Ющенко-Тимошенко: политический брак по расчету?
Пятница, 2 июля 2004, 20:14
Подписание соглашения между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко поставило точку в дебатах о перманентной "бесконечной вероятности" создания мощной оппозиционной коалиции на выборах президента Украины. Политический смысл и последствия этого события, бесспорно, станут предметом тщательного внимания и придирчивого анализа политологов, политтехнологов, журналистов.
Сейчас выскажу только некоторые мысли по этому случаю, которые представлю в нескольких тезисах в их сжатому обосновании.
Тезис первый. Он очевиден - подписание соглашения между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко имеет чрезвычайно большой кумулятивный эффект и тектонические последствия для всей украинской политики.
Речь идет не только о президентских выборах, но и о более отдаленной перспективе. Можно также сделать вывод, что этим соглашением опровергнут миф о "двух украинцах и трех гетманах" в лагере оппозиции, о несостоятельности оппозиционных политиков заключать эффективные политические пакты.
В электоральной истории Украины времен независимости, - это действительно первое реальное демократическое "брачное соглашение по расчету", - когда субъекты соглашения равноправные партнеры, которые должны перестраивать на добровольно обусловленных основах свою общую счастливую политическую жизнь.
Впрочем, этот брак является в то же время своеобразным политическим "депрессантом для "партии власти", - в среде которой "вопрос доверия" и поиска брачных партнеров для Виктора Януковича, то есть проблема успешных политических торгов, остается до сих пор неразвязанным.
Тезис второй. Общеизвестно, что в электоральной политике не действуют обычные арифметические правила. Здесь, если использовать метафору, скорее можно говорить о своеобразной "квантовой политической теории", которая иногда коренным образом, особенно в постсоветских условиях, меняет наше обычное представление о формировании рейтингов, о шансах и потенциале тех или других политиков, которые борются за власть в условиях жесткой конкуренции.
Если Ющенко, положим, имел свои 25% устойчивых ("базовых") сторонников, а Тимошенко - 10%, то это не значит, что в результате объединения они будут иметь 35 на двух. Ведь в результате этого пакта появился еще один "полноправный участник коалиции", рейтинг которого может превысить и отдельный рейтинг Ющенко, и отдельный рейтинг Тимошенко, вместе взятые.
Этот своеобразный "участник" - эффект влияния самого факта заключения соглашения, который сам по себе является мобилизующим фактором относительно поддержки коалиции для огромного числа сторонников из числа тех, кто колеблется, кто еще не определился. Иными словами, прежде всего это предопределяется увеличением потенциала демократической мобилизации электората, и в то же время - ограничением ресурсов административной мобилизации руководящими группами, несмотря на очевидное неравенство условий ведения кампании.
Здесь позволю себе небольшой исторический экскурс. Речь идет о 2001 годе, вернее, о прогнозах относительно парламентских выборов. Тогда эксперты Центра политического анализа при журнале "Політична думка" высказывали уверенность в том, что БЮТ и СПУ однозначно проходят в парламент с результатом лучшим, чем СДПУ(о).
"Критики" объясняли этот прогноз симпатиями к оппозиции и ангажированностью. Сегодня позволю себе сделать прогноз, базирующийся на анализе тех же факторов, которые мы принимали во внимание накануне выборов в парламент: новообразованная "Сила народа" способна победить уже в первом туре президентских выборов.
По существу, именно сегодня президентская борьба реально стартовала в Украине. Думаю, что в ближайшее время мы увидим многочисленные миграции из пропрезидентского лагеря в сторону коалиции Ющенко-Тимошенко.
Прежде всего, речь идет о губернаторах, владельцах админресурса в регионах. Уже завтра многие из них так или иначе будут намекать на целесообразность проведения честной избирательной кампании, скрыто или даже откровенно будут саботировать приказы Банковой, а ближе к октябрю могут перейти к прямым, незакамуфлированным комплиментам в адрес оппонентов существующего режима.
Тезис третий. Поскольку такой союз является в принципе открытым для определенной вариативности в своем развитии, нельзя исключать присоединения к нему и других антирежимно настроенных политиков - прежде всего Александра Мороза.
Искренняя, почти сакральная вера Мороза в "самореформирование власти" через конституционную реформу по принципу "здесь и сейчас" - также имеет свой предел. Особенно - учитывая избирательную ситуацию, когда власти сейчас просто некогда поддерживать миф о добровольном самораскачивании шаткой лодки, в которой она плывет на выборы третьего президента Украины. Для значительной части "партии власти" более привлекательным выглядит другой апробированный предыдущими выборами механизм самосохранения - институт президентства.
Подписание соглашения между Ющенко и Тимошенко - это последний сигнал (или последнее предупреждение) Александру Морозу. Нельзя без уважения относиться к Александру Александровичу как честному и публичному политику, однако есть немало оснований и считать, что он ошибается, если действительно убежден, что обеспечивает собственное политическое будущее и будущее СПУ, оставаясь вне коалиции.
Если он так и не "поступится принципами" и не вступит в коалицию, то вряд ли будет иметь какие-нибудь серьезные перспективы после президентских выборов. Во всяком случае, ему будет тяжело убедить избирателей, которые в своем большинстве мало чем отличаются от избирателей Ющенко или Тимошенко, почему он попал в кампанию Медведчука и Кучмы, а не присоединился к лагерю оппозиционной коалиции.
Любые его объяснения относительно необходимости проведения политической реформы, миллионные тиражи листовок, которые сегодня рассылаются социалистами по всей Украине, не имеют никакого практического смысла, ибо граждане не могут понять, о чем идет речь.
Политическая реформа для большинства людей - это абсолютно непонятная экзотика, "шоу верхней власти", не заслуживающее их внимания. Их мало интересуют такие метафизические вещи как отличия проекта 4105 от проекта 3207, зато их волнует, почему Мороз не с Ющенко и Тимошенко.
Тезис четвертый. Подписание соглашения о коалиции непременно радикализириует Ющенко, добавит ему решительности, воли к победе. Доныне в окружении лидера "Нашей Украины" господствовала удачно навязанное администрацией президента мнение о том, что радикализм, мол, вреден, это якобы может привести к уменьшению количества его сторонников.
На самом же деле наоборот: чрезмерная толерантность Виктора Андреевича повредила его собственному рейтингу. Немало вчерашних сторонников Ющенко отказали ему в поддержке из-за именно неопределенности позиций, нерешительности в критических ситуациях и сотрудничества с властью. Теперь у этих людей появились реальные основания возобновить свое расположение к лидеру "Нашей Украины".
Для социологов и политологов очевидно, что потенциальный избиратель Ющенко в своем большинстве радикальнее настроен, чем сам Ющенко. Как подтверждает политическая практика и факторы влияния на общественное мнение, так называемый "конструктивный (а вернее - конформистский) электорат" голосует не за "конструктивного", "провального" кандидата, а за того, у кого больше реальных шансов получить победу.
С сегодняшнего дня этих шансов больше всего у коалиции "Сила народа". А поэтому объединение "конструктивного" Ющенко с "суперрадикалкой" Тимошенко даст оппозиции значительно больше, чем любые морализаторские, но малосодержательные вербально-абстрактные рассуждения о благосостоянии и вселенском счастье для всего народа.
Тезис пятый. Подписанное сегодня соглашение - это фиаско планов и действий Кучмы и главы его администрации - Виктора Медведчука. Пошла прахом, по существу, вся их работа по уничтожению оппозиционной коалиции. Им на удивление легко удалось вывести из строя Мороза, однако они споткнулись на Ющенко-Тимошенко.
Сегодня ни для кого не секрет природа всей той ярости, с которой с Тимошенко хотели снять депутатскую неприкосновенность, стало также окончательно понятным, почему президент персонально контролировал процесс парламентской казни Тимошенко. После стамбульского саммита НАТО стало также очевидным, что Кучму все же могут додавить относительно негласной поддержки Ющенко на президентских выборах в обмен на гарантии его безопасности.
Однако Кучма, бесспорно, осознает, что эти гарантии ничего не стоят, пока рядом с Ющенко (читай - "вместе с ним у власти") находится Тимошенко. Кучма уверен, что с Ющенко можно договориться, с Тимошенко - почти невозможно. У нее можно, конечно, попросить прощения, но без особой надежды на милосердие.
Тезис шестой. Прометеевский оптимизм" и убедительные аргументы Тимошенко помогли ей добиться того, к чему она, собственно, и стремилась. Из положений и норм коалиционного соглашения, которые сегодня обнародованы, вытекает, что Тимошенко просто предопределена на премьерство при условии победы Ющенко на президентских выборах.
Ведь решение относительно премьерства, очевидно, примет президиум коалиции в составе Ющенко и Тимошенко. А в координационный комитет коалиции, который принимает решение исключительно консенсусом, на паритетных основах входят представители БЮТ и "Нашей Украины", которые не смогут не санкционировать решение президиума.
В свое время Тимошенко декларировала, что хочет возглавить избирательный штаб Ющенко, хотя для всех, а для Тимошенко в первую очередь, была понятна невозможность реализации этого проекта. Это было скорее сознательное раздражение амбиций Романа Бессмертного и других, которые видели в Тимошенко опасного конкурента.
Однако это был, на мой взгляд, только мастерский политтехнологический ход, ей не нужен ни штаб Ющенко, ни полномочия его штабных генералов. Пока Бессмертный неистово защищал стены своего штаба от вторжения союзницы, Тимошенко получила реальный контроль над избирательным процессом фактически наравне с Ющенко.
Ведь в полномочия упомянутого президиума входят такие определяющие вещи как утверждение стратегии и управление тактикой избирательной кампании, распоряжение финансами кампании и кадровая политика.
Сказанное совсем не означает, что сам Ющенко или его ближайшее окружение от этого проиграли. Наоборот, благодаря именно такой тактике со стороны Тимошенко достигнут оптимальный баланс в управлении избирательной кампанией и при этом не будет обиженных или обделенных с обеих сторон.
"Политический брак" Тимошенко и Ющенко содержит, бесспорно, мощный реабилитационный момент для обоих лидеров. У Ющенко хватило мужества подняться над провокациями, организованными Банковой относительно Тимошенко и, благодаря этой позиции, увеличить количество сторонников оппозиции.
С другой стороны, поддержка Юлией Тимошенко Виктора Ющенко ликвидирует очень неприятный бэкграунд в политической биографии лидера "Нашей Украины", связанный с тем периодом его жизни, когда он был не против, чтобы договориться с Кучмой, проигнорировал акции протеста "Повстань, Украина!", и подписал печально известное письмо по этому поводу.
Тезис седьмой. События пятницы дают дополнительные основания утверждать, что Украина перестала быть заложницей многолетней политической и экономической безалаберщины и эгоизма управляющей элиты, которая дрожание рук и страх перед будущим пытается компенсировать административным рыком и запугиванием "нестабильностью".
Шанс на спасение только в здоровых, настроенных на реальные позитивные изменения политических силах, лидеры которых, - как мне кажется, - действительно верят и в себя, и в силу народа.
Автор: Владимир Полохало, шеф-редактор журнала "Політична думка"
Сейчас выскажу только некоторые мысли по этому случаю, которые представлю в нескольких тезисах в их сжатому обосновании.
Тезис первый. Он очевиден - подписание соглашения между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко имеет чрезвычайно большой кумулятивный эффект и тектонические последствия для всей украинской политики.
Речь идет не только о президентских выборах, но и о более отдаленной перспективе. Можно также сделать вывод, что этим соглашением опровергнут миф о "двух украинцах и трех гетманах" в лагере оппозиции, о несостоятельности оппозиционных политиков заключать эффективные политические пакты.
В электоральной истории Украины времен независимости, - это действительно первое реальное демократическое "брачное соглашение по расчету", - когда субъекты соглашения равноправные партнеры, которые должны перестраивать на добровольно обусловленных основах свою общую счастливую политическую жизнь.
Впрочем, этот брак является в то же время своеобразным политическим "депрессантом для "партии власти", - в среде которой "вопрос доверия" и поиска брачных партнеров для Виктора Януковича, то есть проблема успешных политических торгов, остается до сих пор неразвязанным.
Тезис второй. Общеизвестно, что в электоральной политике не действуют обычные арифметические правила. Здесь, если использовать метафору, скорее можно говорить о своеобразной "квантовой политической теории", которая иногда коренным образом, особенно в постсоветских условиях, меняет наше обычное представление о формировании рейтингов, о шансах и потенциале тех или других политиков, которые борются за власть в условиях жесткой конкуренции.
Если Ющенко, положим, имел свои 25% устойчивых ("базовых") сторонников, а Тимошенко - 10%, то это не значит, что в результате объединения они будут иметь 35 на двух. Ведь в результате этого пакта появился еще один "полноправный участник коалиции", рейтинг которого может превысить и отдельный рейтинг Ющенко, и отдельный рейтинг Тимошенко, вместе взятые.
Этот своеобразный "участник" - эффект влияния самого факта заключения соглашения, который сам по себе является мобилизующим фактором относительно поддержки коалиции для огромного числа сторонников из числа тех, кто колеблется, кто еще не определился. Иными словами, прежде всего это предопределяется увеличением потенциала демократической мобилизации электората, и в то же время - ограничением ресурсов административной мобилизации руководящими группами, несмотря на очевидное неравенство условий ведения кампании.
Здесь позволю себе небольшой исторический экскурс. Речь идет о 2001 годе, вернее, о прогнозах относительно парламентских выборов. Тогда эксперты Центра политического анализа при журнале "Політична думка" высказывали уверенность в том, что БЮТ и СПУ однозначно проходят в парламент с результатом лучшим, чем СДПУ(о).
"Критики" объясняли этот прогноз симпатиями к оппозиции и ангажированностью. Сегодня позволю себе сделать прогноз, базирующийся на анализе тех же факторов, которые мы принимали во внимание накануне выборов в парламент: новообразованная "Сила народа" способна победить уже в первом туре президентских выборов.
По существу, именно сегодня президентская борьба реально стартовала в Украине. Думаю, что в ближайшее время мы увидим многочисленные миграции из пропрезидентского лагеря в сторону коалиции Ющенко-Тимошенко.
Прежде всего, речь идет о губернаторах, владельцах админресурса в регионах. Уже завтра многие из них так или иначе будут намекать на целесообразность проведения честной избирательной кампании, скрыто или даже откровенно будут саботировать приказы Банковой, а ближе к октябрю могут перейти к прямым, незакамуфлированным комплиментам в адрес оппонентов существующего режима.
Тезис третий. Поскольку такой союз является в принципе открытым для определенной вариативности в своем развитии, нельзя исключать присоединения к нему и других антирежимно настроенных политиков - прежде всего Александра Мороза.
Искренняя, почти сакральная вера Мороза в "самореформирование власти" через конституционную реформу по принципу "здесь и сейчас" - также имеет свой предел. Особенно - учитывая избирательную ситуацию, когда власти сейчас просто некогда поддерживать миф о добровольном самораскачивании шаткой лодки, в которой она плывет на выборы третьего президента Украины. Для значительной части "партии власти" более привлекательным выглядит другой апробированный предыдущими выборами механизм самосохранения - институт президентства.
Подписание соглашения между Ющенко и Тимошенко - это последний сигнал (или последнее предупреждение) Александру Морозу. Нельзя без уважения относиться к Александру Александровичу как честному и публичному политику, однако есть немало оснований и считать, что он ошибается, если действительно убежден, что обеспечивает собственное политическое будущее и будущее СПУ, оставаясь вне коалиции.
Если он так и не "поступится принципами" и не вступит в коалицию, то вряд ли будет иметь какие-нибудь серьезные перспективы после президентских выборов. Во всяком случае, ему будет тяжело убедить избирателей, которые в своем большинстве мало чем отличаются от избирателей Ющенко или Тимошенко, почему он попал в кампанию Медведчука и Кучмы, а не присоединился к лагерю оппозиционной коалиции.
Любые его объяснения относительно необходимости проведения политической реформы, миллионные тиражи листовок, которые сегодня рассылаются социалистами по всей Украине, не имеют никакого практического смысла, ибо граждане не могут понять, о чем идет речь.
Политическая реформа для большинства людей - это абсолютно непонятная экзотика, "шоу верхней власти", не заслуживающее их внимания. Их мало интересуют такие метафизические вещи как отличия проекта 4105 от проекта 3207, зато их волнует, почему Мороз не с Ющенко и Тимошенко.
Тезис четвертый. Подписание соглашения о коалиции непременно радикализириует Ющенко, добавит ему решительности, воли к победе. Доныне в окружении лидера "Нашей Украины" господствовала удачно навязанное администрацией президента мнение о том, что радикализм, мол, вреден, это якобы может привести к уменьшению количества его сторонников.
На самом же деле наоборот: чрезмерная толерантность Виктора Андреевича повредила его собственному рейтингу. Немало вчерашних сторонников Ющенко отказали ему в поддержке из-за именно неопределенности позиций, нерешительности в критических ситуациях и сотрудничества с властью. Теперь у этих людей появились реальные основания возобновить свое расположение к лидеру "Нашей Украины".
Для социологов и политологов очевидно, что потенциальный избиратель Ющенко в своем большинстве радикальнее настроен, чем сам Ющенко. Как подтверждает политическая практика и факторы влияния на общественное мнение, так называемый "конструктивный (а вернее - конформистский) электорат" голосует не за "конструктивного", "провального" кандидата, а за того, у кого больше реальных шансов получить победу.
С сегодняшнего дня этих шансов больше всего у коалиции "Сила народа". А поэтому объединение "конструктивного" Ющенко с "суперрадикалкой" Тимошенко даст оппозиции значительно больше, чем любые морализаторские, но малосодержательные вербально-абстрактные рассуждения о благосостоянии и вселенском счастье для всего народа.
Тезис пятый. Подписанное сегодня соглашение - это фиаско планов и действий Кучмы и главы его администрации - Виктора Медведчука. Пошла прахом, по существу, вся их работа по уничтожению оппозиционной коалиции. Им на удивление легко удалось вывести из строя Мороза, однако они споткнулись на Ющенко-Тимошенко.
Сегодня ни для кого не секрет природа всей той ярости, с которой с Тимошенко хотели снять депутатскую неприкосновенность, стало также окончательно понятным, почему президент персонально контролировал процесс парламентской казни Тимошенко. После стамбульского саммита НАТО стало также очевидным, что Кучму все же могут додавить относительно негласной поддержки Ющенко на президентских выборах в обмен на гарантии его безопасности.
Однако Кучма, бесспорно, осознает, что эти гарантии ничего не стоят, пока рядом с Ющенко (читай - "вместе с ним у власти") находится Тимошенко. Кучма уверен, что с Ющенко можно договориться, с Тимошенко - почти невозможно. У нее можно, конечно, попросить прощения, но без особой надежды на милосердие.
Тезис шестой. Прометеевский оптимизм" и убедительные аргументы Тимошенко помогли ей добиться того, к чему она, собственно, и стремилась. Из положений и норм коалиционного соглашения, которые сегодня обнародованы, вытекает, что Тимошенко просто предопределена на премьерство при условии победы Ющенко на президентских выборах.
Ведь решение относительно премьерства, очевидно, примет президиум коалиции в составе Ющенко и Тимошенко. А в координационный комитет коалиции, который принимает решение исключительно консенсусом, на паритетных основах входят представители БЮТ и "Нашей Украины", которые не смогут не санкционировать решение президиума.
В свое время Тимошенко декларировала, что хочет возглавить избирательный штаб Ющенко, хотя для всех, а для Тимошенко в первую очередь, была понятна невозможность реализации этого проекта. Это было скорее сознательное раздражение амбиций Романа Бессмертного и других, которые видели в Тимошенко опасного конкурента.
Однако это был, на мой взгляд, только мастерский политтехнологический ход, ей не нужен ни штаб Ющенко, ни полномочия его штабных генералов. Пока Бессмертный неистово защищал стены своего штаба от вторжения союзницы, Тимошенко получила реальный контроль над избирательным процессом фактически наравне с Ющенко.
Ведь в полномочия упомянутого президиума входят такие определяющие вещи как утверждение стратегии и управление тактикой избирательной кампании, распоряжение финансами кампании и кадровая политика.
Сказанное совсем не означает, что сам Ющенко или его ближайшее окружение от этого проиграли. Наоборот, благодаря именно такой тактике со стороны Тимошенко достигнут оптимальный баланс в управлении избирательной кампанией и при этом не будет обиженных или обделенных с обеих сторон.
"Политический брак" Тимошенко и Ющенко содержит, бесспорно, мощный реабилитационный момент для обоих лидеров. У Ющенко хватило мужества подняться над провокациями, организованными Банковой относительно Тимошенко и, благодаря этой позиции, увеличить количество сторонников оппозиции.
С другой стороны, поддержка Юлией Тимошенко Виктора Ющенко ликвидирует очень неприятный бэкграунд в политической биографии лидера "Нашей Украины", связанный с тем периодом его жизни, когда он был не против, чтобы договориться с Кучмой, проигнорировал акции протеста "Повстань, Украина!", и подписал печально известное письмо по этому поводу.
Тезис седьмой. События пятницы дают дополнительные основания утверждать, что Украина перестала быть заложницей многолетней политической и экономической безалаберщины и эгоизма управляющей элиты, которая дрожание рук и страх перед будущим пытается компенсировать административным рыком и запугиванием "нестабильностью".
Шанс на спасение только в здоровых, настроенных на реальные позитивные изменения политических силах, лидеры которых, - как мне кажется, - действительно верят и в себя, и в силу народа.
Автор: Владимир Полохало, шеф-редактор журнала "Політична думка"