Усталость от Украины: украинско-американские мифы

Понедельник, 19 апреля 2004, 18:08
Если бы в Ираке не было войны, Леонид Кучма должен был бы ее придумать. Трудно себе представить лучший повод улучшить испорченные убийством Гонгадзе и историей с "кольчугами" двусторонние отношения с Америкой, чем участие в войне на стороне США.

Еще год назад Украина находилась на границе политической изоляции. Теперь эта страна является полноправным членом антитеррористической коалиции, а Леонид Кучма регулярно получает письма от Джорджа Буша с благодарностью за стойкость украинского народа в борьбе с мировым терроризмом.

На этом реальность заканчивается, и начинаются мифы, созданные из-за ложных представлений сторон друг про друга, – то, что называют "mirror imaging", то есть проектирование на партнера собственных представлений о вещах.

Миф первый, широко распространенный в Киеве, о том, какую пользу Украина получит от участия "в миротворческой миссии". В прошлом году, когда украинский парламент принимал решение о направлении воинского контингента в Ирак, речь шла об экономических преимуществах для украинской экономики, в частности, о потенциальных контрактах для украинских компаний на восстановление послевоенного Ирака.

В результате Украина имеет в Ираке четвертый по численности воинский контингент, четверых погибших и ни одного контракта, в то время как Россия, которая войск не посылала и вообще всячески протестовала против войны, смогла заключить миллиардный контракт с Иракским министерством энергетики для своей компании "ИнтерЭнергоСервис".

На вопрос украинцев во время недавнего визита в Вашингтон украинской делегации во главе с министром экономики Деркачем – а где же, так сказать, контракты – американцы говорили о процедурных вопросах, открытом тендерном процессе и других регуляторных вещах, которые к политике прямого отношения не имеют.

"Если контракт, который поступил из Бразилии, которая не присылала войск, дешевле, лучше отвечает временным требованиям тендера, то мы не можем сказать: "подождите минутку, Украина делает важный взнос, мы дадим контракт Украине"... В системе США – это незаконно", – заявил 15 апреля в Вашингтоне второй заместитель государственного секретаря США Стивен Пайффер.

А заместитель Государственного секретаря США Ричард Армитадж вообще считает, что мотивацией украинского правительства послать войска в Ирак была борьба с мировым терроризмом.

Отвечая 15 апреля на вопрос "Украинской правды" о контрактах для украинских компаний, он заявил: "Я не думаю, что народ Украины или правительство Украины принимали решение о присоединении к коалиции для того, чтобы выигрывать контракты. Я не думаю, что это уместно, и я не думаю, что это было мотивацией для украинского правительства".

Одним словом, классическая ситуация "моя твоя не понимай" – Украина во второй раз после отказа от бушерского контракта наступила на грабли. Тогда украинским гражданам тоже хорошенько промыли мозги, утверждая, что отказ приведет к манне небесной в виде американских инвестиций со многими нулями.

Забыли только сказать, что госпожа Олбрайт, к тому времени государственный секретарь США, после визита которой в Киев Кучма отказался от контракта, никакую из американских компаний не представляет и, в отличие от украинского президента, административный ресурс к ним применить не может.

Осталось лишь выяснить, какими мифами 5 июня 2003 года руководствовался тогда еще секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины господин Марчук, когда, представляя в парламенте президентский проект закона "Об одобрении решения Президента Украины о направлении миротворческого контингента для участия Украины в международной миротворческой операции в Республике Ирак", утверждал, что "намерения относительно участия в экономическом развитии Ирака выразили более 80 украинских компаний".

Понятно, что не все они одинаково выстоят в конкурентной борьбе, продолжил Марчук, "но 5,2 миллиарда долларов США, которые уже реально выделены для финансирования проведения первой фазы восстановления Ирака, – весомый аргумент для эффективного приложения усилий".

И дальше: "Учитывая тот факт, что решение экономических проблем Ирака во многом обусловлено ходом процесса военно-политического урегулирования, даже временное присутствие миротворческих подразделений Вооруженных Сил Украины в Ираке позволит нивелировать существующие препятствия для практического привлечения украинских предприятий к восстановлению Ирака и восстановлению имевшегося уровня экономического сотрудничества Украины с будущим правительством" (цитируется по стенограмме того заседания парламента).

Миф второй, широко популяризируемый в Украине коммунистами и администрацией президента Кучмы, про "Ющенко – ставленника Америки".

К Ющенко, действительно, имеют личные симпатии немало членов правительства в Вашингтоне, которые занимаются Украиной, но политика базируется не только на личных симпатиях.

Американцам сейчас настолько не до Ющенко и настолько не до Украины, что это трудно было бы даже представить во время президентства Клинтона. И причин здесь две. Во-первых, 2004 год – год выборов не только для Украины, но и для Соединенных Штатов. Во-вторых, война в Ираке оттягивает на себя огромное количество правительственного внимания, финансовых и человеческих ресурсов.

Совпадение во времени украинских и американских президентских выборов – аргумент в пользу кандидата от власти, поскольку администрации Буша осенью будет не до Украины. Тут бы самому переизбраться.

Кроме того, Соединенные Штаты ведут войну, и срабатывает психология военного времени, когда, как говорится, не до дипломатических тонкостей. Все, кто поддерживают Америку, считаются ее друзьями, в том числе и такие одиозные режимы, как узбекский, кто против – попадает в противоположный лагерь.

Антитеррористическая коалиция, которая, за исключением американских и британских войск, больше похожа на большую недостроенную "потемкинскую деревню", чем на настоящее воинское усилие, все равно очень важна для администрации Буша, хотя бы с пропагандистской точки зрения.

Леонид Кучма, послав войска в Ирак, попал в категорию друзей Америки, пусть временных, а потому в ближайшее время можно ожидать еще больше писем от Буша к Кучме с выражением признательности за присутствие украинских войск в Ираке.

Притом, чем больше оппозиция будет настаивать на выводе войск, тем больше таких писем будет приходить и тем больше будет укрепляться позиция Кучмы в глазах настоящей американской администрации.

Ющенко Буш писем не пишет, 5 июня 2003 года только 39 членов фракции "Наша Украина" голосовали за отправку украинских миротворцев в Ирак, так что не спешите делать заключения о том, кто является и кто не является "ставленником Америки".

Миф третий об Америке, которая вмешивается в предвыборный процесс в Украине, желая избрать "своего президента" (то есть Ющенко) – страшилка, активно распространяемая широким кругом политических игроков, от коммунистов до российского посла в Украине Черномырдина.

На самом деле, не все выглядит так хорошо, как предполагают вышеназванные деятели. Никаких государственных денег (через Агентство международного развития США или другие фонды) на кампанию оппозиции США выделять не будет, так как это незаконно, и каждый человек, знакомый с американской системой тендеров, об этом знает.

Если бы вопрос с тендерами решался так легко, возможно, и те 80 украинских компаний, о которых вспоминал в своем обращении к Верховной Раде Евгений Марчук, уже давно бы имели миллионные контракты в Ираке.

Во время избирательной кампании в Украине государственные американские деньги пойдут на поддержку третьего сектора, то есть на обучение политических партий, наблюдателей, параллельный подсчет голосов и тому подобное. То есть на мероприятия, к которым у современного украинского руководства выработался стойкий иммунитет и которые полностью нейтрализуются определенным количеством административного ресурса, превентивным избиением активистов, недопущением наблюдателей на избирательные участки и снятием оппозиционных кандидатов решениями подконтрольных судов.

Американцы могут, конечно, применить более агрессивные действия, например, арест счетов некоторых близких к Кучме людей, о которых будет идти речь на суде Лазаренко, или непризнание результатов выборов из-за массовых нарушений избирательного законодательства.

Однако будут ли такие шаги осуществлены? Скорее всего, – нет, принимая во внимание важность Украины для возглавляемой США антитеррористической коалиции.

В конце концов, миф четвертый, распространенный среди американских государственных деятелей, которые занимаются Украиной, о действенности американских мероприятий по обеспечению свободных и справедливых выборов в Украине. Миф является классическим проектированием на партнера своих собственных взглядов.

Американцы свято верят в то, что если много раз что-то повторять психически здоровому человеку, то он, наконец, сможет это запомнить. То есть, если очень долго повторять украинскому руководству о необходимости свободных и справедливых выборов, то и президент Кучма с Медведчуком поймут важность этого вопроса и сделают все по-честному.

В марте в Украину приезжал заместитель государственного секретаря Ричард Армитадж. В скором времени Украину посетит второй заместитель государственного секретаря США Стивен Пайффер. В Киеве ожидается целый ряд других американских делегаций, которые должны донести до украинского руководства важность для двусторонних отношений именно свободных и справедливых выборов в Украине.

Производят ли хоть какое-нибудь действие слова американских членов правительства на украинское руководство? Есть ли у американцев более действенные меры, чем дружеские дипломатические советы?

Степень влияния слов становится очевидной после анализа мартовского пребывания в Киеве господина Армитаджа. Он привез с собой два, как теперь модно говорить, "меседжа" к украинскому руководству: 1) нет, нет, нет нарушениям на выборах; 2) да, да, да украинским войскам в Ираке.

И хотя Стивен Пайффер утверждает, что главной целью пребывания в Киеве Армитаджа были вопросы демократии, это абсолютно не следует из анализа официальных украинских СМИ, которые полностью "проглотили" демократию, оставив только "спасибо" за Ирак.

Два меседжа в случае с Украиной абсолютно не срабатывают, как и разговоры о демократии тет-а-тет с Кучмой. Ну, не американец он, не привить ему на старости лет любви к справедливым выборам. Во время частных встреч с американцами он, очевидно, со всем соглашается, а сам держит дулю в кармане.

Частные разговоры – это именно тот стиль общения, к которому привыкло руководство Украины: приятно и безопасно. За Ирак похвалят, а о демократии все равно никто не узнает. Провластные СМИ всегда интерпретируют в нужном свете содержание любых частных встреч и посланий.

Что же касается более действенных средств влияния на украинское руководство, то тот же Стивен Пайффер делает ударение на важности для Украины июньской встречи стран НАТО в Стамбуле, где будет обсуждаться прогресс Киева в проведении свободных и демократических выборов.

Но, во-первых, с легкой руки украинского президента начало избирательной кампании перенесено на июль, то есть неизвестно, что же страны НАТО будут оценивать в июне. Во-вторых, главным вопросом на этом саммите будет официальное участие НАТО в миротворческих операциях в Ираке. Ожидается более чем оживленная дискуссия, где едва ли найдется место для Украины.

США, несомненно, признают любого нового президента Украины, безразлично – Ющенко ли Януковича. Никаких карательных акций, как это представляют себе в Киеве некоторые горячие головы, не будет. Однако, в случае массовых нарушений общепринятых норм избирательных кампаний, а-ля Донецк в прошлом году, можно ожидать увеличения феномена, который в Вашингтоне называют "усталостью от Украины".

Сутью этого феномена является разочарование в Украине из-за отсутствия с ее стороны шагов в направления демократизации общества и приближения к Европе. Непосредственным следствием "усталости от Украины" будет торможение приоритетных для Киева экономических вопросов, в частности, снятия поправки Джексона-Веника и признания Украины страной с рыночной экономикой, вступления в ВТО, выделения дополнительных денег на безопасность новых блоков Ровенской и Хмельницкой АЭС, получения контрактов на восстановление Ирака. Все эти дела положат в одну и тот же долгий ящик, где уже давно собирает пыль история с "кольчугами".

В 2004 году оппозиция оказалась один на один с административным ресурсом. Какие бы мифы не создавали про Америку провластные СМИ, Запад, как говорится, на этот раз не поможет. У Запада свои проблемы, а поэтому – побеждать административный ресурс оппозиция должна, полагаясь только на собственные силы.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования