В год выборов Кучма забеспокоился о законе об оппозиции
Среда, 17 марта 2004, 18:13
Президент Украины Леонид Кучма предлагает депутатам безотлагательно обработать и принять законопроект "О политической оппозиции в Украине".
Об этом говорится в ежегодном послании Кучмы в Верховную Раду Украины про внутреннее и внешнее положение государства за 2003 год, сообщает УНИАН.
Кучма подчеркивает, что важную роль в повышении роли партий в политической системе может сыграть усовершенствование правовых и организационных основ деятельности парламентской оппозиции.
Президент пишет, что оппозиционные фракции в парламенте 4-го созыва проявляют довольно высокую законодательную активность, стараясь реализовать собственные предвыборные программы и политические интересы. Вместе с тем возможности реализации оппозицией своих функций ограниченные через причины разного характера.
Он убежден, что нормативное и институционально закрепление политики правового статуса оппозиции может охватывать такие вопросы, как участие в избирательном и других видах учредительного процесса, доступ к руководящим должностям в представительных органах власти, равный доступ к СМИ, возможность свободно пропагандировать собственные взгляды среди населения, свобода проведения демонстраций, митингов, собрания и т.п., а также доступ к информации органов государственной власти, в том числе и тайной, а также беспрепятственный доступ к источникам финансирования, определенным законодательством.
С этой целью президент предлагает парламенту безотлагательно обработать законопроект о политической оппозиции в Украине и внести изменения в действующий регламент Верховной Рады Украины.
Среди прав оппозиционного парламентского меньшинства, по мнению президента, целесообразно было бы предусмотреть представительство фракций и групп оппозиции в руководстве парламента, в частности в комитетах и комиссиях, органах, которые назначаются Верховной Рада Украины, в составе парламентских делегаций, пропорционально численности народных депутатов Украины, которые входят в состав этих фракций или групп.
Также Кучма считает, что оппозиционное парламентское меньшинство должно иметь право на закрепление за оппозицией должностей председателей определенных комитетов Верховной Рады Украины в частности по вопросам бюджета, свободы слова и информации, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Еще одно право, которым должно владеть оппозиционное меньшинство, по мнению Кучмы – это право на инициирование проведения внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины и право на формирование периодически (в установленное регламентом день) повестки дня работы Верховной Рады Украины; гарантирования права на доклад, содоклад во время рассмотрения парламентом наиболее общественно значащих вопросов.
В Верховной Раде до недавнего времени находилось на рассмотрении 5 проектов закона о политической оппозиции:
- №2007 "О политической оппозиции", внесенный 16 июля 2002 депутатами Гуренко и Крючковым (фракция коммунистов);
- №2214 "О парламентском большинстве и парламентской оппозиции", внесенный 19 сентября 2002 депутатом Зварычем ("Наша Украина");
- №2214-1 "О парламентском большинстве и парламентской оппозиции в Верховной Раде Украины", внесенный 3 февраля 2003 депутатами Гавришем ("Деминициативы"), Карповым ("Деминициативы") и Ващук (Аграрная партия);
- №2214-2 "О парламентской оппозиции", внесенный 20 февраля 2003 депутатом Правденко ("Народовластие");
- №2214-3 "О парламентской оппозиции", внесенный 11 февраля 2004 народным депутатом Филенко ("Наша Украина").
19 февраля Верховной Радой были сняты с рассмотрения два законопроекта о парламентском большинстве и парламентской оппозиции как такие, которые "потеряли актуальность и урегулированы действующим законодательством" (постановление №1537-IV).
Кстати, этим же постановлением с парламентского рассмотрения были сняты и законопроекты о гарантиях президенту Украины, который прекратил осуществление своих полномочий.
Из тех законопроектов, что остались на рассмотрении Верховной Рады, по мнению экспертов Лаборатории законодательных инициатив, самый совершенный механизм институционализации оппозиции заложен в проекте №2214-3, внесенном Владимиром Филенко. Ни один из законопроектов не был рассмотрен даже в первом чтении.
Смотрите детальнее о содержании и истории "оппозиционных" законопроектов, экспертные выводы к ним и комментарии политиков здесь.
Об этом говорится в ежегодном послании Кучмы в Верховную Раду Украины про внутреннее и внешнее положение государства за 2003 год, сообщает УНИАН.
Кучма подчеркивает, что важную роль в повышении роли партий в политической системе может сыграть усовершенствование правовых и организационных основ деятельности парламентской оппозиции.
Президент пишет, что оппозиционные фракции в парламенте 4-го созыва проявляют довольно высокую законодательную активность, стараясь реализовать собственные предвыборные программы и политические интересы. Вместе с тем возможности реализации оппозицией своих функций ограниченные через причины разного характера.
Он убежден, что нормативное и институционально закрепление политики правового статуса оппозиции может охватывать такие вопросы, как участие в избирательном и других видах учредительного процесса, доступ к руководящим должностям в представительных органах власти, равный доступ к СМИ, возможность свободно пропагандировать собственные взгляды среди населения, свобода проведения демонстраций, митингов, собрания и т.п., а также доступ к информации органов государственной власти, в том числе и тайной, а также беспрепятственный доступ к источникам финансирования, определенным законодательством.
С этой целью президент предлагает парламенту безотлагательно обработать законопроект о политической оппозиции в Украине и внести изменения в действующий регламент Верховной Рады Украины.
Среди прав оппозиционного парламентского меньшинства, по мнению президента, целесообразно было бы предусмотреть представительство фракций и групп оппозиции в руководстве парламента, в частности в комитетах и комиссиях, органах, которые назначаются Верховной Рада Украины, в составе парламентских делегаций, пропорционально численности народных депутатов Украины, которые входят в состав этих фракций или групп.
Также Кучма считает, что оппозиционное парламентское меньшинство должно иметь право на закрепление за оппозицией должностей председателей определенных комитетов Верховной Рады Украины в частности по вопросам бюджета, свободы слова и информации, законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Еще одно право, которым должно владеть оппозиционное меньшинство, по мнению Кучмы – это право на инициирование проведения внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины и право на формирование периодически (в установленное регламентом день) повестки дня работы Верховной Рады Украины; гарантирования права на доклад, содоклад во время рассмотрения парламентом наиболее общественно значащих вопросов.
В Верховной Раде до недавнего времени находилось на рассмотрении 5 проектов закона о политической оппозиции:
- №2007 "О политической оппозиции", внесенный 16 июля 2002 депутатами Гуренко и Крючковым (фракция коммунистов);
- №2214 "О парламентском большинстве и парламентской оппозиции", внесенный 19 сентября 2002 депутатом Зварычем ("Наша Украина");
- №2214-1 "О парламентском большинстве и парламентской оппозиции в Верховной Раде Украины", внесенный 3 февраля 2003 депутатами Гавришем ("Деминициативы"), Карповым ("Деминициативы") и Ващук (Аграрная партия);
- №2214-2 "О парламентской оппозиции", внесенный 20 февраля 2003 депутатом Правденко ("Народовластие");
- №2214-3 "О парламентской оппозиции", внесенный 11 февраля 2004 народным депутатом Филенко ("Наша Украина").
19 февраля Верховной Радой были сняты с рассмотрения два законопроекта о парламентском большинстве и парламентской оппозиции как такие, которые "потеряли актуальность и урегулированы действующим законодательством" (постановление №1537-IV).
Кстати, этим же постановлением с парламентского рассмотрения были сняты и законопроекты о гарантиях президенту Украины, который прекратил осуществление своих полномочий.
Из тех законопроектов, что остались на рассмотрении Верховной Рады, по мнению экспертов Лаборатории законодательных инициатив, самый совершенный механизм институционализации оппозиции заложен в проекте №2214-3, внесенном Владимиром Филенко. Ни один из законопроектов не был рассмотрен даже в первом чтении.
Смотрите детальнее о содержании и истории "оппозиционных" законопроектов, экспертные выводы к ним и комментарии политиков здесь.