Третий термин Кучмы. Как это должно было быть

Пятница, 25 июня 2004, 21:21
В "Украинскую правду" попал поистине уникальный документ. Это аналитическая записка сценария избрания Кучмы на третий термин, предложенная Медведчуку российскими политтехнологами. У нас есть основания предполагать, что к разработке этого документа причастен Марат Гельман или его "ученики".

Документ был написан в ноябре 2003 года. Сейчас видно, что от реализации этого проекта отказались. Однако сам текст – захватывающее чтение о методах работы наемников администрации президента.

Цинизм, с которым предлагается конструировать кризисы для создания выгодных власте иллюзий, поражает. Украина должна была стать полигоном для реализации задумок российских технологов. Особо умиляет, что кроме Кучмы вторым победителем в этом сценарии должен был стать… правильно, Медведчук.

По неизвестной причине от этой наработки было решено отказаться. Однако как документ истории текст достоен публикации. Тем более что предложенные в нем наработки еще могут всплыть во время выборов.

Привоится оригинал докладной записки:



Преодолен кризис 2001-го года, практически все инструменты управления страной находятся в руках президента. Согласно социологическим опросам, положительно к его деятельности и деятельности власти в целом относится около 30% населения, что в три раза больше, чем год тому назад.

При этом существует лидер оппозиции, рейтинг которого мало того, что в 2 раза превышает рейтинги остальных политиков, он достаточен для того, чтобы вселить в часть элит уверенность в победе Ющенко. Население относится к этому с большим прагматизмом и те 22%, которые намерены за него голосовать, верят в то, что он станет президентом. Остальные к Ющенко относятся по-разному, но веры в его президентство не исповедуют.

Никакой объединенной оппозиции не существует, то есть по отношению к разным значимым для страны вопросам противоречия внутри оппозиции онтологические и разные ее части поддерживают то власть, то Ющенко. Понятно, что стратегия Виктора Андреевича "единый кандидат" провалится, и в президентской кампании будут участвовать как минимум два, а как максимум четыре лидера оппозиции.

За последний год произошло переформатирование провластного лагеря. Ключевые позиции в государстве заняты политическими или точнее публично-политическими лидерами сегодняшней провластной элиты: премьер-министр, глава администрации президента, спикер парламента, глава Нацбанка.

На самом деле, обозначение их как пропрезидентских, единственно верное с точки зрения терминологии. Единственное, что их объединяет - это отношения к президенту и с президентом. Все остальное - это зона договоренностей и конфликтов. У них нет онтологических и идеологических проблем в отношениях друг с другом, но так как все они из бизнеса и в бизнесе, у них есть непрекращающаяся череда бизнес конфликтов и бизнес договоренностей. На сегодня, кроме киевской группы, то есть у днепропетровской и донецкой, нет принципиального неприятия президентства Ющенко.

Донецкие события конца октября положили начало конфликту между Януковичем и Ющенко, но если его не подогревать, то он так же спокойно прекратиться, как и начался.

У про президентских сил нет единого кандидата и непонятен метод его появления. Все договоренности являются либо тактическими, обусловленными получением постов либо преференции в бизнесе, либо вынужденными, где фокус управления - желание и воля президента. Наглядная демонстрация зыбкости и сложности данной системы – парламентское большинство.

Его поведение легко прогнозируется только в двух аспектах: нежелание брать на себя ответственность и вялость и пассивность по отношению к действиям парламентского меньшинства, которое с декабря прошлого года срывает голосование в парламенте блокированием трибуны, а большинство не хочет этому ничего противопоставить, делая вид, что не может.

Виктор Андреевич Ющенко в октябре начал активную фазу своей президентской кампании. В логике избирательной кампании он находился с момента отставки с поста премьера, но после всплеска активности в момент парламентских выборов, с мая 2002-го года впал в спячку. В октябре 2003-го он окончательно проснулся и латентная фаза проекта "Ющенко - президент Украины" закончилась.

На сегодня из про президентских сил ему прямой конкуренции никто не составляет. Наиболее вероятный сейчас кандидат Янукович, хоть исповедует президентские амбиции и публично от них не отрекается, но никакой избирательной кампании не ведет. Другие кандидаты от про президентских сил по разным причинам или не избираемы, либо их кандидатство - это их личный проект по раскрутке, к примеру, Тигипко, либо простой способ торговаться, к примеру, Кинах и Пустовойтенко. Итого: в стране началась избирательная кампания, существует лидер оппозиции, но не существует объединенной оппозиции, страна реально управляется президентом, про президентские силы это признают и принимают, но по ряду объективных и субъективных причин не могут выдвинуть единого кандидата, в электоральной действительности происходит противостояние рейтинга и власти, народ Украины в честность выборов не верит и только те, кто "создают" рейтинг верят в то, что он может победить систему.

По данным социологов, деятельность президента скорее положительно оценивают около 30% населения, но голосовать, в случае, если Кучма будет баллотироваться, за него согласны только 8%. Существует фактор "усталости от Кучмы". Украина, причем как простой народ, так и политики, живет во власти двух мифов.

Миф первый: эпоха Кучмы не закончится никогда. Если попросить политиков, либо политологов назвать повестку первого года эпохи после Кучмы, они не смогут это сделать и начнут рисовать картинку либо апокалипсиса, либо счастья и процветания, в зависимости от того, к какому лагерю они принадлежат. И то и другое - не попытка спрогнозировать объективную реальность, а трансляция надежд и страхов.

Миф второй: процветание наступит после Кучмы. Несмотря на то, что в стране экономический рост и второй срок президента достаточно успешен по социально-экономическим показателям, у населения нет четко артикулированного страха это потерять, но есть устоявшееся ощущение, что перемены, причем радикальные перемены к лучшему, возможны только с новым президентом.

За практически 10 лет президентства Кучмы в стране не было катаклизмов, которые бы заставили жителей серьезно, а не гипотетически, задуматься о том, что привычный образ и уклад жизни может быть одномоментно сломан, а все, что происходит хорошего, расценивается как объективная данность: оно и само по себе бы так было, причем здесь президент.

В надежды этого мифа хорошо попадает кампания Ющенко, которая по своей сути абсолютно иррациональна и выстроена на его личностных качествах. Он молод, привлекателен, хорошо образован, вполне светский человек, принимаемый в лучших домах Европы и Америки, при этом наш, украинский; морален, любит Шевченко, разводит пчел, рассуждает о добре и зле, не любит и не совершает резкие и решительные поступки и т.д. и т.п.

При любом сценарии развития событий, нам выгодно сохранение первого мифа. От того, насколько силен президент, в прямую зависят все политические и государственно-управленческие процессы в стране.

Также при любом дальнейшем сценарии нам необходимо разрушить второй миф. Если это следующий срок Кучмы, то это очевидно, если же это какой-либо другой кандидат от власти, то, на первый взгляд, это не очевидное суждение, но кампания Ющенко строится полностью на его личностных качествах. Конкурировать с ним только в этой зоне проблематично и технологически не верно.

Кампания Кандидата, кем бы он ни был, должна строиться не только на иррациональных основаниях, но и на рациональных, в апеллировании к которым и является действенным административный ресурс.

Президентская кампания Кучмы 1999-го года строилась на двух идеологемах: не допустить коммунистического реванша, новый срок Кучмы - это новый Кучма.

Последняя идеологема сейчас невозможна. Очевидно, что Кучма - это константа. Президент такой, какой он есть, со своими достоинствами и недостатками и нет ничего, что бы могло кардинально изменить этого человека. Если он выиграет выборы и будет еще один срок президентом, он будет таким же, люди в 65 лет не меняются. В этом и есть основная проблема избирательной кампании Кучмы, так как это крушение иррациональных надежд приведенного выше мифа.

Выход именно в том, что эти надежды иррациональны. Украина должна в реальности, а не в мечтах, ощутить и прочувствовать, что такое жизнь без Кучмы. Противопоставление рейтинг - власть нужно перевести в противостояние миф - реальность. Апокалиптический сценарий возможного будущего должен быть не просто презентован как утопия, а стать реальностью.

Значит сценарий избирательной кампании кандидата Кучмы - это управляемый конфликт. Все сюжетные линии взаимосвязаны, их логистика такова, что разворачиваются они одновременно, но каждая со своей скоростью.

Сюжетная линия, необходимая для проекта и одна из самых проблематичных.

Сегодняшняя ситуация такова, что для населения все решения принимает лично Кучма. Остальные же: премьер, глава его администрации, министры, губернаторы - выполняют его волю. Они так и презентируют свои действия: согласно указу президента, я по распоряжению президента; как президент поставил нам задачу в таком-то своем выступлении и т.д. и т.п. А значит, за все и всю ответственность несет президент.

Остальные несут ответственность как более или менее успешные исполнители его решений. Поэтому основная задача сценирования этой сюжетной линии - так разыграть "уход Кучмы", чтобы де юре это была имитация, а де факто в это поверили.

Янукович становится не просто исполнителем чужой воли, в чем ему и посочувствовать можно, типа он не сам это решил, а его Кучма либо Медведчук вынудили, а премьером принимающим, причем публично принимающим собственное решение, прямо влияющие на жизнь людей.

Президент в 2002-м году начал политическую реформу и по доброй воле, не де-юре, а де-факто отказался от своего права формировать правительство, делегировав это право парламенту. Возникла конструкция: парламентское большинство - коалиционное правительство. Несмотря на все сложности и противоречия как в жизнедеятельности большинства, так и в жизнедеятельности правительства и в отношениях между фракциями, выдвинувшими министров и самими министрами, эксперимент в целом оказался успешным.

Несмотря на естественные коалиционные противоречия и разные политические позиции министров по принципиальным вопросам (к примеру ЕЭП), ни один министр из коалиционного списка не отправлен в отставку с нарушением квоты (министр экологии от НДП заменен на министра экологии от НДП), ни одна фракция не вышла из большинства и ни одна фракция не отозвала своего министра.

В 2003-м году президент делает следующий шаг. Он так же де-факто, но не де юре, то есть в игровой действительности "распаковывает" губернаторскую вертикаль. Согласно проекту политической реформы, в новую конституцию вводится следующий механизм: кандидатуры губернаторов предлагаются премьер-министром парламентскому большинству и, если большинство соглашается с этими кандидатурами, они назначаются либо не назначаются президентом.

Предложение ввести эту систему сейчас де-факто, до изменения конституции, это логичное продолжение президентом политики реформирования системы власти, начатой в 2002-м году.

В начале декабря президент назначает своим указом 5-7 крайне непопулярных, либо откровенно неприемлемых для населения губернаторов, преимущественно в западных областях страны. Очевидно, что это приведет к массовому недовольству и возмущению населения в этих областях. И это хорошо, так как необходимо нам для дестабилизации обстановки в стране.

В своем новогоднем послании Кучма объявляет, что теперь это сфера компетенции премьера и парламентского большинства, что это не его блажь, а норма будущей конституции, а значит, правительство и большинство несут прямую персональную ответственность за действие региональных властей.

По формату это обычное новогоднее послание. Но стилистика его должна быть такова, чтобы в голове политиков и политологов моментально проявилось послание Ельцина, в котором он передает власть Путину, на самом деле, де юре ничего никому не передаем. Но в интерпретации у политологов и политиков однозначно начинает просматриваться сценарий "Янукович - преемник".

Ход с губернаторами является принципиальным, так как работает сразу на три сюжетных линии: уход и возвращение президента, дестабилизация в стране и политическая реформа.

Сам Кучма провозглашает, что он будет заниматься политической реформой и референдумом. Он видит в этом свою историческую миссию. При нем была принята первая украинская конституция, которая, очевидно, не совершенна, так как была продуктом сложного компромисса. Сегодняшнее изменение конституции, очевидно, это тоже компромисс, но более продвинутый, соответствующий мировой практике и более отвечающий украинским реалиям, где восток не может найти общего языка с западом, политики ставят свои личные интересы выше общегосударственных, партии слабы, а ситуация в целом слабо прогнозируема.

Вторая зона его личной ответственности - это референдум, на котором решаются вопросы языка и отношения с Россией в контексте ЕЭП. Мотивация та же: ситуация после президентских выборов не прогнозируема и президент, как ответственный человек и политик, понимает, что если он это не сделает, то политический авантюризм и клановые войны могут разрушить те отношения с Европой, Америкой и Россией, которые он и его предшественник создавали 14 лет.

Кучма исчезает с экранов общенациональных каналов. Он занят референдумом и все свое время проводит в поездках по стране, объясняя смысл референдума и политической реформы, то есть по максимуму общается с народом, а не с губернаторами. Это транслируется в эфире региональных кампаний. На национальных каналах - только международная деятельность президента.

Оптимально, чтобы в качестве постоянного места пребывания и работы Президентом использовалась не Администрация на Банковой, а Резиденция в Гуте. То есть из поездок по регионам или международных визитов Президент возвращается не в Киев, а в Гуту (злобный пример из русской истории - Иван Грозный в Коломенском).

Очевидно, нас сразу обвинят в том, что мы начали избирательную кампанию. Но приведенная выше мотивация, по сути, и есть ответ. Кроме выборов, что в общем, вещь жизненно важная, но все же сиюминутная, для человека, который уже вошел в историю, есть и другие ценности, более общие и вечные: собственно сама история и кем ты в ней будешь для потомков, совесть, понимание с позиций статуса и опыта, что за сиюминутную борьбу политиков украинский народ будет расплачиваться десятилетия.

"Возвращение" президента должно состояться в апреле, когда всем становится очевидно, что без Кучмы ситуация не управляема. К этому времени население должно на себе ощутить все прелести нестабильности и жизни без Кучмы. То есть счастливый миф о будущем процветании должен стать суровой реальностью конфликтов и бардака.

Старт этой сюжетной линии должен начаться прямо сейчас, то есть до старта сюжета "Уход" Кучмы".

Основная ось напряженности: восток - запад. Начало этому процессу положено в сентябре во Львове, продолжение было в октябре в Донецке и Львове. Этот конфликт должен развиваться и быть рамочным. Ющенко и его соратники обожаемы на западе, но неприемлемы на востоке.

Задача сделать этот конфликт еще и личностным между Ющенко и Януковичем. Надо добиться, чтобы договоренности между ними были неприемлемы на личночеловеческом уровне. Опыт последних двух лет показывает, что Ющенко задевает только то, что касается лично его или его семьи. По большому счету, ему безразлично, что происходит с его сторонниками, на его рейтинг и авторитет практически не влияют личные качества и бекграунды его окружения.

Ему необходимо, чтобы его любили, и он действительно был искренне возмущен в Донецке: почему толпа на улице не хочет его видеть. Поверить в то, что его могут не любить, он не может. Поэтому интерпретирует как прямую провокацию: на самом деле, они меня любят, но их просто заставили.

Во время парламентской кампании единственное, на что он среагировал - это был сюжет с дочкой. Что интересно, такую же реакцию показал абсолютно другой по типу политик, а именно Янукович. Он совершенно равнодушно относится к любой критике со стороны "нашеукраинцев" его, как премьер-министра, но моментально среагировал на обвинение, что антиющенковские бигборды в Донецке были размещены фирмой его сына.

Нам необходим личностный конфликт Ющенко и Януковича так же и по следующим причинам. Во-первых, это задает субъектность конфликту восток - запад, а во-вторых, превращает Януковича в кандидаты в президенты. Кучма ушел. Начался конфликт кандидатов, который автоматически превратился в конфликт восток - запад. В медиа мы наглядно показываем возможность развала страны.

Для этого, в том числе, меняется формат новостей УТ-1. Они становятся провинциально российскими: в начале идут московские сюжеты, международная политика интерпретируется в рамке кремлевской позиции, а уже потом - украинские новости. Поверить в то, что Кучма полностью все сдал России тяжело. Вся его политика всегда строилась на разновекторности и недоговоренностях. А вот то, что Янукович вместе с донецкими ради президентства отдаст русским все то, чего они захотят, и все то, что он придумает, что бы они могли захотеть – это вполне реально.

В этой сюжетной линии необходимо сыграть в двуходовку.

Ход первый: Кучма назначает 5-7 новых губернаторов. Здесь не важно хорошие они или нет на самом деле, все это оценочно. Важно, что по каким-то причинам они неприемлемы для региональных элит и политизированной части населения. Для этого идеально подходят западные области.

Туда надо назначить политиков с востока страны, и желательно русофилов. Для ожесточения конфликта "Донецк - Львов" пару губернаторов на западенщине должны быть не просто донецкими, а представителями ближайшего окружения Януковича либо Ахметова, и активными активистами Партии Регионов: к примеру, Рыбак, Семиноженко.

На общеукраинском уровне начинается истерика политиков из "Нашей Украины": донецким отдали на откуп Ивано- Франковщину и Галичину. В облсоветах начинается бардак. Партии, входящие в "Нашу Украину" и "Батькивщину", сами начнут организовывать митинги протеста.

Задача наших медиа - показать неприемлемость для запада Украины любых выходцев с востока, неприемлемость для региональной политической элиты представителей Партии Регионов, и выставить их в позицию радикалов. Им не важны профессиональные управленческие качества госслужащих, им важно, на каком диалекте он говорит и к какой политической силе принадлежит.

В это противостояние необходимо втянуть Ющенко. Это просто, так как они сами сделают большую часть работы. Обязательно будут депутатские запросы в Верховной Раде. И в случае визита Ющенко на запад Украины его соратники обязательно втянут его в этот конфликт. Как показала ситуация с Сергеем Медведчуком, для окружения Ющенко возможность даже не расправиться, а попортить жизнь их личному врагу на западенщине, сильнее, чем все тактические расчеты о том, что это может навредить общей победе.

Задача медиа - интерпретировать это как онтологический конфликт "Восток - Запад", политический конфликт "Наша Украина" - Партия Регионов", субъектный конфликт "Ющенко - Янукович".

Ход второй: Согласно первой сюжетной линии ("Уход Кучмы"), прерогатива назначения губернаторов у Кабмина и парламентского большинства. Об этом Президент объявляет в своем новогоднем послании, и с 31-го декабря ни один губернатор в Украине не может чувствовать себя спокойно.

Зима - это традиционно проблемное время для региональных властей. И вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на проблемах ЖКХ, обеспечении граждан теплом, газом, уборкой снега, ремонтом линий электропередач и подготовке к посевной, губернаторы понимают, что им надо активно выстраивать отношения с Кабмином и парламентом. По сути, все губернаторы в той или иной форме должны быть переназначены. Ситуация подогревается медиа как общенациональными, так и региональными, которые или распространяют слухи о возможной отставке очередного губернатора, либо показывают откровенные чернушные репортажи о ситуации из тех областей, которые нам выгодны.

Центральные каналы всячески подчеркивают, что за ситуацию в регионах теперь в прямую ответственны Кабмин и Парламент.

В парламентском большинстве по окончании январских каникул начинаются необратимые массовые процессы интриг. Должность губернатора Днепропетровщины или Харьковщины в представлении большинства - это больше чем должность руководителя комитета либо портфель министра. В своей основе большинство составляют политики, напрямую завязанные на бизнесе, и либо политики, максимум реальных притязаний которых - это портфель министра либо губернаторское место.

Начинаются торги и делёж. Этот процесс усиливает "измененное" состояние сегодняшних губернаторов, которые понимают, что если они не поучаствуют в этом процессе, то все решат поверх их голов. При чем понятно, ради чего Президент позволит это сделать, очевидно, ради политической реформы.

Наша задача - дестабилизировать ситуацию в регионах (пусть занимаются политическими играми, а не народным хозяйством), втянуть внутрь этого процесса Ющенко и через медиа жестко обозначить, что ответственность за ситуацию несет совместно Кабмин и парламент.

На внутрирегиональных конфликтах необходимо продолжать сорить политиков общеукраинского уровня: коммунистов с "Нашей Украиной", Ющенко с Януковичем, если потребуется, донецких с днепропетровскими.

Специально разогретые существующие территориальные, этнические или религиозные конфликты.

Существует набор внутрирегиональных конфликтов, которые, благодаря телевидению, легко переводятся в общенациональные, а, при необходимости, в них возможно включить и внешнеполитические фактор.

1. Крым, земельные споры между татарской и русско-украинской общинами.

Существуют факты захвата татарами земельных участков около Судака. Мер Судака передает пока пустующие наделы земли, а также часть земли, самостоятельно захваченной татарами, какой-либо русской или украинской военизированной организации (Запорожскому казачеству, Крымскому казачеству, если оно существует, Братству Корчинского и т.п). Условие одно - казаки немедленно начинают строить дома, возможно, получив ещё под это кредит, и должны сами защищать свою землю. Собственно говоря, по этому же принципу российские императоры и использовали казаков около 200 лет там, области Войска Донского и Черноморского казачества были отданы в управление казачих старшин в обмен на защиту русской границы от горцев.

Очевидно - возникает конфликт за землю. Задача власти - не вмешиваться силовыми методами на его начальном этапе. Меджлис татарского народа получит поддержку от их союзников нашеукраинцев и, возможно, от Турции; казаки - от Кубанского и Донского казачества, что интерпретируется медиа как от России. Ющенко надо представить как противника русских в Крыму. От власти требуют защиты славянского населения, которое, в отличие от татар, на самом деле не нарушает законов.

Прорусские политические силы широко представленные в Крыму от Коммунистической партии до "Русского блока" начинают заявлять, что если Украина не может защитить интересы славян в Крыму, то рядом всегда есть готовая оказать поддержку Россия. Центральные медиа вспоминают о конфликтах в Крыму времен Мешкова и требуют от правительства и парламента стабилизировать ситуацию, потому что она уже угрожает территориальной целостности и грозит этническим конфликтом в Крыму.

Итого: Кучма ушел, в Крыму опять начались погромы и драки, националисты нашеукраинцы защищают интересы мусульман и Турции, политики Крыма опять начали мечтать о присоединении к России, в Кубани и на Дону началось формирование добровольцев-казаков (на самом деле, не надо ничего формировать, достаточно показывать по центральным каналам казачие военные сборы где-нибудь под Краснодаром или под Ростовом и брать синхроны у воинственных идиотов в лампасах).

Премьер Янукович вынужден занимать прославянскую позицию: во-первых, казачие поселенцы не нарушают законов, а во-вторых, иначе его просто не поймет население на востоке Украины. В медиа запускаются слухи о том, что часть процессов финансирует лично татарин Ахметов. В общем - бардак, который не понятно к чему приведет. В лучшем случае - к разбитым физиономиям и сожженным особнякам, в худшем - к потере Украиной Крыма (интерпретация для медиа).

2. Львов, кладбище "Орлят", отношения с Польшей.

Идеально для организации чисто символического конфликта на пустом месте. Историческая роль "Орлят" очевидно не однозначна, и по-разному интерпретируется поляками и украинскими националистами. Для востока Украины она вообще либо не известна, либо безразлична. Что Петлюра, что Украинская народная армия, что Пилсудский - это все далеко не герои востока.

Кладбище отреставрировано и на самом деле весь спор идет вокруг надписи над памятной аркой. Поляки хотят, чтобы там было зафиксировано, что "Орлята" - это герои, отдавшие свою жизнь за независимость Польши, украинские националисты - чтобы было зафиксировано, что это оккупанты, погибшие на чужой земле.

Необходимо, чтобы новый губернатор Львовщины поставил там памятник, либо просто вывесил польский вариант надписи на фронтоне арки. Приурочить это надо к приезду Ющенко во Львов.

Начнется скандал. Националисты сами организуют акции протеста. Их надо запретить, что моментально их только усилит и сфокусирует против власти и поляков. Далее надо их спровоцировать либо самим организовать осквернение памятника и акты вандализма на кладбище.

Ющенко попадает в крайне сложную ситуацию. Его политическая база в Галичине по отношению к историческим событиям настроена крайне антипольски. Поэтому он не сможет напрямую осудить действия своих сторонников. Для этого власть должна задать контекст, поддерживающий в этом вопросе даже не польскую интерпретацию истории, а скорее гуманитарно-общечеловеческую: погибли молодые люди, которые с оружием в руках отстаивали чью-то свободу. Правы они или не правы - да какая разница. Навредить то они никому не навредили, а погибших молодых идеалистов всегда жалко. Поддержка же акта вандализма либо же занятие нейтральной позиции крайне негативно повлияет на имидж Ющенко в Польше.

Подобный акт вандализма очевидно будет осужден как руководством католической церкви, так и греко-католиками, что Московским, что и Киевским патриархатами. Церковь не может не осудить поругание христианских могил без относительно к какой конфессии они относятся.

Губернаторы теперь от Кабмина и парламента. И именно губернатор установил памятник с этой надписью, а милиция, которая всегда символизирует власть, препятствовала акциям протеста оппозиции. Выстраивается символический ряд: власть, в лице Януковича, губернатора, милиции - против националистов, в лице Ющенко, "Нашей Украины", УНА-УНСО и т.п.

Итого: Янукович получает негатив среди националистически настроенного электората на западе Украины. Польша поет ему дифирамбы. Что только усиливает негатив в Галичине. У Ющенко возникают проблемы в отношениях с поляками и Церковью. Мы это переворачиваем в негатив для Ющенко на востоке Украины, показывая, что они просто сумасшедшие, готовые заниматься вандализмом и воевать с мертвыми, лишь бы переписать историю.

3. Ильинская церковь и пещерный комплекс в Чернигове.

В настоящее время данный пещерный комплекс и церковь находятся в собственности города. Но существует постановление о передаче их церкви. На комплекс претендует главным образом Московский патриархат и конечно же одновременно Киевский.

Черниговские пещеры также как и Киевские связаны с именами Святых Антония и Феодосия Печерских. По своему символическому значению и привлекательности для паломников (популярные святые, традиция почитания места, свидетельство о чудесах) – Черниговские пещеры вполне сравнимы с Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лаврами. Даже сейчас в них пребывает значительное число паломников. Приблизительно 40-50 тысяч в год. Очевидно, что при передаче церкви их число увеличится на порядок.

Допустим, губернатор и облсовет принимают решение о передаче их Киевскому патриархату. Московский патриархат возмущается, начинается скандал, в котором Московский патриархат ищет традиционно поддержку у власти и, скорее всего, получает её у Януковича, Киевский патриархат, а также Черниговский облсовет и черниговский губернатор должны получить поддержку "Нашей Украины". И также очевидно её получит.

Задача для медиа - втянуть в игру Ющенко и жестко позиционировать его как сторонника интересов Киевского патриархата. Необходима инвентаризация подобных конфликтных точек, основное требование к которым – не нужно ничего специально создавать, нужно просто поднести спичку к уже сложившейся ситуации.

Через медиа вытаскивать этот конфликт на общенациональный уровень, опускать всех кандидатов в президенты внутрь конфликта, делая их активными участниками и сторонниками онтогонистических позиций, между которыми практически не возможен компромисс, но более чем вероятен бардак и мордобой. Но ведь, действительно же, не мусульманам или католикам передавать святыни, чтобы патриархаты не переругались.



Продолжение следует

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования