Немного об экономическом предвыборном PR
Среда, 8 сентября 2004, 21:46
Меньше десяти недель остаются правительству Виктора Януковича до предусмотренной Конституцией отставки. Два года назад, когда начался прорыв донецких в высшие сферы, казалось, что времени для завоевания любви народа впереди много, можно долго раскачиваться, и даже позволить себе роскошь на год отложить повышение минимальной зарплаты до заранее анонсированного уровня в 237 гривен.
Да и надежда на пусть топорный, но зато упорный пиар расслабляла – наверное, сверху представляется, что если каждое повышение зарплаты и пенсии, едва поспевающее за официальной инфляцией и очевидно отстающее от фактического роста цен, широко разрекламировать, то оно станет более заметным для обывателей, которые в скором времени превратятся в электорат.
Но – еще совсем немного, и ставки сыграют, а рейтинг кандидата от власти, хотя и подрос, но все равно далек от победного, ведь социальных изменений, которые бы могли быть связаны в сознании избирателей с фамилией Янукович, так и не произошло.
Так что остается только продемонстрировать "планов громадье", одурманить перспективами, что и попытались сделать на заседании Кабмина 8 сентября. При немалом стечении прессы рупор бюджетной политики Николай Азаров дал характеристику проекта бюджета на 2005 год.
Не столько количественную, что было бы в данном случае оправдано и убедительно, сколько качественную – подчеркивая сбалансированность, взвешенность, реалистичность и грамотность составления главного финансового документа на следующий год. Что стоит за этими словами?
Сам премьер во вступительном слове обмолвился, что бюджет 2005 года составит 108 млрд. грн., то есть в полтора раза больше, чем нынешний.
Само по себе такое увеличение вызывает немало вопросов, ведь социальные стандарты увеличиваются вовсе не пропорционально, а на считанные проценты: к примеру – минимальная зарплата с 1 января 2005 года вырастет всего на 25 грн. – до 262 грн.
Куда же пойдут остальные десятки миллиардов? Будем надеяться, что вразумительное пояснение будет дано в ближайший понедельник, на который назначено действо под названием "презентация бюджета–2005". Тогда же мы узнаем и более точный объем бюджета, ведь главный финансист намекнул, что, эта цифра в 108 миллиардов – предварительная, и есть, мол у нас еще ресурсы…
Откуда такая смелость? Ведь даже при самых оптимистических прогнозах рост ВВП за этот год составит не более 12%, а на следующий год прогнозируется на уровне 8,6%? Раньше вели себя куда осторожнее, даже скромнее, предпочитая в случае необходимости вносить поправки в уже принятый бюджет.
Может быть, приняли во внимание, что следующий год не потребует резервирования, а, называя вещи своими именами, сокрытия миллиардов народных гривен для раскручивания нужного человека? А может быть, подозревая малую вероятность победы, просто решили: после нас – хоть потоп, и работать по создаваемым ныне планам придется совсем другой команде. Пусть тогда выкручиваются, раз постоянно предлагают увеличивать расходную часть.
И все же, при всей эпохальной важности момента обсуждения бюджета, Премьер–министр был явно озабочен иными вещами. Раздавая задания своим подчиненным, Виктор Янукович на первое место поставил вовсе не подготовку к зиме, не повышение доходов людей.
Нет, речь об этом зашла лишь после того, как он дал ценные указания по поводу того, как следует себя вести в условиях начавшейся сессии парламента. Если еще год назад Янукович подчеркивал намерение работать со всеми парламентскими силами, объясняя это тем, что все они отражают интересы и чаяния тех или иных слоев населения Украины, то теперь времени на показную толерантность и демонстрацию готовности к диалогу во имя достижения всеобщего благоденствия уже не остается.
Глава правительства однозначно сказал, что намерен работать только с конструктивными силами, а что он вкладывает в это понятие, известно всем. Остальные же будут подвергнуты бойкоту, блокаде, прессингу или – какие там найдутся еще методы для выполнения задания, которое получили заместители министров по связям с парламентом – им велено всеми способами не пропускать законопроекты, трактуемые нынешним правительством как популистские, а такими предложениями, по словам премьера Верховная Рада просто завалена.
Так что, исходя из такой установки, бюджетный процесс будет вполне предсказуем – каковы бы ни были параметры бюджета, карманные и зависимые фракции за него проголосуют. Очередная бюджетная эпопея стартовала – и на сей раз она будет больше похожа на битву за еще одну возможность обеих конкурирующих сторон доказать избирателям исключительную социальную направленность своих намерений.
Очередная попытка задобрить электорат?
Однако есть еще одна тема, которую нельзя обойти. Решение правительства о повышении минимальной зарплаты с 205 до 237 гривен с 1 сентября было тут же подхвачено прессой и представлено как очередное проявление заботы о населении. Более того, об этом событии народ неоднократно извещали загодя, чтобы оно, не дай бог, не прошло незамеченным.
Но, стоит лишь немного отвлечься от бравурных реляций, как вырисовывается картина, больше похожая на пропагандистскую уловку, чем на действительное стремление повысить благосостояние, как это настойчиво преподносится публике.
Казалось бы, любое повышение социальных стандартов похвально, но рассматривать события в отрыве от контекста, значит, сознательно лишать себя возможности адекватной оценки происходящего.
Итак, контекст практический. По официальным прогнозам инфляция в этом году ожидается на уровне 7%. В таком случае, простейшие арифметические действия показывают, что половина добавленных к предыдущему уровню минималки 32 гривен уйдет на компенсацию той ее части, которую "съедает" обесценивание денег.
А насколько и в какую сторону реальное повышение цен отличается от официальных показателей, каждый может убедиться сам, купив на ближайшем рынке мясо, подорожание которого отнюдь не стало менее чувствительным от сообщений о нулевой июльской инфляции.
Теперь – контекст бухгалтерский. Минимальная зарплата – это вовсе не то, что человек получит на руки, а всего лишь установленный уровень, меньше которого работодатель не должен начислять оплату за выполненную месячную норму труда.
При этом в минимальную зарплату входит не только оклад, но и любые доплаты – надбавки, премии… К тому же она подлежит налогообложению, из нее удерживаются все установленные сборы.
Из этих соображений понятно, что сколь–нибудь значимого социального эффекта ожидать не стоит.
Посмотрим шире – в контексте политическом. Повышение минималки до 237 гривен высшие правительственные чиновники широко анонсировали еще год назад. Но потом вдруг оказалось, что денег в бюджете хватает только на 205 гривень.
Впрочем, это ничуть не помешало Николаю Азарову продолжать гордиться железной финансовой дисциплиной в государстве и устойчивым перевыполнением доходной части бюджета, а пиарщикам кандидата от власти навязчиво проводить в массы мысль, что Виктор Янукович – человек слова, и обещания правительства неизменно выполняются.
Промах же с минималкой прошлой осенью пытались оправдать тем, о чем по–хорошему нужно было бы стыдливо промолчать – неспособностью при ранее заявленном ее уровне обеспечить междолжностное соотношение окладов высококвалифицированных и малоквалифицированных работников.
Тем не менее, даже из такого крупного ляпа правительство попыталось извлечь выгоду, состряпав из него предвыборный пряник. Ни мало не стесняясь, акцию с минималкой приурочили к выборам – повышенную с 1 сентября зарплату людям выплатят ближе к октябрю, чтобы свежее были впечатления, преисполнившись которыми люди пойдут на избирательные участки.
Та же история и с зарплатами многострадальных бюджетников, в дрессуре которых по месту работы решили использовать не только отрицательное, но положительное подкрепление в виде добавки 15% к окладу. Попытка умаслить огромную армию пенсионеров, добавив им по 30 гривень к пенсии, состоялась чуть раньше, очевидно, чтобы не так бросался в глаза подкуп избирателей, и чтобы создать иллюзию пусть и постепенного, но неуклонного и постоянного социального развития.
Чиновники же открещиваются от обвинений в примитивном популизме, отвечая в духе пословицы "собака лает, караван идет" – дескать, неспособность чересчур придирчивых элементов увидеть в работе правительства Януковича мощный социальный позитив нисколько не мешает делу.
Только много ли найдется "непридирчивых", если после всех повышений, перерасчетов, введения надбавок и прочей бурной деятельности 11 миллионов пенсионеров по–прежнему живут разве что святым духом – их пенсия не дотягивает до прожиточного минимума? Если до того же самого минимума не дотягивает зарплата трети работающих?
Справедливости ради заметим, что Кабмин Януковича не одинок в своей неспособности привести систему государственных социальных гарантий в соответствие с положением Конституции об обязанности государства обеспечивать гражданам доход на уровне прожиточного минимума, – еще ни одному из десятка украинских правительств не удавалось приблизиться к искомому соответствию.
Но настораживает и удручает то, что правительство Януковича планирует нарушать Основной Закон еще не менее двух лет, только к 2007 году обещая уравнять минимальную зарплату с прожиточным минимумом. Что в этих планах особенно умиляет, так это искренняя уверенность в долгосрочной перспективе своей деятельности.
При этом никакие моральные тормоза не мешают из выполнения, причем не очень успешного, своей прямой обязанности раздувать столь громкую пропагандистскую компанию, как это делает премьер Янукович.
В этом он превзошел своего главного конкурента, который до сих пор выезжает на проведенных во времена его премьерства повышениях зарплат и пенсий, скромно предпочитая не вспоминать о более чем 25–процентной инфляции, которая свела на нет добрую половину его благих начинаний.
Такое сходство в тематике и тактике предвыборной пропаганды основных претендентов на президентский пост наводит на подозрение, что их постоянно подчеркиваемый антагонизм – явление поверхностное, как сказали бы в старые времена, – касающееся идеологической надстройки, и мало проявляющееся в практических результатах.
Итог сего размышления неутешителен – при всей остроте противостояния, предстоящий выбор не содержит серьезной альтернативы для простых граждан, не имеющих отношения к бизнес–структурам кандидатов, старающихся сегодня переманить электорат либо напоминаниями о прошлых социальных успехах, либо попытками представить задабривание нищего народа в виде больших социальных достижений.
Да и надежда на пусть топорный, но зато упорный пиар расслабляла – наверное, сверху представляется, что если каждое повышение зарплаты и пенсии, едва поспевающее за официальной инфляцией и очевидно отстающее от фактического роста цен, широко разрекламировать, то оно станет более заметным для обывателей, которые в скором времени превратятся в электорат.
Но – еще совсем немного, и ставки сыграют, а рейтинг кандидата от власти, хотя и подрос, но все равно далек от победного, ведь социальных изменений, которые бы могли быть связаны в сознании избирателей с фамилией Янукович, так и не произошло.
Так что остается только продемонстрировать "планов громадье", одурманить перспективами, что и попытались сделать на заседании Кабмина 8 сентября. При немалом стечении прессы рупор бюджетной политики Николай Азаров дал характеристику проекта бюджета на 2005 год.
Не столько количественную, что было бы в данном случае оправдано и убедительно, сколько качественную – подчеркивая сбалансированность, взвешенность, реалистичность и грамотность составления главного финансового документа на следующий год. Что стоит за этими словами?
Сам премьер во вступительном слове обмолвился, что бюджет 2005 года составит 108 млрд. грн., то есть в полтора раза больше, чем нынешний.
Само по себе такое увеличение вызывает немало вопросов, ведь социальные стандарты увеличиваются вовсе не пропорционально, а на считанные проценты: к примеру – минимальная зарплата с 1 января 2005 года вырастет всего на 25 грн. – до 262 грн.
Куда же пойдут остальные десятки миллиардов? Будем надеяться, что вразумительное пояснение будет дано в ближайший понедельник, на который назначено действо под названием "презентация бюджета–2005". Тогда же мы узнаем и более точный объем бюджета, ведь главный финансист намекнул, что, эта цифра в 108 миллиардов – предварительная, и есть, мол у нас еще ресурсы…
Откуда такая смелость? Ведь даже при самых оптимистических прогнозах рост ВВП за этот год составит не более 12%, а на следующий год прогнозируется на уровне 8,6%? Раньше вели себя куда осторожнее, даже скромнее, предпочитая в случае необходимости вносить поправки в уже принятый бюджет.
Может быть, приняли во внимание, что следующий год не потребует резервирования, а, называя вещи своими именами, сокрытия миллиардов народных гривен для раскручивания нужного человека? А может быть, подозревая малую вероятность победы, просто решили: после нас – хоть потоп, и работать по создаваемым ныне планам придется совсем другой команде. Пусть тогда выкручиваются, раз постоянно предлагают увеличивать расходную часть.
И все же, при всей эпохальной важности момента обсуждения бюджета, Премьер–министр был явно озабочен иными вещами. Раздавая задания своим подчиненным, Виктор Янукович на первое место поставил вовсе не подготовку к зиме, не повышение доходов людей.
Нет, речь об этом зашла лишь после того, как он дал ценные указания по поводу того, как следует себя вести в условиях начавшейся сессии парламента. Если еще год назад Янукович подчеркивал намерение работать со всеми парламентскими силами, объясняя это тем, что все они отражают интересы и чаяния тех или иных слоев населения Украины, то теперь времени на показную толерантность и демонстрацию готовности к диалогу во имя достижения всеобщего благоденствия уже не остается.
Глава правительства однозначно сказал, что намерен работать только с конструктивными силами, а что он вкладывает в это понятие, известно всем. Остальные же будут подвергнуты бойкоту, блокаде, прессингу или – какие там найдутся еще методы для выполнения задания, которое получили заместители министров по связям с парламентом – им велено всеми способами не пропускать законопроекты, трактуемые нынешним правительством как популистские, а такими предложениями, по словам премьера Верховная Рада просто завалена.
Так что, исходя из такой установки, бюджетный процесс будет вполне предсказуем – каковы бы ни были параметры бюджета, карманные и зависимые фракции за него проголосуют. Очередная бюджетная эпопея стартовала – и на сей раз она будет больше похожа на битву за еще одну возможность обеих конкурирующих сторон доказать избирателям исключительную социальную направленность своих намерений.
Очередная попытка задобрить электорат?
Однако есть еще одна тема, которую нельзя обойти. Решение правительства о повышении минимальной зарплаты с 205 до 237 гривен с 1 сентября было тут же подхвачено прессой и представлено как очередное проявление заботы о населении. Более того, об этом событии народ неоднократно извещали загодя, чтобы оно, не дай бог, не прошло незамеченным.
Но, стоит лишь немного отвлечься от бравурных реляций, как вырисовывается картина, больше похожая на пропагандистскую уловку, чем на действительное стремление повысить благосостояние, как это настойчиво преподносится публике.
Казалось бы, любое повышение социальных стандартов похвально, но рассматривать события в отрыве от контекста, значит, сознательно лишать себя возможности адекватной оценки происходящего.
Итак, контекст практический. По официальным прогнозам инфляция в этом году ожидается на уровне 7%. В таком случае, простейшие арифметические действия показывают, что половина добавленных к предыдущему уровню минималки 32 гривен уйдет на компенсацию той ее части, которую "съедает" обесценивание денег.
А насколько и в какую сторону реальное повышение цен отличается от официальных показателей, каждый может убедиться сам, купив на ближайшем рынке мясо, подорожание которого отнюдь не стало менее чувствительным от сообщений о нулевой июльской инфляции.
Теперь – контекст бухгалтерский. Минимальная зарплата – это вовсе не то, что человек получит на руки, а всего лишь установленный уровень, меньше которого работодатель не должен начислять оплату за выполненную месячную норму труда.
При этом в минимальную зарплату входит не только оклад, но и любые доплаты – надбавки, премии… К тому же она подлежит налогообложению, из нее удерживаются все установленные сборы.
Из этих соображений понятно, что сколь–нибудь значимого социального эффекта ожидать не стоит.
Посмотрим шире – в контексте политическом. Повышение минималки до 237 гривен высшие правительственные чиновники широко анонсировали еще год назад. Но потом вдруг оказалось, что денег в бюджете хватает только на 205 гривень.
Впрочем, это ничуть не помешало Николаю Азарову продолжать гордиться железной финансовой дисциплиной в государстве и устойчивым перевыполнением доходной части бюджета, а пиарщикам кандидата от власти навязчиво проводить в массы мысль, что Виктор Янукович – человек слова, и обещания правительства неизменно выполняются.
Промах же с минималкой прошлой осенью пытались оправдать тем, о чем по–хорошему нужно было бы стыдливо промолчать – неспособностью при ранее заявленном ее уровне обеспечить междолжностное соотношение окладов высококвалифицированных и малоквалифицированных работников.
Тем не менее, даже из такого крупного ляпа правительство попыталось извлечь выгоду, состряпав из него предвыборный пряник. Ни мало не стесняясь, акцию с минималкой приурочили к выборам – повышенную с 1 сентября зарплату людям выплатят ближе к октябрю, чтобы свежее были впечатления, преисполнившись которыми люди пойдут на избирательные участки.
Та же история и с зарплатами многострадальных бюджетников, в дрессуре которых по месту работы решили использовать не только отрицательное, но положительное подкрепление в виде добавки 15% к окладу. Попытка умаслить огромную армию пенсионеров, добавив им по 30 гривень к пенсии, состоялась чуть раньше, очевидно, чтобы не так бросался в глаза подкуп избирателей, и чтобы создать иллюзию пусть и постепенного, но неуклонного и постоянного социального развития.
Чиновники же открещиваются от обвинений в примитивном популизме, отвечая в духе пословицы "собака лает, караван идет" – дескать, неспособность чересчур придирчивых элементов увидеть в работе правительства Януковича мощный социальный позитив нисколько не мешает делу.
Только много ли найдется "непридирчивых", если после всех повышений, перерасчетов, введения надбавок и прочей бурной деятельности 11 миллионов пенсионеров по–прежнему живут разве что святым духом – их пенсия не дотягивает до прожиточного минимума? Если до того же самого минимума не дотягивает зарплата трети работающих?
Справедливости ради заметим, что Кабмин Януковича не одинок в своей неспособности привести систему государственных социальных гарантий в соответствие с положением Конституции об обязанности государства обеспечивать гражданам доход на уровне прожиточного минимума, – еще ни одному из десятка украинских правительств не удавалось приблизиться к искомому соответствию.
Но настораживает и удручает то, что правительство Януковича планирует нарушать Основной Закон еще не менее двух лет, только к 2007 году обещая уравнять минимальную зарплату с прожиточным минимумом. Что в этих планах особенно умиляет, так это искренняя уверенность в долгосрочной перспективе своей деятельности.
При этом никакие моральные тормоза не мешают из выполнения, причем не очень успешного, своей прямой обязанности раздувать столь громкую пропагандистскую компанию, как это делает премьер Янукович.
В этом он превзошел своего главного конкурента, который до сих пор выезжает на проведенных во времена его премьерства повышениях зарплат и пенсий, скромно предпочитая не вспоминать о более чем 25–процентной инфляции, которая свела на нет добрую половину его благих начинаний.
Такое сходство в тематике и тактике предвыборной пропаганды основных претендентов на президентский пост наводит на подозрение, что их постоянно подчеркиваемый антагонизм – явление поверхностное, как сказали бы в старые времена, – касающееся идеологической надстройки, и мало проявляющееся в практических результатах.
Итог сего размышления неутешителен – при всей остроте противостояния, предстоящий выбор не содержит серьезной альтернативы для простых граждан, не имеющих отношения к бизнес–структурам кандидатов, старающихся сегодня переманить электорат либо напоминаниями о прошлых социальных успехах, либо попытками представить задабривание нищего народа в виде больших социальных достижений.