Зинченко: Кучма, Медведчук и Янукович станут оппозиционерами и будут готовиться к реваншу через 16 месяцев

Среда, 18 августа 2004, 10:35
Александр Зинченко устал молчать. Такое впечатление осталось от его двухчасового интервью "Украинской правде". Много месяцев он вообще не общался с прессой, иногда делая короткие заявления. Его сообщения о выходе из руководства СДПУ(о) год назад уместилось в трех предложениях. Потом было несколько публикаций, однако Зинченко не затрагивал темы своего недавнего прошлого, связанного с СДПУ(о). В интервью "УП" он сам и сознательно сказал больше, чем мы рассчитывали от него услышать.

Сейчас офис Зинченко в том же доме, где и кабинет Ющенко - на углу Андреевского спуска и Боричева тока. Под двухэтажным зданием стоит "мерседес" вице-спикера, в котором мирно спит водитель. Рядом - машина с охраной.

Кабинет Зинченко – на втором этаже. Его соседи – Рыбачук и Гриценко. Ющенко сидит на третьем. Однако он в предвыборном туре, и, возможно, этим объясняется тишина в офисе.

Сначала Зинченко предлагает общаться в зале для совещаний – эта комната находится под крышей со скошенными стенами. Длинный стол и доска для рисования. Это – одно из двух помещений, где принимают главные решения предвыборной кампании Ющенко.

Потом мы переходим в кабинет Зинченко. Обычная мебель - диван, стол, стулья, телевизор. Карта на стене. Машина для уничтожения бумаг и компьютер.

"Вы сам сами пользуетесь интернетом или вам, как другим чиновникам, распечатывает секретарша?", - спрашиваю у Зинченко. "Ну ты меня обижаешь! Я еще в начале 2001, когда не все знали, что такое интернет, ввел на "Интере" рассылку внутренних распоряжений по электронной почте".

Сейчас, по словам Зинченко, через него ежедневно проходит свыше 100 электронных писем. И у него три почтовых ящика для переписки.

Что ж, похоже, его удается разговорить, и мы начинаем интервью.

– Пессимистические настроения людей - один из врагов Ющенко. Он лидирует в президентском рейтинге, однако когда социологи спрашивают, кто станет президентом, то фамилия Януковича называют раза в три чаще. То есть люди хоть и собираются голосовать за Ющенко, однако не верят в его победу. И этой технологией активно пользуется власть. Как вы, руководитель избирательной кампании Ющенко, собираетесь прорвать этот замкнутый круг?

– Во-первых, Ющенко – фаворит, и уже далеко не первый месяц или год. Ющенко – лидер общественных симпатий уже на протяжении четырех лет. Это неопровержимый и широкоизвестный факт. Очевидно, что уровень симпатий может колебаться. И это естественно. Но он никогда не был меньше 23-25 %. Важно подчеркнуть: эти показатели недосягаемы для любого из других 25 кандидатов в президенты.

Власть знает, что выиграть честно не может. Поэтому мобилизует все свои возможности и уловки, весь спектр манипулирования общественным мнением.

Только в нынешнем году имели место чрезвычайно отрицательные факторы, которые усилили неверие людей в честную власть. Мукачевские события были системной репетицией фальсификации выборов – там была задействована и милиция, и прокуратура, и суды.

Активно задействован админресурс – давление на руководителей, принуждение использовать служебное положение для сбора подписей, организации акций в поддержку провластного "единого" кандидата. Торговые точки, поликлиники, рабочие места и базары силком наполняются "единой" агитацией.

В избирательной кампании главное – не абсолютные цифры, а тенденции. На сегодня мы имеем другую тенденцию. Все акценты в пользу Ющенко. Смотрите – сумские события и указ президента об отмене объединения вузов свидетельствуют, что власть очень не уверена в своих силах. Она нервничает.

Она нервничает во внутренней политике. Нервничает и во внешней. Постоянно изменяя акценты – типа изменений в военной доктрине.

Во-вторых, если говорить о массовых акциях с участием оппозиции... Сейчас у Ющенко заканчивается южный тур. Мы отслеживаем динамику изменения настроений, острые вопросы, актуальные темы. До приезда Ющенко в одно из сел на Одесщине опросы показывали 3% его поддержки. После его выступления – поддержка 28%. Нет ни одного случая, когда бы после общения люди не меняли бы своего отношения.

Все меньше звучат вопросы, какова позиция Ющенко по тем или иным проблемам. Его заявления носят четкий характер. Ирак, российский вектор, внутренняя энергетическая политика, хлеб, бюджет – ответы на все эти вопросы, позиция четкая и понятная.

Начиная с апреля наблюдается положительная динамика у Ющенко.

– А чем объясняется спад в апреле?

– 8 апреля провалился "сценарий" администрации президента по осуществлению конституционной реформы.

Во-вторых, сначала мукачевские события для многих людей носили шокирующий характер. Мало кто думал, что власть может организовать так, что результаты будут одни, а победителем объявят другого. По уровню вранья и фальсификаций, Мукачево ни с чем не идет ни в какое сравнение.

Вы помните, говорили, что чуть ли не Зинченко уничтожил бюллетени. Но все ж таки, чем все закончилось? Массовым сопротивлением общественности. Голосованием сессии Верховной Рады, появились факторы, которые просто поломали эту логику власти – вспомните выступление сержанта мукачевской милиции Джумели.

– Кстати, чем закончилась история с Джумелей?

– Его уволили из милиции. Что лишний раз доказывает – наши правоохранительные органы четко выполняют политические команды. От нас Джумеля получил человеческую поддержку. Я думаю, что он будет дальше учиться, и он будет настоящим правоохранителем, защищая закон и граждан Украины.


Я НЕ ЕЗДИЛ ПОЗДРАВЛЯТЬ КУЧМУ. ЭТО БЫЛО БЫ НЕИСКРЕННЕ

– Какая главная проблема сейчас перед Ющенко?

– Прорвать информационную блокаду. Власть, и в первую очередь ее исполнительная ветвь, которая непосредственно подчинена действующему премьеру и по совместительству "единому" кандидату, постоянно доказывает, что она и не собирается организовывать честные выборы.

Она жестко давит на руководителей теле– и радиокомпаний, издателей, журналистов. Использует и подкуп. Угрожает отобрать лицензии. Вы видите это на примере "5 канала". Происходит попытка вытеснить его из кабельных сетей, поменять на другие "правильные", которые чаще всего принадлежат непосредственно донецким олигархам.

Интересно, есть ли где-то еще в Европе страна, где генеральный прокурор "строит" свой телеканал? А других вытесняет из эфира?

Обратите внимание – информационное пространство на глазах радикально меняется. Кандидата от власти не удовлетворяет, что на него работают каналы Медведчука или других... Он хочет иметь гарантии от собственных каналов.

На это работают ТРК "Украина", КТМ, ІВК, "Киевская русь" и прочие телекомпании, которые увеличивают свои сети. Никому другому не удается это сделать. Последним же слишком легко выдаются лицензии, частоты.

Это незаметно сразу, но сейчас в информационном пространстве происходит то же, что и с приватизацией "Криворожстали". Присвоенин того, что принадлежит другим.

– Но как Ющенко может прорвать эту блокаду?

– Когда вы спрашиваете "как?", значит, что я должен показать детали: назвать людей, компании, привести примеры интересных решений. И они сразу попадут под атаку власти. Я не хочу называть технологии, которые станут мишенью.

Могу привести пример: 85% населения Украины знают о том, как проходило выдвижение Ющенко на Певчем поле. Хотя 4 июля все центральные телеканалы показали это событие "под кальку": три бутылки пива и двадцать людей.

Сейчас мы используем семь разных технологий, начиная от интернета. Некоторые новинки вы сможете наблюдать уже с 21 августа. Информация доносится и в общегосударственном масштабе, в региональном, и даже в отраслевом. При условии давления это делается другими, я бы даже сказал, остроумными средствами.

Борьба в медиа очень остра. Вы слышали недавно выступление главы Госкомитета телевидения и радио Ивана Чижа? Он заявил, что избирательная кампания проходит прозрачно, всем кандидатам предоставлены равные возможности. Можно ли серьезно воспринимать это выступление госчиновника? Подавляющее большинство наших соотечественников имеют свое, другую мнение о равных возможностях.

– Вы пытались решить эти вопросы на политическом уровне с первым лицом – Кучмой?

– О ситуации в информационном пространстве президент прекрасно осведомлен. При его внимании к СМИ он проинформирован даже о деталях. Президент живет не на Марсе.

– Спикер Верховной Рады Владимир Литвин может как-то повлиять на ситуацию с этой информационной войной? Ведь он сам в неплохих личных отношениях с Кучмой.

– Позиция Литвина по СМИ последовательна и демократична. Хотя его возможностей недостаточно – так как законодательный орган не может давать прямых указаний. Постановления, к сожалению, далеко не все решают. Акцентировалось ли внимание Кучмы на проблемах СМИ? Когда-то такие разговоры были и у меня…

– …Которые зафиксированы на пленках Мельниченко...

– Я думаю, пленки Мельниченко еще проявятся. Там интересно прочитать все, в полном объеме, и "всех". Я не переживаю за свои разговоры. Я ничего не сказал того, что позволило бы сегодня заявить, что я не исправил ошибки, или что я работаю во вред Украине. Но большое количество людей очень переживает по поводу обстоятельств своих разговоров.

– После ваших слов следует понимать, что и на день рождения Кучмы вы не ездили?

– Нет.

– А от коалиции в поддержку Ющенко кто-то был?

– Я что-то не слышал об этом. Последние два дня рождения я поздравлял президента как заместитель председателя Верховной Рады. Вместе с председателем Верховной Рады и первым заместителем. Сейчас, при сегодняшних условиях, это было бы неискренне.


МЫ С БЕССМЕРТНЫМ НЕ ОБСУЖДАЕМ ИНТРИГИ

– Какова сейчас ситуация внутри избирательной кампании Ющенко? Если вспомнить предпоследнее "Зеркало недели", то существует серьезное противостояние между вами как руководителем избирательной кампании и штабом Ющенко, который возглавляет Роман Бессмертный.

– У меня к штабу или у штаба ко мне нет претензий. В той статье в "Зеркале недели" отмечалось, что растягиваются полномочия…И мы давно уже определились, кто чем занимается! Работы очень много и хватит на всех!

– Что же тогда входит в компетенцию Бессмертного?

– Это организационная, "полевая работа", она чрезвычайно сложная. Это агитаторы, менеджеры, организаторы общественных отношений. Работа штабной системы принадлежит Бессмертному. Он знает ее логику, знает всех этих людей по вертикали – начиная с Киева и заканчивая селом.

Но на каком-то этапе появляется вопрос: появление новых партнеров, образование избирательной коалиции "Сила народа", появляются новые элементы в избирательной системе, потребность внести коррективы в стратегию и тактику. Нужно быстро отреагировать на новые вызовы. Определение идеологической позиции, ее оформление. Есть информационная работа, печатные и электронные СМИ. Это относится к структурам, которые больше относятся к моей компетенции.

Пересекаются ли наши функции? Обязательно. Но являются ли они противоположными? Нет. Мы вместе работаем, чтобы решить главные задачи. У нас каждый день появляются десять-двенадцать острых вопросов кампании. Некоторые вопросы концентрируются даже в одном часе. Поэтому контакты и взаимодействие отработаны. Сегодня мы встречались дважды с Бессмертным. Мы не обсуждаем интриги. У нас хватает другой работы.

У нас общее понимание главных принципов кампании. Мы полностью "прочитали" кампанию с 31 октября в обратном направлении – от дня голосования до сегодня. Мы каждый день анализируем ситуацию и вдвоем, или с другими участниками. Это сложная командная работа, но мы сразу договорились работать в режиме, который будет только помогать.

– Такое наблюдение: когда вас не было в кампании Ющенко, штаб попробовал развесить бигборды за Ющенко со словом "Так!" или "Верю, знаю, можем!" После вашего прихода бигбордов Ющенко нет. Следует ли понимать, что это следствие разных подходов?

– Вы ошибаетесь. Любая работа должна проводиться в контексте событий. Но что касается бигбордов – оппоненты предложили собственное видение. Результаты вывидите сами. Другое я не хотел бы комментировать.

– Каково место Юлии Тимошенко в предвыборной кампании Ющенко, ведь по крайней мере сейчас ее не видно?

– Она брала небольшой тайм-аут на неделю, отдохнуть. Самая острая часть кампании приходится на сентябрь-октябрь. Вы увидите Тимошенко в кампании активной и результативной. Она работает в своей плоскости. Она не занимается штабной работой. Вы увидите ее в другом качестве.

– Как тогда пояснить, что под ее кураторство отдалили восточные, проблемные для Ющенко регионы?

– У нас большинство организаторов всего избирательного марафона пройдут по всей Украине. Для Ющенко нет проблемных и непроблемных регионов. Мы будем работать всюду. Безусловно, будем делать акценты. И Тимошенко вы увидите и в Восточной, и в Западной Украине.

– Ваш прогноз сотрудничества с Морозом – снимется ли он перед первым туром, поддержит ли Ющенко во втором туре?

– Наши оппоненты всячески стараются поссорить нас. Но мы с Морозом будем активно взаимодействовать. Как скажется это на избирательном процессе? Мы будем вместе противодействовать фальсификации. С этой целью подписано соглашение о честных выборах. Еще состоится много событий, на которые у нас будет одинаковая реакция. Как, например, на события в Сумах.

– Однако в разгар этих событий было заявление начальника штаба Мороза Иосифа Винского, где среди прочего он отказался сотрудничать с Зинченко и Бессмертным.

– Я убежден, что кампания Соцпартии не вписывается в заявление одного его представителя.

– Традиционный вопрос сейчас: как вы думаете, что будет с Кучмой, Медведчуком, Януковичем через полгода?

– Они все будут в оппозиции. По принципу "чем хуже – тем лучше". Но гораздо важнее, что будет не с нашими оппонентами, а со страной.

Между декабрем 2004, когда по закону может состояться инаугурация нового президента Виктора Ющенко, и мартом 2006, когда состоятся новые парламентские выборы – дистанция в один год и четыре месяца. За это время непросто реализовать программу радикального развития Украины. По расчетам наших оппонентов, год и четыре месяца – это крайне короткая дистанция. Ошибаются.

План для Ющенко – не создание технологий, оторванное от реальной жизни.
Мы сможем его реализовать. У меня было немало разговоров с Виктором Андреевичем по самым стратегическим вопросам – экономическим, политическим, социальным.

Он четко формулирует базу, которую он будет реализовывать как президент в конце 2004 – в начале 2005. Он чрезвычайно прагматичный человек, и у этих наработок есть четкие контуры – команде уже есть что и как реализовать.

Вообще я вижу, насколько Ющенко динамично меняется как политик. Удивительно, с какими темпами он нарабатывает, обобщает, усваивает целые блоки вопросов. Когда он это успевает, будучи на "полевых роботах", в туре!? Бывает, в полночь сформулирована проблема, а утром уже есть содержательный ответ.

С 10 утра до 15 дня по три-четыре встречи, а на улице жара 40 градусов, а потом вечерние мероприятия. И он успевает поработать над собой, продумать детали... Поэтому я убежден: пусть оппоненты не рассчитывают, что за год и четыре месяца нам не удастся реализовать задуманное.

Мы идем до 31 октября не просто с конкретной программой, а с отработанной методикой по ее реализации. Скажем, что касается программной цели создать 5 миллионов новых рабочих мест за ближайшие 5 лет. Ее просчитанность и правдивость можно легко доказать. Мы анализировали первый квартал 2000 года после прихода Ющенко на должность премьера – увеличение составило 380 тысяч. Дале эта динамика только усилилась.

Продолжение следует...

Во второй части интервью Зинченко впервые расскажет о том, как он потерял канал "Интер", а также о том, собирается ли он вернуться на канал после выборов президента, как в Украине зарождались "темники", когда он начал расходиться с Медведчуком и почему он не воспринял технологии Гельмана, предложенные СДПУ(о)

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования