Об "инвентаризации медиа-пространства"

Среда, 10 марта 2004, 11:58
У нас в руках циркуляр Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины от 6 февраля 2004 за подписью заместителя председателя Виктора Петренко.

Адресован он областным управлениям по вопросам печати и информации госадминистраций, а также соответствующим подразделениям на уровне Киева, Севастополя и АР Крым.

Как сказано в документе, "с целью изучения ситуации в информационной сфере" государственным органам на местах предлагается собрать данные по анкетам о "печатных СМИ, основателями которых являются местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления". Также требуются данные о "журналистах этих же СМИ" по каждой из этих территориальных единиц.

Срок подготовки сводных таблиц – 26 марта 2004 года.

Сама анкета представляет отдельный интерес. Здесь, кроме традиционных имени и отчества – требование указать и псевдоним, и дату/место рождения, и место работы, и служебный/домашний адрес и телефоны журналистов.

А кроме того – еще девятнадцать пунктов, начиная от пола, образования, ученой степени и заканчивая членством в журналистских объединениях, обеспеченностью жильем, среднемесячной зарплатой и гонорарами.

Это и есть как раз то распоряжение Госкоминформа о "сборе данных относительно журналистов", которое глава парламентского комитета по вопросам свободы слова Николай Томенко требует от генпрокурора опротестовать. Как нарушающее права и свободы человека со стороны центрального органа исполнительной власти, а также украинское законодательство.

Тем не менее, как оказалось, "инвентарное описание" журналистов и целых изданий – выдумка совсем не "свобододушителей" из Государственного комитета телевидения и радиовещания. Как раз наоборот, идея и инициатива такого анкетирования принадлежит председателю Национального союза журналистов Украины Игорю Лубченко, который целеустремленно "продвигал" ее перед руководством медийного государственного ведомства.

Об этом "УП" сообщил сам председатель НСЖУ, искренне удивляясь, что его благие намерения узнать количество реальных, а не фиктивных медиа вызвали сопротивление.

"Дважды я на коллегии Гостелерадио выступал и говорил, что надо нам сделать инвентаризацию информационного пространства", – рассказывает Лубченко. Причем, добавляет он, анкеты были подготовлены не только для печатных СМИ, но и для электронных, а также для типографий.

И поручение председатель Госкоминформа подписал именно по его, Лубченко, настоянию. Так что "Чиж здесь ни при чем – не надо на него вешать то, что можно на меня повесить", смеется Лубченко.

"Pro" – Лубченко

"Без картины, что у нас делается в информационном пространстве, говорить о его развитии просто нет смысла", – убежден Игорь Федорович. И приводит первый аргумент: вот взять хотя бы количество отечественных печатных средств массовой информации, в отношении которых оперируют цифрой девятнадцать тысяч.

"Сколько я в областях бываю – вижу, что там только тридцать процентов выходит того, что есть на бумаге", – говорит Лубченко.

На самом же деле если и выходит пять тысяч, максимум пять тысяч триста изданий на всю Украину, то это, по мнению главы НСЖУ, хорошо. А причина в том, по словам Лубченко, что масса зарегистрированных изданий, список которых в Гостелерадио беспрерывно пополняется еще с 1994 года, на самом деле не то чтобы периодически, а вообще ни разу не выходили.

"Нам надо знать, я глубоко убежден, сколько среди этих изданий общественно-политических, сколько газет кроссвордов, рецептов, сколько детских изданий. Надо же как-то работать, надо думать и о подготовке кадров, и об организации семинаров, еще каких-то форм обучения. Мы не знаем, сколько у нас вообще журналистов в Украине", – сокрушается Игорь Федорович.

Кроме того, Лубченко поделился идеей издать по результатам собранной информации справочник всех украинских СМИ.

Ну, а что касается "деликатных" вопросов, таких, например, как о размере зарплаты или гонораров, то любой журналист, подчеркивает Лубченко, имеет полное право на них не отвечать. Хотя и добавляет изумленно: "Если мы знаем, сколько получают горняки, сколько металлурги, что за секрет, чтобы узнать, сколько получает журналист?"

Правда, как утверждает Лубченко, когда он говорил об "инвентаризации" информационного пространства, то имел в виду все без исключения СМИ, независимо от формы собственности.

А уже заместитель председателя Госкоминформа Виктор Петренко, которому была поручена эта работа, сузил круг анкетируемых – остались те, где есть часть государственной или коммунальной собственности. Впрочем, добавляет Лубченко, управления на местах разослали анкеты, наверное, всем.

"Contra" – Томенко

"Я сейчас борюсь не с инициативой Лубченко, а с незаконным распоряжением Государственного комитета по вопросам телевидения и радиовещания, поскольку я считаю его незаконным и таковым, которое вмешивается и в частную жизнь журналистов, и в юрисдикцию их прав и свобод", – заявляет Николай Томенко.

"Есть вещи, о которых журналисты имеют право не рассказывать не только Национальному союзу журналистов, а в первую очередь чиновникам областных администраций". И гарантируется это, напоминает Томенко, Конституцией, законами о информации, о печати и так далее.

По словам народного депутата, к нему обратились журналисты коммунальных средств массовой информации с жалобой на то, что их заставляют давать информацию о себе. В том числе и псевдонимы, доходы от гонораров, наличие квартиры и т.п.

"То есть, я не знаю, что хотел Лубченко сделать, – говорит Томенко, – но я вижу, что делают областные администрации... Это указание, которое аппарат должен выполнять. Так какая может быть добровольность, если это официальный документ, и областная государственная администрация по этим документам требует от журналиста эту информацию?"

Вместе с тем, если бы Союз журналистов проводил такое "анкетирование" через свои структуры, говорит депутат, он бы не имел к нему никаких претензий.

Как замечает Томенко, нередко журналисты коммунальных СМИ, где они более ограничены в своей деятельности, печатаются под псевдонимом в независимых или оппозиционных медиа. И потому формирование такого подробного "банка данных" – благоприятный повод для власти всех их "засветить".

"Возможно, Национальный союз журналистов не знает, что до сих пор мониторятся все коммунальные средства массовой информации на предмет выяснения, сколько там напечатано отрицательной информации о Леониде Кучме, Викторе Медведчуке и Викторе Януковиче?" – спрашивает депутат.

А потом, по словам Томенко, это СМИ вынуждено давать областной госадминистрации объяснение, почему такая публикация появилась и кто ее написал. "Картотека на журналистов", убежден депутат, лишь поможет власти в "зачистке" информационного пространства, в том числе и по линии коммунальных СМИ. И оттого, что Союз журналистов подыгрывает этому плану, говорит депутат, становится грустно.