Жердицкий и Диденко – новые осужденные украинцы

Вторник, 8 июня 2004, 19:10
В немецком городе Гильдесхайме земли Нижняя Саксония завершился процесс в деле Виктора Жердицкого и Игоря Диденко.

Результатом 172 судебных заседаний стал вердикт судьи Гаральда Бахмана – оба украинца виновны. Как сообщает подробности "Немецкая волна", Жердицкого приговорили к 5 годам и 10 месяцам за злоупотребление доверием и нецелевое использование четырех миллионов немецких марок.

Игорь Диденко – бывший компаньон Жердицкого – получил наказание в виде 4 лет и 3 месяцев заключения. Его осудили за пособничество, сообщает радиостанция.

"Немецкая волна" уточняет – поскольку Жердицкий и Диденко уже отсидели в следственном изоляторе две трети своих сроков, суд отменил принятое ранее решение о их содержание под стражей.

Однако на свободу вышел только Диденко, поскольку новые неприятности ждали Жердицкого уже во время суда. "Господин Жердицкий остается под стражей. Против него возбуждено новое уголовное дело, поскольку он подстрекал пять человек, которых пригласили в суд, к неправдивым показаниям с целью ввести в заблуждение суд и общественность", - сообщил прокурор Ларс Буґард.

Как отмечает "Немецкая волна" процесс продолжался три года из-за приглашения свидетелей из Украины. Затянулось и объявление приговора. "На протяжении шести часов председательствующий судья Гаральд Бахманн подробно рассказал чрезвычайно запутанную и сложную схему нецелевого использования подсудимыми четырех миллионов немецких марок", - сообщает радиокомпания.

По убеждению суда, в 1995-м году Виктор Жердицкий, который тогда возглавлял "Градобанк", и Игорь Диденко с помощью "фальсификации кредитного соглашения" с "подделанными подписями" и через основанное ими офшорное предприятие инвестировали деньги в одну немецкую цементную фирму.

Дела этой компании шли плохо и она в конце концов обанкротилась, что привело также к потере четырех миллионов немецких марок.

"Немецкая волна" напоминает, что сначала на процессе речь шла об исчезновение 86 немецких марок, которые были частью тех денег, которые правительство Германии в середине 1990-х перевело в Украину для выплаты компенсаций жертвам нацизма.

Но все случаи кроме одного утратили свою актуальность за давностью. Поэтому в земельном суде в Гильдесхайме подсудимым пришлось отвечать только за 4 миллиона немецких марок.

Однако, как признал председательствующий судья Гаральд Бахман, так и не удалось доказать, что Жердицкий сам дал распоряжение выделить эту сумму денег, которые планировалось выплатить бывшим жертвам нацизма.

Все время пока длился процесс, подсудимые содержались в Германии в следственном изоляторе. Жердицкого задержали еще в 2000-м году в Ганновере при попытке снять с заблокированного счета 50 тысяч немецких марок. Несколько позже в Франкфурте-на-Майне был задержан и Игорь Диденко.

Подсудимые никогда не признавали своей вины, и после объявления приговора в интервью "Немецкой волне" Игорь Диденко заявил: "Ни я, ни Жердицкий никаких криминальных действий, что касается этого эпизода не совершали, не планировали. И вообще никакого преступления вокруг этих четырех миллионов немецких марок не было, не планировалось".

"Приговор, который говорит о том, что я в чем-то виновен, является абсолютно несправедливым. Здесь идут спекуляции о спекуляциях. В последнем приговоре судья оставил без ответа минимум двадцать – тридцать вопросов, на которые он сам за три года суда и еще за шесть лет следствия ответа не нашел", - сказал Диденко.

Как сообщает радио "Свобода", во время заседания в знак протеста Диденко натянув футболку с надписью: "Я ненавижу немецкое вранье". Во время судебных заседаний в прошлом году Диденко уже прибегал к подобным формам несогласия с судом.

Решение суда раскритиковали и адвокаты Виктора Жердицкого, которые добивались оправдания своего клиента. "По моему мнению, это чрезвычайно строгое наказание. И мы уже согласовали с нашим клиентом вопрос об обжалование приговора", - сказал адвокат Бертрам Бьорнер.

Вместе с тем прокурор Ларс Буґард остался удовлетворенным. Он приветствовал решение суда, хотя раньше и требовал несколько большую меру наказания: "После продолжительного процесса объявлен приговор, который полностью удовлетворяет прокуратуру. Это справедливый приговор, который увенчал процесс".

В пользу подсудимых был расценен тот факт, что Жердицкий и Диденко сначала планировали вернуть банку эти четыре миллиона немецких марок. Кроме того, суд принял во внимание сложную социально-экономическую ситуацию, которая была в Украине в момент совершения преступления.

Вместе с тем учитывая подстрекательство к неправдивым показаниям суд признал за Жердицким "недостоверную криминальную энергию". В качестве обстоятельств, которые усугубляют вину Диденко, было названо его "очень агрессивное, провокативное и часто оскорбительное поведение" по отношению к свидетелям.

Жертва или преступник?

Таким образом, пока адвокаты обжалуют решения суда, Жердицкий остается в тюрьме, а Диденко может быть свободен.

Будет ли требовать их экстрадиции Украина, неизвестно. Во вторник пресс-служба Генпрокуратуры Украины сообщила, что они решат, продолжать ли дальше следствие в деле Жердицкого, после получения официального текста приговора из Германии.

"Генпрокуратура ожидает обретения законной силы приговора, вынесенного судом города Гильдесхайм по уголовному делу относительно Виктора Жердицкого и Игоря Диденко. Обвинение, по которому вынесен приговор (разворовывание 4 миллионов немецких марок), полностью совпадает с обвинением, которое выдвигалось Жердицкому и Диденко Генеральной прокуратурой Украины. Соответственно, по этому эпизоду Украина не имеет оснований ставить вопрос об экстрадиции".

"Впрочем, в производстве Генпрокуратуры остаются уголовные дела по другим эпизодам деятельности обозначенных лиц. Соответственно, после обретения приговором суда города Гильдесхайм законной силы, то есть после завершения срока апелляции, Генеральная прокуратура Украины будет рассматривать вопрос о наличии оснований для постановки вопроса об экстрадиции из Германии в Украину Жердицкого и Диденко для завершения досудебного следствия и направления в суд соответствующего уголовного дела", - говорится в заявлении, распространенном во вторник.

Однако самому Жердицкому даже в статусе осужденного лучше находиться все же в Германии. "В бытовом аспекте немецкую тюрьму сравнивать с нашими почти невозможно: кроме решетки на окнах и запертой металлической двери, найти еще что-то общее сложно", - сказал он несколько лет назад в интервью "Галицьким контрактам".

"Здесь (в немецкой тюрьме) во время ежедневной прогулки час можно разговаривать –если знаешь язык – со всеми заключенными. В дополнение — два раза в неделю на полтора часа открыты камеры для самостоятельного решения разных вопросов с надзирателем, принятия душа, общения с другими заключенными. Хуже с информационными средствами. Все журналы, газеты, радиоприемники с короткими волнами — все только по решению суда. А он, как известно, решать не спешит, все письма тоже контролируются судом", - рассказал тогда Жердицкий.

Именно в таких условиях находится сейчас один из наибольших украинских банкиров середины 1990-х.

До 1996 года возглавляемый Жердицким "Градобанк" стабильно держался в десятке наиболее рейтинговых банков. Для того, чтобы стать одной из ведущих финансовых структур, "Градобанк" одним из первых банков в Украине прошел международный аудит (осуществленный компанией "Делойт энд Туш").

 
Игорь Диденко
 
Банк начал активно интересоваться промышленными объектами, в которые пытался инвестировать довольно солидные суммы. При этом значительная часть операций проходила с участием диденковского ООО "Хорда", которое активно интересовалось тогда цементной промышленностью Украины.

В 1994 году "Градобанк" первым получил кредитную линию ЕБРР объемом 100 млн. ЭКЮ для кредитования малого и среднего бизнеса в Украине, что в принципе и стало решающим фактором в мотивации украинско-немецкого фонда "Взаимопонимание и спасение" проводить основные операции по выплате дивидендов остарбайтерам именно через "Градобанк".

А поскольку деньги давались в трастовое пользование, то Градобанк" почти сразу сообщил о намерении использовать временно свободные средства правительству Украины и получил на это разрешение.

До 1995 банк Жердицкого довольно удачно проводил инвестиционно-приватизационную политику, в основному связанную с цементной и химической промышленностью, что позволило его собственнику стать одним из богатейших бизнесменов в Украине, который не скрывал свои доходы, писал политолог Константин Бондаренко в 2001 году.

В 1998 Жердицкий решил также заняться политикой и прошел в парламент по 75 округу на Закарпатье, выиграв у представителя СДПУ(о). Сейчас этот округ представляет Орест Клымпуш.

Правда, перед тем его постиг ряд неприятностей. Деятельность банка Жердицкого и ООО "Хорда" на поле цементной промышленности столкнулась с интересами французского концерна "Лафарж".

"Лафарж" - фактически монополист на европейском рынке цемента. Его деятельность всегда толерировалась президентом Франции Жаком Шираком, а в Украине лоббистом концерна считался нынешний глава Нацбанка Сергей Тигипко.

Как писал Бондаренко, стремясь выбить у банка Жердицкого Николаевский цементный завод, "Лафарж" использовал "финансовый шпионаж". В результате чего и всплыла история о незаконном использовании средств "остарбайтеров". К тому же, на то время меняется руководство фонда.

Однако после ареста 1997 года Жердицкого освобождают из-за отсутствия факта преступления. Во второй раз его арестовывают в 2000 уже в Германии, и тогда же Верховная Рада дает разрешение на его привлечение к уголовной ответственности.

Поскольку в 2000 идет активная кампания по смещению премьера Виктора Ющенко, то у некоторых экспертов возникает подозрение, что вся история с "Градобанком" раскручена именно для дискредитации Ющенко.

В частности, Ющенко приписывались чуть ли не родственные отношения с Жердицким, а также то, что, возглавляя Нацбанк, он, вопреки распоряжению Высшего арбитражного суда Украины, в октябре 1996 года не назначил временную администрацию в "Градобанке" и не провел ревизию финансовых нарушений банка".

Другая версия, высказанная Бондаренко - за арестом Жердицкого стоит попытка украинских политиков дискредитировать правоцентристов. Дело в том, что Жердицкий был в определенной степени близок к партии "Реформы и порядок", а другой обвиненный по этому делу - Игорь Диденко - баллотировался в парламент в 1998 по списку ПРП, где имел 35 номер.

Третья версия Бондаренко - немцы использовали скандал с Жердицким, чтобы отказаться в полном объеме компенсировать средства остарбайтерам.

Сам Жердицкий в первом интервью из-за решетки, которое он дал "Украинской правде" в 2001 году, сказал:

"Как выдвинутые против меня обвинение, так и все дело по "Градобанку" имеют главную и второстепенные причины. Главная причина - это в начатый способ скрыть от украинской и мировой общественности настоящие причины финансового кризиса и запрета на проведение операций "Градобанку" в 1996 году; растаскивание без компенсации банку его активов в течение 1996-2000 годов, среди которых были акции Балаклейского, Николаевского и Здолбуновского цементных заводов; объявление летом 2000 г. ликвидации банка по делу о банкротстве.

Необходимые для этого решения и действия совершали отдельные служащие Генеральной прокуратуры Украины и Высшего Арбитражного Суда. Конечно, что есть высокопоставленные чиновники, которые давали соответствующие команды, и известные юристы, которые обеспечивали юридическое сопровождение проводившихся действий. В качестве примера можно привести факты, написанные на 12-ты страницах справки следственной комиссии Верховной Рады Украины по ОАО "Николаевцемент" и принятого на основании этого Постановления Верховной Рады Украины от 18.02.99 г. № 441- XIV.

Могу сказать, что как в случае с акциями ОАО "Николаевцемент", так и в других преступлениях против "Градобанка" и его вкладчиков действовали хорошо скоординированные силы. Из-за этого не нуждаются в объяснениях награждения украинских должностных лиц французскими орденами (Сергея Тигипко - Орденом почетного легиона) и появление почетных футболистов в "Динамо (Киев)" из числа наивысших должностных лиц Франции (позже в другом интервью Жердицкий объяснил, что говорил о Жаке Шираке).

В такой ситуации Генпрокуратуре Украины оставалось только отдавать честь, или, вернее, забыть о ней и выполнять соответствующие указания и заказы. Невзирая на то, что из-за лишения "Градобанка" прав на заложенные в нем акции цементных заводов банку были нанесены крупные финансовые убытки, эти случаи были частью из длинной цепи событий в разграблении активов банка при участии государственных чиновников.

А обусловило все это то, что "Градобанк" поддержал, прокредитовал и опекал деятельность и развитие названных цементных заводов в интересах многочисленных украинских акционеров. И в конкурентной борьбе между украинскими акционерами и иностранными цементными компаниями украинские чиновники предали принципы справедливости и защиты имущественных прав украинских граждан".

Министр финансов при Ющенко

В 2003 году имя Жердицкого всплыло в неожиданном контексте - журнал "Шпигель" написал, что украинский заключенный может стать министром финансов в случае победы Ющенко на выборах президента.

Об этом корреспонденту "Шпигеля" заявил новый защитник Жердицкого Гундольф Тесманн. Который, похоже, решил использовать ту же тактику, что и адвокаты Лазаренко в США - включив политическую составляющую в технологию защиты. "О том, что Жердицкий тогда станет украинским министром финансов, можно говорить настолько же уверенно, как о бедных в церкви", - цитировал слова Тесманна "Шпигель".

Потом "Немецкой волне" удалось связаться с адвокатом Жердицкого Тессманном, который, собственно, и был источником информации о большом министерском будущем своего клиента. Однако выяснилось, что его высказывания, поданные в "Der Spiegel", были лишь личными рассуждениями:

"Конечно, я высказался не в такой форме. Я высказал свое личное мнение о компетентности Жердицкого, отметив, что он очень компетентен, и, возможно, мог бы стать министром финансов. То есть, это была моя личная оценка ситуации - не больше и не меньше".

Но, как не сложно было догадаться, сейчас заявление адвоката о намерении Жердицкого стать министром при Ющенко-президенте активно используют СМИ, подконтрольные Медведчуку. При том что сам Ющенко о появлении такого претендента на правительственный портфель даже не догадывался.


Читайте также:

В преступлениях против "Градобанка" действовали "хорошо скоординированные силы". Жердицкий намекает на футболистов

Арест Жердицкого спланирован для дискредитации Ющенко?

Жердицкого сватают на министра финансов при Ющенко-президенте

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: