СДПУ(о) vs Зинченко: "симметричные ответы" в асимметричном противостоянии

Вторник, 28 сентября 2004, 12:17
…І дивом усі дивувалися, хто чув,
і говорили: хіба це не той,
що переслідував в Єрусалимі
визнавців оцього Ім'я?
(Дії 9:21)



Одним из активно навязываемых стереотипов – украинской политической жизни и, в частности, настоящей предвыборной кампании, является сакраментальное "а, все они одинаковые".

"Всенародную поддержку" и "единодушное одобрение" своего "единого кандидата" власть может имитировать, но на самом деле ни один провластный стратег или политтехнолог, хоть немного осведомленный в украинских реалиях и настроениях, не будет рассчитывать на отданный или вообще хоть в какой-то мере политически сознательный электорат: при всем пренебрежении к собственному (или не собственному) народу, они не могут не видеть: образованная часть этого народа прекрасно понимает, кто на самом деле "гонит порожняк".

Нет, настоящей опорой и единственной надеждой нынешней власти является такой себе – руки в карманах, скептическая ухмылка в уголке рта – "пофигист". "А, все они одинаковые", – говорит он и идет голосовать за то, чтобы было по возможности меньше изменений, потому что уверен в своей мудрости: все изменения – только хуже, если власть возьмет определенный "свыше" наследник, то будет, по крайней мере, меньше хлопот, волнений, передела собственности.

Или не идет голосовать вообще, что, учитывая "честность" и "прозрачность" наших выборов, равно бюллетеню, отданному за провластного кандидата. "А, наплевать, отсидимся в своей "хате с краю" при Януковиче, как отсиживались при Кучме..."

Это позиция циника, который ищет себе оправдания в представлении, что циники – все, и который в своем вниз головой перевернутом мировоззрении уверен, что он – "над всеми". А еще это – последняя надежда и последний бастион власти, которую охватывает

…жага
розтлінного весь білий світ розтлити
і все товкти, товкти зболілу жертву,
щоб вирвати прощення за свої
одвічні окрутенства
(В. Стус)


На днях руководство СДПУ(о) провело "разоблачительную" пресс-конференцию против Александра Зинченко, обвиняя его в "измене". Она - яркая иллюстрация навязывания обществу все того же "а, все они одинаковые".

Перебегают из одного лагеря в другой политики? Понятное дело: одни перекупают вторых, а вторые – первых... Пошумели возмущенные первые? Пожалуйста, вот вам шум возмущенных вторых.

Глаз за глаз, зуб за зуб, все одинаковые, как там говорят политтехнологи – "симметричный ответ?" А среднему гражданину остается только махнуть рукой на политику и политиков и идти пить пиво. И отдать предпочтение не походу в избирательный участок в день голосования, а, например, пикнику с друзьями.

Но восхищенный своим цинизмом "пофигист" оказывается, как мальчишка, одураченным, обыгранным и использованным: он и не замечает, что его "а, все они одинаковые" не позиция того, кто "вне" или "над" политикой, а крапленая карта, подсунутая ему одной из сторон того политического противостояния, которое пронизало все общество, и быть вне которого невозможно по определению.

Шулерство состоит в том, что представление о симметрии пытаются навязать в противостоянии, глубоко асимметрический по своей природе:

не сыновья против отцов,
а сила против правды
(Ю. Ким, 1968)


Я недаром поставил дату под последней цитатой. Четкое разделение на два полюса вернулось в наше общество после полутора десятка лет смятения, когда смешались цвета, флаги и лагеря.

Четкое ощущение деления на "мы" и "они", жутко знакомое с советских времен, вдруг снова возникло и напомнило опыт предыдущего поколения, когда с одной стороны были Брежнев, Щербицкий и все те, кому имя – легион, а со второй – Сахаров, Стус, Сверстюк и прочие мужественные одиночки.

Но есть и существенное различие: сегодня на стороне современных Сахаровых и Стусов уже не единицы. В Украине, единственной из стран СНГ, баланс сил сейчас такой, что у правды есть все шансы победить.

Но агония раненного тоталитарного дракона не менее опасна, чем его господство в силе. И каждый шаг сегодня, как и тогда – на счету, каждый шаг – это поступок. Поступок мужественный или позорный.

И асимметрия здесь вечная: к позорным поступкам склоняет неистовый ветер, который дует из пасти дракона – всегда в одном направлении, и всегда находятся те, кто не устоял, отдался этому ветру, который ломает, крушит и уничтожает физически... и все равно оказался сломанным, уничтоженным – морально, что намного страшнее.

Поступок достойный – это стоять прямо вопреки тому ветру, как стояли в 60-тые, 70-тые, 80-тые Стус, Марченко, Тыхый, Сверстюк, Овсиенко... и как в наше время стояли Гонгадзе, Александров, и снова стоят Сверстюк, Овсиенко и другие.

А когда человек не просто удерживается, а выходит из своего лагеря и идет навстречу ветру – это уже не просто поступок. И потому один поступок Зинченко перевешивает много десятков поступков Скачко, Анн Герман, Тарасов Черноволов, и в этом тоже – асимметрия.

Потому что выйти и пойти против убийственного ветра, и дойти до лагеря тех, кто стоит прямо – это чудо духовного исцеления. Рядом с которым, кстати, закономерно возникает исцеление физическое – как признак для маловерных.

Автор: Кирилл Булкин, главный редактор радио НАРТ – "Честная волна" (можно услышать на частотах: в Киеве – 70.4, в Харькове – 73.79, в Одессе – 68.36).


Читайте также:

СДПУ(О) ГОТОВА РАБОТАТЬ В ОППОЗИЦИИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ ЮЩЕНКО

СУРКИС РАССКАЗАЛ, ЧТО ВЫДЕЛЯЛ ЗИНЧЕНКО НА ЛЕЧЕНИЕ $25 ТЫСЯЧ


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования