Британский эксперт считает Одесса-Броды "бесполезным трубопроводом"
Четверг, 22 июля 2004, 16:17
Нефтепровод Одесса-Броды имеет немало проблем в области экономики и логистики, считает директор по экономике энергетики Евразии и Восточной Европы Кембриджской Ассоциации по проведению исследований в области энергетики Мэтью Сагерс.
"Это по существу бесполезный трубопровод, нацеленный на рынки и направления, уже обслуживаемые трубопроводной системой российской "Транснефти", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Он назвал две основные экономические причины, не позволяющие нефтепроводу Одесса-Броды стать маршрутом для транзита каспийской нефти. Первая: Одесса-Броды не обеспечивает поставщикам каспийской нефти прибыльность от ее продажи в Центральной Европе, сопоставимую с прибыльностью от продажи на средиземноморском рынке.
Вторая: каспийская нефть, доставленная по трубопроводу Одесса-Броды, по цене не сможет конкурировать с российской смесью Urals, поставляемой на центральноевропейские НПЗ по трубопроводу "Дружба".
В этой ситуации транспортировка нефти из Брод в Одессу представляется эксперту лучшим способом использования нефтепровода, особенно ввиду гарантии поставок со стороны надежного поставщика в лице ТНК-ВР.
В любом случае, убежден Сагерс, проект Одесса-Броды в первоначальном (прямом) варианте не будет реализован в ближайшее время. "Для транзита каспийской нефти в Центральную Европу необходимы коллективные действия большого числа участников, принимающих решения. Общие выгоды будут существенными, однако выгоды каждого отдельного участника относительно малы, тогда как риски значительны", - сказал он.
Транспортировка по Одесса-Броды и далее через Босфор дополнительных объемов нефти не приведет к перезагрузке транспортной линии по проливу, как того опасается Турция, считает Сагерс.
Такую точку зрения он мотивирует незначительностью дополнительной нагрузкина пролив: 9 млн. тонн - это 8% транзита через Босфор, который в 2002 году составил 11,6 млн. тонн. "В худшем случае, если Босфор даже закроют в связи с каким-либо катаклизмом, оператор нефтепровода Одесса-Броды может спланировать свои действия", - добавил эксперт.
Как сообщалось, в феврале 2004 г. правительство Украины одобрило эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды стоимостью $500 млн., построенного в 2001 г., для транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана на рынки Западной Европы.
В этом месяце правительство Украины пересмотрело данное решение и объявило, что сначала по нефтепроводу по маршруту Броды-Одесса будут транспортированы 9 млн. тонн российской сырой нефти, что, по- видимому, связано с неспособностью обеспечить поставки каспийской нефти, необходимые для эксплуатации нефтепровода, как планировалось изначально.
Читайте также:
Турция призывает Украину отказаться от реверса "Одесса-Броды
Польше интересно, касается ли реверс только Одесса-Броды, или всей Украины
"ОДЕССА-БРОДЫ" БУДЕТ РАБОТАТЬ НА РЕВЕРС. ТНК ПОБЕДИЛА
"Это по существу бесполезный трубопровод, нацеленный на рынки и направления, уже обслуживаемые трубопроводной системой российской "Транснефти", - сказал он в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
Он назвал две основные экономические причины, не позволяющие нефтепроводу Одесса-Броды стать маршрутом для транзита каспийской нефти. Первая: Одесса-Броды не обеспечивает поставщикам каспийской нефти прибыльность от ее продажи в Центральной Европе, сопоставимую с прибыльностью от продажи на средиземноморском рынке.
Вторая: каспийская нефть, доставленная по трубопроводу Одесса-Броды, по цене не сможет конкурировать с российской смесью Urals, поставляемой на центральноевропейские НПЗ по трубопроводу "Дружба".
В этой ситуации транспортировка нефти из Брод в Одессу представляется эксперту лучшим способом использования нефтепровода, особенно ввиду гарантии поставок со стороны надежного поставщика в лице ТНК-ВР.
В любом случае, убежден Сагерс, проект Одесса-Броды в первоначальном (прямом) варианте не будет реализован в ближайшее время. "Для транзита каспийской нефти в Центральную Европу необходимы коллективные действия большого числа участников, принимающих решения. Общие выгоды будут существенными, однако выгоды каждого отдельного участника относительно малы, тогда как риски значительны", - сказал он.
Транспортировка по Одесса-Броды и далее через Босфор дополнительных объемов нефти не приведет к перезагрузке транспортной линии по проливу, как того опасается Турция, считает Сагерс.
Такую точку зрения он мотивирует незначительностью дополнительной нагрузкина пролив: 9 млн. тонн - это 8% транзита через Босфор, который в 2002 году составил 11,6 млн. тонн. "В худшем случае, если Босфор даже закроют в связи с каким-либо катаклизмом, оператор нефтепровода Одесса-Броды может спланировать свои действия", - добавил эксперт.
Как сообщалось, в феврале 2004 г. правительство Украины одобрило эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды стоимостью $500 млн., построенного в 2001 г., для транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана на рынки Западной Европы.
В этом месяце правительство Украины пересмотрело данное решение и объявило, что сначала по нефтепроводу по маршруту Броды-Одесса будут транспортированы 9 млн. тонн российской сырой нефти, что, по- видимому, связано с неспособностью обеспечить поставки каспийской нефти, необходимые для эксплуатации нефтепровода, как планировалось изначально.
Читайте также:
Турция призывает Украину отказаться от реверса "Одесса-Броды
Польше интересно, касается ли реверс только Одесса-Броды, или всей Украины
"ОДЕССА-БРОДЫ" БУДЕТ РАБОТАТЬ НА РЕВЕРС. ТНК ПОБЕДИЛА