Медведчуку может не хватить голосов на политреформу

Четверг, 8 апреля 2004, 03:13
Виктор Медведчук стоит накануне момента, когда он может воплотить наиболее масштабный проект своей жизни – моделирование 48-миллионной страны в центре Европы. Он значительно продвинулся в масштабах работы – по сравнению с предыдущими провалами: партией без идеологии, футбольным клубом без побед, телеканалами без доверия или обленерго с так до конца и не побежденным Григоришиным.

Удастся ли замысел Медведчука, зависит от результатов работы, которую он проведет в ночь со среды на четверг. Лидеры большинства и коммунисты могут сколько угодно говорить, что за политреформу проголосуют 340 депутатов. На самом деле, по предварительным подсчетам на 7 апреля выходило, что у приверженцев политреформы не было гарантированных 300 голосов. Даже если совершит акт суицида и проголосует за изменения в Конституцию вся фракция Социалистической партии.

Все может решить один голос. Арифметика не очень сложная, и о том, что изменения в Конституцию колеблются на границе провала, знает сам Медведчук.

Достаточно взять три распечатки знаковых голосований в рамках политреформы – за пропорциональные законы о выборах в Верховную Раду, в местные советы и за постановление о порядке рассмотрения изменений в Конституцию.

Эти решения набрали соответственно 255, 267 и 266 голосов.

Бессмысленные прогнозы, что политреформу поддержат 340 голосами, брались с потолка: 450 депутатов минус фракции "Наша Украина" и БЮТ. На самом же деле бухгалтерия совсем другая.

Итак, сначала пересчитаем тех, кто безоговорочно будет голосовать за: это фракция КПУ (59 депутатов) плюс СДПУ(о), которая состоит из 38 депутатов. Суммарно – 97.

Далее. Аграрная партия поддержит политреформу 15 голосами – шестнадцатый член фракции Екатерина Ващук сейчас находится в больнице. И, похоже, что ее карточка для голосования с ней – голос Ващук не учтен ни в одном из трех знаковых голосований, о которых говорилось выше.

Кстати, "казус Ващук" интересен тем, что она не отдала карточку даже несмотря на то, что главный апологет политреформы Петр Симоненко – ее родственник.

Итак, КПУ плюс СДПУ(о) плюс аграрии – 112 депутатов.

Фракция НДП насчитывает 14 депутатов. Из них шестеро (Юрий Ворон, Олег Зарубинский, Виктор Заичко, Владимир Кафарский, Сергей Шевчук, Владимир Мовчан) входят в новое межфракционное объединение "Гражданская позиция".

Эти люди заявили о поддержке "существенных прогрессивных идей политической и конституционной реформы", но "не изменяя собственным принципам и не выполняя чужие узкополитические и клановые заказы".

Для дальнейших расчетов можно предположить, что из этих шести членов НДП ну по крайней мере двое намерены не голосовать за изменения в Конституцию. Например, Зарубинский, Кафарский и Шевчук не поддержали ни пропорциональный закон о местных выборах, ни постановление о процедуре рассмотрения изменений в Конституцию.

Вообще же сейчас, в наиболее ответственный момент, Медведчуку может вылезти боком планомерная работа власти против НДП, а также постоянные унижения Пустовойтенко, начиная от увольнения министра экологии Шевчука. Напомним, что в конце концов у этого министерства забрали самое главное – распределение лицензий на пользование недрами – и отдали новообразованному комитету, который возглавил СДПУ(о)шник Злочевский.

Однако давайте считать, что, по крайней мере, 12 членов НДП все же проголосуют за политреформу. Тогда КПУ плюс СДПУ(о) плюс аграрии плюс НДП равняется 124 депутата.

Фракция "Регионы Украины" насчитывает 68 депутатов. Публично заявил, что не будет голосовать за политреформу Виктор Мусияка. Однако, кроме него против могут выступить, по крайней мере, еще двое депутатов из фракции Януковича.

Вместе с 65 донецкими имеем 189 голоса за политреформу.

Во фракции "Трудовая Украина-ПППУ” – 42 депутата. Против реформы будет голосовать Станислав Сташевский – соратник мэра Киева Омельченко, который уже успел резко раскритиковать изменения в Конституцию.

Также против будут отец и сын Деркачи. Здесь Медведчуку тоже следует благодарить самого себя. Кампания судебных исков против изданий медиа-холдинга Деркача была организована группой "Приват". Деркач не сомневается, что сделала она это по заказу Медведчука.

Есть в "Трудовой Украине" еще депутаты Виктор Горбачев и Сергей Бычков, которые также входят в объединение "Гражданская позиция” и которые не поддержали ни один из трех упоминавшихся вначале законопроектов.

Итак, можно прогнозировать, что из 42 членов фракции "за" проголосуют 37. Итак, на этот момент имеем 226 гипотетических депутатов – приверженцев политреформы.

В группе "Деминициативы" (16 душ) политреформу может не поддержать один из двух депутатов, которые входят в "Гражданскую позицию” – Рябикин или Резник.

То есть, давайте считать, что с учетом этого изменения в Конституцию поддерживают 241 при необходимых 300.

Из 18 членов группы "Народовластие" почти точно против политреформы выступят трое – Мокроусов (как и Сташевский, он – соратник Омельченко), Нечипорук (неоднократно выступал против изменений в Конституцию, автор истерики против Гавриша на поддержку Литвина и вообще поссорился с эсдеками). Третий, кто может не поддержать законопроект – Развадовский, против которого в подконтрольных Медведчуку медиа начали кампанию.

Итого имеем 256 голосов. К ним прибавим еще 14 депутатов "Народного выбора" – имеем 270.

Дальше начинается самое интересное. Медведчуку нужны для проведения политреформы 20 голосов социалистов. СПУ будет определяться на исполкоме партии и заседании фракции в четверг утром. До этого момента было единое решение политсовета – поддерживать изменения в Конституцию, только если часть статей вступает в силу с 2006 года.

Как известно, удовлетворить это требование невозможно – решено голосовать изменения в Основной закон без каких-либо исправлений.

Кроме того, в самой фракции Соцпартии по крайней мере семеро депутатов не понимают нынешней логики Мороза, который изменениями в Конституцию сейчас отдает всю власть прокучмовскому премьеру.

Проблема же в том, что поодиночке ни один из этих семи не сможет диктовать волю Морозу. Однако и вместе они едва ли отважатся это сделать.

Таким образом, исходим из пессимистического сценария – все 20 депутатов-социалистов за политреформу. То есть, число голосов, необходимых для изменения Конституции, увеличивается до 290.

Для победы Медведчуку надо одиннадцать голосов. Их больше негде взять, кроме как среди внефракционных. Однако за все три предыдущих голосования из 25 неприкаянных депутатов наибольший результат, которые дали эти люди – это... четыре голоса "за". Если говорить деликатно, то нефракционных вряд ли можно назвать пылкими приверженцами изменений в Конституцию.

Все три раза до этого не голосовал Литвин. И в четверг его позиция будет особенно значима – на него ориентируется, по крайней мере, еще несколько нефракционных. Сам Литвин публично не говорил про свою позицию относительно голосования изменений в Конституцию. Однако во время неформального общения заявлял, что не будет голосовать изменения в Основной закон в целом – из-за нормы императивного мандата и чисто пропорциональных выборов, которые заложены в законопроекте.

Кроме того, Литвина достаточно сильно накрутили заявлениями прямо в сессионном зале, что он ходит консультироваться на Банковую. Спикер чуть ли не каждое заседание оправдывается, и после этого проголосовать "за" изменения в Конституцию ему будет непросто.

Потенциально еще один голос АП может дать Александр Волков – однако до того трижды он также не голосовал "за". Волков помнит обиду на власть и ее конкретного героя – Медведчука. И непонятно, сможет ли убедить Волкова своим звонком сам Кучма. Также до конца непонятно, нужна ли эта реформа самому Кучме.

В итоге – нельзя исключать, что число приверженцев политреформы так и остановится на 294 голосах. Хотя вполне возможно, что этот показатель переступит через 300 голосов, и Конституция будет изменена.

Может так произойти, что кое-кто из перечисленных оппонентов реформы все же за нее проголосует. Однако так же никто не гарантирует, что от нее не откажутся те, о ком здесь не упоминалось.

Известно, что главной движущей силой в украинской политике является страх. Однако депутаты должны решить, чего бояться больше? Гнева Медведчука, который в случае провала политреформы имеет все шансы вылететь с должности главы АП? Гнева Кучмы, который через полгода может стать обычным гражданином, и который сейчас так четко и не сказал, что он с топором в руках требует политреформы?

Гнева Ющенко? Который через те же шесть месяцев может стать новым источником страха. Для Ющенко поддержка политреформы – это такое же предательство, как голосование за его отставку с должности премьера 26 апреля 2001. Разница в том, что тогда он не мог воплотить свой гнев во что-то опасное. Сейчас, в случае победы на выборах президента – сможет.

Или, возможно, депутатам следует бояться совсем другого – собственной немощности?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования