Люди "технических кандидатов" определят победителя выборов
Вторник, 17 августа 2004, 18:11
Люди "технических кандидатов" определят победителя выборов
Виктор Уколов, для УП
На днями кое-кто из украинских СМИ рассказывали о "казусе", произошедшем во время официального представления членов территориальной комиссии в 101 избирательном округе, где представителями премьера Виктора Януковича неожиданно назвались не двое, а 10 членов комиссии.
Тем временем, за таким смешным, на первый взгляд, случаем, кроется серьезная проблема, которая может парализовать работу всех территориальных и участковых комиссий на выборах президента Украины.
Вполне демократичные нормы закона "О выборах президента Украины" гарантируют каждому кандидату в каждой из комиссий по два места. Таким образом, 26 кандидатов на высшую должность в 450 округах теоретически могут иметь по 900 членов территориальных избирательных комиссий и по несколько десятков тысяч мест в участковых комиссиях.
Целая "армия" сторонников и однопартийцев каждого из кандидатов, присутствующая в избирательных комиссиях, должна гарантировать честность проведения выборов и общее признание их результатов. Однако на практике складывающаяся ситуация уже дискриминационна по отношению к кандидатам от оппозиции, хоть и вполне отвечает закону.
Не секрет, что, согласно многочисленным опросам общественного мнения, основными соперниками стали кандидат от власти Янукович и кандидат от оппозиции Ющенко, который пока что удерживает "майку лидера".
Соответственно, никто не возражает, что основной водораздел проходит между властью и оппозицией. Однако соотношение мест в территориальных комиссиях разделено именно в пользу власти и является далеким от равноценного представления оппозиции.
В соответствии с обнародованными программами и предыдущей политической деятельностью, кандидатов на пост президента Украины можно разделить на две большие группы:
- оппозиция и соперники Виктора Януковича;
- власть и соперники Виктора Ющенко.
К первой группе, кроме Виктора Ющенко можно осмелиться записать Александра Мороза, Петра Симоненко, Анатолия Кинаха, Михаила Бродского, Юрия Збитнева, Александра Омельченко и Леонида Черновецкого, вместе - 8 кандидатов.
С меньшей или большей долей вероятности к группе, где есть Виктор Янукович, можно отнести других 18 кандидатов. Следовательно, в каждой территориальной комиссии есть 36 членов, которые были выдвинуты от провластных и антиющенковских кандидатов, и только 16 членов от достаточно раздробленной оппозиции.
На практике это значит, что любое решение теризбиркома может быть принято в пользу кандидата от власти гарантированным большинством голосов.
36 на 16 в пользу власти, - такой счет может быть не всегда, но нужно признать, что первый тайм оппозиция уже проиграла. Другое дело, что власть может и не осмелиться воспользоваться этим явным преимуществом в избирательных комиссиях, если кандидат от оппозиции будет побеждать кандидата от власти с достаточно большим отрывом.
Впрочем, появление большого количества кандидатов на выборах в этом году может сыграть злую шутку с легитимностью самих выборов.
Статья 53 избирательного закона обязывает каждого из кандидатов собрать не менее 500 000 подписей в свою поддержку, причем в не менее чем 18 областях кандидат должен получить по 20 000 подписей в каждой.
Только взгляните на карту и вспомните электоральные симпатии на Западе, Востоке и в Центре, и вы увидите, насколько нелегко придется тем кандидатам, которые представят крайние политические взгляды.
Действительно, трудно будет найти 20 000 украинских националистов в Крыму. Не менее сложно, чем 20 000 сторонников идеи интеграции трех братских народов в любой из 7 областей украинского Запада. Еще труднее придется тем малоизвестным до сегодняшнего дня кандидатам, кто не имеет за собой развитых в регионах партийных или общественных структур. Таким образом, можно предположить, что полмиллиона подписей в 2/3 регионов смогут собрать не все.
В таком случае через Верховный суд ЦИК должен обжаловать и отменить регистрацию кандидата. Чтобы предотвратить возможные злоупотребления, избирательный закон довольно подробно регламентирует, как это может произойти. Но вместе с этим Закон "О выборах президента Украины" "забывает" только одно - отозвать свыше пятидесяти тысяч членов территориальных и участковых избирательных комиссий, которые были выдвинуты кандидатами на пост президента, чья регистрация будет отменена.
В связи с этим возникает несколько вопросов, на которые смогут даты ответ наверное только народные депутаты Украины:
- Будут ли легитимными решения территориальных и учатсковых комиссий об утверждении результатов голосования в случае, если за них будут голосовать члены комиссий, которые были выдвинуты кандидатами, чья регистрация уже отменена?
- Могут ли быть внесены изменения в Закон "О выборах президента Украины" во время проведения предвыборного процесса?
Впрочем, даже быстрое и позитивное разрешение этой проблемы уже не будет гарантировать равного представительства в избирательных комиссиях для власти и оппозиции. На прошлых выборах в Верховную Раду в Голосеевском районе города Киева (216 избирательный округ) окружная избирательная комиссия постановила, что в руководство каждой участковой комиссии должны обязательно входить представитель власти и оппозиции.
Убежден, что именно это гарантировало свободное волеизъявление граждан в округе, где в конечном счете победил кандидат от оппозиции, а выдвиженец власти проиграл, что совпало с результатами социологических опросов.
К большому сожалению, закон "О выборах президента Украины" не учел этот позитивный практический опыт. Теперь во время формирования участковых избирательных комиссий требуется только, чтобы председатель, заместитель и секретарь не были представителями одного кандидата.
Автор: Виктор Уколов, член территориальной избирательной комиссии в 214 избирательном округе
Читайте также:
Технические кандидаты, чьи вы будете?
За Януковича играют люди Козака, Базилюка и еще несколько несознательных
Виктор Уколов, для УП
На днями кое-кто из украинских СМИ рассказывали о "казусе", произошедшем во время официального представления членов территориальной комиссии в 101 избирательном округе, где представителями премьера Виктора Януковича неожиданно назвались не двое, а 10 членов комиссии.
Тем временем, за таким смешным, на первый взгляд, случаем, кроется серьезная проблема, которая может парализовать работу всех территориальных и участковых комиссий на выборах президента Украины.
Вполне демократичные нормы закона "О выборах президента Украины" гарантируют каждому кандидату в каждой из комиссий по два места. Таким образом, 26 кандидатов на высшую должность в 450 округах теоретически могут иметь по 900 членов территориальных избирательных комиссий и по несколько десятков тысяч мест в участковых комиссиях.
Целая "армия" сторонников и однопартийцев каждого из кандидатов, присутствующая в избирательных комиссиях, должна гарантировать честность проведения выборов и общее признание их результатов. Однако на практике складывающаяся ситуация уже дискриминационна по отношению к кандидатам от оппозиции, хоть и вполне отвечает закону.
Не секрет, что, согласно многочисленным опросам общественного мнения, основными соперниками стали кандидат от власти Янукович и кандидат от оппозиции Ющенко, который пока что удерживает "майку лидера".
Соответственно, никто не возражает, что основной водораздел проходит между властью и оппозицией. Однако соотношение мест в территориальных комиссиях разделено именно в пользу власти и является далеким от равноценного представления оппозиции.
В соответствии с обнародованными программами и предыдущей политической деятельностью, кандидатов на пост президента Украины можно разделить на две большие группы:
- оппозиция и соперники Виктора Януковича;
- власть и соперники Виктора Ющенко.
К первой группе, кроме Виктора Ющенко можно осмелиться записать Александра Мороза, Петра Симоненко, Анатолия Кинаха, Михаила Бродского, Юрия Збитнева, Александра Омельченко и Леонида Черновецкого, вместе - 8 кандидатов.
С меньшей или большей долей вероятности к группе, где есть Виктор Янукович, можно отнести других 18 кандидатов. Следовательно, в каждой территориальной комиссии есть 36 членов, которые были выдвинуты от провластных и антиющенковских кандидатов, и только 16 членов от достаточно раздробленной оппозиции.
На практике это значит, что любое решение теризбиркома может быть принято в пользу кандидата от власти гарантированным большинством голосов.
36 на 16 в пользу власти, - такой счет может быть не всегда, но нужно признать, что первый тайм оппозиция уже проиграла. Другое дело, что власть может и не осмелиться воспользоваться этим явным преимуществом в избирательных комиссиях, если кандидат от оппозиции будет побеждать кандидата от власти с достаточно большим отрывом.
Впрочем, появление большого количества кандидатов на выборах в этом году может сыграть злую шутку с легитимностью самих выборов.
Статья 53 избирательного закона обязывает каждого из кандидатов собрать не менее 500 000 подписей в свою поддержку, причем в не менее чем 18 областях кандидат должен получить по 20 000 подписей в каждой.
Только взгляните на карту и вспомните электоральные симпатии на Западе, Востоке и в Центре, и вы увидите, насколько нелегко придется тем кандидатам, которые представят крайние политические взгляды.
Действительно, трудно будет найти 20 000 украинских националистов в Крыму. Не менее сложно, чем 20 000 сторонников идеи интеграции трех братских народов в любой из 7 областей украинского Запада. Еще труднее придется тем малоизвестным до сегодняшнего дня кандидатам, кто не имеет за собой развитых в регионах партийных или общественных структур. Таким образом, можно предположить, что полмиллиона подписей в 2/3 регионов смогут собрать не все.
В таком случае через Верховный суд ЦИК должен обжаловать и отменить регистрацию кандидата. Чтобы предотвратить возможные злоупотребления, избирательный закон довольно подробно регламентирует, как это может произойти. Но вместе с этим Закон "О выборах президента Украины" "забывает" только одно - отозвать свыше пятидесяти тысяч членов территориальных и участковых избирательных комиссий, которые были выдвинуты кандидатами на пост президента, чья регистрация будет отменена.
В связи с этим возникает несколько вопросов, на которые смогут даты ответ наверное только народные депутаты Украины:
- Будут ли легитимными решения территориальных и учатсковых комиссий об утверждении результатов голосования в случае, если за них будут голосовать члены комиссий, которые были выдвинуты кандидатами, чья регистрация уже отменена?
- Могут ли быть внесены изменения в Закон "О выборах президента Украины" во время проведения предвыборного процесса?
Впрочем, даже быстрое и позитивное разрешение этой проблемы уже не будет гарантировать равного представительства в избирательных комиссиях для власти и оппозиции. На прошлых выборах в Верховную Раду в Голосеевском районе города Киева (216 избирательный округ) окружная избирательная комиссия постановила, что в руководство каждой участковой комиссии должны обязательно входить представитель власти и оппозиции.
Убежден, что именно это гарантировало свободное волеизъявление граждан в округе, где в конечном счете победил кандидат от оппозиции, а выдвиженец власти проиграл, что совпало с результатами социологических опросов.
К большому сожалению, закон "О выборах президента Украины" не учел этот позитивный практический опыт. Теперь во время формирования участковых избирательных комиссий требуется только, чтобы председатель, заместитель и секретарь не были представителями одного кандидата.
Автор: Виктор Уколов, член территориальной избирательной комиссии в 214 избирательном округе
Читайте также:
Технические кандидаты, чьи вы будете?
За Януковича играют люди Козака, Базилюка и еще несколько несознательных