Полномочия Холода закончились

Среда, 9 июня 2004, 18:00
В среду почти незамеченным осталось одно событие – 9 июня 2004 года заканчиваются полномочия главы Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Бориса Холода, который был назначен членом Нацсовета ровно четыре года назад (указом президента Украины № 778/2000 от 9 июня 2000 года).

Из четверки, назначенной президентом в июне 2000-го, лишь Холод смог удержаться до завершения своих полномочий. Остальные – Баграев, Грановский и Плаксюк – по разным причинам изменили место работы досрочно.

У Бориса Холода тоже были проблемы, благодаря которым он мог потерять свою должность раньше. Можно вспомнить как его пенсионный возраст – после достижения 60 лет в 2001 пребывание Холода на государственной службе зависело от положительного вывода Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины, так и постановление Верховной Рады в 2002 году, которым Холоду было высказано недоверие и предложено президенту освободить его.

Работа Бориса Холода на должности Главы Национального Совета оценивалась по-разному, однако тема этой статьи не оценка работы Бориса Ивановича.

Мы сосредоточим внимание исключительно на одном юридическом вопросе: может ли Борис Холод после окончания четырехлетнего срока остаться руководителем или членом Национального совета? Этот вопрос вообще не был бы актуальным, если бы Борис Иванович заявил, что в связи с окончанием срока своих полномочий с завтрашнего дня он уходит из Национального Совета. Вместе с тем все выглядит так, что он планирует оставаться до того времени, пока его не уволит президент.

Так вот, взглянем на юридическую сторону дела. Борис Холод был назначен членом Национального совета 9 июня 2000 года, а 16 июня он был избран главой Нацсовета. Это решение было проголосовано в тайном режиме на заседании Нацсовета после того, как кандидатура Холода была внесена общим представлением президента и спикера Верховной Рады (именно такая процедура предусмотрена в законе про Нацсовет).

Из этих двух дат нас интересует лишь первая – 9 июня, поскольку в тот момент, когда человек теряет полномочия члена Нацсовета, он обычно не может занимать руководящие должности в этом органе. Нет никаких оснований говорить о том, что должность главы может давать какой-то дополнительный иммунитет от потери полномочий члена. Итак, 9 июня 2000 года – начало полномочий Бориса Холода на должности члена Национального совета.

Украинское законодательство четкое и однозначное относительно того, сколько одно лицо может занимать должность члена Национального Совета. Закон Украины "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания" в статье 5 устанавливает: "Полномочия члена Национального совета начинается с момента его назначения и длятся четыре года, за исключением случаев предусмотренных законом".

"Случаи предусмотренные законом" – это статья 10 Закона под названием "Досрочное прекращение полномочий члена Национального совета". Закон не предусматривает случаев для увеличения срока свыше четырех года; отсутствуют формулировки на манер тех, которые есть для президента в статье 108 Конституции Украины: "Президент Украины выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента".

Отсутствие предостережений прямо означает, что окончание четырехлетнего срока ведет лишь к одному событию – прекращение полномочий. С 10 июня Борис Холод не будет иметь полномочий ни главы Национального совета, ни члена Национального совета.

Следующий вопрос, который логически может возникнуть и на который целесообразно дать ответ сразу касается того, может ли президент Украины назначить Бориса Холода еще раз членом Национального Совета и таким образом оставить его в Нацсовете?

Теоретически это мог бы быть нормальный выход из ситуации, однако в соответствии с законом о Национальном совете такое повторное назначение для Бориса Ивановича тоже не возможно. Статья 9 Закона Украины "О Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания" говорит о том, что "членом Национального совета может быть назначен гражданин Украины, который на момент назначения не достиг общеустановленного пенсионного возраста".

Общеустановленным пенсионным возрастом в Украине для мужчин есть 60 лет. Этого возраста Борис Иванович достиг еще в 2001 году и потому не может быть снова назначенным на должность члена Национального совета. Таким образом, возможность остаться в Национальной рад путем назначения на новый срок юридически не возможна.

Проблема с дальнейшим пребыванием Холода в Национальном совете не только теоретическая, если Холод останется, не имея полномочий, это в результате приведет к не легитимности принятых решений, проведенных заседаний и подписанных Холодом документов (в частности лицензий).

Очевидно, что это выльется также в большое количество судебных исков и жалоб, поскольку другой эффективной формы обжалования действий органов власти и должностных лиц не существует. Так же, это не будет оказывать содействие возрастанию доверия к важному конституционному органу, которым есть Национальный совет.

Что же на самом деле может состояться с завтрашнего дня, если придерживаться украинского законодательства? По закону о Национальном совете, Холоде теряет полномочия члена Национального совета, после этого обязанности председателя должен выполнять Первый заместитель Председателя Виктор Понедилко, в случае его отсутствия – Заместитель Председателя Виталий Шевченко (статья 13 закона о Нацсовете).

В какой способ может быть уволен Холода? Закон не предусматривает конкретной процедуры и это, действительно, есть недостатком закона. Например, соответственно Закону Украины "О Конституционном суде Украины" после окончания срока пребывание судьи Конституционного суда на должности, решения о прекращение полномочий принимается на заседание Конституционного суда.

Отсутствие процедуры в нашем случае создает некоторые проблемы, но совсем не означает, что из-за процедуры человек может вопреки закону продолжить свое лидирование на должности.

Можно дискутировать о процедуре, как может быть оформлено увольнение Холода, но он точно с завтрашнего дня не имеет полномочий члена Национального совета. Относительно процедуры, то если базироваться на Кодексе законов о работе (КЗОТ), то, по моему мнению, Холод может быть уволен в связи окончанием срока трудового договора.

В соответствии со статьей 23 КЗОТ трудовые отношения Бориса Ивановича должны были быть оформлены как срочные; кодекс указывает, что "срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера следующей работы, или условий его выполнения, или интересов работника и в других случаях, предусмотренных законодательными актами".

В нашем случае трудовые отношения как раз не могли быть установлены на неопределенный срок и это предусмотрено другими законодательными актами – законом о Нацсовете.

Еще один интересный вопрос, как, в соответствии с законодательством, может быть избран новый глава Национального совета? Процедура избрания является несколько странной, она предусмотрена статьей 12 Закона Украины "О Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания".

Председатель Национального совета избирается тайным голосованием членами Нацсовета по общему представлению Верховной Рады и президента Украины. Глава парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко уже обращался к президенту Украины относительно активизации работы по определение согласованной кандидатуры, однако о реакции Президента не сообщалось.

Закон также предусматривает конкретное время, на протяжении которого может быть представлена согласованная кандидатура – один месяц. Если же до 10 июля согласованной кандидатуры не будет, право номинировать переходит в Верховную Раду; она должна это сделать путем рейтингового голосования (пункт 3 статьи 12 закона о Нацсовете).

Закон также указывает, что в случае не принятия в установленный срок решения Верховной Радой, право номинировать кандидатуру переходит к президенту. Однако, с последним есть проблема, поскольку на самом деле в законе не установлен срок, на протяжении которого Верховная Рада может определиться с кандидатурой, а значит и нарушить этот не установленный срок она не может, а значит к президенту очередь не перейдет.

Таким образом, если до 10 июля кандидатура не будет согласована между Верховной Радой и президентом, Верховная Рада должна рейтинговым голосованиям определяться с кандидатурой и передавать ее на утверждение тайным голосованием членами Национального совета.

Я знаю, что в ситуации, которая сложилась, позиция многих сторон - это старания сохранить статус-кво до выборов президента и оставить Холода на должности по крайней мере до этого времени. Однако, в стране, которая провозглашается как демократическая и правовая должны выполняться законы, и, в первую очередь, выполняться должностными лицами органов власти.

Украинское законодательство не предусматривает ни одной возможности как член национального совета, срок полномочий которого заканчивается, может продолжить пребывать на своей должности. Кроме, конечно, возможности повторного назначения. Такое повторное назначение не возможно для Бориса Ивановича, равно как не возможно выполнение им обязанностей председателя и члена Национального Совета после 9 июня 2004 года.

Автор: Тарас Шевченко, юрист, эксперт в области информационного права

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования