Сага о братьях-земледельцах

Вторник, 15 июня 2004, 12:49
Вторничное сессионное заседание может продемонстрировать реальную роль и вес спикера в Верховной Раде. Конечно, номинально глава парламента будет оставаться внефракционным, но теперь уже никто не будет сомневаться, что депутаты, входящие в фракцию АПУ (которая, надо понимать, станет фракцией НАПУ), будут депутатами Литвина. По предварительным договоренностями, количество парламентариев в группе Михаила Гладия на протяжении ближайших десяти дней может увеличиться с 16 до 30-32.

Озвучивают в кулуарах ВР и более футуристические цифры, например, что вокруг нового лидера "народных аграрников" могут объединиться приблизительно 40 депутатов, а то и все 100, если Литвин не только соберет к себе однопартийцев из других фракций, а и найдет подход к "оскорбленным" законом о пропорциональных выборах беспартийным мажоритарщикам.

Хотя осуществить как первое, так и второе с нынешним составом Рады не проще, чем сколотить стойкое парламентское большинство под кого бы то ни было.

Конечно, решение о автоматическом исключение из НАПУ в случае, если депутаты с партбилетами АПУ (а таких 12) не войдут в родную фракцию до 24 июня, сыграет на прирост ее членов. Но тяжело представить, в каком случае к аграрникам присоединится, например, Николай Гапочка, который до сих пор гордился собственной группой "Народный выбор", поэтому должность рядового функционера его явным образом не устроит.

Также слабо верится, что от объединенных социал-демократов "отколются" Олег Каратуманов, Геннадий Руденко или Александр Царенко, которые также номинально прошли в Раду под флагом АПУ. Как не понятно, что именно убедит отказаться от "Трудовой Украины" легендарную Татьяну Засуху, Героя Украины от сельского хозяйства, жену киевского губернатора и близкую подругу Людмилы Кучмы?

Если говорят, что у нас на двух украинцев – три гетмана, то среди аграриев в аналогичной ситуации их оказывается пять. На первый ряд президиум съезда в составе Владимира Плютинского, Александра Боровика, Павла Гайдуцкого, Екатерины Ващук, Владимира Литвина, Ивана Кириленко, Михаила Гладия, Татьяны Засухи и Константина Моторного было больно смотреть. Только здесь сидели несколько претендентов на булаву в АПУ и все делали вид, что ужасно рады новому лидеру.

А на сцене же ряд был не один... Можно посочувствовать Литвину, который теперь должен найти каждому из бывших "гетьманов" свое почетное место или, наоборот, запихнуть особенно амбициозных в такое место, чтобы те больше не выдвигались.

Ведь Аграрная партия хотя и была перманентно бездействующей структурой, перед каждым из последних съездов переживала невиданную активизацию претендентов на главный пост, что сопровождалось неординарными заявлениями (например, о поддержке торговцев секонд-хендом, которые выступали против внедрения 40-процентной таможенной пошлины на импорт своего специфического товара) и сливом в прессу компромата на конкурентов.

Собственно, даже идея "просить" Литвина в "террариум" аграрных "единомышленников" возникла в прошлом году вследствие обострения расхождений между "спонсорами" и "идеологами" партии, между которыми давно пробежала черная кошка.

Похоже, своей "батрахомиомахией" партфункционеры из АПУ "достали" даже президента Кучму. Не даром тот, комментируя назначение Литвина, не просто пожелал ему "счасливой дороги", а и не сдержался и добавил: "Потому что та чехарда, которая происходила в Аграрной партии...", - а потом своевременно остановился, обобщив, что "за это время там (в партии) произошло столько изменений".

В самом деле, кому, как не Кучме, знать о внутренней подковерной борьбе за пост главы АПУ и внешние посягательства на эту полиструктуру, если каждый потенциальный лидер или влиятельный покровитель из соседней партии всеми правдами и неправдами пробивался к гаранту, чтобы решить вопрос в свою пользу.

То вроде бы согласились полностью отдать эту номенклатурную структуру под контроль "донам", и Янукович в октябре 2003 года не только настоял на смене Михаила Гладия на Ивана Кириленко, а и начал из районных активистов АПУ формировать региональные штабы. Но вдруг другие люди летят с президентом отдыхать в Баден-Баден и возвращаются с новыми договоренностями.

По некоторой информации, не случайно Николай Сорока, как председатель Ровенской областной государственной администрации, предлагал из президиума, не откладывая сразу на первом этапе VI съезда избрать первых заместителей Литвина – Ивана Кириленко и Татьяну Засуху.

Первого вроде бы решено оставить в руководстве по традиции. Но почему Засуху, которая до сих пор на аграрных собраниях не появлялась, в фракцию не входит, а здесь вдруг была посажена рядом с вице-премьером? Потому что так решили в Баден-Бадене. Более того, в известном немецком курорте ей было обещано кресло главы партии, так как кто же знал, что Литвин таки согласится.

Война аграриев против Засухи была жесткой. Поскольку все понимали, что с ее приходом партия не сможет быть самостоятельной, как не является самостоятельной сама Засуха, принадлежащая к фракции "Трудовая Украина", а посему, сфере влияния Сергея Тигипко. Противоположный фронт также мощно "отстреливался".

Не случайно у вице-премьера Ивана Кириленко весной возникли проблемы с его "темным прошлым". Днепропетровская облпрокуратура через шесть лет после приватизации некоторых зданий в Днепропетровске ни с того ни с сего выяснила, что они во времена Павла Лазаренко были переданы в частную собственность незаконно. Здесь же уточнили, что разрешение на такие операции подписывал Кириленко.

Так вот появление Засухи в президиуме съезда следует рассматривать не столько как ручательство ее будущей крепкой дружбы с Литвином (хотя это тоже не исключено), сколько как реверанс баден-баденским договоренностям.

Следует отдать должное Михайлу Гладию, который умудрился остаться единственным заместителем, поставив предложение Сороки на голосование в правильном порядке, чем "зарубил" его на корню. Так как кто будет за Засуху и Кириленко, если президиум перед этим предложил перенести принятие такого важного решения на второй этап съезда? Благодаря этому кадровые вопросы Литвин сможет решить лично.

Сложнее ему придется улаживать отношения с "донецкими", которые не просто демонстративно проигнорировали съезд, а и сделали все, чтобы сорвать явку других региональных делегатов.

Именно 9 июня, в день съезда, премьер решил провести аграрное совещание на Винниччине, куда предусмотрительно прихватил народного депутата, члена политисполкома, главу Донецкой областной организации АПУ и по совместительству министра аграрной политики Виктора Слауту. Вместе с ним по сахарным заводам, а не в столицу поехали все начальники облсельхозуправлений и заместители губернаторов по вопросам АПК, среди которых есть немало партийных аграриев.

Конечно, ни о каком объединение фракций "Регионы Украины" и АПУ, над которым активно работали "донецкие", с появлением в рядах НАПУ Литвина речь идти не может. Максимально, что может быть, так это поддержка Януковича как единого кандидата на президентских выборах, да и то не весьма активная.

Словом, поведясь на лавры известного историка начала ХХ Вячеслава Липинского, который безуспешно "продвигал" идею о партии братьев-земледельцев, Литвин перепортил планы многим серьезным политикам.

Не случайно "эсдек" Геннадий Руденко, тот который имеет партбилет АПУ, призвал в ближайшее время рассмотреть в Верховной Раде вопрос перераспределения парламентских комитетов и изменения руководства парламента, поскольку: "Созданное в парламенте большинство взяло на себя обязательства и ответственность за процессы, которые происходят в обществе.

Но сегодня ни один член президиума Верховной Рады в ряды большинства не входит, а 80 процентов комитетов - под контролем оппозиционных сил". Не факт, что этот призыв будет реализован, но спикеру есть над чем работать, чтобы собрать своих "братьев-земледельцев" в единую, трудоспособную стаю.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования