Последний шанс России сделать из Украину колонию
Четверг, 15 апреля 2004, 18:27
Недавно, будучи тогда еще вице-премьером российского правительства, Виктор Христенко заявил: "Сегодня, во время создания ЕЭП, каждое понятие, о котором говорится, наполняется абсолютно конкретным содержанием... и темп, и качество не имеют аналогов в мире. У нас нет 40 лет, которые были у Европейского сообщества, и мы явным образом не имеем намерения растягивать это на 40 лет. Тем более, я убежден, что это последний шанс "выйти замуж". И важно, что и Казахстан, и Беларусь, и Россия демонстрируют реальную готовность идти до конца" ("Российская газета", 20 января 2004 г.).
Уже в скором времени мы сможем увидеть, готова ли украинская власть идти до "конца", созданного Россией. Председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам Станислав Сташевский сообщил, что договор ЕЭП парламент рассмотрит уже 20 апреля.
Между тем проект ЕЭП – явно более политический, чем экономический.
Его цели со стороны России очевидны – оставить Украину в зоне своего влияния, затормозить европейскую интеграцию Украины в условиях, когда расширение ЕС и НАТО уже само по себе оказывает содействие выводу Украину из тени России; создать действенный институционный механизм для реализации экономических интересов России на территории Украины.
Однако хорошо известно, что у национальных интересов разных стран есть известное свойство – они часто прямо противоречат друг другу.
Цели ЕЭП со стороны Украины тоже были очевидны при подписании договора в сентябре прошлого года – обеспечить политическую поддержку со стороны России слабеющему украинскому руководству, а также попытаться выторговать у России снижение цен на энергоносители в обмен на демонстративное потакание ее имперским амбициям.
О ЕЭП уже говорено-переговорено.
Основные позиции его приверженцев состоят в предположении, что свободное перемещение капиталов с Россией якобы повысит эффективность украинской экономики, а также в теории, что Россия когда-то может согласиться на продажу Украине энергоносителей по внутренним ценам.
Между тем лоббисты ЕЭП игнорируют очевидные факты: что единый таможенный союз с Россией закрывает Украине доступ к европейскому рынку, который на порядок больше и перспективнее чем российский, а также тот очевидный факт, что Россия не предоставляет цены по внутренним ценам уже даже Беларуси, которая образовала с Россией "союзное государство".
Основные позиции противников ЕЭП состоят в следующем: экономическая интеграция Украины не должна представлять угрозы национальному суверенитету, отвечать правилам международной торговли, которые определила ВТО (поскольку вступление Украины в ВТО может вызвать бум областей, ориентированных на экспорт), не нарушать действующее законодательство, а также не противоречить курсу на европейскую интеграцию.
Создание в ЕЭП таможенного союза будет означать унификацию действующих в странах-подписантах тарифов, что, в свою очередь, приведет к тому, что страны – участницы ЕЭП будут вступать в ВТО одновременно. Лет так через 10-20, а может, и никогда.
Так как самой Украине вступить в ВТО значительно легче, чем России, которая имеет массу торговых разногласий, начиная от Китая и заканчивая Европейским союзом. Таким образом, получится, что Китай и ЕС, тормозя вступление России в ВТО, будут тормозить и присоединение к этой структуре Украины.
Одновременное вступление стран – подписантов соглашения о ЕЭП в ВТО будет означать для Украины пересмотр уже достигнутых договоренностей относительно ее вступления в ВТО, что отрицательно скажется и на ее международном имидже.
В Украине уже существуют проекты того, как безболезненно выйти из этой ситуации. Недавно Виктор Янукович заявил, что вопрос о создании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, в частности, относительно энергоносителей, в рамках Единого экономического пространства будет обсуждаться на высшем уровне в 20-х числах апреля в Киеве с участием президентов и премьеров стран – участниц соглашения о формировании ЕЭП.
Между тем, как заявил Янукович, "мы вплотную приблизились к решению этого вопроса со всех сторон, Украина готова – все зависит от России, а это – вопрос энергоносителей, нефти и газа. Этот вопрос является для нас принципиальным".
Таким образом, Украина обставляет свое вступление в ЕЭП невыполнимыми положениями с тем, чтобы безболезненно соскочить с этой скользкой темы. Кроме того, Россия едва ли согласится на продолжительное снабжение Украины энергоносителями по внутренним ценам. Конечно, Украина больше значит для России, чем Беларусь, однако Москва в действительности имеет маловато ресурсов, чтобы продолжительное время платить значительную цену за удержание Украины в зоне своего влияния.
Однако, даже фиксация теоретической возможности покупки иностранцами права принимать решение относительно Украины уже само по себе наносит большой ущерб национальным интересам и достоинству страны. Украинское правительство обязано знать, что такие вещи, как суверенитет – не продаются ни за какие деньги, нигде в мире, и быть в этом вопросе исключением – позорно.
Если Виктор Янукович будет начинать свою деятельность в качестве кандидата в президенты с национального позора и со сдачи суверенитета государства, ничего хорошего это ни Украине, ни ему лично не принесет.
Украинская сторона ссылается на то, что концепция формирования ЕЭП предусматривает, что пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции (Раздел ІІ Концепции). Разноскоростная интеграция "означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, который приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия".
Однако такая разноскоростная интеграция не противоречит целям, которые ставит перед собой создание ЕЭП: создание таможенного союза, "единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в которых это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержки макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика" (Статья 1 Соглашения про ЕЭП).
Также предостережения Украины не смогут ликвидировать отрицательное влияние статьи 4 Соглашения о ЕЭП: "Органы ЕЭП создаются на основе объединения межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего... Стороны основывают единый регулирующий орган ЕЭП, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми Сторонами".
Наиболее губительным для суверенитета и независимости Украины является положение об органе ЕЭП, статья 4 Соглашения о ЕЭП: "В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала".
Таким образом, за границей, в России, будут приниматься решения, обязательные для Украины. Это прямо противоречит Конституции и законам Украины, в каждом из которых предусмотрено, что Украина является независимым и суверенным государством.
Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики рекомендует парламенту ратифицировать соглашение о формировании ЕЭП с предостережениями, "обрезав" подписанный проект.
В частности, комитет считает необходимым предусмотреть право Украины отказаться от выполнения решений единого регулирующего органа ЕЭП, создание которого предусмотрено соглашением, против которого голосовали представители Украины в этом органе. Комитет также предлагает предусмотреть право Украины делать замечания к текстам международных договоров, направленных на формирование ЕЭП, а также не выполнять отдельные положения Концепции о формировании ЕЭП.
В частности, комитет поддерживает участие Украины в дальнейшей либерализации торговли между странами – участницами ЕЭП только в части экспортно-импортных операций с товарами, выработанными на территории ЕЭП. При этом комитет считает, что Украина должна оставить за собой право применять антидемпинговые и компенсационные меры к импорту на ее территорию товаров с территории какой-либо другой стороны соглашения.
Если эта точка зрения победит в украинском парламенте, то Верховная Рада может последовательно вычистить из ратифицированного Соглашения до последней запятой все, что противоречит национальным интересам Украины, в том числе экономическим, ее суверенитету и независимости.
Если мы внимательно послушаем российских политиков, в том числе и высшего уровня, то станет понятно: они считают минимальным уровнем интеграции таможенный союз, а Украина считает максимальным уровнем интеграции зону свободной торговли.
Пропасть – очевидна. Поэтому Соглашение о ЕЭП украинская сторона вообще не должна расценивать серьезно. Это – очередная спецоперация России с вполне конкретной целью, направленная на лишение Украины цивилизованного европейского будущего. Она уже триста лет была в "едином экономическом пространстве".
Проект Закона Украины "О ратификации Соглашения о формирование Единого экономического пространства" и его оценку читайте здесь
Читайте также:
Во вторник Украина станет частью ЕЭП и отдаст России Керченский канал
ЕЭП заработает через неделю, после того как Янукович соберет в Киеве президентов?
ЕЭП: экономический призрак, геополитическое фиаско
Накануне ЕЭП: Кучма против дипломатов
Джеймс Шерр: ЕЭП – очередной этап российского давления на Украину
Соглашение и Концепция о формирование Единого экономического пространства
После ЕЭП: У Путина нервный крик. У Лукашенко развязался язык. У Кучмы трясутся руки
Уже в скором времени мы сможем увидеть, готова ли украинская власть идти до "конца", созданного Россией. Председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам Станислав Сташевский сообщил, что договор ЕЭП парламент рассмотрит уже 20 апреля.
Между тем проект ЕЭП – явно более политический, чем экономический.
Его цели со стороны России очевидны – оставить Украину в зоне своего влияния, затормозить европейскую интеграцию Украины в условиях, когда расширение ЕС и НАТО уже само по себе оказывает содействие выводу Украину из тени России; создать действенный институционный механизм для реализации экономических интересов России на территории Украины.
Однако хорошо известно, что у национальных интересов разных стран есть известное свойство – они часто прямо противоречат друг другу.
Цели ЕЭП со стороны Украины тоже были очевидны при подписании договора в сентябре прошлого года – обеспечить политическую поддержку со стороны России слабеющему украинскому руководству, а также попытаться выторговать у России снижение цен на энергоносители в обмен на демонстративное потакание ее имперским амбициям.
О ЕЭП уже говорено-переговорено.
Основные позиции его приверженцев состоят в предположении, что свободное перемещение капиталов с Россией якобы повысит эффективность украинской экономики, а также в теории, что Россия когда-то может согласиться на продажу Украине энергоносителей по внутренним ценам.
Между тем лоббисты ЕЭП игнорируют очевидные факты: что единый таможенный союз с Россией закрывает Украине доступ к европейскому рынку, который на порядок больше и перспективнее чем российский, а также тот очевидный факт, что Россия не предоставляет цены по внутренним ценам уже даже Беларуси, которая образовала с Россией "союзное государство".
Основные позиции противников ЕЭП состоят в следующем: экономическая интеграция Украины не должна представлять угрозы национальному суверенитету, отвечать правилам международной торговли, которые определила ВТО (поскольку вступление Украины в ВТО может вызвать бум областей, ориентированных на экспорт), не нарушать действующее законодательство, а также не противоречить курсу на европейскую интеграцию.
Создание в ЕЭП таможенного союза будет означать унификацию действующих в странах-подписантах тарифов, что, в свою очередь, приведет к тому, что страны – участницы ЕЭП будут вступать в ВТО одновременно. Лет так через 10-20, а может, и никогда.
Так как самой Украине вступить в ВТО значительно легче, чем России, которая имеет массу торговых разногласий, начиная от Китая и заканчивая Европейским союзом. Таким образом, получится, что Китай и ЕС, тормозя вступление России в ВТО, будут тормозить и присоединение к этой структуре Украины.
Одновременное вступление стран – подписантов соглашения о ЕЭП в ВТО будет означать для Украины пересмотр уже достигнутых договоренностей относительно ее вступления в ВТО, что отрицательно скажется и на ее международном имидже.
В Украине уже существуют проекты того, как безболезненно выйти из этой ситуации. Недавно Виктор Янукович заявил, что вопрос о создании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, в частности, относительно энергоносителей, в рамках Единого экономического пространства будет обсуждаться на высшем уровне в 20-х числах апреля в Киеве с участием президентов и премьеров стран – участниц соглашения о формировании ЕЭП.
Между тем, как заявил Янукович, "мы вплотную приблизились к решению этого вопроса со всех сторон, Украина готова – все зависит от России, а это – вопрос энергоносителей, нефти и газа. Этот вопрос является для нас принципиальным".
Таким образом, Украина обставляет свое вступление в ЕЭП невыполнимыми положениями с тем, чтобы безболезненно соскочить с этой скользкой темы. Кроме того, Россия едва ли согласится на продолжительное снабжение Украины энергоносителями по внутренним ценам. Конечно, Украина больше значит для России, чем Беларусь, однако Москва в действительности имеет маловато ресурсов, чтобы продолжительное время платить значительную цену за удержание Украины в зоне своего влияния.
Однако, даже фиксация теоретической возможности покупки иностранцами права принимать решение относительно Украины уже само по себе наносит большой ущерб национальным интересам и достоинству страны. Украинское правительство обязано знать, что такие вещи, как суверенитет – не продаются ни за какие деньги, нигде в мире, и быть в этом вопросе исключением – позорно.
Если Виктор Янукович будет начинать свою деятельность в качестве кандидата в президенты с национального позора и со сдачи суверенитета государства, ничего хорошего это ни Украине, ни ему лично не принесет.
Украинская сторона ссылается на то, что концепция формирования ЕЭП предусматривает, что пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции (Раздел ІІ Концепции). Разноскоростная интеграция "означает, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, который приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия".
Однако такая разноскоростная интеграция не противоречит целям, которые ставит перед собой создание ЕЭП: создание таможенного союза, "единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в которых это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержки макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика" (Статья 1 Соглашения про ЕЭП).
Также предостережения Украины не смогут ликвидировать отрицательное влияние статьи 4 Соглашения о ЕЭП: "Органы ЕЭП создаются на основе объединения межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего... Стороны основывают единый регулирующий орган ЕЭП, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми Сторонами".
Наиболее губительным для суверенитета и независимости Украины является положение об органе ЕЭП, статья 4 Соглашения о ЕЭП: "В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала".
Таким образом, за границей, в России, будут приниматься решения, обязательные для Украины. Это прямо противоречит Конституции и законам Украины, в каждом из которых предусмотрено, что Украина является независимым и суверенным государством.
Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики рекомендует парламенту ратифицировать соглашение о формировании ЕЭП с предостережениями, "обрезав" подписанный проект.
В частности, комитет считает необходимым предусмотреть право Украины отказаться от выполнения решений единого регулирующего органа ЕЭП, создание которого предусмотрено соглашением, против которого голосовали представители Украины в этом органе. Комитет также предлагает предусмотреть право Украины делать замечания к текстам международных договоров, направленных на формирование ЕЭП, а также не выполнять отдельные положения Концепции о формировании ЕЭП.
В частности, комитет поддерживает участие Украины в дальнейшей либерализации торговли между странами – участницами ЕЭП только в части экспортно-импортных операций с товарами, выработанными на территории ЕЭП. При этом комитет считает, что Украина должна оставить за собой право применять антидемпинговые и компенсационные меры к импорту на ее территорию товаров с территории какой-либо другой стороны соглашения.
Если эта точка зрения победит в украинском парламенте, то Верховная Рада может последовательно вычистить из ратифицированного Соглашения до последней запятой все, что противоречит национальным интересам Украины, в том числе экономическим, ее суверенитету и независимости.
Если мы внимательно послушаем российских политиков, в том числе и высшего уровня, то станет понятно: они считают минимальным уровнем интеграции таможенный союз, а Украина считает максимальным уровнем интеграции зону свободной торговли.
Пропасть – очевидна. Поэтому Соглашение о ЕЭП украинская сторона вообще не должна расценивать серьезно. Это – очередная спецоперация России с вполне конкретной целью, направленная на лишение Украины цивилизованного европейского будущего. Она уже триста лет была в "едином экономическом пространстве".
Проект Закона Украины "О ратификации Соглашения о формирование Единого экономического пространства" и его оценку читайте здесь
Читайте также:
Во вторник Украина станет частью ЕЭП и отдаст России Керченский канал
ЕЭП заработает через неделю, после того как Янукович соберет в Киеве президентов?
ЕЭП: экономический призрак, геополитическое фиаско
Накануне ЕЭП: Кучма против дипломатов
Джеймс Шерр: ЕЭП – очередной этап российского давления на Украину
Соглашение и Концепция о формирование Единого экономического пространства
После ЕЭП: У Путина нервный крик. У Лукашенко развязался язык. У Кучмы трясутся руки