В ожидании исторического решения
Понедельник, 14 июня 2004, 21:31
Вопрос не "кто?", а "как?"
Количество времени до начала официальной избирательной кампании сокращается, а главная проблема провластного лагеря так и не решена. Вопрос, кто именно – Янукович или Кучма – будет баллотироваться как "единый кандидат от власти", остается открытым.
Хотя, похоже, на самом деле решение относительно участия Кучмы в выборах уже одобрено им самим, а не решен только вопрос, как именно убрать с дороги Януковича и под каким именно предлогом выдвигаться на третий срок.
Похоже, экономических неурядиц для такой "тузлы" явным образом недостаточно.
Хотя на последней пресс-конференции Кучма дал понять, что тесное общение с российскими монополистами-нефтяниками, которые заранее предупреждали его о скачке цен, - могло бы дать другие последствия для Украины, если бы вопрос стоял о следующем президентстве Кучмы, а не Януковича.
Впрочем, все равно – поскольку ВВП у нас растет, то совершать переворот ради "экономического спасения" государства как-то неудобно, никто этого не поймет. Разве что господин Гальчинский, который уже пугает "перегревом экономики". И даже Кучма понимает, что это не повод для "Кучмы-3".
Поэтому нужны другие поводы. И – срочно. До начала – середины июля.
Не подготовкой ли этих дополнительных, внеэкономических поводов, надо объяснять все, что творится сейчас вокруг Тимошенко, включительно с ее собственными подозрениями о возможных терактах, взрывах и поджогах?
Во всяком случае, это объяснение было бы логичнее, чем имитация кризисным менеджментом титанической работы по развалу оппозиции и разрушению отношений между Тимошенко и Ющенко...
Итак, если почва для выдвижения Кучмы из-за необходимости наведения "порядка и стабильности" в государстве уже готовится, то вопрос о том, как именно устранить Януковича – остается пока не решенным. Во всяком случае, на глаз.
Хотя лично президент Кучма на последней пресс-конференции дал понять, что активно работает над решением этих проблем.
Особенно ярко это прозвучало в нескольких фразах, которые должны были в очередной раз успокоить публику относительно нежелания гаранта нарушать данное раньше слово не принимать участия в выборах.
В частности, у меня лично осталось стойкое впечатление, что Кучма не успокаивает, а пугает. И именно – своим неучастием в выборах. Или это его неучастие выглядит как угроза и месть.
Чего стоит хотя бы это его пренебрежительное "Хочу посмотреть на Украину без Кучмы"?
И вместе с тем самоуверенное: "Я бы и третью кампанию выиграл, вы сомневаетесь?"
Но нет, он не пойдет...Разве что сильно попросят?
Кто должен просить, ведь кампания по этому поводу началась вместе с реформой, но тут-таки и заглохла. Чтобы теперь восстановить письма трудящихся, собрания и "гражданские форумы" – опять-таки, нужен незаурядный повод. Но если поводом будет дестабилизация в стране, то к чему здесь собрания трудящихся...Плохи дела.
Выход теоретически есть – должны были бы попросить политические силы, тот же Янукович. Мол, отец, спасай, не справляюсь...Разве мало для этого поводов именно у правительства?
Но Янукович почему-то до сих пор этого не сделал, а на критику говорит – "злее буду".
Так. Вместе с тем кто же не знает, что снимать за недостатки в работе Кучма премьера вряд ли станет.
Вот и на пресс-конференции правительство и премьера Кучма не ругал. Даже на вопрос, не падают ли шансы Януковича из-за критики его на последнем заседании СНБО, гарант ответил буквально: "а что, президенту уже и сказать правительству ничего нельзя?" Ну прямо как тот мужик, который хотел узнать у жены, кто в доме хозяин...Что, уже и спросить нельзя?
Итак, Кучма спросил и только посоветовал Януковичу оставаться самим собой и не пытаться понравиться всем, в особенности если речь идет об интеллигентах, которых обычно опрашивают социологи, а больше учитывать мнение рабочих и крестьян, у которых нет телефонов, чтобы проводить среди них соцопрос...
Очень интересное замечание для социологов... В особенности если учесть, что на рост рейтинга Януковича Кучма вроде бы рассчитывает, когда речь идет о конституционной реформе...Но это – уже в другом пункте своего выступления, к которому он не готовился.
А вот там, где президент подготовился отвечать на вопрос, о Януковиче как-то иначе было.
В частности, незаурядный вопросец возник у телеканала "Інтер": "Что, по мнению президента, должен был бы ощутить премьер Янукович, если бы президент решил баллотироваться в третий раз?..."
Ну, разумеется, кому же, как не Кучме знать о чувствах своего премьера. И Кучма так прямо и ответил: Янукович обрадовался бы и вздохнул с облегчением, так как лишился бы огромной ответственности.
Вот после этого вопроса и этого ответа и поверь, что Медведчук работает на Януковича...
Но здесь не об этом. Здесь намного интереснее: сам президент публично подтвердил, что Янукович якобы на самом деле баллотироваться не хочет. Когда-то, кстати, так же Кучма расписался и за Медведчука...
Итак возникает другой незаурядный вопрос, который следует задать телеканалу "Інтер": почему бы президент не мог сделать приятное премьеру, сняв с него непосильное бремя, тогда как самому Кучме баллотироваться легко и удобно? Неужели только потому, что Янукович не ищет легких путей? Более того, тщательно скрывает свое нежелание к президентской должности и к участию в выборах, а поэтому, очевидно, его штаб уже ищет способы вместо "единого от власти" заполучить ему ярлык "народный кандидат"...
Ну, так приятно премьеру и не будет, но когда он осознает, что его ждет...
Что ждет Януковича?
"Самоотставка" Кравченко с должности, которая является квотой "Деминициатив" в парламенте, в очередной раз напомнила, что когда-то существовала, и, оказывается, до сих пор существует не просто так называемая парламентско-правительственная коалиция, а соглашение, согласно которому формировалась кадровая политика правительства, собственно – его состав.
Правда, с момента, когда расставлялись основные кадры правительства Януковича, и когда некоторые из них переставлялись, - успела после провала конституционной реформы несколько измениться и формальная структура парламентской части этой коалиции. В частности, вместо 9 фракций стало только 7, появился некий "Центр" -, правда, нигде не представленный в исполнительной власти.
В то же время, коалиция пополнилась новым важным членом – спикером Верховной Рады.
Впрочем, - все это еще не является поводом дезавуировать или даже ставить под вопрос коалиционное соглашение, на котором держится правительство Януковича.
Но поводом поставить настоящее соглашение под сомнение является ... предложение члена СДПУ(о) Руденко – пересмотреть распределение комитетов в ВР в пользу большинства. Кое-кто начал волноваться, не для создания ли парламентского кризиса с дальнейшим роспуском ВР затеял господин Руденко со своей СДПУ(о) эту аферу.
Но на самом деле пересмотр комитетов на данный момент к парламентскому кризису отношения иметь не может: все равно до ноября ВР не разогнать. Спикера также теперь голыми "пакетными" руками не возьмешь.
А вот к квотам большинства в правительстве вопрос о комитетах может иметь прямое отношение. Поскольку когда-то парламентские комитеты остались большей частью оппозиции именно потому, что все исполнительные должности априори находились у большинства. Если же сейчас большевики начнут уже вторично отнимать комитеты у оппозиции – то разрушится именно этот "баланс", который определенной своей стороной касается даже политически-формализированного правительственно-парламентского соглашения о коалиции...
Соглашение придется переписывать, не так ли?
Проще говоря, "подкоп" не под Литвина, а под Януковича и его правительство.
Почему-то кажется, что происходит это с согласия того же Литвина, который возвращается в бывшую "Еду" уже во главе партии и как полноправный член коалиции, а поэтому – совсем с другими, чем недавно задекларированные, обязанностями и правами. Перед той же коалицией в первую очередь...И он теперь имеет право и даже обязанность подписать новое коалиционное соглашение. Вот только какое именно?
О том, что к Януковичу можно применить метод увольнения без личных претензий, а через изменение конфигурации коалиции, - метод, испытанный в свое время на Кинахе, - было понятно очень давно. Но только теперь становится очевидно, что процесс идет именно в этом направлении. Разрушается старая конфигурация коалиции. Какой будет новая, под кого, а главное – когда?
Возможно, на этот вопрос даст ответ голосование в ВР по поводу предварительного принятия конституционных изменений по проекту 4180?...
Кучма отменил реформу окончательно
На упомянутой пресс-конференции более всего бросалось в глаза, что о конституционной реформе Кучма старался не говорить, а в своем вступительном, довольно развесистом слове, вспомнил ее лишь раз – в традиционном контексте, что все нелады в Украине от непринятия реформы. Ну, с непременной ссылкой на нетрудоспособный парламент...
Но когда вопрос о реформе в конце встречи Кучме таки удалось задать, в частности абсолютно конкретный – соберется ли с силами, по его мнению, парламентское большинство, чтобы не повторить недавний провал, или все зависит исключительно от "НУ"- президент довольно четко ответил: нет, большевики за реформу не проголосуют.
Хотя сказал он не такими словами, а просто сразу перешел к "Нашей Украине", которая, по его расчетам, сама якобы бросится поддерживать реформу, как только увидит рост рейтингов Януковича...А, ну да, рост рейтингов премьера за счет рабочих и крестьян, которые не имеют телефонов для соцопросов...Супер...
Но какая же несчастная судьба у этой конституционной реформы. Только недавно она выступала как проект "антиющенко", а теперь выходит – уже как "антиянукович". А есть же еще и третья ее "ипостась" – "антикучма", большей частью в исполнении левых...
Впрочем, интересно было послушать откровения Кучмы, когда он рассказывал, как убеждал Ющенко поддержать реформу. "Вот, - говорит Кучма Ющенко, - победишь ты на выборах, а там что? На кого опереться в парламенте? Коммунисты отошли, создадите вы с БЮТ и, скажем, СПУ коалицию – это 140 голосов. Ну, наберете еще 50, а дальше что? Премьера утвердить – и то невозможно"...
Святую правду, но не всю говорит Кучма. Так как если посмотреть на приведенный текст – значит, убеждал он лидера "НУ" не властью через реформу поделиться, а ... получить дополнительные рычаги для роспуска этого состава парламента.
И действительно, если нет необходимой для президента коалиции, чтобы назначить премьера, - это без реформы - надо новый парламент. А по действующей Конституции – рычагов практически для этого не существует...Во всяком случае, реализовать толкование Конституционного суда для реального разгона ВР сумеет не каждый...
Все понятно. Не понятно только, при чем здесь рейтинг Януковича, и какие были у Ющенко аргументы, когда он не согласился с Кучмой на заговор против нынешнего состава парламента. Может, Ющенко считает, в отличие от Кучмы, что когда победит – это коалиция у него появится и без реформы?
Но в любом случае Кучма с Ющенко относительно реформы не договорился. А на своих большевиков "отец" не надеется. Хотя в его привычках, казалось бы, не надеяться, а принуждать. Поэтому, если это не так – значит, он уже отрекся от реформы...
Поэтому, совсем не обязательно, что ему понадобятся 226 голосов даже
на первом этапе принятия проекта №4180, что и так вызывает большие сомнения, и не только у "Нашей Украины"...
Вот только интересно, сможет ли Кучма в случае провала даже предварительного принятия проекта 4180 "перехватить" у Мороза его знаменитую поговорку: мол, если реформа не проходит, то я вынужден принимать участие в выборах?
Кстати, если кому-нибудь пользоваться таким поводом для участия в выборах, то
вопрос о том, проходит реформа или нет, может быть решен не в октябре, на последней фазе избирательной кампании, а еще до ее начала.
А для ответа на этот вопрос надо иметь один из двух вариантов голосования в июне: или сразу на предварительном одобрение набираются все 300 голосов, или не набирается даже 226...
Только тогда все, кого интересует связь между реформой и своим участием в выборах, будут иметь абсолютно безупречные аргументы. Все остальное остается спекуляцией, которая уже даже не будет влиять на развитие кампании.
Так вот, по странному стечению обстоятельств, и Кучме, и Морозу теперь одинаково интересно, чтобы реформа провалилась, так повторно и не начавшись ...И только, кажется, Медведчук был бы не против согнать сразу всех 300 кнопкодавов, если бы они где-то были.
А может, они таки есть, а это все – только дымовой занавес, камуфляж, отвлекающие моменты?
Возможно, но тогда зачем подкоп под правящую коалицию?
Зачем игры вокруг Тимошенко? Которые, прежде всего, отразятся на трудоспособности парламента в его последние пленарные недели этой, пятой, сессии?
Что, в свою очередь, имеет прямое отношение не к проблеме роспуска ВР, а к готовности и способности депутатов хотя бы рассмотреть, в том числе, и конституционный проект...
Старые долги
Впрочем, у ВР, как известно, есть еще один незавершенный, но важный именно до начала официальной кампании, вопрос: о мукачевских выборах. Именно с ним, а совсем не с делом Тимошенко, связан и вопрос о возможном недоверии генпрокурору Васильеву со стороны ВР.
Правда, с рассмотрением этого вопроса ГПУ борется не только "встречным" делом Тимошенко, но и делом о "похитителях бюллетеней", одного из которых, правда, выпустили как раз дней на 20, чтобы дело не начинать, пока работает Верховный Совет.
Но еще интереснее другое.
Оказывается, ради того, чтобы сохранить на должности Васильева, который отвечает за мукачевское расследование, можно применить и внезапное "продвижение" дела Гонгадзе!
Причем цель эта – противопоставить дело Гонгадзе делу мукачевскому, то есть проблеме будущих выборов – чуть ли не единственная реальная.
Так как, учитывая развитие событий, использовать дело Гонгадзе сразу для предоставления Кучме карт-бланша для завершения проекта "Кучма-3" – очевидно, уже не выходит: ни при каких условиях до июля-августа нет шансов полностью лишить Кучму этого груза.
Даже если "кризисные журналисты" Воротник и Самбур немедленно опубликуют свое обещанное расследование и приведут к каким-то ужасным изобличениям, как можно их понять, то ли в журналистской, то ли вообще в оппозиционной среде.
Так как в любом случае это будет только пиар, а Кучме-3 нужны юридически совершенные основания считать себя невиновным в гибели журналиста.
То же с экспертизой "пленок", которую проводит ГПУ: даже если ее результат уже сейчас известен кому надо, но эксперты называют только конец августа, разгар избирательной кампании, когда все кандидаты давно известны...
Может, Кучма сначала выдвинется на кандидата под предлогом взрывов и терактов, а уже потом ГПУ заявит, что и пленки относительно дела Гонгадзе – фальшивые, и все подозрения оппозиции – выдумка? И это уже будет элементом активной избирательной кампании президента?
Ну, если другого выхода у Кучмы нет, то тогда может произойти и так, но в таких раскладах закрытие дела Гонгадзе ему вообще ни к чему: все равно он превращается в "сильную руку", и опровержение насилия относительно отдельного журналиста только будет портить его новый имидж...
А вот как предохранитель против мукачевского дела – дело Гонгадзе абсолютно пригодно в руках ГПУ.
Интересно, кстати, что о деле Гонгадзе, как и о выступлениях новых "фигурантов" – ни слова не говорят потенциальные кандидаты в президенты. Итак, наверное, не будет лишним предположить, что в конце концов настало время каждому из них получить из этого дела в торгах с Кучмой свой дивиденд.
Не исключено, что кто-то считает, будто "закрытие" дела Гонгадзе удержит Кучму от соблазна третьего срока. А кто-то, наоборот, "активизацией" движений вокруг этого дела только подталкивает гаранта к обеспечению себе единственной надежной гарантии – пролонгации власти...
Но в любом случае отношение политиков к расследованию убийства Гонгадзе имеет исключительно политико-конъюнктурный подтекст. Мотивация вся – точно такая же, как и относительно реформы, да и любого другого торга, где все построено на шантаже и взаимном неуважение и ненависти.
Но даже при этих условиях ни у одной политической силы не возникло и мысли о том, что уже давно пора требовать от силовиков всех мастей и чинов подробного отчета если не о результатах расследования, то хотя бы о процессе. Скоро четыре года как он продолжается – этого не достаточно?
И если можно неделями блокировать трибуну ВР из-за вопроса Ирака, приватизации "Криворожстали", а ранее – конституционной реформы и Мукачева - то разве нельзя также требовать отчета силовиков об их достижениях в области охраны человеческих жизней? А не позволить им передавать самое позорное преступление друг другу в наследство как переходной красный флаг.
Именно за такое требование обвиняют в спекуляциях? Все ли еще действует "тайна следствия", которого не существует? А если бы в ВР был назначен отчет Генпрокурора по этому вопросу, то что сделал бы Кучма?
Своя Европа
Единственный более или менее интересный вопрос, который на данный момент можно найти в предварительной повестке дня последних трех недель пятой сессии ВР, - закон о легализации доходов, полученных непреступным путем.
Кучма, кстати, вспоминал этот закон как такой, который весьма долго не решаются принять депутаты. Так вот, они, кажется, отважились. В последний момент перед выборами.
В "мирных условиях" о легализации теневых капиталов можно говорить много, и все – с точки зрения доверия к власти...
Но когда эта дискуссия прекращается именно в "боевых условиях" избирательной кампании, - возникает вопрос: а, часом, это не эвакуация денег оттуда, где в случае чего их могут и заблокировать на счетах? И здесь уже не до доверия-недоверия к своим силовикам. Придется поделиться, ну, как "откатом" за НДС. Но это лучше, чем потерять все...
Так в случае чего именно надо опасаться украинским обладателям заграничных счетов с "непреступными" теневыми деньгами соответствующих санкций? И разве это только реакция на приговоры Лазаренко и Жердицкого с Диденко?
А это, часом, не тот случай, когда санкции против некоторых счетов могут начаться из-за проведения непрозрачных и нечестных выборов? Может, американцы таки решили не идти на заговор с нашим "плохим парнем", - хотя бы потому, что он не их, а путинский "плохой парень"?
Вот и о встрече Кучмы с Бушем снова какие-то сомнения появились...
Хотя, скажем, сам Кучма оказался очень снисходительным к иностранным грантодателям, а нашим грантоедам так вообще посоветовал – брать деньги и ни на что не смотреть. А спецслужбы уже сами решат, кто шпион. Такое впечатление, по словам гаранта, что все фонды и институты у них под колпаком, напрасно коммунисты волнуются...
Если в этом случае заволновались грантодатели – не удивительно. Если они снова вспомнили о своих потенциальных санкциях – тем более понятно, откуда такая срочная, как и приватизация "Криворожстали" – эта легализация.
Ну, не согласятся цивилизованные на "Кучму-3", то хотя бы будет утешение – деньги не пропадут. Сказал же Янукович – постройте Европу в Донецке или Днепропетровске...
Но сам проект "Кучма-3" никто отменять не будет. Не так ли?
Пока – да. Никакого другого варианта не предлагают политологи и большинство политиков. И вообще их суета по поводу собственных проблем напоминает тишину.
На самом деле все замерли: отец думают.
Когда надумается – все будут решать, под каким соусом подать Украине это несъедобное кушанье.
Хотя важнее вопрос, как им не отравиться еще лет на пять-десять...
Может, выплюнуть?
Количество времени до начала официальной избирательной кампании сокращается, а главная проблема провластного лагеря так и не решена. Вопрос, кто именно – Янукович или Кучма – будет баллотироваться как "единый кандидат от власти", остается открытым.
Хотя, похоже, на самом деле решение относительно участия Кучмы в выборах уже одобрено им самим, а не решен только вопрос, как именно убрать с дороги Януковича и под каким именно предлогом выдвигаться на третий срок.
Похоже, экономических неурядиц для такой "тузлы" явным образом недостаточно.
Хотя на последней пресс-конференции Кучма дал понять, что тесное общение с российскими монополистами-нефтяниками, которые заранее предупреждали его о скачке цен, - могло бы дать другие последствия для Украины, если бы вопрос стоял о следующем президентстве Кучмы, а не Януковича.
Впрочем, все равно – поскольку ВВП у нас растет, то совершать переворот ради "экономического спасения" государства как-то неудобно, никто этого не поймет. Разве что господин Гальчинский, который уже пугает "перегревом экономики". И даже Кучма понимает, что это не повод для "Кучмы-3".
Поэтому нужны другие поводы. И – срочно. До начала – середины июля.
Не подготовкой ли этих дополнительных, внеэкономических поводов, надо объяснять все, что творится сейчас вокруг Тимошенко, включительно с ее собственными подозрениями о возможных терактах, взрывах и поджогах?
Во всяком случае, это объяснение было бы логичнее, чем имитация кризисным менеджментом титанической работы по развалу оппозиции и разрушению отношений между Тимошенко и Ющенко...
Итак, если почва для выдвижения Кучмы из-за необходимости наведения "порядка и стабильности" в государстве уже готовится, то вопрос о том, как именно устранить Януковича – остается пока не решенным. Во всяком случае, на глаз.
Хотя лично президент Кучма на последней пресс-конференции дал понять, что активно работает над решением этих проблем.
Особенно ярко это прозвучало в нескольких фразах, которые должны были в очередной раз успокоить публику относительно нежелания гаранта нарушать данное раньше слово не принимать участия в выборах.
В частности, у меня лично осталось стойкое впечатление, что Кучма не успокаивает, а пугает. И именно – своим неучастием в выборах. Или это его неучастие выглядит как угроза и месть.
Чего стоит хотя бы это его пренебрежительное "Хочу посмотреть на Украину без Кучмы"?
И вместе с тем самоуверенное: "Я бы и третью кампанию выиграл, вы сомневаетесь?"
Но нет, он не пойдет...Разве что сильно попросят?
Кто должен просить, ведь кампания по этому поводу началась вместе с реформой, но тут-таки и заглохла. Чтобы теперь восстановить письма трудящихся, собрания и "гражданские форумы" – опять-таки, нужен незаурядный повод. Но если поводом будет дестабилизация в стране, то к чему здесь собрания трудящихся...Плохи дела.
Выход теоретически есть – должны были бы попросить политические силы, тот же Янукович. Мол, отец, спасай, не справляюсь...Разве мало для этого поводов именно у правительства?
Но Янукович почему-то до сих пор этого не сделал, а на критику говорит – "злее буду".
Так. Вместе с тем кто же не знает, что снимать за недостатки в работе Кучма премьера вряд ли станет.
Вот и на пресс-конференции правительство и премьера Кучма не ругал. Даже на вопрос, не падают ли шансы Януковича из-за критики его на последнем заседании СНБО, гарант ответил буквально: "а что, президенту уже и сказать правительству ничего нельзя?" Ну прямо как тот мужик, который хотел узнать у жены, кто в доме хозяин...Что, уже и спросить нельзя?
Итак, Кучма спросил и только посоветовал Януковичу оставаться самим собой и не пытаться понравиться всем, в особенности если речь идет об интеллигентах, которых обычно опрашивают социологи, а больше учитывать мнение рабочих и крестьян, у которых нет телефонов, чтобы проводить среди них соцопрос...
Очень интересное замечание для социологов... В особенности если учесть, что на рост рейтинга Януковича Кучма вроде бы рассчитывает, когда речь идет о конституционной реформе...Но это – уже в другом пункте своего выступления, к которому он не готовился.
А вот там, где президент подготовился отвечать на вопрос, о Януковиче как-то иначе было.
В частности, незаурядный вопросец возник у телеканала "Інтер": "Что, по мнению президента, должен был бы ощутить премьер Янукович, если бы президент решил баллотироваться в третий раз?..."
Ну, разумеется, кому же, как не Кучме знать о чувствах своего премьера. И Кучма так прямо и ответил: Янукович обрадовался бы и вздохнул с облегчением, так как лишился бы огромной ответственности.
Вот после этого вопроса и этого ответа и поверь, что Медведчук работает на Януковича...
Но здесь не об этом. Здесь намного интереснее: сам президент публично подтвердил, что Янукович якобы на самом деле баллотироваться не хочет. Когда-то, кстати, так же Кучма расписался и за Медведчука...
Итак возникает другой незаурядный вопрос, который следует задать телеканалу "Інтер": почему бы президент не мог сделать приятное премьеру, сняв с него непосильное бремя, тогда как самому Кучме баллотироваться легко и удобно? Неужели только потому, что Янукович не ищет легких путей? Более того, тщательно скрывает свое нежелание к президентской должности и к участию в выборах, а поэтому, очевидно, его штаб уже ищет способы вместо "единого от власти" заполучить ему ярлык "народный кандидат"...
Ну, так приятно премьеру и не будет, но когда он осознает, что его ждет...
Что ждет Януковича?
"Самоотставка" Кравченко с должности, которая является квотой "Деминициатив" в парламенте, в очередной раз напомнила, что когда-то существовала, и, оказывается, до сих пор существует не просто так называемая парламентско-правительственная коалиция, а соглашение, согласно которому формировалась кадровая политика правительства, собственно – его состав.
Правда, с момента, когда расставлялись основные кадры правительства Януковича, и когда некоторые из них переставлялись, - успела после провала конституционной реформы несколько измениться и формальная структура парламентской части этой коалиции. В частности, вместо 9 фракций стало только 7, появился некий "Центр" -, правда, нигде не представленный в исполнительной власти.
В то же время, коалиция пополнилась новым важным членом – спикером Верховной Рады.
Впрочем, - все это еще не является поводом дезавуировать или даже ставить под вопрос коалиционное соглашение, на котором держится правительство Януковича.
Но поводом поставить настоящее соглашение под сомнение является ... предложение члена СДПУ(о) Руденко – пересмотреть распределение комитетов в ВР в пользу большинства. Кое-кто начал волноваться, не для создания ли парламентского кризиса с дальнейшим роспуском ВР затеял господин Руденко со своей СДПУ(о) эту аферу.
Но на самом деле пересмотр комитетов на данный момент к парламентскому кризису отношения иметь не может: все равно до ноября ВР не разогнать. Спикера также теперь голыми "пакетными" руками не возьмешь.
А вот к квотам большинства в правительстве вопрос о комитетах может иметь прямое отношение. Поскольку когда-то парламентские комитеты остались большей частью оппозиции именно потому, что все исполнительные должности априори находились у большинства. Если же сейчас большевики начнут уже вторично отнимать комитеты у оппозиции – то разрушится именно этот "баланс", который определенной своей стороной касается даже политически-формализированного правительственно-парламентского соглашения о коалиции...
Соглашение придется переписывать, не так ли?
Проще говоря, "подкоп" не под Литвина, а под Януковича и его правительство.
Почему-то кажется, что происходит это с согласия того же Литвина, который возвращается в бывшую "Еду" уже во главе партии и как полноправный член коалиции, а поэтому – совсем с другими, чем недавно задекларированные, обязанностями и правами. Перед той же коалицией в первую очередь...И он теперь имеет право и даже обязанность подписать новое коалиционное соглашение. Вот только какое именно?
О том, что к Януковичу можно применить метод увольнения без личных претензий, а через изменение конфигурации коалиции, - метод, испытанный в свое время на Кинахе, - было понятно очень давно. Но только теперь становится очевидно, что процесс идет именно в этом направлении. Разрушается старая конфигурация коалиции. Какой будет новая, под кого, а главное – когда?
Возможно, на этот вопрос даст ответ голосование в ВР по поводу предварительного принятия конституционных изменений по проекту 4180?...
Кучма отменил реформу окончательно
На упомянутой пресс-конференции более всего бросалось в глаза, что о конституционной реформе Кучма старался не говорить, а в своем вступительном, довольно развесистом слове, вспомнил ее лишь раз – в традиционном контексте, что все нелады в Украине от непринятия реформы. Ну, с непременной ссылкой на нетрудоспособный парламент...
Но когда вопрос о реформе в конце встречи Кучме таки удалось задать, в частности абсолютно конкретный – соберется ли с силами, по его мнению, парламентское большинство, чтобы не повторить недавний провал, или все зависит исключительно от "НУ"- президент довольно четко ответил: нет, большевики за реформу не проголосуют.
Хотя сказал он не такими словами, а просто сразу перешел к "Нашей Украине", которая, по его расчетам, сама якобы бросится поддерживать реформу, как только увидит рост рейтингов Януковича...А, ну да, рост рейтингов премьера за счет рабочих и крестьян, которые не имеют телефонов для соцопросов...Супер...
Но какая же несчастная судьба у этой конституционной реформы. Только недавно она выступала как проект "антиющенко", а теперь выходит – уже как "антиянукович". А есть же еще и третья ее "ипостась" – "антикучма", большей частью в исполнении левых...
Впрочем, интересно было послушать откровения Кучмы, когда он рассказывал, как убеждал Ющенко поддержать реформу. "Вот, - говорит Кучма Ющенко, - победишь ты на выборах, а там что? На кого опереться в парламенте? Коммунисты отошли, создадите вы с БЮТ и, скажем, СПУ коалицию – это 140 голосов. Ну, наберете еще 50, а дальше что? Премьера утвердить – и то невозможно"...
Святую правду, но не всю говорит Кучма. Так как если посмотреть на приведенный текст – значит, убеждал он лидера "НУ" не властью через реформу поделиться, а ... получить дополнительные рычаги для роспуска этого состава парламента.
И действительно, если нет необходимой для президента коалиции, чтобы назначить премьера, - это без реформы - надо новый парламент. А по действующей Конституции – рычагов практически для этого не существует...Во всяком случае, реализовать толкование Конституционного суда для реального разгона ВР сумеет не каждый...
Все понятно. Не понятно только, при чем здесь рейтинг Януковича, и какие были у Ющенко аргументы, когда он не согласился с Кучмой на заговор против нынешнего состава парламента. Может, Ющенко считает, в отличие от Кучмы, что когда победит – это коалиция у него появится и без реформы?
Но в любом случае Кучма с Ющенко относительно реформы не договорился. А на своих большевиков "отец" не надеется. Хотя в его привычках, казалось бы, не надеяться, а принуждать. Поэтому, если это не так – значит, он уже отрекся от реформы...
Поэтому, совсем не обязательно, что ему понадобятся 226 голосов даже
на первом этапе принятия проекта №4180, что и так вызывает большие сомнения, и не только у "Нашей Украины"...
Вот только интересно, сможет ли Кучма в случае провала даже предварительного принятия проекта 4180 "перехватить" у Мороза его знаменитую поговорку: мол, если реформа не проходит, то я вынужден принимать участие в выборах?
Кстати, если кому-нибудь пользоваться таким поводом для участия в выборах, то
вопрос о том, проходит реформа или нет, может быть решен не в октябре, на последней фазе избирательной кампании, а еще до ее начала.
А для ответа на этот вопрос надо иметь один из двух вариантов голосования в июне: или сразу на предварительном одобрение набираются все 300 голосов, или не набирается даже 226...
Только тогда все, кого интересует связь между реформой и своим участием в выборах, будут иметь абсолютно безупречные аргументы. Все остальное остается спекуляцией, которая уже даже не будет влиять на развитие кампании.
Так вот, по странному стечению обстоятельств, и Кучме, и Морозу теперь одинаково интересно, чтобы реформа провалилась, так повторно и не начавшись ...И только, кажется, Медведчук был бы не против согнать сразу всех 300 кнопкодавов, если бы они где-то были.
А может, они таки есть, а это все – только дымовой занавес, камуфляж, отвлекающие моменты?
Возможно, но тогда зачем подкоп под правящую коалицию?
Зачем игры вокруг Тимошенко? Которые, прежде всего, отразятся на трудоспособности парламента в его последние пленарные недели этой, пятой, сессии?
Что, в свою очередь, имеет прямое отношение не к проблеме роспуска ВР, а к готовности и способности депутатов хотя бы рассмотреть, в том числе, и конституционный проект...
Старые долги
Впрочем, у ВР, как известно, есть еще один незавершенный, но важный именно до начала официальной кампании, вопрос: о мукачевских выборах. Именно с ним, а совсем не с делом Тимошенко, связан и вопрос о возможном недоверии генпрокурору Васильеву со стороны ВР.
Правда, с рассмотрением этого вопроса ГПУ борется не только "встречным" делом Тимошенко, но и делом о "похитителях бюллетеней", одного из которых, правда, выпустили как раз дней на 20, чтобы дело не начинать, пока работает Верховный Совет.
Но еще интереснее другое.
Оказывается, ради того, чтобы сохранить на должности Васильева, который отвечает за мукачевское расследование, можно применить и внезапное "продвижение" дела Гонгадзе!
Причем цель эта – противопоставить дело Гонгадзе делу мукачевскому, то есть проблеме будущих выборов – чуть ли не единственная реальная.
Так как, учитывая развитие событий, использовать дело Гонгадзе сразу для предоставления Кучме карт-бланша для завершения проекта "Кучма-3" – очевидно, уже не выходит: ни при каких условиях до июля-августа нет шансов полностью лишить Кучму этого груза.
Даже если "кризисные журналисты" Воротник и Самбур немедленно опубликуют свое обещанное расследование и приведут к каким-то ужасным изобличениям, как можно их понять, то ли в журналистской, то ли вообще в оппозиционной среде.
Так как в любом случае это будет только пиар, а Кучме-3 нужны юридически совершенные основания считать себя невиновным в гибели журналиста.
То же с экспертизой "пленок", которую проводит ГПУ: даже если ее результат уже сейчас известен кому надо, но эксперты называют только конец августа, разгар избирательной кампании, когда все кандидаты давно известны...
Может, Кучма сначала выдвинется на кандидата под предлогом взрывов и терактов, а уже потом ГПУ заявит, что и пленки относительно дела Гонгадзе – фальшивые, и все подозрения оппозиции – выдумка? И это уже будет элементом активной избирательной кампании президента?
Ну, если другого выхода у Кучмы нет, то тогда может произойти и так, но в таких раскладах закрытие дела Гонгадзе ему вообще ни к чему: все равно он превращается в "сильную руку", и опровержение насилия относительно отдельного журналиста только будет портить его новый имидж...
А вот как предохранитель против мукачевского дела – дело Гонгадзе абсолютно пригодно в руках ГПУ.
Интересно, кстати, что о деле Гонгадзе, как и о выступлениях новых "фигурантов" – ни слова не говорят потенциальные кандидаты в президенты. Итак, наверное, не будет лишним предположить, что в конце концов настало время каждому из них получить из этого дела в торгах с Кучмой свой дивиденд.
Не исключено, что кто-то считает, будто "закрытие" дела Гонгадзе удержит Кучму от соблазна третьего срока. А кто-то, наоборот, "активизацией" движений вокруг этого дела только подталкивает гаранта к обеспечению себе единственной надежной гарантии – пролонгации власти...
Но в любом случае отношение политиков к расследованию убийства Гонгадзе имеет исключительно политико-конъюнктурный подтекст. Мотивация вся – точно такая же, как и относительно реформы, да и любого другого торга, где все построено на шантаже и взаимном неуважение и ненависти.
Но даже при этих условиях ни у одной политической силы не возникло и мысли о том, что уже давно пора требовать от силовиков всех мастей и чинов подробного отчета если не о результатах расследования, то хотя бы о процессе. Скоро четыре года как он продолжается – этого не достаточно?
И если можно неделями блокировать трибуну ВР из-за вопроса Ирака, приватизации "Криворожстали", а ранее – конституционной реформы и Мукачева - то разве нельзя также требовать отчета силовиков об их достижениях в области охраны человеческих жизней? А не позволить им передавать самое позорное преступление друг другу в наследство как переходной красный флаг.
Именно за такое требование обвиняют в спекуляциях? Все ли еще действует "тайна следствия", которого не существует? А если бы в ВР был назначен отчет Генпрокурора по этому вопросу, то что сделал бы Кучма?
Своя Европа
Единственный более или менее интересный вопрос, который на данный момент можно найти в предварительной повестке дня последних трех недель пятой сессии ВР, - закон о легализации доходов, полученных непреступным путем.
Кучма, кстати, вспоминал этот закон как такой, который весьма долго не решаются принять депутаты. Так вот, они, кажется, отважились. В последний момент перед выборами.
В "мирных условиях" о легализации теневых капиталов можно говорить много, и все – с точки зрения доверия к власти...
Но когда эта дискуссия прекращается именно в "боевых условиях" избирательной кампании, - возникает вопрос: а, часом, это не эвакуация денег оттуда, где в случае чего их могут и заблокировать на счетах? И здесь уже не до доверия-недоверия к своим силовикам. Придется поделиться, ну, как "откатом" за НДС. Но это лучше, чем потерять все...
Так в случае чего именно надо опасаться украинским обладателям заграничных счетов с "непреступными" теневыми деньгами соответствующих санкций? И разве это только реакция на приговоры Лазаренко и Жердицкого с Диденко?
А это, часом, не тот случай, когда санкции против некоторых счетов могут начаться из-за проведения непрозрачных и нечестных выборов? Может, американцы таки решили не идти на заговор с нашим "плохим парнем", - хотя бы потому, что он не их, а путинский "плохой парень"?
Вот и о встрече Кучмы с Бушем снова какие-то сомнения появились...
Хотя, скажем, сам Кучма оказался очень снисходительным к иностранным грантодателям, а нашим грантоедам так вообще посоветовал – брать деньги и ни на что не смотреть. А спецслужбы уже сами решат, кто шпион. Такое впечатление, по словам гаранта, что все фонды и институты у них под колпаком, напрасно коммунисты волнуются...
Если в этом случае заволновались грантодатели – не удивительно. Если они снова вспомнили о своих потенциальных санкциях – тем более понятно, откуда такая срочная, как и приватизация "Криворожстали" – эта легализация.
Ну, не согласятся цивилизованные на "Кучму-3", то хотя бы будет утешение – деньги не пропадут. Сказал же Янукович – постройте Европу в Донецке или Днепропетровске...
Но сам проект "Кучма-3" никто отменять не будет. Не так ли?
Пока – да. Никакого другого варианта не предлагают политологи и большинство политиков. И вообще их суета по поводу собственных проблем напоминает тишину.
На самом деле все замерли: отец думают.
Когда надумается – все будут решать, под каким соусом подать Украине это несъедобное кушанье.
Хотя важнее вопрос, как им не отравиться еще лет на пять-десять...
Может, выплюнуть?