Кучма: "Не удивлюсь, если объявят, что уже есть план переноса столицы Украины поближе к Вашингтону..."

Пятница, 6 августа 2004, 12:07
Находясь на отдыхе в Крыму, Президент Украины дал интервью специальному корреспонденту "Фактов".

"Мы не хотим, чтобы нас считали наивными романтиками в таком архиважном деле, как международные отношения"

– Леонид Данилович, только честно, неужто и впрямь каждый день накручиваете по крымским дорожкам "свои" 10–11 километров? Накануне вот услышал от охраны и, откровенно говоря, засомневался...

– А можешь даже не сомневаться. Если к этому добавить еще и ежедневные заплывы, и занятия в тренажерном зале... Да и работы, я тебе скажу, хватает, и газетные публикации порой такие "сюрпризы" преподносят!

– Это какие же такие "сюрпризы"? Уж не интервью ли одного известного украинского политика "Независимой газете"? Кстати, Леонид Данилович, как бы вы прокомментировали его утверждение о том, что во время недавней ялтинской встречи президентов Украины и России Кучма подписал изменения к Военной доктрине, заявляя, что Киев, дескать, уже и в НАТО не идет, и в Евросоюз интегрироваться не собирается?

– Ну, во-первых, должен заметить, что окончательный текст Военной доктрины был утвержден на заседании Совета национальной безопасности Украины еще 6 июля. Затем 15 июля мною был подписан указ, которым это решение СНБО вводилось в действие. И, как это ни странно, до 26 июля, когда мы встретились тут, в Крыму, с президентом Путиным, никто даже внимания никакого не обращал на эти поправки.

А тут "вдруг" заметили! Не успела состояться наша встреча с президентом России, как тут же и в Интернете, и в ряде газет, и в заявлениях некоторых наших политиков начались ну просто откровенные спекуляции.

– Что вы имеете в виду?

– А я сейчас объясню, что я имею в виду. Обратите внимание на то, о чем, собственно говоря, идет речь. Речь о том, что изменения в Военной доктрине, вызвавшие столь резкий всплеск политических эмоций, отнюдь не вызваны субъективным, сиюминутным моментом, как утверждают некоторые, ссылаясь на итоги рассмотрения "украинского вопроса" на Стамбульском саммите.

Изменения вызваны объективной оценкой целого ряда факторов международной политики и, следовательно, уточнением подходов во внешней политике самой Украины.

Да, мы вполне сознаем, что нынешняя мировая система переживает серьезный кризис. Европейский Союз вынужден решать непростые проблемы, связанные с принятием в ЕС новых членов, и он сейчас просто не готов серьезно решать вопросы, напрямую касающиеся интересов Украины.

Возникло, как вы видите, весьма заметное противостояние между "старой" и "новой" Европой (и это особенно остро проявилось в связи с принятием Конституции Евросоюза). Ни для кого не секрет, что и НАТО переживает кризис из-за войны в Ираке. Заметьте, что для свержения режима Саддама Хусейна Соединенным Штатам пришлось создавать абсолютно новую коалицию государств, поскольку институты НАТО, по сути, были блокированы согласованной позицией Германии и Франции.

Так вот, если раньше мы исходили из того, что благодаря тесному сотрудничеству с европейскими и евроатлантическими структурами могли более эффективно решаться проблемы социально-экономического и политического развития, то, как показал, например, последний опыт обсуждения украинской конституционной реформы, наши западные партнеры не всегда и не совсем адекватно воспринимают сегодняшние украинские реалии.

– Выходит, вам пришлось, по сути, реагировать на сложившуюся ситуацию?

– Конечно. Давайте будем откровенными: первичная редакция Военной доктрины, принятой еще в декабре 2003 года, в чем-то весьма напоминала ключевое положение программы КПСС хрущевского периода – "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме".

Чего уж греха таить, от этого пункта нашей Военной доктрины попахивало эдаким шапкозакидательством (может, помните, было такое старое советское словцо?).

Мы не сразу же это поняли. Но лучше поздно, чем никогда.

Кстати говоря, время дало нам ответ и на вопрос, почему в НАТО и ЕС оказались страны, близкие по уровню развития к Украине. Причина, в первую очередь, – в их географическом положении и в отношениях, сложившихся между Западом и Россией.

Такова реальность. Такова проза жизни. Мы не хотим, чтобы нас считали наивными романтиками в таком архиважном деле, как международные отношения. Пришло время с небес опуститься на грешную землю.

"Севастополь является и останется главной базой Военно-Морских сил Украины"

– Звучит действительно красиво. А как все-таки прикажете понимать это буквально, конкретно? Что это все-таки значит?

– Это значит, что полноправное членство в Евросоюзе и в НАТО по-прежнему остается важной составляющей нашей стратегии. Однако в рабочие планы на ближайшее будущее вносятся коррективы, отражающие сегодняшнее состояние дел не только с учетом наших, украинских реалий, но и с учетом положения вещей, сложившегося сейчас в евроатлантическом содружестве.

Вот, собственно, и все. Ни одно из уже намеченных мероприятий развития наших отношений с НАТО и ЕС не отменяется. Об этом не может быть и речи.

– Кстати, ваши оппоненты упрекали вас в изменениях именно стратегического характера...

– Мне кажется, что я достаточно убедительно показал, что оснований для подобных упреков мы не дали абсолютно никаких. Другое дело, что кое-кому из толкователей принятого решения померещилось нечто подобное... Знаете, забавно было наблюдать, как на удивление стремительно некоторые из них начали выдавать желаемое за действительное. А ведь, обратите внимание, те, кто это утверждает, порой сами не верят в свои слова. Ведь это чистой воды популизм.

Поверьте, я прекрасно понимаю, что сейчас каждый из множества кандидатов в президенты Украины, к числу которых, кстати, относится и герой упомянутого вами интервью "Независимой газете", стремится любой ценой заработать побольше очков в глазах потенциальных избирателей.

Я только хочу подчеркнуть: никто и ничто в сегодняшней Украине не дает оснований для такого грубого искажения фактов. И я не очень-то верю в успех тех кандидатов в президенты, кто пытается поймать свою "золотую рыбку", разыгрывая карту украинской внешней политики столь никудышным образом.

Что же касается все того же "газетного героя", который прибег не просто к критике, а, извините, к откровенной грубости, то, можете мне поверить, он подобными заявлениями нанес непоправимый вред, в первую очередь, самому себе как публичному политику. Он, по сути, сам себя выставляет за рамки политической жизни, которая наступит после президентских выборов. Независимо от их результатов.

– Леонид Данилович, по сообщению "Украинской правды", Виктор Ющенко высказал предположение о том, что тема сдачи Севастополя российскому Черноморскому флоту и перебазирования оттуда кораблей ВМС Украины в Донузлав, дескать, может быть провокацией власти. Готовы ли вы оценить подобное заявление?

– Да. Это действительно очередная политическая провокация. Но не власти! А тех, кто сам об этом заявляет. Удивительно, что такие высказывания звучат из уст одного из кандидатов в президенты. Причем, заметьте, кандидата, в лексиконе которого много слов о нравственности, честности, порядочности... Не удивительно, к сожалению, другое – то, что об этом сообщает "Украинская правда", которая в последнее время попросту перестает быть украинской, и это уже становится очевидным для многих.

Относительно же Севастополя, я хочу твердо заявить, что он является и останется главной базой Военно-Морских сил Украины.

Я не раз уже говорил, что президентская кампания будет у нас очень горячей. Думаю, будут выдумки и похлеще этой севастопольской. Не удивлюсь, если кто-то объявит, что у нас есть план переноса столицы Украины куда-нибудь, скажем, поближе к Вашингтону. Или наоборот – к Москве... А ведь фигуранты подобных политических провокаций – все те же самые, знакомые лица...

"Некоторые участвуют в президентской гонке по принципу: не догоню, так хоть согреюсь"

– Интересно, как вы относитесь к тому, что Центральная избирательная комиссия уже зарегистрировала аж 24 кандидата в президенты. Такого рекордного числа претендентов на президентскую булаву в Украине еще не было.

– Это, по-моему, отнюдь не тот случай, когда чем больше, тем лучше. Для меня, например, очевидно, что в этом длинном списке есть и реальные игроки, и статисты. Знаете, у нас в народе частенько вспоминают поговорку: где два украинца, там три гетмана. Это, так сказать, особенности украинской охоты на булаву. Но эта национальная охота, увы, не всегда оборачивалась добром. Хорошо известно, к чему это привело, к примеру, в 1918–1920 годах.

– В списке кандидатов в президенты есть немало "ветеранов" этого движения. Я имею в виду и Александра Мороза, и Петра Симоненко, и Наталью Витренко... В то же время некоторые политологи несколько неожиданно восприняли появление в этом списке киевского столичного головы Александра Омельченко. Кстати, немногие знают, что вы с Сан Санычем родились мало того, что в один год и в один месяц, так еще и в один день...

– Это верно. Мы с киевским мэром родились в год Тигра под созвездием Льва. Нас многое объединяет, мы давно знаем друг друга. Но похоже, что Сан Саныч оказался "ТИГРЕЕ" меня!.. Я вот сколько его знаю, а предсказать его решения до конца не могу. А ведь хозяйственник он действительно крепкий.

Знаете, многие из нынешних претендентов руководствуются известным олимпийским принципом – мол, главное не победа, а участие. Должен заметить, что в политике этот принцип далеко не столь однозначен. Я бы еще одну народную поговорку, характеризующую некоторых участников президентской гонки, процитировал. Да боюсь кого-нибудь обидеть.

– Авось, не обидите?

– Ну, да ладно, скажу. У нас ведь еще как говорят? Не догоню – так хоть согреюсь...

– Леонид Данилович, мы вот тут вспомнили ваш день рождения, а ведь он не за горами уже, буквально через несколько дней. Как собираетесь отметить его в последний раз на президентском посту?

– Думаю, так же, как и большинство из нас, – в кругу близких мне людей. В этом смысле нынешний день рождения исключением не станет. Правда, нет! Предвкушаю по-настоящему радостный сюрприз – в этом году впервые в моем дне рождения поучаствует самый маленький член нашей семьи – внучка Катюша.

Она не так давно свой первый в жизни годик отметила... Если откровенно, то в минуты общения и со старшим внуком Романом, и с маленькой Катюшей куда-то на задний план отходят все те политические проблемы, о которых мы с вами говорим.

– Наверняка не обойдется без гитары?

– А как же! На недавнем юбилее "Южмаша" в Днепропетровске не мог отказать старым друзьям в просьбе исполнить со сцены (вы представляете?!) песню "Как много девушек хороших..."

– Так что, и на дне рождения эту же споете?

– Насчет этой не знаю. Но точно уж в кругу семьи спою нашу любимую, песню ракетчиков – "Песню командировочного".

Мы ведь ее уже столько лет исполняем как старый добрый тост:
...И пусть судьба чуть обделила нас,
Но простить мы это ей сумеем.
И собравшись вместе в поздний час,
Выпьем мы за то, что не стареем...


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования