Противозачаточные ЕЭП-рецепты от немецкого доктора

Вторник, 30 марта 2004, 00:00
Сложилось впечатление, что после бурных обсуждений подписания Украиной соглашения о ЕЭП и отставки, в частности и из-за публичного ЕЭП-скепсиса, профильного украинского министра, буря утихла: ни одного упоминания об этом документе в последнее время не наблюдалось ни в спичах политиков, ни в печати.

Тем не менее, под шум политической реформы Кабмин недавно без лишнего PR зарегистрировал в Верховной Раде проект закона о ратификации соглашения о создании ЕЭП.

Нет сомнения, что большевики подадут все свои голоса за ратификацию этого соглашения. А вот оценки некоторых известных фигур из рядов парламентской оппозиции в том романтическом духе, что ЕЭПское соглашение не станет чем-то большим, нежели декларацией, вызывают, по меньшей мере, удивление.

По крайней мере, с выводами западноевропейских экспертов, в частности – доктора экономики Фердинанда Павла, научного сотрудника Немецкого института экономических исследований в Берлине, члена Немецкой консультативной группы при правительстве Украины, они не совпадают:

– Господин Павел, в украинском Парламенте зарегистрирован правительственный законопроект о создании Единого экономического пространства. Какие последствия, с вашей точки зрения, может иметь ратификация этого документа?

– Я не считаю, что он даст Украине существенные экономические преимущества. В документе речь идет о создании в краткосрочной перспективе зоны свободной торговли между 4-мя странами.

Впрочем, смысл этого шага, как по мне, не совсем ясен, поскольку такая зона уже есть. Сейчас не существует значительных торговых барьеров, которые бы эту зону существенно ограничивали. Есть несколько локальных проблем по некоторым товарным позициям, например, по стальным трубам.

Но этот перечень товаров ни в коем случае не составляет важной части украинского экспорта в Россию. Коррекция по этим позициям может дать улучшение экспортных возможностей нескольких локальных производителей, но отнюдь не в общеэкономическом масштабе.

Существуют также проблемы при налогообложении российских энергоносителей в Украине вследствие применения Россией основ налогообложения, которые не отвечают международной практике. Но и это дает незначительный эффект в общеэкономическом масштабе, и эту проблему можно было бы решить, скажем, в рамках специфического, ориентированного собственно именно на эту проблему договора, не прибегая к слишком сложным механизмам.

То есть, решение вышеупомянутых проблем возможно и без заключения такого масштабного документа, как договор о создании единого экономического пространства.

– В Украине ЕЭП связывают с возможностью экспорта российской нефти и газа по внутренним российским ценам. Считаете ли вы возможным внедрение Россией внутренних тарифов для экспорта энергоносителей в Украину?

– Я считаю, что это абсолютно исключено. Во-первых, в России полностью отдают себе отчет, что низкие внутренние цены являются существенным бременем для собственной энергетики. В принципе, на политическом уровне в России уже объявлено, что нужно отходить от этого курса и постепенно повышать цены на энергоносители для внутреннего потребителя.

Скажем, последние события в Беларуси ярко иллюстрируют неготовность россиян распространять внутренние субвенции на потребителей в соседних странах. Что касается газа, то "Газпром" стоит сейчас перед необходимостью больших инвестиций для обеспечения своих экспортных позиций на европейском рынке.

Эти инвестиции оцениваются в 60-70 млрд. долларов на протяжении следующих 10-15 лет. Такие деньги Российская Федерация не в состоянии вложить самостоятельно, а чтобы заинтересовать международного инвестора, нужно существенным образом улучшить экономические показатели фирмы. Для "Газпрома" это означает необходимость отхода от субвенциональной схемы сбыта на внутреннем рынке.

– Украинские сторонники соглашения подчеркивают, что у Украины есть на российском рынке важное преимущество, а именно – намного ниже затраты на рабочую силу, чем российские. Является ли это действительно важным преимуществом?

– Это важное преимущество для торговых потоков, и это вполне очевидно. Но я подчеркиваю еще раз: зона свободной торговли между Россией и Украиной уже существует. Почти все товары пересекают границу без каких-либо торговых барьеров. Не существует таможенных ограничений ни для экспорта большинства украинских товаров в Россию, ни для экспорта большинства российских товаров в Украину.

– И все-таки, некоторые виды украинских товаров выведены за рамки соглашения о Зоне свободной торговли, как те же стальные трубы.

– Да, но трубы составляют относительно незначительную часть экспорта – специалисты нашего института оценивают ее приблизительно в 5% общего украинского экспорта в Россию. Реализация проекта единого экономического пространства, разумеется, даст положительный эффект для экспорта труб, но он отнюдь не будет компенсировать тех осложнений для всего украинского экспорта в Россию, которые могут возникнуть в случае реализации проекта ЕЭП.

– Как отразится ЕЭП на перспективе вступления Украины к ВТО?

– Это действительно серьезная проблема. Если исходить из заявлений украинской стороны о том, что Украина готова лишь на создание полноценной зоны свободной торговли, то в этом случае серьезных последствий для вступления в ВТО не возникнет. Но проблема состоит в том, что в соглашении о создании ЕЭП, которое должно быть ратифицировано ВР, речь идет о вещах, которые выходят далеко за рамки ЗСТ.

Скажем, в соглашении указано, что после создания ЗСТ постепенно будут осуществлены следующие интеграционные шаги, как-то: общая таможенная политика четырех стран-участниц по отношению к третьим странам. То есть, страны-участницы должны будут совместно определять таможенные тарифы.

Пока эти тарифы в Украине и в России очень различаются, поскольку у этих стран разная структура внешней торговли. Если же будут согласовываться общие таможенные тарифы, – а документ, кстати, предусматривает преимущество именно российских интересов в этом вопросе, поскольку право голоса будет определяться экономическим весом членов ЕЭП, – то это будет означать, что Украина должна будет повышать таможенные тарифы на целый ряд товаров, поскольку у России в данный момент таможенные тарифы вдвое выше, чем у Украины.

Это, в свою очередь, будет четким нарушением так называемого соглашения still stand, которое Украина как кандидат на вступление в ВТО заключила с этой организацией. Соглашение still stand предусматривает, что каждая страна-кандидат обязана воздержаться от любых изменений своей таможенной политики и консультироваться со странами – членами ВТО по вопросам улучшения структуры своей внешней торговли.

Если во время переговорного процесса о вступлении в ВТО Украина заключит с Россией договор, который будет предусматривать вероятность повышения украинских таможенных тарифов, то это неотвратимо приведет к существенным осложнениям и, как минимум, к замедлению процесса вступления Украины в ВТО.

Но вернемся к последствиям реализации полномасштабной ЗСТ в рамках ЕЭП. Ясно, что по отдельным номенклатурам товаров, как вот трубы, это даст положительный эффект. Но этот положительный эффект будет в общеэкономическом масштабе незначительным.

Рассмотрим динамику торговли Украины со странами – членами ВТО, в особенности со странами – кандидатами на членство в ЕС, членами ЕС и новыми рынками на Среднем Востоке или в Юго-Восточной Азии.

Мы видим, что украинское народное хозяйство за последние годы в значительной мере переориентировалось с России именно на эти страны. Чтобы поддержать эту тенденцию рациональной таможенной политикой, необходимо как можно скорее вступать в ВТО.

– В Украине тем временем дебатируется вопрос совместного с Россией вступления в ВТО. Это возможно?

– Это было бы крайне тяжело осуществить. Во-первых, как по мне, для этого нет достаточно убедительной причины. Структура внешней торговли Украины, а значит – и ее внешнеторговые интересы, не совпадают с российскими.

Россия ориентирована на экспорт сырья, в то время как Украина, которая не имеет собственных масштабных сырьевых ресурсов, является классическим примером страны, которая специализируется на экспорте готовой продукции или же полуфабрикатов – сталь, продукция машиностроения.

Итак, на международной торговой арене у этих стран разные интересы. Кроме того, известно, что Россия очень хорошо знает, к чему она стремится, и не очень склонна учитывать интересы своих партнеров, заботясь в первую очередь об интересах собственных. В этом смысле я не считаю, что Россия лучше будет представлять украинские интересы, чем это делала бы сама Украина.

Кроме того, надо иметь в виду, что в последние годы Украина очень успешно и очень компетентно вела переговоры о вступлении в ВТО, и я не вижу повода для того, чтобы отрекаться от достигнутых успехов ради подчинения россиянам.

– Украина надеется образовать зону свободной торговли и с ЕС. Как на такую перспективу может повлиять создание ЕЭП?

– Одно исключает другое. Можно, конечно, иметь ЗСТ с Россией и ЗСТ с ЕС. Но, подчеркиваю еще раз: соглашение про ЕЭП значительно шире, чем просто соглашение о создании ЗСТ. В документе речь идет о создании таможенного союза и даже о внедрении общей валюты. Этого невозможно будет достичь, имея в виду создание ЗСТ с ЕС, так как для ЕС это будет означать создание ЗСТ не только с Украиной, но и с остальными странами –участницами ЕЭП: с Россией, Казахстаном и Беларусью. Я считаю, что политически это сейчас просто невозможно.

– Украина настаивает на том, что в проекте ЕЭП говорится, прежде всего, о создании ЗСТ. Может ли она действительно ограничиться ЗСТ, реализуя проект ЕЭП?

– Это было бы сложной задачей. Конечно, было бы хорошо, если бы этого удалось достичь. Но остается открытым вопрос: а нужен ли договор о ЕЭП для создания ЗСТ?

Если будет ратифицировано соглашение про ЕЭП, то этим будет ратифицировано соглашение о создании таможенного союза. А это будет налагать на Украину намного более весомые обязательства, чем соглашение про ЗСТ. На мой взгляд, следовало бы редуцировать проблемы до нескольких конкретных вопросов, как вот, скажем, трубы и энергоносители. Почему не вести переговоры именно по этим вопросам?

– Соглашение про ЕЭП имеет рамочный характер, то есть его полное воплощение может вестись постепенно, шаг за шагом. Какие юридические последствия на международной арене будет иметь ратификация соглашения о создании ЕЭП для Украины?

– У меня сложилось впечатление, что украинская сторона не в полной мере дает себе отчет обо всей серьезности проблем, которые ЕЭП вызовет в отношениях со странами – членами ВТО. Ясно, что соглашение носит рамочный характер и не налагает на участников жестких временных границ относительно реализации его отдельных положений.

Но, тем не менее, документ остается письменным документом, а его подписание и ратификация накладывают на стороны определенные обязательства. Это обстоятельство будет использовано странами – членами ВТО, в первую очередь теми торговыми партнерами Киева, которые хотели бы и в дальнейшем применять против Украины антидемпинговое законодательство для того, чтобы держать Украину вне границ ВТО. Сам факт ратификации соглашения о создании ЕЭП будет использован этими странами для замедления получения Украиной членства в ВТО.

– Украина подписала соглашение о ЕЭП с предостережением, что настоящее соглашение налагает на нее только те обязательства, которые согласовываются с ее Конституцией. Будет иметь ли это предостережение какое-то значение в глазах международных партнеров Украины?

– Это будет иметь значение в первую очередь для Украины. Понятно, что важно избегать конфликта с собственной Конституцией. Насколько я знаю, конфликтная ситуация возникает из-за того, что нечетко очерчены полномочия межгосударственной комиссии, которая будет определять общую торговую политику.

Дискуссионным остается вопрос, сможет ли эта комиссия определять таможенную политику Украины. Конечно, для Украины неплохо иметь такое юридическое предостережение, но в международно-правовом смысле это не будет играть значительной роли.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования