Политолог Выдрин заявляет о слежке за ним со стороны спецслужб

Пятница, 26 марта 2004, 10:55
По мнению, пожалуй, самого эпатажного в высказываниях украинского политолога Дмитрия Выдрина, подписанный в начале года президентом указ "О дополнительных мерах по дальнейшей демократизации общества и усилении гражданского контроля над деятельностью правоохранительных и разведывательных органов Украины" с целью деКГБизации украинских спецслужб не просто игнорируется.

Но делается все для того, чтобы этот процесс был сорван и пошел совершенно в противоположную сторону. На вопросы о том, каким образом "родные" спецслужбы саботируют последнее распоряжение (о них же!) главы государства, как с этим бороться и что из этого следует, а также о том, грозит ли Украине "конспиративный капитализм", сложившийся, по мнению политолога, в России, – отвечает сам Дмитрий Выдрин.

– Дмитрий Игнатьевич, существует ли опасность для Украины в том, что в России сегодня к власти фактически пришли спецслужбы? И если в этом кроются опасности для нас, то какие именно?

– Во-первых, на мой взгляд, в России к власти пришли не спецслужбы, а спецслужбовская элита. А это несколько разные вещи. То есть, к власти пришли не некие безликие структуры, а определенные люди, воспитанные в этих структурах, но которые ставят уже задачи и цели, далеко выходящие за рамки просто спецслужб.

Другое дело, для достижения этих целей они используют специфические механизмы. Поэтому я и называю тип капитализма, который сложился в России, конспиративным капитализмом.

Это когда на фактически капиталистическую инфраструктуру производства и распределения накладываются методы и формы управления, типичные для спецслужб (жесткая иерархия, непрозрачность принимаемых решений, единоначалие в решении государственных вопросов, ключевая роль силовых институтов в межэлитных конфликтах и т.д., и т.п.).

Во-вторых, почему нас должно пугать то, что происходит в России? Тип их власти не случаен, а является ответом на специфические российские вызовы. Кстати говоря, этот тип власти справляется с этими вызовами – и экономическими (растет производство, зарплата), и территориальными (сохранена целостность государства), и даже масс-культурными (Россия переживает бум кинопроизводства, книгопечатания, пусть и невысокого пока качества).

И за все это народ голосует адекватно. Так что это их тип власти, это их выбор, одобренный народом, и почему это должно нас как-то пугать и даже волновать? Так что если говорить о спецслужбах, то меня пугают не столько российские, сколько родные.

– А чем же Вас "родные" пугают?

– Вы знаете, так получилось, что еще в начале 90-х меня, в то время директора Международного института глобальной и региональной безопасности, пригласил в качестве эксперта Евгений Марчук для участия в разработке концепции национальной безопасности.

Так вот, помнится, в эту концепцию закладывалась, прежде всего, деполитизация спецслужб, ликвидация политического надзора и политсыска. Кстати говоря, я эту концепцию докладывал на одном из первых Советов национальной безопасности еще вместе с Яном Бзежинским, сыном знаменитого Збигнева Бзежинского. (Он в то время консультировал соответствующие комиссии в Верховной Раде).

Позже, в средине 90-х, я участвовал в разработке концепции разведки и контрразведки Украины. И, помнится, тогда тоже особый акцент делался на деполитизацию спецслужб. А сейчас я все больше убеждаюсь, что вся эта работа была проделана впустую.

– На основании чего вы делаете такие грустные выводы?

– Прежде всего, на своем личном опыте. В частности, последнее время руководителям страны из служб отправляются доносы, где им не рекомендуют встречаться со мной, учитывая мою, как они пишут, "сомнительную" репутацию. И соответственно, встречи со мной, мол, могут испортить и репутацию руководства.

Правда, сначала, когда я узнал об этом, мне это жутко польстило: что моей скромной персоне уделяется столь значительное внимание.

Потом несколько удивило – поскольку я ни разу в жизни не был инициатором встреч с теми или иными руководителями страны. Если они и происходили, то только по инициативе последних.

Кроме того, меня это разозлило. Что же получается? – подумал я. Спецслужбы заботятся о том, что руководители из-за встреч со мной могут испортить свою репутацию. Но почему они не боятся, что я могу испортить свою репутацию из-за встречи с руководством? Я ведь гражданин страны, и они, наверное, должны заботиться и о моем реноме тоже?

Но, в конце концов, я, конечно, встревожился. Получается, что не наше руководство определяет с кем, ему встречаться, не оно само определяет репутацию тех людей, которые им нужны для работы, а за них все это определяют непонятные анонимные люди. Тем более, которые оперируют весьма сомнительными аргументами.

– Интересно знать, конечно, если это не секрет, какие же это аргументы?

– Ну например, такими "аргументами" является то, что я встречаюсь с дипломатами и послами западных стран. Забавно, не правда ли? Лидеры страны говорят о своем намерении вступить во все европейские политические, экономические и военные структуры, а служба по-прежнему рассматривает "встречи с иностранцами" почти как криминал.

Я, блин, почувствовал себя прямо Бухариным, которого, помнится, расстреляли за "связи" сразу с девятью "иностранными державами". Для этих ребят я хотел бы сказать, что я не только встречаюсь, но и даже дружу со многими послами, и иногда бываю – о, ужас! – у самого штатовского посла.

Забавно также, что информацию они берут в основном с моего собственного официального сайта "vydrin.com", но подают это как некие оперативные разработки. (Сколько, интересно, на это списывается денежек?) К тому же, безбожно перевирают мои телефонные разговоры и прослушку в офисе. (Интересно, давал ли суд разрешение на прослушивание и подслушивание?)

Но самое интересное заключалось в последнем, самом свежем доносе. В нем мне инкриминируют дружбу с некоторыми российскими политиками, в том числе, с великим и ужасным Сергеем Карагановым – известным российским политологом.

С тем самым Карагановым, с которым мы провели 11 украинско-российских Форумов деловых элит, на трех из которых присутствовал президент Украины. И который, кстати говоря, лично знает и ценит этого политолога.

Так вот, пикантная ситуация заключается в том, что этот донос пошел "наверх" как раз в то время, когда президент Украины обсуждал с президентом РФ перспективы сотрудничества и развития дружеских отношений.

Я не исключаю, что по возвращении он мог получить доносы на самого себя. Мол, "сам" выезжал на встречу с внедренным в российскую власть "кротом" Путиным. Мол, встреча происходила на закрытой базе, поэтому записать разговор не удалось.

Ну, а если говорить серьезно, то мне кажется, что службы просто подставляют президента. Они не просто саботируют его последнее распоряжение о деКГБизации, но делают все, чтобы этот процесс был сорван и пошел совершенно в противоположную сторону.

– Кстати говоря, а как вы узнали об этих доносах, ведь я полагаю, что это абсолютно закрытая информация?

– Вы знаете, в службах у меня много друзей среди офицеров и генералов. Там есть великолепные люди и блестящие специалисты. Они знают, что такое совесть, к тому же, как показывает опыт, совесть весной, особенно перед президентскими выборами, обостряется.

– И какой же Вы видите выход из этой ситуации? Ликвидация спецслужб?

– Да вы что?! Я как раз с пиететом отношусь к этой сфере деятельности. Много раз писал в своих статьях о том, что чем сильнее в стране разведка, тем больше можно сэкономить на армии.

А чем сильнее контрразведка, тем больше можно заработать на промышленных и научных ноу-хау и инновациях. Я уж не говорю о том, что в условиях антитеррористической борьбы, эта сфера приобретает уникальную важность для национальной безопасности.

Я просто за то, чтобы службы занимались своими непосредственными делами, а не зарабатывали деньги пересказом политических сплетен, надерганных из чужих e-mailов и телефонных разговоров. Тем более, сейчас, повторяю, им есть чем заниматься.

Вот только что, например, у меня были коллеги из Венгрии, которые создают в городе Сегет международный антитеррористический центр и предлагают объединить усилия по обучению будущих офицеров миротворческих сил самому широкому спектру не только военных, но и сугубо гуманитарных вопросов.

Это и взаимодействие миротворцев с местными муниципальными властями, с местными общинами самоуправления, это и религиеведение, это и прикладная психология, и этнопсихология, с акцентом на технологии переговорного процесса. И масса других направлений.

Вот здесь бы поработать и посотрудничать нашим службам. Лет 7 назад я им предлагал концепт подобного международного центра, который мы мечтали создать в Крыму. Тогда на это не нашлось ни возможностей, ни денег (наверное, все ушли на прослушку), и вот сейчас венгры делают то, что могли бы намного раньше сделать мы.

– Так какой же вывод из этого всего следует?

– Вывод самый простой. Прежде всего, не заниматься хе…, извините, чепухой! Службы должны служить, но не должны прислуживать.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования