Победителей не судят...
Среда, 18 августа 2004, 00:00
Летний сезон в Украине традиционно не лучшее время для проведения активной избирательной кампании. И поэтому, естественно, команды основных кандидатов актуализируют разного рода технологические схемы, готовясь к осеннему противостоянию.
Тем не менее именно в подготовительную стадию выборов иногда происходят события, которые влияют на весь ход избирательного процесса. Нынешняя избирательная кампания, наверное, не является исключением. События минувшей недели как нельзя лучше иллюстрируют этот тезис.
Значительная часть политологов обращает внимание на резонансные так называемые "крымско-херсонские события" – слежка за Ющенко и инцидент с КамАЗом. Тем не менее, в долгосрочной перспективе важно еще одно явление – распределение руководящих должностей в территориальных избирательных комиссиях.
Между тем данное событие прошло почти незамеченным, если не учитывать довольно пассивных протестов Ключковского, представителя Ющенко в ЦИК, а также сетований со стороны социалистов на якобы несправедливое распределение должностей руководителей ТИК.
По крайней мере в информационном пространстве особого резонанса это событие не приобрело.
В конце концов все остались при своем – Центризбирком настаивал на прозрачном распределении руководящих должностей с помощью неизвестной компьютерной программы, которую, не исключено, разработали в штабе одного из кандидатов.
А оппозиция осталась, как всегда, "ни с чем", то есть с теми должностями, которые были любезно предоставлены ей ЦИК.
В процессе распределения должностей руководителей теризбиркомов (ТИК), а также руководителей участковых избирательных комиссий (УИК), наверное всегда будут недовольные и обиженные.
И, на первый взгляд, в самом деле разница не велика, кто персонально будет возглавлять комиссии, и какие политические силы они будут представлять. Ведь согласно отечественному законодательству, каждый из кандидатов имеет право на равную часть руководящих должностей в ТИК и УИК.
Тем более, что членами избирательных комиссий априори являются представители разных кандидатов и разных политических сил.
Однако, как показывает "мукачевский" опыт, правило "важно как считают" для украинской практики остается как никогда актуальным. Не исключено, что именно от позиций глав избирательных комиссий будет зависеть и ход избирательной кампании на округе (на участке) и в конце концов конечные результаты.
Также, в этом контексте чрезвычайно показательной является двухуровневая штабная система кандидата от власти Виктора Януковича: официальный штаб Тигипко занимается официальной избирательной кампанией (разрабатывает видео-ролики, встречается с прессой, размещает билборди, расставляет возле них по милиционеру и т.п.), штаб Клюева, вместе с тем, будет заниматься организацией процесса волеизъявления и подсчета голосов.
Итак, именно команда во главе с Клюевым, Толстоуховым и Гавришем будет обеспечивать необходимое количество голосов. Анализ работы штабов других кандидатов в президенты доказывает, что на сегодняшний день (возможно пока что), у них нет специализированной команды, которая бы занималась исключительно процессом голосования, вопросами явки и подсчета голосов.
Конечно, акцент на этом ставится, но четкая стратегия, структурная иерархия на этом направлении у кандидатов от оппозиции находится только в стадии разработки.
Возвращаясь к опыту выборов в Мукачево, следует заметить, что нет никаких препятствий, чтобы председатели территориальных избирательных комиссий сами, в соответствии с собственными "вкусами", "нарисовали" результаты, выборов.
Кстати, последнее заявление Генпрокуратуры о фальсификации копий протоколов, предоставленных командой Ющенко, — является лучшим показателем того, каким образом может развиваться ситуация в октябре-ноябре 2004 года по всей Украине.
Особенности жеребьевки должностей в избирательных комиссиях непосредственно связаны с той технологией выборов, на которую делает ставку команда кандидата Януковича. Анализ его избирательной кампании, как в организационной, так и в информационной плоскостях, лишний раз доказывает, что ставка делается на нескольких мощных центральных, южных и восточных областях.
Вместе с тем запад Украины почти полностью отдается на "откуп" оппозиции. Януковичу хватит голосов Донецкой, Луганской, Днепропетровских, Запорожской, Харьковской и Одесской областей. Остальные регионы не являются приоритетными.
Эту тенденцию подтверждает и специфика распределения должностей в ТИК и УИК. Виктор Ющенко получил глав комиссий в преобладающем количестве округов Западной Украины, где сфальсифицировать выборы его оппонентам будет не так уж и просто.
Вместе с тем Восточная, Южная и Центральная Украина, которая имеет гораздо более широкий электоральный потенциал, будет контролироваться, так или иначе, Януковичем и его сателлитами.
Адресная работа с руководителями и членами теризбиркомов и участковых комиссий, которые в последнее время практикуют кое-кто из региональных штабов Ющенко, апелляции к возможным судебным наказаниям тех членов ТИК и УИК, которые будут "откровенно" нарушать закон или подыгрывать "одному из кандидатов" по меньшей мере выглядят несерьезными.
Поскольку, опять же, возвращаясь к опыту Мукачево, скорее следует ожидать награждения глав избирательных комиссий, которые обеспечили "необходимый результат", чем их наказания.
Анализ механизмов так называемого админресурса приводит, к выделению трех основных способов обеспечения "правильного" подсчета голосов.
Во-первых, с помощью обычного "административного" ресурса, давления на членов ТИК и УИК, а также их семей, применения против них всяческих провокаций, угроз об увольнении с работы и т.п..
Во-вторых, финансовое поощрение. Все разговоры о честности и порядочности, а также возможную уголовную ответственность членов (председателей) комиссий после победы Ющенко, могут значительно ослабеть перед перспективой в "стране постоянного роста ВВП" и "всеобщего благополучия" уже сегодня конкретным людям получить вполне конкретные суммы.
И, в-третьих, не следует забывать о возможности элементарного запугивания уголовной расправой. Эта версия, несмотря на жестокость, все-таки также имеет право на существование.
Под таким прессингом даже представители оппозиции в избирательных комиссиях могут "внезапно поменять свою точку зрения" по поводу того, сколько голосов набрал тот или иной кандидат в их округе. Или, как это бывало на примере с уже упоминавшимися протоколами в Мукачево, не признать достоверность собственных подписей.
Что в ответ могут предложить кандидаты от оппозиции? Четкого ответа мы пока что не видим. Шаги команды Ющенко по правовому реагированию на нарушения кандидата от власти выглядят, мягко говоря, неубедительными. Откровенно, оппозиция до сих пор не продемонстрировала ни одного убедительного примера правовой да и не только правовой защиты "своих людей".
"Крымско-херсонские" события ярко показали невозможность команды "Нашей Украины" не только защищать "своих" агитаторов и сторонников, но и самого Ющенко.
Эмоциональные апелляции и ожидания "справедливости" от Генпрокуратуры, которую возглавляет Васильев, МВД, которое возглавляет Билоконь, выглядят смешными и наверное искренне тешат сторонников Януковича и Медведчука.
Возможно, если за юридическую сторону сопровождения кампании Ющенко будут отвечать другие люди, и в частности команда Тимошенко, у которой есть опыт "побед" в "украинской судебной системе" и над "украинской судебной системой" – ситуация может изменится. Но вряд ли существенно.
Что касается упомянутых "крымско-херсонских" событий, "украинского уотергейта", как уже успели их назвать, то их в последнюю очередь следует рассматривать под призмой сегодняшних эмоций и сенсационности.
Для большинства избирателей и сторонников, как Ющенко, так и Януковича, факт тотальной слежки за одним из кандидатов в президенты, как в конце концов за любым человеком в Украине, и имитация "покушения" на Ющенко, едва ли стали большой неожиданностью. А тем более вряд ли приведет в шок общество или усилит революционные настроения.
Как будто до этого, особенно после убийства Гонгадзе и "пленок Мельниченко", кто-то в Украине сомневался, что у нас возможно что-то подобное.
Такие обвинения могут обеспокоить только цивилизованное западное сообщество, но лишь в том случае, если это происходит не в Украине, а в ЕС или США и следят за гражданами стран Запада.
Однако, сам факт подтверждения шпионства за Ющенко командой самого экс-премьера, дает возможность его оппонентам запускать в СМИ любые видеозаписи, телефонные разговоры якобы Ющенко с кем-нибудь и раскрыть "позорную сущность "нашиста" и "мессии".
А также позволяет снова запустить в оборот "пленки Мельниченко" с разговорами, скажем, Кучмы и Зинченко, Ющенко и т.д. Ведь сама команда Ющенко подготовила общественное мнение для восприятия достоверности подобного компромата. Именно на это и намекал известный российский галерист и по совместительству политтехнолог Марат Гельман, говоря, что скоро мы все услышим о Ющенко "такое!"...
В конце концов не исключено, что в ходе избирательной кампании и "ющенковцы", и команды других кандидатов от оппозиции будут вынуждены действовать методами, адекватными методам власти. Война не бывает односторонней, иначе это уже не война, а оккупация.
Автор: Ярослав Павловский, заместитель директора Института Информационного общества; Валерий Гончарук, кандидат политических наук, Киевский университет имени Шевченко
Читайте также:
Люди "технических кандидатов" определят победителя выборов
Технические кандидаты, чьи вы будете?
За Януковича играют люди Казака, Базилюка и еще несколько несознательных
Тем не менее именно в подготовительную стадию выборов иногда происходят события, которые влияют на весь ход избирательного процесса. Нынешняя избирательная кампания, наверное, не является исключением. События минувшей недели как нельзя лучше иллюстрируют этот тезис.
Значительная часть политологов обращает внимание на резонансные так называемые "крымско-херсонские события" – слежка за Ющенко и инцидент с КамАЗом. Тем не менее, в долгосрочной перспективе важно еще одно явление – распределение руководящих должностей в территориальных избирательных комиссиях.
Между тем данное событие прошло почти незамеченным, если не учитывать довольно пассивных протестов Ключковского, представителя Ющенко в ЦИК, а также сетований со стороны социалистов на якобы несправедливое распределение должностей руководителей ТИК.
По крайней мере в информационном пространстве особого резонанса это событие не приобрело.
В конце концов все остались при своем – Центризбирком настаивал на прозрачном распределении руководящих должностей с помощью неизвестной компьютерной программы, которую, не исключено, разработали в штабе одного из кандидатов.
А оппозиция осталась, как всегда, "ни с чем", то есть с теми должностями, которые были любезно предоставлены ей ЦИК.
В процессе распределения должностей руководителей теризбиркомов (ТИК), а также руководителей участковых избирательных комиссий (УИК), наверное всегда будут недовольные и обиженные.
И, на первый взгляд, в самом деле разница не велика, кто персонально будет возглавлять комиссии, и какие политические силы они будут представлять. Ведь согласно отечественному законодательству, каждый из кандидатов имеет право на равную часть руководящих должностей в ТИК и УИК.
Тем более, что членами избирательных комиссий априори являются представители разных кандидатов и разных политических сил.
Однако, как показывает "мукачевский" опыт, правило "важно как считают" для украинской практики остается как никогда актуальным. Не исключено, что именно от позиций глав избирательных комиссий будет зависеть и ход избирательной кампании на округе (на участке) и в конце концов конечные результаты.
Также, в этом контексте чрезвычайно показательной является двухуровневая штабная система кандидата от власти Виктора Януковича: официальный штаб Тигипко занимается официальной избирательной кампанией (разрабатывает видео-ролики, встречается с прессой, размещает билборди, расставляет возле них по милиционеру и т.п.), штаб Клюева, вместе с тем, будет заниматься организацией процесса волеизъявления и подсчета голосов.
Итак, именно команда во главе с Клюевым, Толстоуховым и Гавришем будет обеспечивать необходимое количество голосов. Анализ работы штабов других кандидатов в президенты доказывает, что на сегодняшний день (возможно пока что), у них нет специализированной команды, которая бы занималась исключительно процессом голосования, вопросами явки и подсчета голосов.
Конечно, акцент на этом ставится, но четкая стратегия, структурная иерархия на этом направлении у кандидатов от оппозиции находится только в стадии разработки.
Возвращаясь к опыту выборов в Мукачево, следует заметить, что нет никаких препятствий, чтобы председатели территориальных избирательных комиссий сами, в соответствии с собственными "вкусами", "нарисовали" результаты, выборов.
Кстати, последнее заявление Генпрокуратуры о фальсификации копий протоколов, предоставленных командой Ющенко, — является лучшим показателем того, каким образом может развиваться ситуация в октябре-ноябре 2004 года по всей Украине.
Особенности жеребьевки должностей в избирательных комиссиях непосредственно связаны с той технологией выборов, на которую делает ставку команда кандидата Януковича. Анализ его избирательной кампании, как в организационной, так и в информационной плоскостях, лишний раз доказывает, что ставка делается на нескольких мощных центральных, южных и восточных областях.
Вместе с тем запад Украины почти полностью отдается на "откуп" оппозиции. Януковичу хватит голосов Донецкой, Луганской, Днепропетровских, Запорожской, Харьковской и Одесской областей. Остальные регионы не являются приоритетными.
Эту тенденцию подтверждает и специфика распределения должностей в ТИК и УИК. Виктор Ющенко получил глав комиссий в преобладающем количестве округов Западной Украины, где сфальсифицировать выборы его оппонентам будет не так уж и просто.
Вместе с тем Восточная, Южная и Центральная Украина, которая имеет гораздо более широкий электоральный потенциал, будет контролироваться, так или иначе, Януковичем и его сателлитами.
Адресная работа с руководителями и членами теризбиркомов и участковых комиссий, которые в последнее время практикуют кое-кто из региональных штабов Ющенко, апелляции к возможным судебным наказаниям тех членов ТИК и УИК, которые будут "откровенно" нарушать закон или подыгрывать "одному из кандидатов" по меньшей мере выглядят несерьезными.
Поскольку, опять же, возвращаясь к опыту Мукачево, скорее следует ожидать награждения глав избирательных комиссий, которые обеспечили "необходимый результат", чем их наказания.
Анализ механизмов так называемого админресурса приводит, к выделению трех основных способов обеспечения "правильного" подсчета голосов.
Во-первых, с помощью обычного "административного" ресурса, давления на членов ТИК и УИК, а также их семей, применения против них всяческих провокаций, угроз об увольнении с работы и т.п..
Во-вторых, финансовое поощрение. Все разговоры о честности и порядочности, а также возможную уголовную ответственность членов (председателей) комиссий после победы Ющенко, могут значительно ослабеть перед перспективой в "стране постоянного роста ВВП" и "всеобщего благополучия" уже сегодня конкретным людям получить вполне конкретные суммы.
И, в-третьих, не следует забывать о возможности элементарного запугивания уголовной расправой. Эта версия, несмотря на жестокость, все-таки также имеет право на существование.
Под таким прессингом даже представители оппозиции в избирательных комиссиях могут "внезапно поменять свою точку зрения" по поводу того, сколько голосов набрал тот или иной кандидат в их округе. Или, как это бывало на примере с уже упоминавшимися протоколами в Мукачево, не признать достоверность собственных подписей.
Что в ответ могут предложить кандидаты от оппозиции? Четкого ответа мы пока что не видим. Шаги команды Ющенко по правовому реагированию на нарушения кандидата от власти выглядят, мягко говоря, неубедительными. Откровенно, оппозиция до сих пор не продемонстрировала ни одного убедительного примера правовой да и не только правовой защиты "своих людей".
"Крымско-херсонские" события ярко показали невозможность команды "Нашей Украины" не только защищать "своих" агитаторов и сторонников, но и самого Ющенко.
Эмоциональные апелляции и ожидания "справедливости" от Генпрокуратуры, которую возглавляет Васильев, МВД, которое возглавляет Билоконь, выглядят смешными и наверное искренне тешат сторонников Януковича и Медведчука.
Возможно, если за юридическую сторону сопровождения кампании Ющенко будут отвечать другие люди, и в частности команда Тимошенко, у которой есть опыт "побед" в "украинской судебной системе" и над "украинской судебной системой" – ситуация может изменится. Но вряд ли существенно.
Что касается упомянутых "крымско-херсонских" событий, "украинского уотергейта", как уже успели их назвать, то их в последнюю очередь следует рассматривать под призмой сегодняшних эмоций и сенсационности.
Для большинства избирателей и сторонников, как Ющенко, так и Януковича, факт тотальной слежки за одним из кандидатов в президенты, как в конце концов за любым человеком в Украине, и имитация "покушения" на Ющенко, едва ли стали большой неожиданностью. А тем более вряд ли приведет в шок общество или усилит революционные настроения.
Как будто до этого, особенно после убийства Гонгадзе и "пленок Мельниченко", кто-то в Украине сомневался, что у нас возможно что-то подобное.
Такие обвинения могут обеспокоить только цивилизованное западное сообщество, но лишь в том случае, если это происходит не в Украине, а в ЕС или США и следят за гражданами стран Запада.
Однако, сам факт подтверждения шпионства за Ющенко командой самого экс-премьера, дает возможность его оппонентам запускать в СМИ любые видеозаписи, телефонные разговоры якобы Ющенко с кем-нибудь и раскрыть "позорную сущность "нашиста" и "мессии".
А также позволяет снова запустить в оборот "пленки Мельниченко" с разговорами, скажем, Кучмы и Зинченко, Ющенко и т.д. Ведь сама команда Ющенко подготовила общественное мнение для восприятия достоверности подобного компромата. Именно на это и намекал известный российский галерист и по совместительству политтехнолог Марат Гельман, говоря, что скоро мы все услышим о Ющенко "такое!"...
В конце концов не исключено, что в ходе избирательной кампании и "ющенковцы", и команды других кандидатов от оппозиции будут вынуждены действовать методами, адекватными методам власти. Война не бывает односторонней, иначе это уже не война, а оккупация.
Автор: Ярослав Павловский, заместитель директора Института Информационного общества; Валерий Гончарук, кандидат политических наук, Киевский университет имени Шевченко
Читайте также:
Люди "технических кандидатов" определят победителя выборов
Технические кандидаты, чьи вы будете?
За Януковича играют люди Казака, Базилюка и еще несколько несознательных