Положения – заключительные
Четверг, 24 июня 2004, 00:00
С принятием 23 июня "в первом чтении" проекта конституционных изменений №4180 мне лично так и не стало понятно: получил Мороз основания идти на выборы, или нет?
Голосов за 4180, так как когда-то при одобрении руками проекта 4105 - только 276. Но вместо 18 большевиков, как тогда, 24 декабря 2003 года, нынче голосовали 18 социалистов. Кстати, сам Мороз не голосовал.
По-видимому, это значит, что на выборы он себе путь оставляет.
Потом Луценко свой голос отозвал... Ну, в свое время он и "парнокопытное голосование" ругал, но ведь потом вспомнил о том, что социалисты не хотят "доброго царя", и вернулся...
Словом, сколько бы ни было социалистов за проект 4180 - а большевиков от этого не добавилось. Так что все озвученные надежды (как у самого Мороза, так и у Гавриша) относительно возможности набрать 300 голосов в окончательном голосовании - опять лишь на "Нашу Украину".
Правда, Гавриш откровенно полагается на запугивание Ющенко тем, что в сентябре станет понятно, кто будет президентом.
Тут, кстати, господин координатор был как-то слишком откровенен: с чего бы это вдруг в сентябре может быть известно имя победителя, если выборы обещано честные и прозрачные? Если господин Гавриш имеет в виду, Кучма или Янукович будет единым кандидатом - так надо и говорить.
А то уже сегодня все международные наблюдатели могут, процитировав Гавриша, поставить однозначный диагноз будущим выборам: декларируется прямая их подтасовка, фальсификация либо назначение победителя...
А вот у Мороза как бы другая логика. Он считает, что еще не поздно подставить к 4180 заключительные положения из теперь уже проваленного проекта 3207-1. И "Наша Украина" таки пойдет на компромисс. О тезисе Гавриша Мороз не упоминает так откровенно, хотя о каких-то "дополнительных аргументах" говорит. А для кого же секрет эти дополнительные аргументы?
Правительство в наследство или досрочные парламентские выборы
Проект 4180 предусматривает введение в действие конституционных изменений с полной передачей полномочий президента правительству и парламенту - сразу после избрания нового главы государства. Одновременно вводится норма и о том, что правительство слагает полномочия уже не перед новоизбранным президентом, а перед новоизбранным парламентом.
При этом, чтоб не было каких-либо недоразумений и толкований, в заключительных положениях проекта 4180 записано сразу, что полномочия ныне действующего правительства продолжаются до 2006 года или до момента, когда наступит ситуация правительственного кризиса.
Следовательно, в соответствии с этим проектом, если бы, положим, президентом стал тот же Мороз, - вместе с должностью в ноябре он получил бы и правительство Януковича.
На политику которого влиять бы не смог. А даже создав парламентско-правительственный кризис благодаря расширению количества предлогов для роспуска парламента, - в течение 2005 года мог бы провести досрочные парламентские выборы только по теперешней смешанной системе. Напомним, пропорциональный закон вступит в действие лишь с октября 2005 года... На самом деле, не обязательно, что еще вступит, но об этом - ниже.
Надо думать, что правительство Януковича с полномочиями, которые сегодня имеет Кучма, сумело бы помочь избраться новому парламенту, который вряд ли изменил бы исполнительную команду принципиально... Да, собственно, и сам кризис, который привел бы к роспуску нынешней ВР, создать при условиях теперешнего большинства может не лишенный полномочий президент, а разве что сама проправительственная коалиция.
Естественно, ту же перспективу имеет любой оппозиционный кандидат. Ющенко, для которого персонально разработан этот сценарий - не исключение. Но не исключение и сам Мороз, всегда твердивший, что хочет лишить полномочий любого президента от "четверки" – то ли Ющенко, то ли Симоненко, то ли Тимошенко, то ли Мороза. И, как видим, это ему уже почти удалось...
Только не спрашивайте - зачем. Все равно потом придется спрашивать - кто виноват и что делать...
Поэтому опять вернемся к заключительным положениям, но теперь - к тем, которые не прошли в проекте 3207-1, и которые Мороз предлагает вставить в проект 4180, причем - уже после экспертизы КС. Что, собственно, невозможно, но автором проекта, как всегда, во внимание не берется.
В проекте 3207-1, который, как оказалось, не был подтвержден фракцией "Наша Украина", - срок введения изменений к Конституции в действие был отложен аж до...1 января 2005 года.
Как утверждал, презентуя проект, А.Мороз, за время от избрания нового президента в ноябре - до 1 января продолжала бы действовать теперешняя Конституция. В соответствии с которой премьер и правительство слагают полномочия именно перед новоизбранным президентом. Следовательно, считает Мороз, новый президент должен успеть приблизительно за месяц (это в лучшем случае, поскольку нужно еще отбыть инаугурацию) - не только принять отставку старого правительства, но и предложить парламенту новую кандидатуру и получить его согласие. Можно якобы успеть даже назначить весь состав нового правительства.
Теперь представим себе реальную ситуацию, если побеждают те же Ющенко или Мороз. Сколько времени считает голоса ЦВК, когда назначается инаугурация (по Конституции - не позже месяца), и что реально, кроме принять отставку старого правительства, может успеть новый президент? Есть все основания считать, что 1 января застанет Украину именно в отсутствие правительства, и формировать новый его состав будет уже... теперешнее парламентское большинство.
У него также может быть несколько вариантов: опять назначить Януковича, или назначить Кучму, или Медведчука и так далее по списку...
Неужели даже теоретически можно было соблазнить этими заключительными положениями "Нашу Украину"? Но ведь она уже имела опыт проекта 4105-дубль в личной редакции лидера СПУ...
Вообще-то публично обсуждается только отношение к реформе в теперешней редакции только "Нашей Украины" - как единственного резерва голосов. На самом же деле в самом большинстве полная убежденность, что следует ожидать потери нынче поданных голосов еще и со стороны "Регионов".
Действительно, понятно, что в случае победы на выборах президента Януковичу терять полномочия не интересно. Но это было бы для него полбеды, если бы он имел хоть какую-то надежду получить на должности премьера своего человека. Но надежды такой нет.
В оппозиционных рядах нынче модно говорить о "Кучме-3" в виде главы правительства... Правда, после сложения им полномочий президента - это далеко не факт. Назначить себя самого (подать свою кандидатуру) еще во время президентства Кучма бы, может, и желал, но Конституция (и действующая, и обновленная) не позволяет.
Очень теоретический вариант для Кучмы - сразу после голосования за реформу 300-ми голосами, но еще до выборов подать в отставку с должности президента, полномочия и.о. главы государства передать Литвину (если спикером будет еще он), а между тем через новые полномочия парламентской коалиции избраться премьером... Тоже сомнительно: как только гарант лишится кресла - лишится и гарантий от большинства.
Так что в случае баллотирования и избрания Януковича, то есть если Кучма откажется от собственного участия в проекте "Кучма-3" - придется большевикам искать другого кандидата. Самое вероятное - это таки будет кризис и опять досрочные парламентские выборы по смешанной системе. А уж какой тогда соберется новый парламент - вообще представить себе трудно...
Хотя не так уж и трудно, ибо в тех парламентских выборах, очевидно же, ключевую роль наконец будет играть Медведчук: ведь вся выстроенная им исполнительная иерархия Януковичу не достанется и будет действовать в переходный период "автономно"...
Может, именно на этот момент и сформируется "левоцентристская коалиция", и именно это является целью авторов теперешнего этапа реформы?
Собственно, до осеннего продолжения процесса еще есть достаточно времени, чтобы все желающие вычислили интересные для себя комбинации, - благо, сама схема стала намного проще, чем выглядела в апреле...
А мы вернемся еще к нескольким деталям, в частности, и заключительным положениям.
4180 минус 4105 равняется...
Как известно, главным тезисом "Нашей Украины" относительно неприемлемости проекта 4180 является утверждение об идентичности его проекту 4105. И установлена эта идентичность не самими депутатами, а Конституционным судом, который сравнивал проекты, еще предоставляя предыдущую экспертизу.
Интересно, что сравнение касается не проектов в целом, а каждой из статей. Так что разговоры об отличии номеров проектов - это лишние разговоры.
Впрочем, мало кто надеется на принципиальность КС. Интересует лишь, как именно сегодня обойдет КС эти свои сравнения, и не заявит ли опять, как уже когда-то делал по другому поводу, что речь идет не о решении или выводе, а лишь о постановлении или чем-то подобном, что не имеет силы для текущей конъюнктуры.
Внимательные читатели законопроектов утверждают, будто авторы, чтобы предотвратить эту неприятность, успели несколько переделать каждое из предложений, относительно которых КС мог бы заметить сходство с предыдущим проектом. Возможно ли это - убедиться тяжело: проекты мало кто видел перед голосованием, особенно тот, незабываемый 4105...
Так что, по-видимому, вряд ли "НУ" имеет основания надеяться на Конституционный суд, который бы подтвердил ее вывод о нарушении конституционной статьи 158.
Но есть одна норма в проекте 4180, которая имеет все основания попасть под запрет 158 статьи Конституции, то есть об идентичности отклоненного текста.
Это - норма заключительных положений, которая обязывает провести парламентские выборы 2006 года на пропорциональной основе. Мало того, что в ней при перенесении из 4105 в 4180 не изменена ни одна запятая. Но эта норма является той раздражающей уступкой большинства оппозиции, которую нынче победное большинство сохранять вовсе не заинтересовано. И тут, надо думать, Конституционный суд будет максимально принципиальным.
Это лишь усиливает впечатление, что пропорциональная система выборов не только не будет применена на досрочных парламентских выборах, но не доживет и к очередным 2006 года.
И еще одна "мелочь" процедурного характера.
Хотя как уже в нынешней ВР нарушался регламент, но такого еще не было. Регламентом сурово запрещено прерывать рассмотрение одного и того же вопроса. На этом основании в ВР многие процессы происходили с определенными интригами, но правило не нарушалось.
И вот именно при рассмотрении конституционных изменений им пренебрегли абсолютно грубо. Посреди рассмотрения вопроса о реформе ВР рассматривала... вопрос ратификации. Хотя накануне решили - все пленарное заседание 23 июня будет посвящено только конституционным изменениям.
И так, было, и начали: проголосовали постановление о процедуре, заслушали доклады Мороза и Гавриша о проектах 3207-1 и 4180... А потом лидеры фракций пошли советоваться. Это в ВР чуть ли не ежедневно происходит...
Но для "экономии времени" оставили вице-спикера Зинченко руководить ратификациями. И голосование, говорят те, кто следил, были результативными и дружескими...
Потом Литвин, Мартынюк и лидеры фракций вернулись в зал и в течение нескольких минут завершили вопрос об изменениях к Конституции голосованием. Вопиющее нарушение регламента осталось... незамеченным.
Вот только отныне проект 4180, предыдущему принятию которого по внешним признакам как будто почти ничто не мешало, кроме очень неприятного звука какой-то пищалки, - своей легитимностью мало чем отличается от грязного и грубого 4105.
Причем доказательства этих нарушений не надо даже искать, они зафиксированы непосредственно в стенограмме заседания.
Конечно, это не для Конституционного суда в его теперешнем состоянии и обстоятельствах. Это на случай, если новый президент захочет вернуть себе полномочия, отменив изменения, если они почему-то таки будут одобрены...
Переходные положения
В Конституции действующей - все еще действующей - также записаны 14 пунктов, которые отображают состояние перехода от старой к новой системе государственного строя и властных полномочий. Но там они называются "переходные положения".
"Заключительными" (прикінцевими укр.) же зовутся в действующей Конституции только два положения. Ст 160. Конституция Украины вступает в силу со дня ее принятия. Ст. 161. День принятия Конституции является государственным праздником Днем Конституции Украины.
Лаконично и понятно.
Кстати, о празднике. До сих пор им считается 28 июня. Будет интересно, если Кучма произнесет в этот день очередную речь о реформе. Верховной Раде будет уместно почтить День Конституции минутой молчания. Но не Основной закон. А этот состав парламента и эту коалицию.
276-50 коммунистов - 17 социалистов = 209 большевиков. В прошлый раз, за проект 4105, было во всяком случае 219 подписей... "Коалиции" опять нет, и это важно уже не для самих конституционных изменений.
Даже при условии, когда за теперешним большинством хотят сберечь полномочия и ныне действующее правительство - отсутствует достаточное количество желающих продолжать эту псевдокоалиционную жизнь. Выход из очарованного круга нужен всем. И попытки растянуть на дальнейшее будущее уже опостылевшее "переходное состояние" не могут быть плодотворными. Разве что окончательно разрушительными....
А судьбу реформы, конечно, выяснит съезд СПУ...
Читать также хронику политического противостояния в материалах Ирины Погореловой в "Украинской правде":
Продано! или Система без спецэффектов
В ожидании исторического решения
Процесс или результат?
Тридцать дней без права на ошибку
Нечеловеческий фактор
"Достоверный" лучше, чем "единый". Но хуже, чем действующий
Реформа "коалиции"
Эксцесс исполнителей
На каждого "мудреца" достаточно реформ
Фальсификат
Легализация, или же отмывание
Внутреннее дело
Там, где два украинца там три... джентльмена
"Антиющенко-2" и "антиющенко-3" как дополнение к реформе
Всю власть конституционному суду?!
Приключения пропорционки
Кучма рановато хоронит КГБ
Последняя фаза реформы. Самоуничтожение
"Конституционное соглашение" - 2
Одно неосторожное движение и ты отец "Кучмы-3"
Голосов за 4180, так как когда-то при одобрении руками проекта 4105 - только 276. Но вместо 18 большевиков, как тогда, 24 декабря 2003 года, нынче голосовали 18 социалистов. Кстати, сам Мороз не голосовал.
По-видимому, это значит, что на выборы он себе путь оставляет.
Потом Луценко свой голос отозвал... Ну, в свое время он и "парнокопытное голосование" ругал, но ведь потом вспомнил о том, что социалисты не хотят "доброго царя", и вернулся...
Словом, сколько бы ни было социалистов за проект 4180 - а большевиков от этого не добавилось. Так что все озвученные надежды (как у самого Мороза, так и у Гавриша) относительно возможности набрать 300 голосов в окончательном голосовании - опять лишь на "Нашу Украину".
Правда, Гавриш откровенно полагается на запугивание Ющенко тем, что в сентябре станет понятно, кто будет президентом.
Тут, кстати, господин координатор был как-то слишком откровенен: с чего бы это вдруг в сентябре может быть известно имя победителя, если выборы обещано честные и прозрачные? Если господин Гавриш имеет в виду, Кучма или Янукович будет единым кандидатом - так надо и говорить.
А то уже сегодня все международные наблюдатели могут, процитировав Гавриша, поставить однозначный диагноз будущим выборам: декларируется прямая их подтасовка, фальсификация либо назначение победителя...
А вот у Мороза как бы другая логика. Он считает, что еще не поздно подставить к 4180 заключительные положения из теперь уже проваленного проекта 3207-1. И "Наша Украина" таки пойдет на компромисс. О тезисе Гавриша Мороз не упоминает так откровенно, хотя о каких-то "дополнительных аргументах" говорит. А для кого же секрет эти дополнительные аргументы?
Правительство в наследство или досрочные парламентские выборы
Проект 4180 предусматривает введение в действие конституционных изменений с полной передачей полномочий президента правительству и парламенту - сразу после избрания нового главы государства. Одновременно вводится норма и о том, что правительство слагает полномочия уже не перед новоизбранным президентом, а перед новоизбранным парламентом.
При этом, чтоб не было каких-либо недоразумений и толкований, в заключительных положениях проекта 4180 записано сразу, что полномочия ныне действующего правительства продолжаются до 2006 года или до момента, когда наступит ситуация правительственного кризиса.
Следовательно, в соответствии с этим проектом, если бы, положим, президентом стал тот же Мороз, - вместе с должностью в ноябре он получил бы и правительство Януковича.
На политику которого влиять бы не смог. А даже создав парламентско-правительственный кризис благодаря расширению количества предлогов для роспуска парламента, - в течение 2005 года мог бы провести досрочные парламентские выборы только по теперешней смешанной системе. Напомним, пропорциональный закон вступит в действие лишь с октября 2005 года... На самом деле, не обязательно, что еще вступит, но об этом - ниже.
Надо думать, что правительство Януковича с полномочиями, которые сегодня имеет Кучма, сумело бы помочь избраться новому парламенту, который вряд ли изменил бы исполнительную команду принципиально... Да, собственно, и сам кризис, который привел бы к роспуску нынешней ВР, создать при условиях теперешнего большинства может не лишенный полномочий президент, а разве что сама проправительственная коалиция.
Естественно, ту же перспективу имеет любой оппозиционный кандидат. Ющенко, для которого персонально разработан этот сценарий - не исключение. Но не исключение и сам Мороз, всегда твердивший, что хочет лишить полномочий любого президента от "четверки" – то ли Ющенко, то ли Симоненко, то ли Тимошенко, то ли Мороза. И, как видим, это ему уже почти удалось...
Только не спрашивайте - зачем. Все равно потом придется спрашивать - кто виноват и что делать...
Поэтому опять вернемся к заключительным положениям, но теперь - к тем, которые не прошли в проекте 3207-1, и которые Мороз предлагает вставить в проект 4180, причем - уже после экспертизы КС. Что, собственно, невозможно, но автором проекта, как всегда, во внимание не берется.
В проекте 3207-1, который, как оказалось, не был подтвержден фракцией "Наша Украина", - срок введения изменений к Конституции в действие был отложен аж до...1 января 2005 года.
Как утверждал, презентуя проект, А.Мороз, за время от избрания нового президента в ноябре - до 1 января продолжала бы действовать теперешняя Конституция. В соответствии с которой премьер и правительство слагают полномочия именно перед новоизбранным президентом. Следовательно, считает Мороз, новый президент должен успеть приблизительно за месяц (это в лучшем случае, поскольку нужно еще отбыть инаугурацию) - не только принять отставку старого правительства, но и предложить парламенту новую кандидатуру и получить его согласие. Можно якобы успеть даже назначить весь состав нового правительства.
Теперь представим себе реальную ситуацию, если побеждают те же Ющенко или Мороз. Сколько времени считает голоса ЦВК, когда назначается инаугурация (по Конституции - не позже месяца), и что реально, кроме принять отставку старого правительства, может успеть новый президент? Есть все основания считать, что 1 января застанет Украину именно в отсутствие правительства, и формировать новый его состав будет уже... теперешнее парламентское большинство.
У него также может быть несколько вариантов: опять назначить Януковича, или назначить Кучму, или Медведчука и так далее по списку...
Неужели даже теоретически можно было соблазнить этими заключительными положениями "Нашу Украину"? Но ведь она уже имела опыт проекта 4105-дубль в личной редакции лидера СПУ...
Вообще-то публично обсуждается только отношение к реформе в теперешней редакции только "Нашей Украины" - как единственного резерва голосов. На самом же деле в самом большинстве полная убежденность, что следует ожидать потери нынче поданных голосов еще и со стороны "Регионов".
Действительно, понятно, что в случае победы на выборах президента Януковичу терять полномочия не интересно. Но это было бы для него полбеды, если бы он имел хоть какую-то надежду получить на должности премьера своего человека. Но надежды такой нет.
В оппозиционных рядах нынче модно говорить о "Кучме-3" в виде главы правительства... Правда, после сложения им полномочий президента - это далеко не факт. Назначить себя самого (подать свою кандидатуру) еще во время президентства Кучма бы, может, и желал, но Конституция (и действующая, и обновленная) не позволяет.
Очень теоретический вариант для Кучмы - сразу после голосования за реформу 300-ми голосами, но еще до выборов подать в отставку с должности президента, полномочия и.о. главы государства передать Литвину (если спикером будет еще он), а между тем через новые полномочия парламентской коалиции избраться премьером... Тоже сомнительно: как только гарант лишится кресла - лишится и гарантий от большинства.
Так что в случае баллотирования и избрания Януковича, то есть если Кучма откажется от собственного участия в проекте "Кучма-3" - придется большевикам искать другого кандидата. Самое вероятное - это таки будет кризис и опять досрочные парламентские выборы по смешанной системе. А уж какой тогда соберется новый парламент - вообще представить себе трудно...
Хотя не так уж и трудно, ибо в тех парламентских выборах, очевидно же, ключевую роль наконец будет играть Медведчук: ведь вся выстроенная им исполнительная иерархия Януковичу не достанется и будет действовать в переходный период "автономно"...
Может, именно на этот момент и сформируется "левоцентристская коалиция", и именно это является целью авторов теперешнего этапа реформы?
Собственно, до осеннего продолжения процесса еще есть достаточно времени, чтобы все желающие вычислили интересные для себя комбинации, - благо, сама схема стала намного проще, чем выглядела в апреле...
А мы вернемся еще к нескольким деталям, в частности, и заключительным положениям.
4180 минус 4105 равняется...
Как известно, главным тезисом "Нашей Украины" относительно неприемлемости проекта 4180 является утверждение об идентичности его проекту 4105. И установлена эта идентичность не самими депутатами, а Конституционным судом, который сравнивал проекты, еще предоставляя предыдущую экспертизу.
Интересно, что сравнение касается не проектов в целом, а каждой из статей. Так что разговоры об отличии номеров проектов - это лишние разговоры.
Член СДПУ(о) Прошкуратова заснула во время рассмотрения политреформы в среду |
Внимательные читатели законопроектов утверждают, будто авторы, чтобы предотвратить эту неприятность, успели несколько переделать каждое из предложений, относительно которых КС мог бы заметить сходство с предыдущим проектом. Возможно ли это - убедиться тяжело: проекты мало кто видел перед голосованием, особенно тот, незабываемый 4105...
Так что, по-видимому, вряд ли "НУ" имеет основания надеяться на Конституционный суд, который бы подтвердил ее вывод о нарушении конституционной статьи 158.
Но есть одна норма в проекте 4180, которая имеет все основания попасть под запрет 158 статьи Конституции, то есть об идентичности отклоненного текста.
Это - норма заключительных положений, которая обязывает провести парламентские выборы 2006 года на пропорциональной основе. Мало того, что в ней при перенесении из 4105 в 4180 не изменена ни одна запятая. Но эта норма является той раздражающей уступкой большинства оппозиции, которую нынче победное большинство сохранять вовсе не заинтересовано. И тут, надо думать, Конституционный суд будет максимально принципиальным.
Это лишь усиливает впечатление, что пропорциональная система выборов не только не будет применена на досрочных парламентских выборах, но не доживет и к очередным 2006 года.
И еще одна "мелочь" процедурного характера.
Хотя как уже в нынешней ВР нарушался регламент, но такого еще не было. Регламентом сурово запрещено прерывать рассмотрение одного и того же вопроса. На этом основании в ВР многие процессы происходили с определенными интригами, но правило не нарушалось.
И вот именно при рассмотрении конституционных изменений им пренебрегли абсолютно грубо. Посреди рассмотрения вопроса о реформе ВР рассматривала... вопрос ратификации. Хотя накануне решили - все пленарное заседание 23 июня будет посвящено только конституционным изменениям.
И так, было, и начали: проголосовали постановление о процедуре, заслушали доклады Мороза и Гавриша о проектах 3207-1 и 4180... А потом лидеры фракций пошли советоваться. Это в ВР чуть ли не ежедневно происходит...
Но для "экономии времени" оставили вице-спикера Зинченко руководить ратификациями. И голосование, говорят те, кто следил, были результативными и дружескими...
Потом Литвин, Мартынюк и лидеры фракций вернулись в зал и в течение нескольких минут завершили вопрос об изменениях к Конституции голосованием. Вопиющее нарушение регламента осталось... незамеченным.
Вот только отныне проект 4180, предыдущему принятию которого по внешним признакам как будто почти ничто не мешало, кроме очень неприятного звука какой-то пищалки, - своей легитимностью мало чем отличается от грязного и грубого 4105.
Причем доказательства этих нарушений не надо даже искать, они зафиксированы непосредственно в стенограмме заседания.
Конечно, это не для Конституционного суда в его теперешнем состоянии и обстоятельствах. Это на случай, если новый президент захочет вернуть себе полномочия, отменив изменения, если они почему-то таки будут одобрены...
Переходные положения
В Конституции действующей - все еще действующей - также записаны 14 пунктов, которые отображают состояние перехода от старой к новой системе государственного строя и властных полномочий. Но там они называются "переходные положения".
"Заключительными" (прикінцевими укр.) же зовутся в действующей Конституции только два положения. Ст 160. Конституция Украины вступает в силу со дня ее принятия. Ст. 161. День принятия Конституции является государственным праздником Днем Конституции Украины.
Лаконично и понятно.
Кстати, о празднике. До сих пор им считается 28 июня. Будет интересно, если Кучма произнесет в этот день очередную речь о реформе. Верховной Раде будет уместно почтить День Конституции минутой молчания. Но не Основной закон. А этот состав парламента и эту коалицию.
276-50 коммунистов - 17 социалистов = 209 большевиков. В прошлый раз, за проект 4105, было во всяком случае 219 подписей... "Коалиции" опять нет, и это важно уже не для самих конституционных изменений.
Даже при условии, когда за теперешним большинством хотят сберечь полномочия и ныне действующее правительство - отсутствует достаточное количество желающих продолжать эту псевдокоалиционную жизнь. Выход из очарованного круга нужен всем. И попытки растянуть на дальнейшее будущее уже опостылевшее "переходное состояние" не могут быть плодотворными. Разве что окончательно разрушительными....
А судьбу реформы, конечно, выяснит съезд СПУ...
Читать также хронику политического противостояния в материалах Ирины Погореловой в "Украинской правде":
Продано! или Система без спецэффектов
В ожидании исторического решения
Процесс или результат?
Тридцать дней без права на ошибку
Нечеловеческий фактор
"Достоверный" лучше, чем "единый". Но хуже, чем действующий
Реформа "коалиции"
Эксцесс исполнителей
На каждого "мудреца" достаточно реформ
Фальсификат
Легализация, или же отмывание
Внутреннее дело
Там, где два украинца там три... джентльмена
"Антиющенко-2" и "антиющенко-3" как дополнение к реформе
Всю власть конституционному суду?!
Приключения пропорционки
Кучма рановато хоронит КГБ
Последняя фаза реформы. Самоуничтожение
"Конституционное соглашение" - 2
Одно неосторожное движение и ты отец "Кучмы-3"