🎄 Скин для карты от "Украинской правды" теперь в Monobank 🎁

Ирина Хакамада: Я готова приехать и поддержать Ющенко, потому что демократам пора побеждать

Понедельник, 15 марта 2004, 16:20
Ирина Хакамада – единственный кандидат в президенты России, которая не боялась в этой кампании открыто критиковать политику Путина. Несмотря на то, что российские правые потерпели сокрушительное поражение на думских выборах, она все же решилась, в отличие коллег-мужчин, пойти на выборы.

Стиль нынешней Хакамады во многом напоминал работу ее украинской коллеги Юлии Тимошенко. В практически безнадежной ситуации она хваталась за любую ниточку, чтобы доказать недемократичность выборов в России, используя каждый шанс.

Хакамада несколько изменила свой имидж и попыталась приблизиться к народу. Для этого она организовала специальную программу, в ходе которой люди могли изложить свои пожелания к социальному развитию страны. В своем предвыборном ролике она ничего не обещала, а просто пыталась объяснить, как должна выглядеть власть, которая заботится о своих согражданах.

Хакамада также попыталась доказать, что даже в ситуации полной безальтернативности власти можно строить гражданское общество.

На выборах идеи Хакамады поддержали 4% граждан, и она очень рада этому результату. Ведь в начале кампании был только 1%. В тоже время она надеется, что к следующим выборам правым удастся объединиться, чтобы победить. Потому что правой оппозиции давно пора побеждать на постсоветском пространстве.

И если власть не хочет сосуществовать по-хорошему, значит, нужно выводить народ на улицы, уверена она, как это сделал ее грузинский друг Михаил Саакашвили. Кстати, Ирина готова приехать в Киев, чтобы помочь победить еще одному своему другу – Виктору Ющенко.

В воскресенье, 14 марта, Ирина Хакамада трудилась не меньше, чем в саму кампанию. Проголосовав часам к 10 в своем округе, она провела день в разъездах, занимаясь мониторингом нарушений при голосовании и альтернативным подсчетом голосов. Первыми результатами проделанной работы, Хакамада вместе с российским социалистом Глазьевым поделилась в 19:00 в Доме журналистов.

Они рассказали о характерных нарушениях во время голосования. О том, что часто количество голосующих по открепительному талону превышало количество пришедших на участки, о том, что наблюдателей не пускают в помещения, что в городе Пензе позабыли снять плакаты "Путин – наш президент", а в московском психдиспансере №4 пациентам раздали бюллетени уже с галочкой напротив фамилии Путин.

Во время пресс-конференции Хакамада выразила убеждение, что инициативу совместного наблюдения надо продолжать, чтобы приучать власть к тому, что она находится не только под контролем вышестоящих начальников, но и гражданского общества.

Об этом она вспомнила и на праздничном вечере, устроенном для друзей и журналистов по поводу успешного завершения кампании. В элитном московском кафе "Санта фе" собрались, по ее словам, свободные рок-музыканты, люди независимых профессий, которые "не испугались и смогли поддержать, друзья, которые прикрыли, когда было очень тяжело".

В списке приглашенных VIPов значились бывший лидер СПС Борис Немцов и театральный режиссер Галина Волчек, политолог Кара-Мурза и певица Алена Свиридова, редактор московского "Playboy" Артемий Троицкий и скандально известная автор "Баек кремлевского диггера" Елена Трегубова.

Был здесь и неизвестный поет, сочинивший во время вице-спикерства Хакамады стишок: "В Думе все козлы и гады, кроме Иры Хакамады", который к президентским выборам переродился в более актуальный: "Президенты тоже гады, кроме Иры Хакамады".

После часа общения с VIPами Хакамада спустилась в нижний зал к журналистам, чтобы ответить на их вопросы.

– Довольны ли вы проведенной кампанией?

– Скажу честно, наибольшее удовольствие я получила от того, как я сделала кампанию. Потому, что я впервые была хозяйкой этой кампании, я фактически возглавляла креативную группу, я создала впервые прецедент, когда впервые мы не нанимали каких-то профессионалов, а те, кто работали внутри штаба, собирались вместе и то, что вырабатывал совет, который был фактически мозгом кампании, создавало определенный стиль, определенное достоинство.

Я поняла, что можно работать цивилизовано, правильно, можно добиваться успеха, но при одном условии – что это честно.

 
 
– Какие у вас планы на будущее?

– Я думаю, что я получу 4%. Сейчас пойдут красные регионы Центральной России, и начнет уменьшаться количество голосов в мою пользу. Другое дело, что там есть Москва, где я, по предварительным данным, выхожу на второе место. Москва и Петербург могут немножко помочь. (По предварительным данным, после обработки 99,2% бюллетеней Хакамада набрала 3,9%.)

Но в любом случае, 4% – для меня очень большой процент. И на основании этого я буду создавать новую партию. Это, фактически, карт-бланш. Причем, по нашим исследованиям, люди, которые меня сегодня поддержали, огромная им благодарность – это люди, которые голосовали за альтернативную программу, альтернативный курс, причем абсолютно человеческий. И именно поэтому я буду создавать, и для этого есть база, партию "Свободная Россия".

А сейчас здесь собрались люди, которые тоже за альтернативные вещи, вечер называется "Мы любим друг друга", и это тоже определенный жест. Вот так я собираюсь политически жить дальше, то есть, для меня главным будут люди.

– Как известно, в Украине также должны состояться этой осенью президентские выборы. Что бы вы могли посоветовать, пройдя уже свою кампанию, украинским политикам из оппозиции?

– Ну, на Украине оппозиция сильная. Конечно, сильный старт. Я хорошо знаю непосредственно Ющенко. И Тимошенко тоже очень сильная фигура. И поэтому в Украине, хотя и угроза большая, но там оппозиция имеет огромное влияние. Могу посоветовать, не смотря ни на что, идти только вперед, действовать максимально открыто, потому что люди все понимают.

– У вас сохранились контакты с блоком Ющенко?

– Да, конечно.

– Вы приезжали в 2002 году в Киев вместе с другими лидерами СПС, не планируете ли вы приехать в этом году?

– Почему же, я могу приехать. У меня, например, хорошие отношения с Саакашвили. Он тоже совсем недавно был в оппозиции, и я не побоялась его официально поддержать как официальное лицо, как вице-спикер парламента. Я готова поддерживать Ющенко. Почему? Потому, что очень важно оппозиции наконец-то приходить к власти. У нас, конечно, совсем тяжелая ситуация, но ничего, будем работать.

– Ирина Муцуовна, что за эти 4 года должно произойти в России, чтобы в 2008 были нормальные выборы?

– Первое, демократам нужно обратиться к проблемам людей, а не только тешить свое самолюбие. Второе – за полгода до парламентских выборов объединиться. Если будет хоть какая-то попытка изменить Конституцию или под видом создания нового государства пролонгировать власть [Путина] бессрочно, то надо выходить на улицы.

– На улицы?

– Да. Как это было в Грузии.

– Что вы можете сказать относительно победы Путина на выборах?

– Ну, она была прогнозируемой. Я даже, честно говоря, удивилась, какой огромный ресурс был использован для этой победы. Мне кажется, что если бы Путин расслабил всех, то есть сказал: вообще ничего не делайте, то это была бы более красивая победа. Но по его желанию или даже без его желания бюрократия начала работать вразнос. То есть, шел тихий шантаж и глав администраций, и глав регионов, и в школах, и в институтах. Если у вас будут плохие показатели, то у вас будет недофинансирование.

– Как вы оцените результаты Харитонова?

– Вы знаете, я не удивлена. Я сразу же предупредила, что неважно, кто идет от коммунистов, важно, что идут коммунисты. Именно поэтому я выставила свою кандидатуру, увидев, что Компартия будет выставляться. Это единственная реальная партия, она имеет свою программу. Неважно, нравится она или не нравится, прошлое это или будущее, но она отвечает на социальный вызов значительного числа протестующего населения. Поэтому само название КПРФ работает вместо кандидата.


И, если бы лидеры демократических партий, прежде всего "Яблока" поддержали бы мою кандидатуру, то у меня процент был бы еще больше. Хотя даже эти 4% я считаю огромным успехом – женщина с японской кровью, причем дискредитированной с этой Японией по всем каналам, при таком давлении административного ресурса, причем это не губернаторские выборы и не парламентские, а президентские, когда огромная ответственность. И даже, если я получу эти 4%, то это значит, что у нас есть 4% населения, которые фактически совершают очень мужественный поступок и анализируют, что происходит в стране.

– Что нужно сделать, чтобы появилось в России демократическое движение?

– Если они не объединятся, эти демократы, то я снова пойду в президенты.



Поездка журналистов на выборы в Россию организована при содействии Международного фонда "Відродження"

Читайте также другие материалы о выборах в России:

Путин переизбрался, Хакамада – четвертая

Путин – это Рузвельт, Ющенко – человек Бжезинского, а Россия – таки не Украина

"Тайное слово" президента Путина

Борис Березовский: "Путин предал дело Ельцина"

Черномырдин предупреждает, чем обернется победа Путина


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования