Кучма, НАТО, выборы и "русский вопрос"

Понедельник, 26 июля 2004, 21:05
Указ президента Кучмы об изъятии из нашей военной доктрины (которую он, кстати, подписал всего лишь месяц назад) положений, касающихся вступления Украины в НАТО и ЕС – это очередной случай нарушения Конституции тем, кто должен гарантировать ее соблюдение.

Да, согласно ст. 106 (п.17) основного закона нашего государства президент "осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны". Он также вправе, в соответствии со ст. 107, вводить своими указами в действие решения Совета национальной безопасности и обороны.

Но в той же 107-ой статье четко сказано: СНБОУ "координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в области безопасности и обороны". И никто не давал ему права определять основные направления безопасности государства.

Определение основ внутренней и внешней политики, в том числе и в вопросах безопасности, – компетенция вовсе не президента страны, а Верховной Рады, т.е. парламента (п. 5, ст. 85 конституции). К тому же в конституции записано: "Исключительно законами Украины определяются… основы национальной безопасности, организации Вооруженных сил Украины" (п. 17, ст. 92).

Вряд ли кто–либо сомневается в том, что вопрос: "Входить или не входить Украине в НАТО?" является крайне важным для нашей безопасности, т.е. является принципиальным элементом нашей внешней политики и национальной безопасности. И СНБОУ как координирующий орган, а также президент как председатель этого органа не вправе этот вопрос решать. (Впрочем, превысил свои полномочия СНБОУ и тогда, когда взял курс на присоединение к НАТО.)

Повторю: подобные решения может принимать парламент, и только парламент. А указ Кучмы появился, явно не случайно, тогда, когда наш парламент отдыхает. И еще долго будет отдыхать.

Почему же все-таки Кучма сделал этот шаг? Конечно, в какой-то мере на настроение Кучмы, не склонного, как известно, к самокритике, повлияли недавние замечания лидеров НАТО в адрес Украины и ее руководителей. Но главное, думаю, не личные эмоции президента, а то, что наша власть вынужденно уступила политическому давлению России.

До октябрьских выборов остается три месяца. А разница рейтингов Януковича и Ющенко пока не сокращается, а после мая даже несколько увеличилась. Сейчас у Ющенко преимущество в 9 -10 %. Чтобы обойти Ющенко, команде Януковича нужно срочно что-то предпринять.

Безусловно, будут задействованы 8 млрд. гривен, припрятанные специально для предвыборных социальных проектов, но этих денег может не хватить для радикального изменения ситуации. А потому, наверняка, будут использованы в качестве козырных так называемые "русская" и "российская" карты.

Говоря о "русской карте", я имею в виду вопрос о правовом статусе русского языка в Украине. Эта тема приоритетна для 10 – 12 % населения, за решение этой проблемы высказывается более половины всех наших граждан. Вынесение в парламент уже осенью законопроекта "О языках" может серьезно подорвать позиции Ющенко, если он со своей стороны не сделает встречного хода.

Понятно, что его сторонники никогда не согласятся на признание за русским языком статуса государственного, но в этом и нет необходимости. Важно, чтобы Ющенко признал, в соответствии с европейскими стандартами, наличие определенного правового статуса не только у этнических, но и у языковых групп.

Ему было бы крайне выгодно самому инициировать закрепление в законе норм о свободном использовании русского языка в частной сфере (в том числе и в частных масс-медиа, включая электронные), а также норм, подтверждающих право граждан самостоятельно определять язык обучения в школах и др. учебных заведениях. Разумеется, во всех, без исключения, школах с первого до последнего класса должен преподаваться украинский язык.

Не сомневаюсь, подобная инициатива могла бы обеспечить Ющенко победу, но очень сомневаюсь в том, что его окружение позволит ему пойти на такой шаг.

Как бы то ни было, решающей может оказаться "российская карта". Запад совершил ошибку, отказавшись предложить Украине пусть и ограниченные какими-то условиями ("чистые выборы", свободная пресса и т.п.), но все же конкретные пути сближения с Евросоюзом. Тем самым он как бы сказал: "Наши интересы сейчас заканчиваются у ваших границ, что будет происходить на территории СНГ, нас мало волнует". Стратегический просчет, которым попытается воспользоваться Кремль.

Не сомневаюсь, Путин очень хочет, чтобы Украина оставалась в сфере политического влияния Москвы. Он прекрасно понимает, что в случае победы Ющенко этого не будет. И тогда вся история с ЕЭП постепенно заглохнет.

Западный вектор, в этом случае, будет доминирующим, что соответствует стратегическим интересам Украины. Стратегическим, но не тактическим. Запад сегодня нам ничего, кроме разговоров о свободе и демократии, мало интересных большинству украинских граждан, не предлагает. А Путин, понимая, что иного выбора у него нет, готов поддержать Януковича и, ради его победы, Украине кое-что конкретное предложить.

Чтобы помешать победе Ющенко, он, думаю, может пойти на серьезные уступки в вопросах зоны свободной торговли и на отмену или сокращение НДС на продаваемые Украине российские энергоресурсы. И то, и другое нужны Украине, от этого выиграют миллионы людей. Правда, российский производитель и российский налогоплательщик в результате пострадают (видимо, речь идет о многих сотнях миллионов долларов), но успехи в воссоздании империи, с точки зрения Путина, стоят того.

И все же Путину нужны гарантии. Реверсное направление трубопровода Одесса – Броды - своего рода демонстрация готовности украинской власти идти на политические уступки Москве. Но только этого Путину мало. Еще одно заверение – обсуждаемый указ Кучмы.

Отказ от вступления нашей страны в НАТО, как бы он формально не мотивировался, - еще одна гарантия того, что мы от Москвы "ни на шаг". Думаю, Путину понадобятся еще и другие гарантии, в том числе и юридически оформленное согласие Украины на создание надгосударственного регулирующего органа в ЕЭП.

Приближение выборов заставляет Путина, Кучму и Януковича спешить. Общественные настроения не изменяются по мановению волшебной палочки. Поэтому от решений, которые могут повлиять на результаты выборов, нужно получить отдачу уже в сентябре, максимум в октябре. Значит, эти решения нужно принимать уже сейчас.

Со временем власть рассчитала точно. В ситуации цейтнота от оппозиции сложно ожидать эффективной реакции. К тому же сейчас парламентские каникулы… Даже обсудить вопрос будет негде и некому. Ответ же должен быть не только быстрым, но и хорошо продуманным.

Очевидно, нам не нужна политическая зависимость от государства, в котором укрепляется авторитарный режим. В то же время в Украине не должно быть места этническому национализму, иначе украинские граждане неукраинского происхождения и неукраинских языковых групп будут чувствовать себя здесь "приймаками" и будут все больше поглядывать на соплеменников за рубежом. И поддерживать стратегически не нужные нашему народу политические решения. В таком случае наше движение в Европу может надолго затормозиться.

Чтобы номенклатурно-олигархический режим не смог в свою пользу разыграть "российскую карту", нужно положительно решить "русский вопрос" в Украине.

Автор: Владимир Малинкович, руководитель украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований


Читайте также:

КУЧМА ОТКАЗАЛСЯ ВСТУПАТЬ В ЕС И НАТО

Ющенко побеждает на выборах президента

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования