КС не разрешит предоставить русскому языку статус официального
Понедельник, 17 мая 2004, 16:13
Конституционный суд Украины отказал в открытии конституционного производства по предоставлению вывода о соответствии статьям 157 и 158 Конституции законопроекта, которым предлагается предоставить русскому языку статус официального.
Как сообщает в понедельник пресс-служба КС, суд рассмотрел вопрос об открытии конституционного производства по делу о соответствии Конституции законопроекта "О внесении изменений в статью 38 Конституции Украины" (регистрационный номер ?2549), поданный в парламенте 165 народными депутатами.
В открытии конституционного производства отказано в связи с несоблюдением народными депутатам требований части первой статьи 156 Основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в раздел 1-й "Общие положения" Конституции подается в парламент не менее чем двумя третями от его конституционного состава (300 народных депутатов).
Определение КС является окончательным и не может быть обжаловано.
Как отмечает пресс-служба суда, в законопроекте предусматривалось дополнить статью 38 Конституции третьей частью такого содержания: "Граждане имеют право в процессе управления государственными делами и в органах местного самоуправления использовать украинский язык как государственный и русский как официальный".
Это положение, поясняют в КС, является предметом регулирования статьи 10 раздела 1-го "Общие положения" Конституции Украины, которая устанавливает статус государственного языка Украины и других языков.
Согласно решению КС от 14 декабря 1999 года по делу об использовании украинского языка, термин "государственный язык" и "официальный язык" означают (фиксируют) одно и то же понятие. КС в этом решение отметил, что под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государством предоставлен статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни. Конституцией Украины статус государственного языка предоставлен украинскому.
Понятие государственного языка является составляющей более широкого по смыслу и объему конституционного понятия "конституционный строй". Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу. Положения раздела "Общие положения" Конституции могут быть изменены только в порядке, предусмотренном ее статьей 156, путем принятия закона, который может быть утвержден лишь всеукраинским референдумом, отмечают в КС.
Поскольку в законопроекте предметом изменений является предоставление русскому языку статуса официального, что предусматривает внесение изменений в раздел "Общие положения" Конституции, народные депутаты не выполнили требования части первой статьи 156 Конституции, согласно которой законопроект изменений в этот раздел Основного закона подается в парламент не менее чем двумя третями от ее конституционного состава.
Поэтому КС не имеет права открыть конституционное производство по этому делу и предоставить вывод о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции, сообщает Интерфакс-Украина.
Как известно, представление в КС об официальном статусе русского языка внес депутат-коммунист Леонид Грач.
Как сообщает в понедельник пресс-служба КС, суд рассмотрел вопрос об открытии конституционного производства по делу о соответствии Конституции законопроекта "О внесении изменений в статью 38 Конституции Украины" (регистрационный номер ?2549), поданный в парламенте 165 народными депутатами.
В открытии конституционного производства отказано в связи с несоблюдением народными депутатам требований части первой статьи 156 Основного закона, согласно которой законопроект о внесении изменений в раздел 1-й "Общие положения" Конституции подается в парламент не менее чем двумя третями от его конституционного состава (300 народных депутатов).
Определение КС является окончательным и не может быть обжаловано.
Как отмечает пресс-служба суда, в законопроекте предусматривалось дополнить статью 38 Конституции третьей частью такого содержания: "Граждане имеют право в процессе управления государственными делами и в органах местного самоуправления использовать украинский язык как государственный и русский как официальный".
Это положение, поясняют в КС, является предметом регулирования статьи 10 раздела 1-го "Общие положения" Конституции Украины, которая устанавливает статус государственного языка Украины и других языков.
Согласно решению КС от 14 декабря 1999 года по делу об использовании украинского языка, термин "государственный язык" и "официальный язык" означают (фиксируют) одно и то же понятие. КС в этом решение отметил, что под государственным (официальным) языком понимается язык, которому государством предоставлен статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни. Конституцией Украины статус государственного языка предоставлен украинскому.
Понятие государственного языка является составляющей более широкого по смыслу и объему конституционного понятия "конституционный строй". Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу. Положения раздела "Общие положения" Конституции могут быть изменены только в порядке, предусмотренном ее статьей 156, путем принятия закона, который может быть утвержден лишь всеукраинским референдумом, отмечают в КС.
Поскольку в законопроекте предметом изменений является предоставление русскому языку статуса официального, что предусматривает внесение изменений в раздел "Общие положения" Конституции, народные депутаты не выполнили требования части первой статьи 156 Конституции, согласно которой законопроект изменений в этот раздел Основного закона подается в парламент не менее чем двумя третями от ее конституционного состава.
Поэтому КС не имеет права открыть конституционное производство по этому делу и предоставить вывод о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции, сообщает Интерфакс-Украина.
Как известно, представление в КС об официальном статусе русского языка внес депутат-коммунист Леонид Грач.