Патриотизм: слово и дело украинской власти
Вторник, 16 марта 2004, 12:38
Не так давно президент Леонид Кучма проявил оригинальное видение патриотизма: "сохранить общественный покой... – вот в чем состоит истинный патриотизм нынешнего времени". Поэтому не удивительно, что, исходя из этого стратегического определения, "координатор" парламентского большинства Степан Гавриш назвал демократическую оппозицию "антиукраинской".
Между тем грешки украинской оппозиции по отношению к патриотизму (желание пожаловаться западным дядям, чтобы те покритиковали местную "шпану") несоизмеримы с последовательной антипатриотической политикой власти.
Хотя бы такой факт. Ни кто иной, как нынешняя власть проталкивает ратификацию в парламенте позорного соглашения о ЕЭП, по результатам которого жизненно важные стратегические решения относительно экономики Украины будут приниматься за границей.
И это притом, что Украина совсем недавно, во время конфликта вокруг Тузлы, слышала от главы кремлевской администрации угрозу применения бомбы.
И это притом, что ни одно государство, имеющее хотя бы на йоту самоуважения, не допустит такого позора – добровольно позволить кому-то решать свои дела.
И это притом, что есть неоспоримый исторический факт – 350 лет тому назад порабощение Украины, в результате которого страна почти перешла границу гибели, начиналось именно с небольших уступок в суверенитете со стороны Богдана Хмельницкого.
И это притом, что именно тогда, когда Украина находилась в "едином евразийском пространстве", десятки миллионов украинцев были целенаправленно истреблены, и Украина как народ и государство только чудом осталась живой.
Однако у украинской власти собственное, оригинальное понимание патриотизма. Украинская власть основательно затаскала это слово, как и много других важных для украинцев понятий. Как правильно отметил еще "вождь пролетарской революции", лучше всего погубить дело (в данном случае – дело государственности) можно изнутри, путем участия в его якобы "реализации". Чем власть успешно и занимается до сегодняшнего дня.
Что сделано нынешней властью для себя, видно невооруженным глазом. А что же ею сделано для Украины?
"Достижения" экономики
Украину в прошлом году постиг удивительный по своей природе "зерновой кризис". Еще тысячелетия тому назад древние понимали, что годы бывают урожайными и неурожайными, отсюда основное предназначение тогдашних государств – хранить излишки урожая в урожайный год и распродавать их в год неурожайный.
Это было известно людям, еще не вполне вышедшим из каменного века. Однако эта наука оказалась слишком сложной для украинской власти, озабоченной "кризисным менеджментом" и другими подобными вещами.
По данным Госкомстата, средняя заработная оплата в Украине составляла в ноябре 2003 года 490 гривен, или же 91 доллар. Примем эту цифру на веру и сравним с достижениями стран Восточной Европы. Экономические условия Украины и Польши в начале 1990-ых были приблизительно одинаковыми. Многие еще не забыли, как 12 лет назад поляки массово скупали украинские товары. Однако сегодня в Польше средняя зарплата – 500 американских долларов. В Чехии – 347 долларов, в Венгрии – 300.
В Прибалтике, которая, как и Украина, была в бывшем СССР, средняя зарплата в Латвии – 272 доллара США, в Литве – 278, в Эстонии – аж 351 доллар. (Все числа – данные Министерств труда государств Восточной Европы на начало 2003 года.)
При этом страны Балтии сразу после получения независимости находились в худших условиях, чем Украина, так как не имели собственной большой промышленности и никаких природных ресурсов, а транспортные возможности Литвы, Латвии и Эстонии длительное время были парализованы вследствие блокады со стороны СССР, а позже – России.
Почему украинцы имеют так мало по сравнению даже с этими бывшими социалистическими государствами, не говоря уже о странах Запада? Ведь миллионы наших соотечественников работают на Западе намного больше и тяжелее, чем местные жители.
Ответ один, классический: украинцы имеют то, что имеют. А остальное – украдено.
Посткоммунистическая власть в 1989-1990 была отстранена в Восточной Европе, в 1991 году – в государствах Балтии. Сегодня мы видим достижения этих стран.
Миллионы украинцев в тяжелых условиях работают дома и за границей, и все это ради того, чтобы результаты этого труда были разрушены клептоманским стилем управления.
Клептомания как способ ведения хозяйства
Нынче люди во всем мире пользуются компьютерами. На Западе, благодаря своему программному обеспечению, миллиардер Билл Гейтс заработал свои миллиарды.
В Украине олигархи тоже имеют миллиарды. Однако их "достижения" ограничиваются преимущественно вырубкой лесов и присвоением собственности, нажитой не ими. Большой бизнес, имеющий ресурсы на подкуп власти и лоббирование необходимых решений, не используется по своему назначению, свойственному его природе, и фактически не осуществляет масштабных общенациональных проектов.
Большой бизнес ведет себя как "временщик", вкладывая слишком мало инвестиций в экономику государства и выводя средства за границу. Возможно, в Украине действительно назрела амнистия капиталов, если после этого с них исправно будут платиться налоги.
В Украине внедрен деструктивный тип ведения хозяйства, который не есть и не может быть жизнеспособным. Все, что сделано хорошего в экономике Украины, сделано вопреки власти, а не благодаря ей. Фактически, все достижения времен независимости осуществлены руками простых тружеников, мелким и средним бизнесом в Украине.
Однако именно простые труженики, а также средний и мелкий бизнес находятся под наибольшим давлением со стороны коррумпированного государственного механизма и монополистического капитала. Именно эти производительные массы населения не могут пока что постоять за себя, поэтому больше всего страдают от коррупционного бремени.
Недавние события в правительстве, связанные с отставкой Богословской, свидетельствуют, что представители среднего бизнеса понимают губительность экономической политики, направленной на искусственную депрессивность мелкого и среднего бизнеса. Действительно, какой смысл в увеличении налогов, если значительная часть собранного все равно будет, как всегда, разворована?
Сегодня власть хвастается 5-8% ростом экономики в год. Этот рост происходит при условиях потери колоссальных ресурсов на коррупцию, эмиграции из страны миллионов людей трудоспособного возраста. Если же в Украине будут подавлены коррупция и взяточничество, созданы благоприятные условия для работы, то можно прогнозировать, что темпы роста украинской экономики побьют немало рекордов.
В Италии в 1950-60-ых годах в условиях первых успехов в борьбе с коррупцией экономика ежегодно возростала на 15-18%. Сегодня эта страна стоит вровень с такими традиционно развитыми странами, как Германия, Франция и Великобритания. Между тем, Италия еще в середине прошлого века мало чем отличалась от соседних аграрных Балкан.
Однако в Италии борьба с коррупцией была реальной, а не словоблудной, как в Украине.
"Коррупция поразила все" (Леонид Кучма)
На совещании по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией президент Кучма сказал много справедливого. Он, в частности, заявил, что "масштабы коррупции характеризуются как поразившие все сферы нашей жизни". По словам Кучмы, "сформировалась отдельная прослойка людей, которая уже не представляет своей деятельности вне коррупционных схем".
Эти слова являются хорошим знаком того, что уже и власть ощущает, что в обществе нарастает понимание природы неурядиц в государстве и протест, пока что глухой. Но значат ли эти слова, что власть будет делать то, о чем говорит? Как свидетельствуют последние случаи выборочного применения законов против "Сільських вістей" и беззаконие относительно радио "Континент" – вряд ли.
Ведь именно выборочное применение закона является самой главной предпосылкой коррупции. И наоборот – всеобщность правовых норм является первым и универсальным средством лечения от коррупции.
Выборочным применением законов и их перекручиванием власть, к сожалению, дискредитирует не только себя, но и закон, и государство. Этот нематериальный убыток обходится намного дороже, нежели материальный.
В приветствии по поводу 23 февраля Кучма заявил: "Как назвать таких, с разрешения сказать, "патриотов", которые из поношения своей страны по всему миру сделали себе ремесло, причем достаточно прибыльное? А другие лжепатриоты так любят родную неньку, что готовы задушить ее в своих патологических объятиях".
Однако, на самом деле оппозиция не способна так дискредитировать украинскую власть и государство, как это делает сама нынешняя украинская власть своими собственными действиями. Новой власти придется приложить огромные усилия, чтобы исправить ситуацию и вернуть уважение к закону и государственным институциям.
10 лет назад Кучма победил на выборах под лозунгами борьбы с "жирными котами" (коррупционерами и взяточниками). Однако с того времени эти "коты" разжирели до невозможности, а арестовывают или судят их где угодно – в Панаме, Швейцарии, Германии, Америке – но только не в Украине.
Если бы президент действительно хотел бороться с коррупцией, эффективным методом мог бы стать его срочный приказ доброй (если не большей) части своего окружения, органам власти в центре и на местах периодически и сильно биться головой о стену. И так – вплоть до полной победы над коррупцией.
Вопиющая несправедливость – массам
По официальным данным, в нашей стране – 190 тысяч бездомных детей. Такого нет в ни одном другом европейском государстве. Власть до сих пор не способна решить эту элементарную, при наличии необходимых ресурсов, проблему.
В Украине больше половины экономики пребывает в тени. Это значит, что одним только выводом ее на свет можно чуть ли не вдвое увеличить социальные выплаты населению.
Оптимизировав раздутый государственный аппарат и перенаправив средства, идущие на взяточничество, эти выплаты можно уже утроить. Это элементарная арифметика, на пути применения которой стоят интересы влиятельных, но ведь все-таки отдельных лиц. Узкий частный интерес побеждает общественный при прямом попустительстве власти.
Населению совсем не из оппозиционных СМИ, но на собственной шкуре известны вопиющие факты несправедливости в судах, милиции, других государственных органах. В обществе установилась стойкая и обоснованная уверенность, что с деньгами или связями можно обойти любой закон. Даже добиться признания, что 1+1=1.
Население в массе своей все еще не готово мириться с этим положением, хотя и, надо сказать, разуверилось в собственных силах.
Реальные достижения власти
Было бы несправедливо отмечать только негативы в деятельности нынешней власти.
На самом деле, существуют и позитивы. Одним из самых главных является стабилизация механизма государственного управления и ликвидация угрозы сепаратизма. Особенно красиво и филигранно украинская власть предотвратила угрозу сепаратизма в Крыму (есть чему поучиться и россиянам, и грузинам). Однако в последнее время околовластные группировки нивелируют это единичное достижение власти, стравливая регионы и этнические группы Украины.
"Пропрезидентские" (то есть почти все) телевизионные каналы фактически ведут антигосударственную политику, расшатывая самый главный национальный интерес – соблюдение единства государства. Также ведущие национальные каналы закладывают бомбу замедленного действия под будущее государства, возрождая и культивируя "совковые" антизападные и антиевропейские стереотипы. И это тогда, когда президент признает, во всяком случае – на словах, тот очевидный факт, что только в Европе Украина может иметь достойное будущее.
Недавно российская "Независимая газета" дала комментарий неназванного украинского депутата, который советовал России "понятно донести украинскому обществу мнение о возможности изменений не путем революций, а путем... подчинения Киева режиму достаточно умелой и жесткой "российской руки".
Не исключено, что "НГ" солгала, и такого комментария не было. Однако немногие сомневаются, что в украинском парламенте есть люди, которые думают этими словами. И очевидно, что эти люди – среди "большинства" и коммунистов, а не в демократической оппозиции. Очевидно, более патриотично для власти было бы разобраться в первую очередь с врагами Украины, и уж только потом выяснять отношения с личными врагами из среды оппозиции.
Уменьшение полномочий президента, предложенное в проголосованном проекте изменений в Конституцию, будет означать увеличение затруднений новоизбранного президента в ликвидации коррупционных механизмов в Украине. Недавно Кучма заявил, что "президент не знает, куда от бессилия, от злости деться. Ибо рычагов нет!", и пытается лишить почти всех рычагов следующего президента.
В Украине главный вопрос состоит не столько в системе власти, сколько в ее кадровом наполнении. "Система власти" действительно способна создавать те или иные искушения для лиц, находящихся при власти, особенно в странах, которые не имеют опыта действенного контроля общества за властью. Однако именно конкретные личности поддаются этим искушениям либо их контролируют.
Императорские полномочия Наполеона можно было использовать так, как Наполеон, а можно было и совсем по-другому. То же самое касается и полномочий Кучмы.
В государствах с нестабильными политическими системами часто именно деятели, которые ощущают ответственность за судьбу страны, пользуясь своими значительными полномочиями, оказывали субъективное влияние на процессы в государствах, внедряли жизнеспособные механизмы, многие из которых действуют и до сих пор.
Если бы в Турции в свое времени не было Ататюрка, или если бы на его месте был банальный взяточник, то, наверное, не было бы и нынешней Турции. Это касается и многих других государств бывшего СССР, где строительство наций и государств происходило в значительно худших начальных условиях, чем в Украине.
Таким образом, даже в случае победы на общих выборах кандидата от демократических сил, существование коррупционной системы власти в Украине может продлиться еще минимум на 2 года, до очередных парламентских выборов в Украине.
Украина опять будет терять время. А его и так недостаточно – близкие и дальние соседи обходят нас на всех поворотах. Особенно наглядно это проявляется в вопросах экономики и движения к Европе, где в мае-июне следующего года 7 новых членов – соседей Украины – окажутся в НАТО, а 10 – в Европейском союзе.
Восточная мудрость гласит: "Стадо баранов, во главе которого стоит лев, сильнее, чем стадо львов, во главе которого стоит баран". В Украине власть давно и явно подводит свое население.
В Украине существует потребность радикально ускорить ликвидацию крайне неэффективных и пагубных для страны коррупционных механизмов управления экономикой и политикой, которые дискредитируют государство, народ, радикально уменьшают жизнеспособность страны, позорят государство перед миром. Именно в ликвидации препятствий на пути свободного развития Украины заключается настоящий патриотизм.
Между тем, президент Кучма видит его несколько по-другому: патриотизм – это "сберечь общественный покой". Не отрицая значимости общественного покоя, все же следует отметить, что патриот никогда, ни при каких условиях не согласится на покой кладбища для своей страны.
А то получается, как у Шевченко: "Присплять, лукаві,..."
Украине необходимо срочно ликвидировать пагубные для государства коррупционные механизмы в политике и в экономике. Времени остается чем дальше, тем меньше. И президент это, без сомнения, знает.
Однако намного легче говорить о патриотизме, нежели совершить патриотический поступок – поступиться своими интересами и интересами своего окружения ради блага Отчизны.
Между тем грешки украинской оппозиции по отношению к патриотизму (желание пожаловаться западным дядям, чтобы те покритиковали местную "шпану") несоизмеримы с последовательной антипатриотической политикой власти.
Хотя бы такой факт. Ни кто иной, как нынешняя власть проталкивает ратификацию в парламенте позорного соглашения о ЕЭП, по результатам которого жизненно важные стратегические решения относительно экономики Украины будут приниматься за границей.
И это притом, что Украина совсем недавно, во время конфликта вокруг Тузлы, слышала от главы кремлевской администрации угрозу применения бомбы.
И это притом, что ни одно государство, имеющее хотя бы на йоту самоуважения, не допустит такого позора – добровольно позволить кому-то решать свои дела.
И это притом, что есть неоспоримый исторический факт – 350 лет тому назад порабощение Украины, в результате которого страна почти перешла границу гибели, начиналось именно с небольших уступок в суверенитете со стороны Богдана Хмельницкого.
И это притом, что именно тогда, когда Украина находилась в "едином евразийском пространстве", десятки миллионов украинцев были целенаправленно истреблены, и Украина как народ и государство только чудом осталась живой.
Однако у украинской власти собственное, оригинальное понимание патриотизма. Украинская власть основательно затаскала это слово, как и много других важных для украинцев понятий. Как правильно отметил еще "вождь пролетарской революции", лучше всего погубить дело (в данном случае – дело государственности) можно изнутри, путем участия в его якобы "реализации". Чем власть успешно и занимается до сегодняшнего дня.
Что сделано нынешней властью для себя, видно невооруженным глазом. А что же ею сделано для Украины?
"Достижения" экономики
Украину в прошлом году постиг удивительный по своей природе "зерновой кризис". Еще тысячелетия тому назад древние понимали, что годы бывают урожайными и неурожайными, отсюда основное предназначение тогдашних государств – хранить излишки урожая в урожайный год и распродавать их в год неурожайный.
Это было известно людям, еще не вполне вышедшим из каменного века. Однако эта наука оказалась слишком сложной для украинской власти, озабоченной "кризисным менеджментом" и другими подобными вещами.
По данным Госкомстата, средняя заработная оплата в Украине составляла в ноябре 2003 года 490 гривен, или же 91 доллар. Примем эту цифру на веру и сравним с достижениями стран Восточной Европы. Экономические условия Украины и Польши в начале 1990-ых были приблизительно одинаковыми. Многие еще не забыли, как 12 лет назад поляки массово скупали украинские товары. Однако сегодня в Польше средняя зарплата – 500 американских долларов. В Чехии – 347 долларов, в Венгрии – 300.
В Прибалтике, которая, как и Украина, была в бывшем СССР, средняя зарплата в Латвии – 272 доллара США, в Литве – 278, в Эстонии – аж 351 доллар. (Все числа – данные Министерств труда государств Восточной Европы на начало 2003 года.)
При этом страны Балтии сразу после получения независимости находились в худших условиях, чем Украина, так как не имели собственной большой промышленности и никаких природных ресурсов, а транспортные возможности Литвы, Латвии и Эстонии длительное время были парализованы вследствие блокады со стороны СССР, а позже – России.
Почему украинцы имеют так мало по сравнению даже с этими бывшими социалистическими государствами, не говоря уже о странах Запада? Ведь миллионы наших соотечественников работают на Западе намного больше и тяжелее, чем местные жители.
Ответ один, классический: украинцы имеют то, что имеют. А остальное – украдено.
Посткоммунистическая власть в 1989-1990 была отстранена в Восточной Европе, в 1991 году – в государствах Балтии. Сегодня мы видим достижения этих стран.
Миллионы украинцев в тяжелых условиях работают дома и за границей, и все это ради того, чтобы результаты этого труда были разрушены клептоманским стилем управления.
Клептомания как способ ведения хозяйства
Нынче люди во всем мире пользуются компьютерами. На Западе, благодаря своему программному обеспечению, миллиардер Билл Гейтс заработал свои миллиарды.
В Украине олигархи тоже имеют миллиарды. Однако их "достижения" ограничиваются преимущественно вырубкой лесов и присвоением собственности, нажитой не ими. Большой бизнес, имеющий ресурсы на подкуп власти и лоббирование необходимых решений, не используется по своему назначению, свойственному его природе, и фактически не осуществляет масштабных общенациональных проектов.
Большой бизнес ведет себя как "временщик", вкладывая слишком мало инвестиций в экономику государства и выводя средства за границу. Возможно, в Украине действительно назрела амнистия капиталов, если после этого с них исправно будут платиться налоги.
В Украине внедрен деструктивный тип ведения хозяйства, который не есть и не может быть жизнеспособным. Все, что сделано хорошего в экономике Украины, сделано вопреки власти, а не благодаря ей. Фактически, все достижения времен независимости осуществлены руками простых тружеников, мелким и средним бизнесом в Украине.
Однако именно простые труженики, а также средний и мелкий бизнес находятся под наибольшим давлением со стороны коррумпированного государственного механизма и монополистического капитала. Именно эти производительные массы населения не могут пока что постоять за себя, поэтому больше всего страдают от коррупционного бремени.
Недавние события в правительстве, связанные с отставкой Богословской, свидетельствуют, что представители среднего бизнеса понимают губительность экономической политики, направленной на искусственную депрессивность мелкого и среднего бизнеса. Действительно, какой смысл в увеличении налогов, если значительная часть собранного все равно будет, как всегда, разворована?
Сегодня власть хвастается 5-8% ростом экономики в год. Этот рост происходит при условиях потери колоссальных ресурсов на коррупцию, эмиграции из страны миллионов людей трудоспособного возраста. Если же в Украине будут подавлены коррупция и взяточничество, созданы благоприятные условия для работы, то можно прогнозировать, что темпы роста украинской экономики побьют немало рекордов.
В Италии в 1950-60-ых годах в условиях первых успехов в борьбе с коррупцией экономика ежегодно возростала на 15-18%. Сегодня эта страна стоит вровень с такими традиционно развитыми странами, как Германия, Франция и Великобритания. Между тем, Италия еще в середине прошлого века мало чем отличалась от соседних аграрных Балкан.
Однако в Италии борьба с коррупцией была реальной, а не словоблудной, как в Украине.
"Коррупция поразила все" (Леонид Кучма)
На совещании по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией президент Кучма сказал много справедливого. Он, в частности, заявил, что "масштабы коррупции характеризуются как поразившие все сферы нашей жизни". По словам Кучмы, "сформировалась отдельная прослойка людей, которая уже не представляет своей деятельности вне коррупционных схем".
Эти слова являются хорошим знаком того, что уже и власть ощущает, что в обществе нарастает понимание природы неурядиц в государстве и протест, пока что глухой. Но значат ли эти слова, что власть будет делать то, о чем говорит? Как свидетельствуют последние случаи выборочного применения законов против "Сільських вістей" и беззаконие относительно радио "Континент" – вряд ли.
Ведь именно выборочное применение закона является самой главной предпосылкой коррупции. И наоборот – всеобщность правовых норм является первым и универсальным средством лечения от коррупции.
Выборочным применением законов и их перекручиванием власть, к сожалению, дискредитирует не только себя, но и закон, и государство. Этот нематериальный убыток обходится намного дороже, нежели материальный.
В приветствии по поводу 23 февраля Кучма заявил: "Как назвать таких, с разрешения сказать, "патриотов", которые из поношения своей страны по всему миру сделали себе ремесло, причем достаточно прибыльное? А другие лжепатриоты так любят родную неньку, что готовы задушить ее в своих патологических объятиях".
Однако, на самом деле оппозиция не способна так дискредитировать украинскую власть и государство, как это делает сама нынешняя украинская власть своими собственными действиями. Новой власти придется приложить огромные усилия, чтобы исправить ситуацию и вернуть уважение к закону и государственным институциям.
10 лет назад Кучма победил на выборах под лозунгами борьбы с "жирными котами" (коррупционерами и взяточниками). Однако с того времени эти "коты" разжирели до невозможности, а арестовывают или судят их где угодно – в Панаме, Швейцарии, Германии, Америке – но только не в Украине.
Если бы президент действительно хотел бороться с коррупцией, эффективным методом мог бы стать его срочный приказ доброй (если не большей) части своего окружения, органам власти в центре и на местах периодически и сильно биться головой о стену. И так – вплоть до полной победы над коррупцией.
Вопиющая несправедливость – массам
По официальным данным, в нашей стране – 190 тысяч бездомных детей. Такого нет в ни одном другом европейском государстве. Власть до сих пор не способна решить эту элементарную, при наличии необходимых ресурсов, проблему.
В Украине больше половины экономики пребывает в тени. Это значит, что одним только выводом ее на свет можно чуть ли не вдвое увеличить социальные выплаты населению.
Оптимизировав раздутый государственный аппарат и перенаправив средства, идущие на взяточничество, эти выплаты можно уже утроить. Это элементарная арифметика, на пути применения которой стоят интересы влиятельных, но ведь все-таки отдельных лиц. Узкий частный интерес побеждает общественный при прямом попустительстве власти.
Населению совсем не из оппозиционных СМИ, но на собственной шкуре известны вопиющие факты несправедливости в судах, милиции, других государственных органах. В обществе установилась стойкая и обоснованная уверенность, что с деньгами или связями можно обойти любой закон. Даже добиться признания, что 1+1=1.
Население в массе своей все еще не готово мириться с этим положением, хотя и, надо сказать, разуверилось в собственных силах.
Реальные достижения власти
Было бы несправедливо отмечать только негативы в деятельности нынешней власти.
На самом деле, существуют и позитивы. Одним из самых главных является стабилизация механизма государственного управления и ликвидация угрозы сепаратизма. Особенно красиво и филигранно украинская власть предотвратила угрозу сепаратизма в Крыму (есть чему поучиться и россиянам, и грузинам). Однако в последнее время околовластные группировки нивелируют это единичное достижение власти, стравливая регионы и этнические группы Украины.
"Пропрезидентские" (то есть почти все) телевизионные каналы фактически ведут антигосударственную политику, расшатывая самый главный национальный интерес – соблюдение единства государства. Также ведущие национальные каналы закладывают бомбу замедленного действия под будущее государства, возрождая и культивируя "совковые" антизападные и антиевропейские стереотипы. И это тогда, когда президент признает, во всяком случае – на словах, тот очевидный факт, что только в Европе Украина может иметь достойное будущее.
Недавно российская "Независимая газета" дала комментарий неназванного украинского депутата, который советовал России "понятно донести украинскому обществу мнение о возможности изменений не путем революций, а путем... подчинения Киева режиму достаточно умелой и жесткой "российской руки".
Не исключено, что "НГ" солгала, и такого комментария не было. Однако немногие сомневаются, что в украинском парламенте есть люди, которые думают этими словами. И очевидно, что эти люди – среди "большинства" и коммунистов, а не в демократической оппозиции. Очевидно, более патриотично для власти было бы разобраться в первую очередь с врагами Украины, и уж только потом выяснять отношения с личными врагами из среды оппозиции.
Уменьшение полномочий президента, предложенное в проголосованном проекте изменений в Конституцию, будет означать увеличение затруднений новоизбранного президента в ликвидации коррупционных механизмов в Украине. Недавно Кучма заявил, что "президент не знает, куда от бессилия, от злости деться. Ибо рычагов нет!", и пытается лишить почти всех рычагов следующего президента.
В Украине главный вопрос состоит не столько в системе власти, сколько в ее кадровом наполнении. "Система власти" действительно способна создавать те или иные искушения для лиц, находящихся при власти, особенно в странах, которые не имеют опыта действенного контроля общества за властью. Однако именно конкретные личности поддаются этим искушениям либо их контролируют.
Императорские полномочия Наполеона можно было использовать так, как Наполеон, а можно было и совсем по-другому. То же самое касается и полномочий Кучмы.
В государствах с нестабильными политическими системами часто именно деятели, которые ощущают ответственность за судьбу страны, пользуясь своими значительными полномочиями, оказывали субъективное влияние на процессы в государствах, внедряли жизнеспособные механизмы, многие из которых действуют и до сих пор.
Если бы в Турции в свое времени не было Ататюрка, или если бы на его месте был банальный взяточник, то, наверное, не было бы и нынешней Турции. Это касается и многих других государств бывшего СССР, где строительство наций и государств происходило в значительно худших начальных условиях, чем в Украине.
Таким образом, даже в случае победы на общих выборах кандидата от демократических сил, существование коррупционной системы власти в Украине может продлиться еще минимум на 2 года, до очередных парламентских выборов в Украине.
Украина опять будет терять время. А его и так недостаточно – близкие и дальние соседи обходят нас на всех поворотах. Особенно наглядно это проявляется в вопросах экономики и движения к Европе, где в мае-июне следующего года 7 новых членов – соседей Украины – окажутся в НАТО, а 10 – в Европейском союзе.
Восточная мудрость гласит: "Стадо баранов, во главе которого стоит лев, сильнее, чем стадо львов, во главе которого стоит баран". В Украине власть давно и явно подводит свое население.
В Украине существует потребность радикально ускорить ликвидацию крайне неэффективных и пагубных для страны коррупционных механизмов управления экономикой и политикой, которые дискредитируют государство, народ, радикально уменьшают жизнеспособность страны, позорят государство перед миром. Именно в ликвидации препятствий на пути свободного развития Украины заключается настоящий патриотизм.
Между тем, президент Кучма видит его несколько по-другому: патриотизм – это "сберечь общественный покой". Не отрицая значимости общественного покоя, все же следует отметить, что патриот никогда, ни при каких условиях не согласится на покой кладбища для своей страны.
А то получается, как у Шевченко: "Присплять, лукаві,..."
Украине необходимо срочно ликвидировать пагубные для государства коррупционные механизмы в политике и в экономике. Времени остается чем дальше, тем меньше. И президент это, без сомнения, знает.
Однако намного легче говорить о патриотизме, нежели совершить патриотический поступок – поступиться своими интересами и интересами своего окружения ради блага Отчизны.