Легализация, или же отмывание
Среда, 7 апреля 2004, 12:16
"Легализатор" – не Литвин, а Кучма
К вечеру 6 апреля, когда был принят 266-ю голосами пропорциональный закон о местных выборах, опубликованы законы о выборах президента и пропорционалке для депутатов, проблема процедуры окончательного принятия конституционных изменений оставалась "последней баррикадой".
На этот момент координатор большинства Гавриш уже решил путем назначения в ВРЮ свои личные проблемы, включая конфликт с Литвином. Поэтому, вместе с представителем президента Задорожним, мог перестать беспокоится о будущем всех остальных политиков, политических сил и ветвей власти.
Поэтому ему очень легко было прогнозировать журналистам одобрение проекта №4105 уже в "чистый четверг" накануне Пасхи. Плюс – настаивать на том, что даже вопреки неучастию в этом голосовании "Нашей Украины" и БЮТ – сторонников реформы наберется от 306 до 322 голосов (какая точность!). А главное – не иметь сомнения в том, что наилучший путь для голосования – это "пакетный" вариант с бюллетенями.
И хотя само напоминание о бюллетенях является символом нелегитимности конституционных изменений, это не беспокоит не только Гавриша, а похоже, уже даже спикера Литвина.
На последней пресс-конференции он напомнил, что после того, как закон о внесении изменений в Конституцию подпишет президент, все проблемы легитимности отпадут сами собой. На этом акте "делегирования ответственности" гаранту, похоже, и примирились координатор большинства и координатор всех политических сил ВР.
Кучма же "купил" себе эту ответственность за синекуры для исполнителей и, возможно, за обещание "неприкосновенности" для Литвина. Означает ли это именно личную неприкосновенность спикера, то есть небаллотирование в ВР Медведчука – пока неизвестно, хотя довыборы по округу Кивалова уже начались.
Но, похоже, свои настоящие надежды Литвин возлагает на Конституционный суд, чьего вердикта по поводу досрочного разгона Верховной Рады он не боится. Возможно потому, что самому КС следует опасаться любого нового состава парламента...
Означает ли все это спокойствие нескольких ключевых лиц неотвратимость пакетного голосования бюллетенями за проект №4105 уже 8 апреля? Определенные сомнения все еще демонстрируют "Регионы" – но их невиданная гибкость в таких вопросах уже известна.
Итак, все зависит от того, рискнут ли желанной реформой носители, как они считают, "золотой акции" – социалисты.
"Звездное время" СПУ и Мороза как стратега и тактика – настало.
Как Мороз хотел перехитрить большинство
Несколько дней в конституционном процессе продолжалась очередная "интрига": до СМИ доходили слухи, что якобы голосовать за реформу в целом готовятся правые, то есть не только БЮТ, но и "Наша Украина".
Основания для этого им активно пытался создать Мороз, который в конституционной комиссии пропагандировал по требованию представителей этих фракций несколько изъятий и даже новых норм в проект №4105.
Широко известны лишь несколько из них, в частности – о сохранении суженых полномочий ГПУ (без права общего надзора), права именно президента, а не Кабмина, назначать губернаторов и, главное – введение в действие определенных норм только в 2006-му году, а лучше – отсрочка действия всех конституционных изменений в этот период.
Менее известно, что говорилось и о сохранении для президента права увольнять генпрокурора, как вот сейчас, и о назначении им, как сейчас, главы СБУ, и о возвращении в переходные положения нормы о том, что пропорциональный закон касается не только очередных, а и внеочередных выборов, а сроки полномочий ВР остаются 4 года...
О чем-то прессе вообще не удалось узнать... Это – по содержанию поправок, часть которых, даже по проекту о процедуре от Мороза, пришлось бы снова отправлять в Конституционный суд.
Но именно это – очередное обращение в КС – означало бы, по мнению Гавриша, возвращение к началу конституционного процесса. Оказалось бы, что голосование, ожидаемое на днях – это лишь предварительное принятие, тогда как окончательное снова бы откладывалось, и не иначе, как вплоть до осенней, шестой сессии.
Вообще-то и раньше Мороз не скрывал такого плана действий, который оправдывал бы участие СПУ в легализации от 3 февраля и дальнейшее сотрудничество с большевиками. Единственно, чего не хватало Морозу для осуществления этого плана, – поддержки со стороны "Нашей Украины" и БЮТ.
В свою очередь, руководителям большинства тоже не терпелось получить голоса правых. Так как из-за неуверенности мажоритарщиков, а в особенности – обеспокоенных судьбой правительства "Регионов", лучше было бы подстраховаться, обойдясь при этом без бюллетеней.
Но, конечно же, большевики совсем не ставили цели использовать голоса "НУ" и БЮТ для возвращения к началу всего процесса.
Намного удобнее им было простимулировать Мороза на борьбу за голоса Ющенко и Тимошенко путем организации очередной "утечки информации" из АП (в стиле недавнего знаменитейшего шоу "Кучма умер") об усиленных консультациях Ющенко с Кучмой. Консультации якобы на предмет назначения лидера "Нашей Украины" на должность главы правительства до выборов вместо Януковича.
Или в обмен на реформу, или просто так, с целью сделать из Ющенко "образ преемника", то есть "образ врага" – никто уточнить не может. Но самостоятельные акции "НУ" против правительства по поводу бюджета вызвали подозрение даже, кажется, у Тимошенко.
А уж поговорите с любым социалистом – и на второй же фразе услышите очередную версию про "сынка Кучмы" ...
Как и негодование по поводу попыток Ющенко принудить Мороза подписаться под единым кандидатом от оппозиции взамен на голосование за реформу...
Негодование социалистов по этому конкретному поводу слишком выдает их собственное желание, проведя реформу руками "НУ", таки выдвинуть потом Мороза альтернативным Ющенко кандидатом. Это противоречило бы уверениям самого Мороза об участии в выборах лишь в случае провала реформы, но...
Впрочем, сейчас участие "НУ" и БЮТ в поддержке реформы подорвали все равно именно большевики, разгадав "ухищрения" Мороза о легализации конституционных изменений путем их отсрочки.
Таким образом, на утро 7 апреля Мороз не получил возможности опереться на голоса правых, но имеет перспективу получить в качестве единственного гаранта легитимности обновленной при его участии Конституции – то же лицо, от которого зависело ввести в действие и Конституцию 1996 года.
Неприятные аналогии о том, какие тогда и сейчас закладывались ожидания и расчеты и что выходит на самом деле, – здесь приводить не стоит.
Следует подчеркнуть, что СПУ, которая уже вроде бы одобрила на своем политсовете голосование по реформе исключительно постатейно и в режиме "Рады", сейчас стоит перед выбором.
Есть два варианта:
а) придерживаться собственных решений о процедуре и стремлении настоящей легализации и рисковать провалом реформы, но сразу иметь основания для выдвижения Мороза кандидатом в президенты;
б) сначала все же довести реформу до конца на условиях большинства, а уже потом ссориться с Ющенко в отдельности.
Похоже, ссориться с Ющенко придется в любом случае, поэтому не это главный фактор. Главный фактор – по крайней мере, для Мороза – именно боязнь, что в недалеком будущем, несмотря на подпись Кучмы, основы реформы могут быть разрушены как по инициативе "НУ", так и по инициативе того же Кучмы, если тот сам останется президентом и в дальнейшем.
И есть еще одна небольшая деталь – относительно лозунга СПУ об изменении системы власти как средстве устранения олигархов.
Как "отделяли" бизнес от политики
Вот о чем почти никто не спорит, обсуждая будущие изменения в проект №4105, так это об устранении императивного мандата, то есть о запрете для членов партийных списков выходить из них в составе ВР.
С одной стороны, это – требование Венецианской комиссии, с другой – вроде бы логическая уступка мажоритарникам. Кстати, если снова речь идет об уступках мажорам – то сразу отбрасываются и упомянутые надежды на голоса правых. Не будем уточнять, что Мороз одновременно искал компромисс в обоих направлениях, это не доказано...
Но кто бы не играл в эту игру – именно при существовании жесткого пропорционального избирательного закона устранение императивного мандата и есть тем кратчайшим путем для продажи партиями мест в своих списках олигархам и олигархикам, о котором было так много сказано бранных слов.
Более того. В этом случае партии получают возможность привести в ВР такое количество этих самых "независимых" денежных мешков, что они способны будут, даже не входя во фракции, сразу по избрании создать не только сохраненные в проекте №4105 депутатские группы, но и свое, абсолютно независимое от партий, которые их привели, большинство.
Потому бессмысленны надежды на то, что олигархи будут покупать целые партии, развивая таким образом партийную структуру общества.
Наоборот, им нет никакого смысла заниматься политикой в партийном измерении, а есть максимальный смысл заниматься своим бизнесом, получая абсолютно беспартийно-"аполитическое" большинство, формируя соответствующие правительства и т.п.
Что получают в таком случае идеологические партии, кроме большого количества денег на дальнейшую отчаянную борьбу за изменение системы власти?
Правильно – покой от ЦИК и местного админресурса, точнее – сотрудничество с ними, поскольку те не будут мешать получать упоминавшиеся деньги. Очевидно, на взаимовыгодных условиях.
Но кто скажет, что эта система "отмывания" будет не "новая"?
Впрочем, известно, что Кучма, подписывая пропорциональный закон, зачем-то сам же и подтвердил, что "совершенствовать" его еще можно. Зачем так откровенно, мог же и промолчать?
А чтобы олигархи не расслаблялись и не бежали сразу за мандатами к партийным лидерам. Главным отмывателем, как и легализатором реформы, он хочет остаться сам.
Нет, это не об известном законе о "амнистии капиталов" – в него никто не верит, так что дела не будет.
Но есть намного лучший способ отмыть кучу денег и одновременно "оживить" и без того "галопирующую" экономику.
Проект "Кучма-3".
Знатоки говорят, что именно этот проект по известным причинам (рейтинг Кучмы, отношения граждан к власти вообще, международная изоляция и т.п.) будет не просто наиболее дорогим, а фантастически ценным.
Не нужны эксперты, чтобы сделать вывод: поэтому и будет реализовываться именно он, так как будет идти речь об отмывании через него чуть ли не всех скрытых на заграничных счетах денег. Ну, обо всех, может, и преувеличение, хотя если подумать о сопутствующих обстоятельствах...
Итак, в политическом бизнесе конкурент у партий остается. Но если не учитывать эти мелочи – система будет совсем "новая"...
Читайте также:
ПРИНЯТ ЗАКОН О МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ ПО СПИСКАМ
Читайте также хронику политреформы в материалах Ирины Погореловой в "Украинской правде":
Внутреннее дело
Там, где два украинца – там три... джентльмена
"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как прибавление к реформе
Всю власть – конституционному суду?!
Приключения пропорционалки
Кучма рановато хоронит КГБ
Последняя фаза реформы. Самоуничтожение
"Конституционное соглашение" – 2
Одно неосторожное движение – и ты отец "Кучмы-3"
К вечеру 6 апреля, когда был принят 266-ю голосами пропорциональный закон о местных выборах, опубликованы законы о выборах президента и пропорционалке для депутатов, проблема процедуры окончательного принятия конституционных изменений оставалась "последней баррикадой".
На этот момент координатор большинства Гавриш уже решил путем назначения в ВРЮ свои личные проблемы, включая конфликт с Литвином. Поэтому, вместе с представителем президента Задорожним, мог перестать беспокоится о будущем всех остальных политиков, политических сил и ветвей власти.
Поэтому ему очень легко было прогнозировать журналистам одобрение проекта №4105 уже в "чистый четверг" накануне Пасхи. Плюс – настаивать на том, что даже вопреки неучастию в этом голосовании "Нашей Украины" и БЮТ – сторонников реформы наберется от 306 до 322 голосов (какая точность!). А главное – не иметь сомнения в том, что наилучший путь для голосования – это "пакетный" вариант с бюллетенями.
И хотя само напоминание о бюллетенях является символом нелегитимности конституционных изменений, это не беспокоит не только Гавриша, а похоже, уже даже спикера Литвина.
На последней пресс-конференции он напомнил, что после того, как закон о внесении изменений в Конституцию подпишет президент, все проблемы легитимности отпадут сами собой. На этом акте "делегирования ответственности" гаранту, похоже, и примирились координатор большинства и координатор всех политических сил ВР.
Кучма же "купил" себе эту ответственность за синекуры для исполнителей и, возможно, за обещание "неприкосновенности" для Литвина. Означает ли это именно личную неприкосновенность спикера, то есть небаллотирование в ВР Медведчука – пока неизвестно, хотя довыборы по округу Кивалова уже начались.
Но, похоже, свои настоящие надежды Литвин возлагает на Конституционный суд, чьего вердикта по поводу досрочного разгона Верховной Рады он не боится. Возможно потому, что самому КС следует опасаться любого нового состава парламента...
Означает ли все это спокойствие нескольких ключевых лиц неотвратимость пакетного голосования бюллетенями за проект №4105 уже 8 апреля? Определенные сомнения все еще демонстрируют "Регионы" – но их невиданная гибкость в таких вопросах уже известна.
Итак, все зависит от того, рискнут ли желанной реформой носители, как они считают, "золотой акции" – социалисты.
"Звездное время" СПУ и Мороза как стратега и тактика – настало.
Как Мороз хотел перехитрить большинство
Несколько дней в конституционном процессе продолжалась очередная "интрига": до СМИ доходили слухи, что якобы голосовать за реформу в целом готовятся правые, то есть не только БЮТ, но и "Наша Украина".
Основания для этого им активно пытался создать Мороз, который в конституционной комиссии пропагандировал по требованию представителей этих фракций несколько изъятий и даже новых норм в проект №4105.
Широко известны лишь несколько из них, в частности – о сохранении суженых полномочий ГПУ (без права общего надзора), права именно президента, а не Кабмина, назначать губернаторов и, главное – введение в действие определенных норм только в 2006-му году, а лучше – отсрочка действия всех конституционных изменений в этот период.
Менее известно, что говорилось и о сохранении для президента права увольнять генпрокурора, как вот сейчас, и о назначении им, как сейчас, главы СБУ, и о возвращении в переходные положения нормы о том, что пропорциональный закон касается не только очередных, а и внеочередных выборов, а сроки полномочий ВР остаются 4 года...
О чем-то прессе вообще не удалось узнать... Это – по содержанию поправок, часть которых, даже по проекту о процедуре от Мороза, пришлось бы снова отправлять в Конституционный суд.
Но именно это – очередное обращение в КС – означало бы, по мнению Гавриша, возвращение к началу конституционного процесса. Оказалось бы, что голосование, ожидаемое на днях – это лишь предварительное принятие, тогда как окончательное снова бы откладывалось, и не иначе, как вплоть до осенней, шестой сессии.
Вообще-то и раньше Мороз не скрывал такого плана действий, который оправдывал бы участие СПУ в легализации от 3 февраля и дальнейшее сотрудничество с большевиками. Единственно, чего не хватало Морозу для осуществления этого плана, – поддержки со стороны "Нашей Украины" и БЮТ.
В свою очередь, руководителям большинства тоже не терпелось получить голоса правых. Так как из-за неуверенности мажоритарщиков, а в особенности – обеспокоенных судьбой правительства "Регионов", лучше было бы подстраховаться, обойдясь при этом без бюллетеней.
Но, конечно же, большевики совсем не ставили цели использовать голоса "НУ" и БЮТ для возвращения к началу всего процесса.
Намного удобнее им было простимулировать Мороза на борьбу за голоса Ющенко и Тимошенко путем организации очередной "утечки информации" из АП (в стиле недавнего знаменитейшего шоу "Кучма умер") об усиленных консультациях Ющенко с Кучмой. Консультации якобы на предмет назначения лидера "Нашей Украины" на должность главы правительства до выборов вместо Януковича.
Или в обмен на реформу, или просто так, с целью сделать из Ющенко "образ преемника", то есть "образ врага" – никто уточнить не может. Но самостоятельные акции "НУ" против правительства по поводу бюджета вызвали подозрение даже, кажется, у Тимошенко.
А уж поговорите с любым социалистом – и на второй же фразе услышите очередную версию про "сынка Кучмы" ...
Как и негодование по поводу попыток Ющенко принудить Мороза подписаться под единым кандидатом от оппозиции взамен на голосование за реформу...
Негодование социалистов по этому конкретному поводу слишком выдает их собственное желание, проведя реформу руками "НУ", таки выдвинуть потом Мороза альтернативным Ющенко кандидатом. Это противоречило бы уверениям самого Мороза об участии в выборах лишь в случае провала реформы, но...
Впрочем, сейчас участие "НУ" и БЮТ в поддержке реформы подорвали все равно именно большевики, разгадав "ухищрения" Мороза о легализации конституционных изменений путем их отсрочки.
Таким образом, на утро 7 апреля Мороз не получил возможности опереться на голоса правых, но имеет перспективу получить в качестве единственного гаранта легитимности обновленной при его участии Конституции – то же лицо, от которого зависело ввести в действие и Конституцию 1996 года.
Неприятные аналогии о том, какие тогда и сейчас закладывались ожидания и расчеты и что выходит на самом деле, – здесь приводить не стоит.
Следует подчеркнуть, что СПУ, которая уже вроде бы одобрила на своем политсовете голосование по реформе исключительно постатейно и в режиме "Рады", сейчас стоит перед выбором.
Есть два варианта:
а) придерживаться собственных решений о процедуре и стремлении настоящей легализации и рисковать провалом реформы, но сразу иметь основания для выдвижения Мороза кандидатом в президенты;
б) сначала все же довести реформу до конца на условиях большинства, а уже потом ссориться с Ющенко в отдельности.
Похоже, ссориться с Ющенко придется в любом случае, поэтому не это главный фактор. Главный фактор – по крайней мере, для Мороза – именно боязнь, что в недалеком будущем, несмотря на подпись Кучмы, основы реформы могут быть разрушены как по инициативе "НУ", так и по инициативе того же Кучмы, если тот сам останется президентом и в дальнейшем.
И есть еще одна небольшая деталь – относительно лозунга СПУ об изменении системы власти как средстве устранения олигархов.
Как "отделяли" бизнес от политики
Вот о чем почти никто не спорит, обсуждая будущие изменения в проект №4105, так это об устранении императивного мандата, то есть о запрете для членов партийных списков выходить из них в составе ВР.
С одной стороны, это – требование Венецианской комиссии, с другой – вроде бы логическая уступка мажоритарникам. Кстати, если снова речь идет об уступках мажорам – то сразу отбрасываются и упомянутые надежды на голоса правых. Не будем уточнять, что Мороз одновременно искал компромисс в обоих направлениях, это не доказано...
Но кто бы не играл в эту игру – именно при существовании жесткого пропорционального избирательного закона устранение императивного мандата и есть тем кратчайшим путем для продажи партиями мест в своих списках олигархам и олигархикам, о котором было так много сказано бранных слов.
Более того. В этом случае партии получают возможность привести в ВР такое количество этих самых "независимых" денежных мешков, что они способны будут, даже не входя во фракции, сразу по избрании создать не только сохраненные в проекте №4105 депутатские группы, но и свое, абсолютно независимое от партий, которые их привели, большинство.
Потому бессмысленны надежды на то, что олигархи будут покупать целые партии, развивая таким образом партийную структуру общества.
Наоборот, им нет никакого смысла заниматься политикой в партийном измерении, а есть максимальный смысл заниматься своим бизнесом, получая абсолютно беспартийно-"аполитическое" большинство, формируя соответствующие правительства и т.п.
Что получают в таком случае идеологические партии, кроме большого количества денег на дальнейшую отчаянную борьбу за изменение системы власти?
Правильно – покой от ЦИК и местного админресурса, точнее – сотрудничество с ними, поскольку те не будут мешать получать упоминавшиеся деньги. Очевидно, на взаимовыгодных условиях.
Но кто скажет, что эта система "отмывания" будет не "новая"?
Впрочем, известно, что Кучма, подписывая пропорциональный закон, зачем-то сам же и подтвердил, что "совершенствовать" его еще можно. Зачем так откровенно, мог же и промолчать?
А чтобы олигархи не расслаблялись и не бежали сразу за мандатами к партийным лидерам. Главным отмывателем, как и легализатором реформы, он хочет остаться сам.
Нет, это не об известном законе о "амнистии капиталов" – в него никто не верит, так что дела не будет.
Но есть намного лучший способ отмыть кучу денег и одновременно "оживить" и без того "галопирующую" экономику.
Проект "Кучма-3".
Знатоки говорят, что именно этот проект по известным причинам (рейтинг Кучмы, отношения граждан к власти вообще, международная изоляция и т.п.) будет не просто наиболее дорогим, а фантастически ценным.
Не нужны эксперты, чтобы сделать вывод: поэтому и будет реализовываться именно он, так как будет идти речь об отмывании через него чуть ли не всех скрытых на заграничных счетах денег. Ну, обо всех, может, и преувеличение, хотя если подумать о сопутствующих обстоятельствах...
Итак, в политическом бизнесе конкурент у партий остается. Но если не учитывать эти мелочи – система будет совсем "новая"...
Читайте также:
ПРИНЯТ ЗАКОН О МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ ПО СПИСКАМ
Читайте также хронику политреформы в материалах Ирины Погореловой в "Украинской правде":
Внутреннее дело
Там, где два украинца – там три... джентльмена
"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как прибавление к реформе
Всю власть – конституционному суду?!
Приключения пропорционалки
Кучма рановато хоронит КГБ
Последняя фаза реформы. Самоуничтожение
"Конституционное соглашение" – 2
Одно неосторожное движение – и ты отец "Кучмы-3"