Внутреннее дело

Пятница, 2 апреля 2004, 12:23
1 апреля Конституционный суд начал рассматривать представление президента об условиях роспуска парламента. Чтобы убедиться, что это не первоапрельская шутка, пришлось переспросить о факте в пресс-службе КС.

Оказалось – нет, не шутка. А сроки начала рассмотрения дела буквально накануне ожидаемого парламентского кризиса, связанного с очередным "последним штурмом" Конституции, никакого отношения к политике не имеют.

Просто такова процедура: перед рассмотрением дела КС спрашивает заинтересованные стороны о дополнительных аргументах и материалах. Вот только что из АП и поступили уточнения Кучмы, что именно он хочет знать о возможностях роспуска Верховной Рады.

Действительно, по сравнению с представлением, которое было направлено в КС после осенне-зимних баталий в парламенте еще в конце 2003 года, сейчас перечень интересующих Кучму вопросов значительно вырос. Теперь он напоминает "викторину" наподобие "Первого миллиона": здесь есть заранее предсказуемые ответы на любой вкус.

Но в отличие от игры, где надо выбрать только один ответ, в дополнительных запросах Кучмы наблюдается ожидание получить подтверждение "нетрудоспособности" парламента по всем перечисленным пунктам – от отсутствия кворума для голосования по отдельному вопросу до блокирования трибуны, и даже при условиях какого-то неизвестного "другого"...

Конечно, удивить Кучма подобным запросом, как и манипуляцией сроками его рассмотрения в КС, никого не смог.

Но странная сейчас задача стоит перед Конституционным судом. Ведь, вопреки своим подчеркнутым отказам рассматривать "внутрипарламентские" вопросы (причем, как было сказано на последней пресс-конференции по поводу выводов о реформе, ни теперь, ни в будущем), – Конституционный суд именно внутренними вопросами Верховной Рады и вынужден заниматься.

Дальше – больше: скажем, проблема 30 дней (на протяжении которых не начинаются пленарные заседания, и это является основанием для роспуска ВР) еще как-то выходит за пределы парламентской процедуры. Но все остальное – включая понятие пленарного заседания – касается непосредственно регламента. Кучма, кстати, на него даже ссылается. Хотя, как известно, регламент не является законом. А потому, по всем бывшим "отказным" решениям КС, не может быть предметом рассмотрения суда.

Кстати, по поводу 30 дней. В этом случае, на самом деле, Конституционному суду тоже незачем рассматривать вопрос, так как свой вывод по поводу календарного исчисления упоминавшихся в законах дней он уже давал, в частности, по поводу срока подписания президентом законов.

На этом выводе КС сейчас базируются все сроки в украинском законодательстве, в частности, избирательном.

Поэтому, если президенту желательно в вопросе о роспуске Верховной Рады как можно больше сжать временное течение, то в вопросе о вето он стремился растянуть время как можно дольше – то это не проблема КС. Даже если при подсчетах сроков полномочий лично Кучмы именно КС умудрился изобрести "машину времени"...

Собственно, как известно, Конституционному суду уже приходилось пересматривать собственные решения, и произошло это не так давно, когда фактически была упразднена предыдущая установка парламента рассматривать конституционные вопросы на очередных, а не внеочередных сессиях. Похоже, этот прецедент понравился Кучме.

Итак, сейчас он предлагает КС только тем и заниматься, что отменять свои предыдущие постановления: и о том, как исчисляются дни в законодательстве и Конституции, и о том, можно ли рассматривать внутренние парламентские процедуры.

Честно говоря, создается впечатление впечатление, что таким образом президент просто подставляет Конституционный суд, чтобы вообще не оставить живого места в авторитете этой структуры и иметь все основания для его разгона и принятия нового закона о КС.

Что же касается ожидаемых от суда решений относительно дееспособности парламента, то интересны они не тем, что Кучма, возможно, стремится взять на испуг ВР накануне реформы или действительно провести досрочные выборы в парламент перед или вместо президентских. Об этом мы уже неоднократно писали.

Интересно сейчас другое. Рассмотрение внутренних процедур парламента Конституционным судом происходит на фоне предложений представителя президента Задорожного и координатора большинства Гавриша именно об очередном нарушении этих процедур – с целью принятия реформы.

В частности, речь идет о голосовании за реформу так называемыми "именными" бюллетенями, цена легитимности которых такая же, как и несуществующих подписей депутатов.

Причем бюллетени вводятся для принятия реформы не только из-за потребности скрыть отсутствие достаточного количества голосов у большинства (Литвин называет максимальную цифру в 208 при необходимости в 240), но и для того, чтобы отбросить постатейное голосование, которое развалит, по утверждению Задорожнего, все достигнутые соглашения. Действительно, если голосовать бюллетенями – то только за один раз весь текст, другое физически невозможно при существующем положении дел.

Но возникает вопрос: как связано голосование бюллетенями (на самом деле, оно предусмотрено в определенных случаях регламентом) с желанием Кучмы, например, путем регистрации депутатов установить отсутствие в определенных случаях кворума и, соответственно, недееспособность ВР? Какую регистрацию имеет в виду Кучма, через систему "Рада"?

Но систему "Рада" обвиняют в неспособности правильно отображать действие депутатских карточек, и именно это служит поводом для голосования реформы (и не только реформы, если припомнить недавнее прошлое) бюллетенями. Возможно, Кучме надо дополнить свой запрос в КС еще одним пунктом?

Но кто такая как объект правового регулирования – система "Рада"? Техническая служба? Или, все-таки, руководство ВР – как бы не оскорблялся на упреки Гавриша о манипулировании голосованием Литвин? Итак, Кучма через КС целится в спикера лично?

И вообще, Кучма хочет увидеть скрытую недееспособность парламента, а большевики пытаются, наоборот, эту недееспособность скрыть еще глубже. Возможно, в этом и состоит различие в отношении к реформе со стороны президента и со стороны... А кого, собственно?

Нет, здесь речь идет не о различиях в отношении к реформе. А о желании президента выжать все возможное из того единственного пункта действующей Конституции о роспуске ВР, который до сих пор считался практически неприменимым.

Правда, применить выводы КС о "внутрипарламентских" проблемах немедленно, за полгода до выборов президентских, Кучма может успеть, а может, и нет.

Но ему нужно иметь этот инструмент на будущее. На то будущее, в котором, как предусматривает проект №4105, поводов для разгона ВР должно быть предостаточно.

Так вот, похоже, что на те возможности Кучма сейчас уже не надеется, потому готовит свое антипарламентское оружие на случай, если реформа провалится.

Итак, если представитель президента в ВР Задорожний представляет именно позицию Кучмы, то его усилия по проведению голосования бюллетенями – лишнее основание для срыва, а не проведения реформы.

Или – даже если это голосование состоится "успешно", с получением якобы 300 голосов – повод для КС, который теперь уже не будет пренебрегать "внутренними" парламентскими вопросами, признать это голосование нелегитимным.

Разумеется, не хочет Кучма брать на себя вето на принятый (если бы он был принят) проект №4105, – лучше, чтобы все сделала своими руками ВР.

Тогда можно с чистой совестью идти на третий срок. Имея все настоящие полномочия, а также, благодаря выводу КС, возможность распускать ВР в любой момент. И сделать это уже после президентских выборов.

Сам Кучма посоветовал журналистам, желающим узнать о его выдвижении на третий срок, следить за прессой. Эту "шутку" о самой прессе он украл у Кравчука. Означает она, что решение еще не принято. Поэтому, на самом деле лучше следить за решениями Конституционного суда. Хотя почему-то откровенное признание "Кучмы-3" осталось без достаточного внимания...

Читайте также:

КУЧМИСТОВ ХОТЯТ ПОДКУПИТЬ ВРАГИ ПОЛИТРЕФОРМЫ

КС напишет инструкцию Кучме, за что и когда разгонять парламент

КУЧМА НЕ СКАЗАЛ, ЧТО НЕ БУДЕТ БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ НА ТРЕТИЙ СРОК

Читайте также другие материалы Ирины Погореловой в "Украинской правде":

Там, где два украинца – там три... джентльмена

"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как приложение к реформе

Всю власть – конституционному суду?!

Приключения пропорционалки

Кучма рановато хоронит КГБ

Последняя фаза реформы. Самоуничтожение

"Конституционное соглашение" – 2

Одно неосторожное движение – и ты отец "Кучмы-3"


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования