Белоруссия сегодня - Украина завтра?

Среда, 6 октября 2004, 13:31
На страницах наших СМИ Беларусь появляется ныне довольно редко, - будто речь идет не о ближайшей северной соседке, "синеглазой сестре" (как писали когда-то поэты), а о таком-себе далеком и экзотическом Конго. Или Парагвае. И в этом есть свой резон. Ведь в стране, которой уже десять лет железной рукой руководит "бацька" Александр Лукашенко, время будто застыло. Попав сюда, переносишься в "светлое прошлое" – с памятниками Ленину, красными флагами над правительственными домами и "скромным благосостоянием" советского времени.

Достижения короткого периода национального "адрадження" начала 1990-х остались здесь далеко позади. Национальная символика запрещена. Национальный язык используется лишь для написания дорожных указателей, а разговор на нем на улицах Минска - уже признак политической нелояльности (и может потянуть за собой малоприятную встречу с местными милиционерами).

Почти все белорусские школы закрыты. История в школьных учебниках снова переписана в духе "вечного братства с великим российским народом". Национально-демократическая интеллигенция (которая составляет основу нескольких немногочисленных оппозиционных партий) маргинализирована, и реального влияния на общественную жизнь она не имеет.

Тем не менее, еще большего удивления достойна белорусская экономика. В отличие от Украины, где существуют (и борются между собою) несколько олигархических группировок, в Беларуси все находится под личным контролем президента и его ближайшего окружения.

При этом здешние заводы работают – благодаря низким ценам на российские энергоносители, которыми Москва до сих пор платит минскому режиму за его резкую антизападность и антиевропейскость. И здешние пенсионеры получают пенсии, вдвое выше, чем украинские – создавая при этом социальную основу власти Лукашенко.

Впрочем, "медовый месяц" российско-белорусской интеграции, когда "бацька" строил ускоренными темпами "союзное государство", надеясь занять место больного Ельцина, так же остался позади.

С приходом Путина на надеждах амбиционного Лукашенко пересесть в Кремль поставлен жирный крест. А потому конституционный акт "союзного государства" до сих пор так и не подписан, а российский рубль так и не стал платежным средством в Минске.

Более того, между "бацькой" и Кремлем уже несколько раз вспыхивали словесные войны, а Москва серьезно грозила прекратить газоснабжение Беларуси. Тем не менее, до сих пор эти скандалы как-то улаживались, а Беларусь так и оставалась "черной дырой" в центре Европы, страной, где ничего не происходит.

Над этим бездвижением до недавнего времени тяготела дата "2006". В этом году, по протолкнутой самим "бацьком" конституцией (для этого пришлось устроить фактически государственный переворот и разогнать легитимный Верховный Совет, пересадив, правда, часть его депутатов в марионеточное "национальное собрание") диктатор должен был бы в конце концов уйти.

Тем не менее, было очевидно, что самовольно Лукашенко не уйдет – а поэтому обратится к изменению конституции. И вот 7 сентября, как раз в те минуты, когда мир чтил память жертв Бесланськой трагедии, "бацька" объявил: вместе с парламентскими выборами 17 октября должен состояться референдум, который должен разрешить ему избираться президентом неограниченное количество раз.

Относительно результатов этого референдума никаких сомнений ни у кого нет. Средства массовой информации монополизированы в руках президента. Во всех учреждениях и на всех предприятиях (даже коммерческих) внедрена должность "заместителей директора по идеологической работе", которые пристально следят за настроениями работников.

В конце концов, в состав избирательных комиссий представители оппозиции не включены, а независимые наблюдатели, по белорусскому закону, могут следить лишь за голосованием, но не за подсчетом голосов (когда узнаешь об этом все, начинаешь ощущать настоящую гордость за родную Украину).

Так же нет сомнений и относительно результатов парламентских выборов. Хотя, в отличие от предыдущих выборов 2000 года, оппозиция их уже не бойкотирует, и даже сумела объединить в единой коалиции и "возрожденцев" из Белорусского народного фронта, и либералов из Объединенной гражданской партии, и социал-демократов, и даже одну из двух здешних коммунистических партий.

Тем не менее, значительную часть кандидатов от оппозиции отсеяли еще на этапе регистрации (не зарегистрировали, в частности, первого руководителя независимой Беларуси Станислава Шушкевича, одного из лидеров БНФ Юрия Ходику, большинство членов небольшой оппозиционной группы "Республика" в нынешнем составе парламента).

Предусмотренные законом выступления оппозиционеров в печати, на радио и телевидении тщательно цензуруются. Свободно встречаться с избирателями возможности нет. А остальное должны сделать послушные избирательные комиссии.

Поэтому, если диктатор захочет, то в нижней палате парламента не окажется ни одного оппозиционера (верхняя и так формируется в "ручном режиме" из людей, непосредственно предназначенных Лукашенко, и из представителей полностью контролируемых областных советов).

Но если власть даже решит ради демократической декорации допустить нескольких членов оппозиционных партий к Национальному собранию, то никакой угрозы для режима это не создаст. Ведь даже согласно действующей белорусской конституции полномочия парламента весьма незначительны, и вся реальная власть принадлежит исключительно президенту.

И все же, несмотря на гарантированную Лукашенко победу 17 октября, эксперты отмечают: еще далеко не факт, что нынешний президент на самом деле будет баллотироваться через 2 года. И причина может быть весьма весомая – Путину давно надоел эксцентричный и непредсказуемый "бацька", и он может в конце концов серьезно решить заменить его на кого-то послушного и более прогнозируемого.

Рычаги для осуществления такого намерения у российского президента есть. Ведь ФСБ (которая становится "государством в государстве" в России) и КГБ, которое сыграет аналогичную роль в Беларуси, являются по сути частями единой организации – еще советского КГБ. И тяжело надеяться, что собственные спецслужбы оборонят Лукашенко тогда, когда с Лубянки к ним поступит противоположная команда.

Как говорят те же самые эксперты, по поводу будущего Беларуси Путин колеблется ныне между двумя сценариями: непосредственного включения ее в Россию в роли "Западного федерального округа", и жесткого контроля над соседним государством-сателлитом.

Оба сценария имеют для российского президента свои "плюсы" и "минусы", - так что окончательный выбор будет зависеть, в частности, и от позиции Европы и США (прежняя политика ЕС и Штатов относительно Лукашенко потерпела полное поражение, и здесь, похоже на Беларусь просто уже махнули рукой).

И наконец – немного истории. Лет двенадцать назад тогдашние политические элиты Польши, Литвы, Беларуси и Украины серьезно рассматривали идею союза государств Межморья. И скоординированная политика Киева и Минска относительно тарифов на транзит российских энергоносителей разрешила бы им диктовать Москве собственные условия.

Поэтому спецоперация под названием "электоральная революция Лукашенко 1994 года" устранила эту существенную для России опасность и фактически передвинула западную российскую границу от Смоленска до Бреста.

Сейчас то, что предлагает Украине Виктор Янукович (окончательный отказ от европейской и евроатлантической интеграции, государственность русского языка, двойное гражданство), удивительно похоже на программу, уже реализованную в Беларуси Лукашенко.

Да и даже исторический белорусский корень украинского премьера ("Янук" по-белорусски – пренебрежительная форма имени "Иван", что-то типа нашего "Ванько") приобретает в этом контексте определенную "знаковость".

Выбрав десять лет назад Лукашенко, белорусы имели еще много возможностей ходить на разнообразные выборы и референдумы. Но все эти походы имели формальный характер – результат был известен заранее. Очевидно, это же будет касаться и граждан "Украины президента Януковича", - если Москве удастся, наконец, реализовать и эту разработку своих политтехнологов.

Автор: Максим Стриха, руководитель научных программ Института открытой политики

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования