EFTA как евроинтеграционный палиатив Украины?

Четверг, 26 августа 2004, 20:21
Одним из тяжких последствий президентства Кучмы для украинских "западников" стала потеря реального шанса приобщиться к расширению ЕС если не с Польшей и странами Балтии, то уж наверняка с Румынией и Болгарией.

Потеря необратимая – так как сегодня евробюрократы готовы рассматривать наше государство только в роли "соседа" – наравне с Израилем, Иорданией, Марокко ...

Конечно, в стратегической перспективе двери ЕС не закрыты для нас окончательно. Немногочисленные адвокаты Украины в западных столицах не устают повторять: проведите свободные выборы, четко и недвусмысленно объявите о своих намерениях, поднимитесь до уровня копенгагенских критериев – и тогда можно будет начать серьезные разговоры.

А пока воспользуйтесь статусом соседства, который может теоретически дать Украине все преимущества членства в ЕС, - кроме представительства в Еврокомиссии и Европарламенте.

Если нынешняя киевская власть сумеет пролонгировать свое пребывание у руля на октябрьских выборах, то, очевидно, вопрос нашей евроинтеграции на долгие годы вообще потеряет актуальность. Нет, упаси Боже, это не будет означать разрыва связей с Брюсселем.

У Романа Шпека и его коллег будет достаточно работы на переговорах, где будут отвоевываться небольшие, но очень важные уступки по облегченному пересечению границы с ЕС для украинских товаров, капиталов и граждан.

Но вопрос членства Украины в Евросоюзе (даже как отдаленная стратегическая цель!) исчезнет из политического лексикона киевских элит. Вместе с тем будет происходить усиленное развитие ЕЭП, звучать многочисленные заявления об "общем историческом корне", "братстве народов" и "особого пути развития".

Тем не менее даже приход на Банковую Ющенко не будет означать автоматического прорыва на евроинтеграционному направлению. Слишком уж сложная ситуация в самом Евросоюзе, который еще не скоро оправится окончательно после прошлой волны расширения и не скоро найдет приемлемую модель решения "турецкой проблемы".

Слишком далеко отошла кучмовская Украина от уже упоминавшихся копенгагенских критериев. Слишком сильны позиции российской дипломатии, которая даже на гипотетическом уровне не представляет членства Украины в объединенной Европе.

А значит, назначенный Ющенко министр иностранных дел будет вынужден поначалу делать то же самое, что и министр в правительстве Януковича – заниматься сложными и рутинными переговорами с евробюрократами о плане соседства. И стратегических прорывов на этих переговорах в ближайшее время ожидать сложно.

А тем временем этот план соседства (даже в самой лучшей для Украины редакции) не дает ответа по крайней мере на один принципиальный для нас вопрос: а является ли наше государство Европой?

Не спешите негодовать по поводу самой возможности такого вопроса и упоминать о знаке "Центр Европы", установленный под Раховым еще в конце ХІХ столетия (совсем не украинцами, а венграми, которым важно было, чтобы эта географическая точка оказалась в границах земель Короны святого Иштвана!)

Вместе с тем вспомним: реликтовые белорусские "западники" гордятся своим "центром Европы", расположенным недалеко от Минска; есть свой аналогичный знак и в Литве. Отсюда очевидно: география не является очень точной наукой. И политика вносит в нее свои коррективы.

В случае с Европой они сводятся к тому, что все чаще цивилизационную границу континента отождествляют именно с границами ЕС (если точнее – то с границами Европейского экономического пространства - ЕвЭп, о котором несколько позже). А поэтому все, что восточнее, автоматически попадает в Евразию.

Именно так классифицирует государства американский Госдепартамент, который тоже, очевидно, утомили прихоти украинской "многовекторности". А за этими формальными дефинициями – вполне ощутимое различие в подходах.

Итак, только членство в ЕС (или по крайней мере в ЕвЭп) позволит говорить о полной "европейскости" Украины не только в собственных глазах, но и в глазах других.

Сегодня в ЕвЭп (которое, в соответствии с соглашением 1992 года, которое вступило в силу двумя годами позднее, является одной большой европейской зоной свободной торговли) кроме 25 государств ЕС входят и 4 государства Европейской ассоциации свободной торговли (которую чаще знают по английской аббревиатуре EFTA) – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Государства, которые в силу разных исторических причин не входят в ЕС (и пока не ставят цели туда попасть), но европейскость которых никто под сомнение не берет.

Основанная 1960 года EFTA стала ответом британской дипломатии де Голлю, который в конце 1950-х заблокировал вступление Великобритании в тогдашнее Европейское экономическое сообщество.

Поначалу в ассоциацию, кроме Объединенного Королевства, вошли еще Австрия, Швеция, Португалия, Швейцария, Норвегия, Дания. Позже расширение ЕЭС, а со временем – ЕС сократило число членов EFTA до нынешней "четверки".

Сегодня EFTA руководствуется Вадуцкой конвенцией 2001 года. В отличие от первоначальной Стокгольмской конвенции 1960 года, в ней зафиксировано уважение стран-участниц к общим ценностям и европейской идентичности, одной из главных задач определено построение совместного европейского дома вместе со странами ЕС.

Вместе с тем EFTA не является жестким объединением. Провозглашая свободное движение товаров между странами-членами, она лишь декларирует содействия одновременному свободному передвижению людей. В отличие от ЕС, EFTA не имеет общего гражданства, а ее учреждения (секретариат, правительственные и парламентские комитеты, суд) в десятки раз уступают по количеству персонала Европарламенту и Еврокомиссии.

Тем не менее, определенные интеграционные тенденции заметны и здесь. Вадуцкая декларация, в частности, говорит о необходимости согласования таможенных тарифов, законодательства в сфере интеллектуальной собственности, работы, охраны окружающей среды. Однако степень свободы стран-членов в EFTA значительно выше – и Швейцария в ряде случаев декларирует позицию, отдельную от остальных трех.

Другим краеугольным документом EFTA является соглашение о Европейском экономическом пространстве, которое регулирует отношения "четверки" с 25 странами ЕС. Значение этого документа для ассоциации вполне очевидное – и даже ее секретариат сегодня территориально разделен между Женевой (где структуры занимаются отношениями в рамках самой EFTA) и Брюсселем (где вместе со структурами ЕС определяется совместная политика для всего ЕвЭп).

В отличие от ЕС, EFTA не выдвигает (по крайней мере формально) жестких критериев для членства. Вадуцкая конвенция открыта для присоединения других государств континента.

И, в случае, если двери ЕС даже при условии существенных изменений на украинской политической сцене будут оставаться для Украины закрытыми, членство в EFTA может стать для нашего государства той "синицей в руке", которая позволит ей утвердить свою европейскость.

Ведь в экономическом плане участие в EFTA (и, соответственно, в ЕвЭп) может принести Украине в отношениях с государствами ЕС тот максимум, которого можно ожидать от самого успешного осуществления плана "соседства".

Но политически вступление в ассоциацию закрепит место Украины уже не в одном ряду с Иорданией, Марокко и Израилем (как в случае "соседства"), а рядом с Норвегией и Швейцарией – несомненными системосоздающими единицами "старой Европы".

Вдобавок, членство в EFTA ничуть не ухудшит шансов Украины на полноправное членство в ЕС – в прошлом большинство членов-основателей ассоциации решили присоединиться к Евросоюзу и успешно вступили туда.

Интересно, что и наш стратегический партнер – Польша – сразу после формирования некоммунистического правительства Мазовецкого в 1989 году начала было переговоры о членстве в EFTA и, как признают польские эксперты, это только помогло ей добиться уже через два года ассоциации с тогда еще Европейским сообществом.

Итак, вступив в EFTA и использовав все преимущества членства в ЕвЭп, Украина сможет еще раз оценить свои возможности в контексте ситуации, которая будет складываться на континенте к тому времени, и определиться с моделью своих будущих отношений с Евросоюзом.

Солидным козырем Украины в случае, если она все-таки решит обрести членство в Европейской ассоциации свободной торговли, является и тот факт, что наше государство (единственное из стран постсоветского пространства!) еще в 2000 году, во времена правительства Ющенко, подписала с EFTA Декларацию о сотрудничестве, которая предусматривает, в частности, деятельность совместной межправительственной комиссии.

Конечно, и гипотетически украинский путь в EFTA не будет простым. Для участия в этом не очень широком, но почитаемом клубе государств наша страна как минимум должна будет получить от ЕС статус государства с рыночной экономикой и завершить процесс присоединения к ВТО.

Членство в НАТО не является при этом обязательным (две из участниц EFTA – страны нейтральные). Но одновременное начинание по крайней мере Плана обретения членства в НАТО будет иметь и здесь большое значение – поскольку будет фиксировать западный, демократический и рыночный выбор Украины.

А главное – Украина должна изменить свою властную элиту. Так как та особая модель евроинтеграции, о которой говорит сейчас Виктор Янукович (не раскрывая, впрочем, ее контуров), будет состоять, очевидно, в движении в Европу... в фарватере России, в роли ее преданного сателлита.

И о полноправном членстве в реальных европейских структурах (кроме сугубо политического Совета Европы, европейскость которой существенно размыло членство евразийской РФ) уже не будет и речи.

И в завершение. Даже в самом лучшем случае успешное вступление EFTA станет для Украины только палиативом евроинтеграции – поскольку возможности, которые предоставляет своим полноправным членам ЕС, несравненно больше.

Но что сделаешь, если Украина Кучмы пропустила свой поезд и сегодня в самом деле должна выбирать между "синицей" EFTA и "сибирским медведем" ЕЭП?

Автор: Максим Стриха, руководитель научных программ Института открытой политики