году его президентства.
А вот решение правительства Германии об экономической программе развития восточной Германии сказалось отрицательно на общей экономике страны лишь спустя 8 лет после начала реализации программы.
Вот, почему необходимо поблагодарить штаб Януковича за такую обширную, обоснованную фактами и цифрами положительную оценку деятельности правительства. Потому что, фактически, это есть оценка правительства Ющенко.
В свете сказанного выше становится очевидно, что экономические решения, которые принимались в конце прошлого века – начале нынешнего, уже начали давать свои результаты.
Рост ВВП, которым так хвастается г-н Янукович ни в какой мере не может являться его заслугой. Это результат работы именно премьера Ющенко, который позволяет нынешнему правительству делать свою работу и использовать увеличенные за счет растущей экономики поступления в казну государства в соответствии (либо не в соответствии) с бюджетом, принятым в предыдущем году.
Я надеюсь, что такая логика станет достойным ответом всем тем, кто приписывает экономический рост Украины в 2003-2004 годах действующему правительству, потому что никак нельзя в течение года своего правления принять настолько грамотные решения, чтобы добиться настолько значительного экономического эффекта.
Мне жаль, что грамотные политические деятели, в том числе, президент России Путин, делают столь серьезные экономически безграмотные утверждения по этому вопросу.
К сожалению, такая логика временного разрыва между экономическими решениями и их результатами, не касается заведомо деструктивных ТАКТИЧЕСКИХ решений.
Приведу очень упрощенный пример. Если Алан Гринспэн (председатель федерального резерва США – аналог НБУ), мнение которого имеет огромное значение для рыночных игроков страны, по телевизору просто объявит о том, что ожидается резкая инфляция, это приведет к тому, что субъекты экономики начнут в срочном порядке скупать продукты питания, приобретать активы, брать кредиты.
Это называется потребительскими ожиданиями. В результате этого, в связи с повышенным спросом, цены действительно вырастут. Для того, чтобы потом снизить цены, придется создать дефляцию. А дефляция, как известно из любого учебника экономической теории, приводит к снижению инвестиционной активности и, как результат, к экономическому спаду.
Поэтому, цены вряд ли станут понижать. Это называется эффектом "храповика" (устройство, используемое в велосипеде: в одну сторону крутим педали – велосипед едет, в обратную – педали прокручиваются). То есть, увеличить цены легко, а снизить – практически невозможно.
А вот, зарплаты поднимутся на соответствующий такому уровню цен уровень лишь спустя несколько лет, так как повышение цен на рынке НЕ является прямым сигналом для топ-менеджеров предприятий к повышению уровня заработных плат персонала.
Вот почему, результаты тактических макроэкономических действий Януковича мы можем ощущать и оценивать уже сегодня.
Результаты стратегических решений сегодня мы можем оценивать только в отношении правительства Ющенко.
Оценивать стратегические решения Януковича мы сможем лишь спустя два-три года.
О сущности его стратегических решений говорить бы не хотелось, дабы потом меня не уличили в том, что я кого-то поливаю грязью, хотя свобода слова - это законное право.
Благо, экономические законы нарушить невозможно, они объективны – и вопрос лишь во времени.