Тактическая победа оппозиции должна превратиться в стратегическую
Понедельник, 12 апреля 2004, 17:41
Если ловкие картежники не могут выиграть по правилам, они изменяют правила. Однако на минувшей неделе в Украине картежникам дали по рукам.
Провальное голосование 8 апреля показало, что конституционную реформу по проекту Медведчука-Симоненко легитимно уже в любом случае осуществить не удастся. Это поражение, в результате которого у представителей СДПУ(о) и коммунистов резко испортилось настроение, открывает несколько вариантов действий для власти.
Первый – провести реформу нелегитимно. Довольно вероятно, что эта попытка будет осуществлена уже в ближайшее время. Координатор парламентского большинства Степан Гавриш заявлял, что в минувший четверг голосовался не законопроект №4105, одобренный Конституционным судом, а "неизвестный, незарегистрированный в Верховной Раде законопроект" №1674-4. Хотя позднее это утверждение Гавриша было дезавуировано аппаратом парламента, который предоставил информацию, что в зале проголосовали все-таки законопроект Медведчука-Симоненко.
Попытки протянуть конституционную реформу каким угодно способом, прежде всего, будут означать прекрасный повод для оппозиции развить масштабное давление улицы на власть, которого на самом деле власть боится больше всего прочего. Теперь лозунг о попытке государственного переворота со стороны власти приобретет необходимые выразительность и подтверждение.
Во-вторых, попытки нелегитимно провести конституционную реформу разрушат всю аргументацию, которую выстроила власть для внешнего пользования. Это может резко ухудшить и без того не слишком хорошее международное положение украинской власти, и, соответственно Украины.
Последний аргумент власть теоретически могла бы игнорировать, потому что такие вещи, как интересы государства и международные позиции Украины – сущая мелочь для нее в сравнении с желанием сохраниться.
Итак, украинская демократическая оппозиция может рассчитывать исключительно на "внутренние резервы". Кроме того, апелляция именно к собственному народу, а не к "международной общественности", снимет большую часть обвинений в антипатриотичности в адрес оппозиции.
Вторым вариантом действий власти может стать начало активной "раскрутки" кандидата в президенты от власти. Не исключено, что этим кандидатом станет сам Леонид Кучма.
Хотя этот вариант тоже будет входить в противоречие с международными обязательствами, не исключено, что власть может на него пойти. Кое-кто из экспертов, как вот Владимир Полохало, утверждают, что Кучма все еще имеет шанс победить на выборах.
Кроме того, этот вариант позволит Кучме сохранять дисциплину во властной вертикали вплоть до последнего дня перед выборами. В случае же поражения, если борьба останется в рамках пристойности, Кучма сможет выторговать неплохие шансы на продолжение пенсионной, но всей еще политической жизни.
Кроме того, провал реформы резко усилил роль Виктора Януковича в качестве оптимального варианта для власти. Поэтому довольно вероятно, что власть в ближайшее время начнет интенсивно "раскручивать" Януковича. Его конкурентам из лагеря власти не позавидуешь, но, похоже, другого выхода у них нет.
И последний вариант – власть будет пытаться договориться с Виктором Ющенко. Следует сказать, этот вариант выглядит наименее вероятным. Власть все еще "сильная, как никогда", чтобы капитулировать за полгода до боя.
Хотя, вероятно, с приближением выборов Виктору Ющенко стоит открыть специальные приемные для визитов "новых друзей", количество которых будет резко возрастать с приближением 31 октября.
Но, очевидно, Ющенко не следует быть слишком требовательным к вероятной лавине дезертиров из лагеря власти. Многие из них подневольные люди. Конечно, недопустимо, чтобы подневольные люди кем-то руководили, но, без сомнения, они также имеют право свободно жить и работать в свободном государстве.
У Ющенко нет принципиальных расхождений с большинством бизнесменов от власти. Ющенко уже заявил, что не собирается пересматривать результаты приватизации. Такой пересмотр не нужен прежде всего с точки зрения национальных интересов, поскольку он вызвал бы ненужное возмущение в обществе и отток капиталов из Украины.
Если "донецкие", "днепропетровские" и прочие будут развивать не компрадорский, а отечественный бизнес, исправно будут платить налоги, не будут применять криминальных методов конкуренции и будут отстаивать национальные интересы, в том числе экономические – они могут стать естественными союзниками Ющенко.
Национальные интересы Украины в целом совпадают с интересами украинского бизнеса, один из самых мощных сегментов которого расположен на Востоке Украины. География и экономика Украины таковы, что в любом случае "донецкие" будут играть одну из главных ролей в политике и экономике. Главное, чтобы эта роль была на пользу Украине.
Политреформа дала Ющенко замечательный шанс – провести инвентаризацию реальных союзников.
Минувшие два года постоянного заигрывания со всеми подряд мало что дали Ющенко. В особенности заметен провал в отношениях с коммунистами. Возможно, с самого начала не следовало вести с ними никаких переговоров.
И дело здесь не в тактике – мол, ради победы над Кучмой объединимся с кем угодно. Такая тактика ошибочна в зародыше. Как можно договариваться c теми, кто до сих пор оправдывает убийство миллионов украинцев? В одном из своих интервью Петр Симоненко заявил, что не намерен осуждать голодомор в Украине, потому что он сам во время голодомора не жил, поэтому он не знает, был ли этот голодомор вообще.
Коммунисты (прежде всего их верхушка) были и остаются силой, враждебной Украине. Основная их деятельность направлена на подрыв независимости и суверенитета Украины, а не на защиту интересов трудящихся. Коммунисты откровенно лоббируют иностранные интересы, обвиняя в этом же других.
Интересно, как может коммунист (!) Симоненко выступать за передачу российским компаниям (то есть крупному монополистическому капиталу) доли в украинских нефте- и газопроводах? Но для коммунистов нормально отступить от коммунистических принципов, только бы навредить украинским интересам.
Коммунисты резко критикуют Соединенные Штаты. Украине от этого не должно быть ни холодно ни жарко – пусть критикуют хоть Буркина-Фасо.
Следует отметить, США убили одного украинца – журналиста Тараса Процюка, да и то, похоже, целились не в него. Между тем, воспетая коммунистами империя со столицей в Москве уничтожила столько украинцев, что их никто до сих пор не может сосчитать.
Как собирался координатор большинства Степан Гавриш строить с такими союзниками "демократическую, европейскую" Украину – знает только его совесть.
Демократической оппозиции общаться можно только с региональными организациями и с рядовыми коммунистами.
С Морозом, к счастью, значительно лучше. Хотя не до конца понятно – этот политик играет в реформирование Украины или во вставку себя в реформированную Украину?
Как показали последние события, наиболее преданным и, наверное, наиболее эффективным партнером Ющенко остается Юлия Тимошенко. Безусловная неординарность Тимошенко заставляет бурно комплексовать значительную часть политиков Украины, и, что досадно, даже среди оппозиции.
Ее не любит и значительная часть населения, которая, чего греха таить, вообще не слишком уважает "богатых и красивых". Но также харизма Тимошенко принесла ей немало стойких приверженцев, так называемых фанатов "нашей Юли".
Между тем, для Ющенко, в случае жесткого противостояния с властью, более важным может оказаться не столько количество сторонников, сколько их качество.
Виктор Ющенко, выйдя после голосования к самой стойкой сотне единомышленников оппозиции под стенами Верховной Рады, посоветовал им хорошо отпраздновать Пасху.
Это, несомненно, замечательное пожелание. Однако, если и оппозиция неугомонно будет "праздновать" и после Пасхи, как два года назад после победы на парламентских выборах, следствия победы будет тихо нивелированы.
Когда-то британский премьер Уинстон Черчилль заявил, что "до Эль-Аламейна (города в Африке, где в 1942 году англичане разбили немецких фашистов) мы не выиграли ни одной битвы, а после него ни одной не проиграли". Хочется, чтобы то же самое когда-то могли сказать и украинские патриоты и демократы про 8 апреля 2004 года.
Хотя сегодня позиции тех, кто вредит Украине, слабее, чем вчера, впереди еще серьезная борьба.
Возможно, Ющенко уже пора за деньги спонсоров блока взять в аренду танк с толстой броней. Прецедент в Украине имеется – как сообщали информагенства, в Харькове за спиртное и еду офицеры разрешали гражданским вволю накататься на боевой машине.
Если же серьезно, то очень влиятельные силы заинтересованы в предотвращении возврата Украины к демократии. Хочется верить, что Ющенко и оппозиция в целом знают, с кем имеют дело, и примут все необходимые меры.
Читайте также:
КУЧМИСТЫ НЕ ЗНАЮТ, НАДО ЛИ ПЕРЕГОЛОСОВЫВАТЬ ПОЛИТРЕФОРМУ
МИНЪЮСТ НЕ РЕГИСТРИРОВАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ 1674-4, КОТОРЫЙ СТАВИЛ НА ГОЛОСОВАНИЕ ЛИТВИН
ЛИТВИН ТАКИ СТАВИЛ НА ГОЛОСОВАНИЕ ПРОЕКТ №4105, НО С НОМЕРОМ МИНЪЮСТА
БОЛЬШЕВИКИ СОБИРАЮТСЯ ПРОГОЛОСОВАТЬ ПОЛИТРЕФОРМУ ЕЩЕ РАЗ
Поражение демократии
Мысли вдогонку
Фальсификат
Праздник на улице оппозиции. Траур на улице Банковой
Поименное голосование за изменения в Конституцию Украины
Политреформа провалилась
Провальное голосование 8 апреля показало, что конституционную реформу по проекту Медведчука-Симоненко легитимно уже в любом случае осуществить не удастся. Это поражение, в результате которого у представителей СДПУ(о) и коммунистов резко испортилось настроение, открывает несколько вариантов действий для власти.
Первый – провести реформу нелегитимно. Довольно вероятно, что эта попытка будет осуществлена уже в ближайшее время. Координатор парламентского большинства Степан Гавриш заявлял, что в минувший четверг голосовался не законопроект №4105, одобренный Конституционным судом, а "неизвестный, незарегистрированный в Верховной Раде законопроект" №1674-4. Хотя позднее это утверждение Гавриша было дезавуировано аппаратом парламента, который предоставил информацию, что в зале проголосовали все-таки законопроект Медведчука-Симоненко.
Попытки протянуть конституционную реформу каким угодно способом, прежде всего, будут означать прекрасный повод для оппозиции развить масштабное давление улицы на власть, которого на самом деле власть боится больше всего прочего. Теперь лозунг о попытке государственного переворота со стороны власти приобретет необходимые выразительность и подтверждение.
Во-вторых, попытки нелегитимно провести конституционную реформу разрушат всю аргументацию, которую выстроила власть для внешнего пользования. Это может резко ухудшить и без того не слишком хорошее международное положение украинской власти, и, соответственно Украины.
Последний аргумент власть теоретически могла бы игнорировать, потому что такие вещи, как интересы государства и международные позиции Украины – сущая мелочь для нее в сравнении с желанием сохраниться.
Итак, украинская демократическая оппозиция может рассчитывать исключительно на "внутренние резервы". Кроме того, апелляция именно к собственному народу, а не к "международной общественности", снимет большую часть обвинений в антипатриотичности в адрес оппозиции.
Вторым вариантом действий власти может стать начало активной "раскрутки" кандидата в президенты от власти. Не исключено, что этим кандидатом станет сам Леонид Кучма.
Хотя этот вариант тоже будет входить в противоречие с международными обязательствами, не исключено, что власть может на него пойти. Кое-кто из экспертов, как вот Владимир Полохало, утверждают, что Кучма все еще имеет шанс победить на выборах.
Кроме того, этот вариант позволит Кучме сохранять дисциплину во властной вертикали вплоть до последнего дня перед выборами. В случае же поражения, если борьба останется в рамках пристойности, Кучма сможет выторговать неплохие шансы на продолжение пенсионной, но всей еще политической жизни.
Кроме того, провал реформы резко усилил роль Виктора Януковича в качестве оптимального варианта для власти. Поэтому довольно вероятно, что власть в ближайшее время начнет интенсивно "раскручивать" Януковича. Его конкурентам из лагеря власти не позавидуешь, но, похоже, другого выхода у них нет.
И последний вариант – власть будет пытаться договориться с Виктором Ющенко. Следует сказать, этот вариант выглядит наименее вероятным. Власть все еще "сильная, как никогда", чтобы капитулировать за полгода до боя.
Хотя, вероятно, с приближением выборов Виктору Ющенко стоит открыть специальные приемные для визитов "новых друзей", количество которых будет резко возрастать с приближением 31 октября.
Но, очевидно, Ющенко не следует быть слишком требовательным к вероятной лавине дезертиров из лагеря власти. Многие из них подневольные люди. Конечно, недопустимо, чтобы подневольные люди кем-то руководили, но, без сомнения, они также имеют право свободно жить и работать в свободном государстве.
У Ющенко нет принципиальных расхождений с большинством бизнесменов от власти. Ющенко уже заявил, что не собирается пересматривать результаты приватизации. Такой пересмотр не нужен прежде всего с точки зрения национальных интересов, поскольку он вызвал бы ненужное возмущение в обществе и отток капиталов из Украины.
Если "донецкие", "днепропетровские" и прочие будут развивать не компрадорский, а отечественный бизнес, исправно будут платить налоги, не будут применять криминальных методов конкуренции и будут отстаивать национальные интересы, в том числе экономические – они могут стать естественными союзниками Ющенко.
Национальные интересы Украины в целом совпадают с интересами украинского бизнеса, один из самых мощных сегментов которого расположен на Востоке Украины. География и экономика Украины таковы, что в любом случае "донецкие" будут играть одну из главных ролей в политике и экономике. Главное, чтобы эта роль была на пользу Украине.
Политреформа дала Ющенко замечательный шанс – провести инвентаризацию реальных союзников.
Минувшие два года постоянного заигрывания со всеми подряд мало что дали Ющенко. В особенности заметен провал в отношениях с коммунистами. Возможно, с самого начала не следовало вести с ними никаких переговоров.
И дело здесь не в тактике – мол, ради победы над Кучмой объединимся с кем угодно. Такая тактика ошибочна в зародыше. Как можно договариваться c теми, кто до сих пор оправдывает убийство миллионов украинцев? В одном из своих интервью Петр Симоненко заявил, что не намерен осуждать голодомор в Украине, потому что он сам во время голодомора не жил, поэтому он не знает, был ли этот голодомор вообще.
Коммунисты (прежде всего их верхушка) были и остаются силой, враждебной Украине. Основная их деятельность направлена на подрыв независимости и суверенитета Украины, а не на защиту интересов трудящихся. Коммунисты откровенно лоббируют иностранные интересы, обвиняя в этом же других.
Интересно, как может коммунист (!) Симоненко выступать за передачу российским компаниям (то есть крупному монополистическому капиталу) доли в украинских нефте- и газопроводах? Но для коммунистов нормально отступить от коммунистических принципов, только бы навредить украинским интересам.
Коммунисты резко критикуют Соединенные Штаты. Украине от этого не должно быть ни холодно ни жарко – пусть критикуют хоть Буркина-Фасо.
Следует отметить, США убили одного украинца – журналиста Тараса Процюка, да и то, похоже, целились не в него. Между тем, воспетая коммунистами империя со столицей в Москве уничтожила столько украинцев, что их никто до сих пор не может сосчитать.
Как собирался координатор большинства Степан Гавриш строить с такими союзниками "демократическую, европейскую" Украину – знает только его совесть.
Демократической оппозиции общаться можно только с региональными организациями и с рядовыми коммунистами.
С Морозом, к счастью, значительно лучше. Хотя не до конца понятно – этот политик играет в реформирование Украины или во вставку себя в реформированную Украину?
Как показали последние события, наиболее преданным и, наверное, наиболее эффективным партнером Ющенко остается Юлия Тимошенко. Безусловная неординарность Тимошенко заставляет бурно комплексовать значительную часть политиков Украины, и, что досадно, даже среди оппозиции.
Ее не любит и значительная часть населения, которая, чего греха таить, вообще не слишком уважает "богатых и красивых". Но также харизма Тимошенко принесла ей немало стойких приверженцев, так называемых фанатов "нашей Юли".
Между тем, для Ющенко, в случае жесткого противостояния с властью, более важным может оказаться не столько количество сторонников, сколько их качество.
Виктор Ющенко, выйдя после голосования к самой стойкой сотне единомышленников оппозиции под стенами Верховной Рады, посоветовал им хорошо отпраздновать Пасху.
Это, несомненно, замечательное пожелание. Однако, если и оппозиция неугомонно будет "праздновать" и после Пасхи, как два года назад после победы на парламентских выборах, следствия победы будет тихо нивелированы.
Когда-то британский премьер Уинстон Черчилль заявил, что "до Эль-Аламейна (города в Африке, где в 1942 году англичане разбили немецких фашистов) мы не выиграли ни одной битвы, а после него ни одной не проиграли". Хочется, чтобы то же самое когда-то могли сказать и украинские патриоты и демократы про 8 апреля 2004 года.
Хотя сегодня позиции тех, кто вредит Украине, слабее, чем вчера, впереди еще серьезная борьба.
Возможно, Ющенко уже пора за деньги спонсоров блока взять в аренду танк с толстой броней. Прецедент в Украине имеется – как сообщали информагенства, в Харькове за спиртное и еду офицеры разрешали гражданским вволю накататься на боевой машине.
Если же серьезно, то очень влиятельные силы заинтересованы в предотвращении возврата Украины к демократии. Хочется верить, что Ющенко и оппозиция в целом знают, с кем имеют дело, и примут все необходимые меры.
Читайте также:
КУЧМИСТЫ НЕ ЗНАЮТ, НАДО ЛИ ПЕРЕГОЛОСОВЫВАТЬ ПОЛИТРЕФОРМУ
МИНЪЮСТ НЕ РЕГИСТРИРОВАЛ ЗАКОНОПРОЕКТ 1674-4, КОТОРЫЙ СТАВИЛ НА ГОЛОСОВАНИЕ ЛИТВИН
ЛИТВИН ТАКИ СТАВИЛ НА ГОЛОСОВАНИЕ ПРОЕКТ №4105, НО С НОМЕРОМ МИНЪЮСТА
БОЛЬШЕВИКИ СОБИРАЮТСЯ ПРОГОЛОСОВАТЬ ПОЛИТРЕФОРМУ ЕЩЕ РАЗ
Поражение демократии
Мысли вдогонку
Фальсификат
Праздник на улице оппозиции. Траур на улице Банковой
Поименное голосование за изменения в Конституцию Украины
Политреформа провалилась