Конституционный суд нашел ошибку в резолюции ПАСЕ
Четверг, 5 февраля 2004, 13:18
Председатель Конституционного суда Украины Николай Селивон считает, что в резолюцию Парламентской Ассамблеи Совета Европы по вопросу о политическом кризисе в Украине "вкралась ошибка".
"Досадно, но в пункт 10 резолюции вкралась какая-то ошибка. Хочу обратить внимание на одно интересное обстоятельство: свои рекомендации Венецианская Комиссия, как следует из резолюции ПАСЕ, датирует 13 декабря 2003 года - то есть уже после того, как Конституционным судом были даны заключения по всем трем законопроектам о внесении изменений в Конституцию Украины", - заявил Селивон в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
В пункте 10 отмечается: "Ассамблея сожалеет относительно того, что ни одна из рекомендаций Венецианской Комиссии не была принята во внимание в процессе рассмотрения трех законопроектов... Конституционным cудом Украины...".
"Поэтому я не могу понять, откуда утверждение о невнимании к названным рекомендациям могло оказаться в резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы", - подчеркнул глава КС.
Он напомнил, что до открытия сессии ПАСЕ, 19 января, встречался с представителями мониторингового комитета Ханне Северинсен и Ренатой Вольвенд и "ответил на все их вопросы".
"Был среди них и такой вопрос: учитываются ли выводы Венецианской Комиссии при принятии Конституционным судом Украины своих решений", - сказал Селивон.
"Отвечая, я сделал акцент на том, что наш суд, как и органы конституционной юрисдикции всех других государств мира, принимает решения только правового характера и руководствуется при этом исключительно требованиями Конституции. Это - истина для любого юриста", - отметил он.
"Другое дело, что при выработке решений мы нередко обращаемся к выводам Венецианской Комиссии, и я могу сказать, что во многих случаях наши позиции совпадали", - сказал Селивон.
"Так было и в данном случае", - отметил он.
При этом, "не обнаружив в названных законопроектах положений (кроме одного), противоречащих статьям 157 и 158 Основного закона, - а это, как известно, было единственной задачей судей, - Конституционный суд вместе с тем в своих заключениях высказал замечания к тринадцати статьям и разделу 16 "Заключительные положения", которые касаются изменений Конституции Украины".
"Анализ заключения Венецианской Комиссии по этим законопроектам показывает, что по ряду принципиальных вопросов его положения совпадают с замечаниями, высказанными Конституционным судом Украины", - подчеркнул глава КС.
Так, по его словам, в заключениях Конституционного суда Украины от 30 октября 2003 года, от 5 ноября 2003 года и от 10 декабря 2003 года указывается: "избрание Верховной Радой Украины судий судов общей юрисдикции сроком на десять лет, а не бессрочно, как это предусмотрено действующей Конституцией Украины, может привести к снижению уровня гарантий независимости судий, установленных Основным законом Украины".
"Аналогичной позиции придерживается Венецианская Комиссия, в заключении которой, в частности, отмечается, что избрание судий на десять лет с правом повторного избрания может рассматриваться как угроза для независимости и непредвзятости судий", - отметил Селивон.
В вопросе регулирования деятельности прокуратуры в указанных законопроектах, в частности, по предоставлению ей права осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, КС придерживается мнения, что "такие полномочия прокуратуры фактически означают осуществление ею надзора за соблюдением законов всеми государственными органами Украины".
"Что не согласовывается с положением Конституции Украины, гласящим: государственная власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Подобной точки зрения придерживается и Венецианская Комиссия", - сказал судья.
Говоря о законопроекте № 4180, в котором предлагается продлить полномочия Верховной Рады Украины, Селивон подчеркнул, что "по этому поводу суд указал, что такое продление полномочий единого законодательного органа Украины создает прецедент, который в дальнейшем может привести к потере парламентом Украины признаков его как выборного представительского органа".
"Относительно этой ситуации Венецианская Комиссия также высказывает "серьезные сомнения - может ли принятое самой Верховной Радой решение продлить срок своих полномочий рассматриваться как отвечающее европейским стандартам демократии".
"Можно указать и на то, что полностью совпали правовые подходы Конституционного суда Украины и Венецианской Комиссии относительно предоставления Верховной Раде Украины права на официальное толкование законов Украины", - сказал Селивон, добавив, что "заключением Конституционного суда Украины от 30 октября 2003 года законопроект № 3207-1 в этой части был признан не отвечающим требованиям статьи 157 Конституции Украины.
Поскольку предложенные изменения "предусматривают ограничение права индивида обращаться в Конституционный суд Украины и тем самым права на судебную защиту"".
Как сообщалось, 29 января ПАСЕ приняла резолюцию о политическом кризисе в Украине, который, по мнению Ассамблеи, вызван проведением нелегитимных процедур в парламенте. ПАСЕ считает, что в случае продолжения практики, противоречащей законодательству, Ассамблея может рекомендовать Комитету министров Совета Европы приостановить членство Украины в этой организации.
Интерфакс-Украина
"Досадно, но в пункт 10 резолюции вкралась какая-то ошибка. Хочу обратить внимание на одно интересное обстоятельство: свои рекомендации Венецианская Комиссия, как следует из резолюции ПАСЕ, датирует 13 декабря 2003 года - то есть уже после того, как Конституционным судом были даны заключения по всем трем законопроектам о внесении изменений в Конституцию Украины", - заявил Селивон в интервью агентству "Интерфакс-Украина".
В пункте 10 отмечается: "Ассамблея сожалеет относительно того, что ни одна из рекомендаций Венецианской Комиссии не была принята во внимание в процессе рассмотрения трех законопроектов... Конституционным cудом Украины...".
"Поэтому я не могу понять, откуда утверждение о невнимании к названным рекомендациям могло оказаться в резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы", - подчеркнул глава КС.
Он напомнил, что до открытия сессии ПАСЕ, 19 января, встречался с представителями мониторингового комитета Ханне Северинсен и Ренатой Вольвенд и "ответил на все их вопросы".
"Был среди них и такой вопрос: учитываются ли выводы Венецианской Комиссии при принятии Конституционным судом Украины своих решений", - сказал Селивон.
"Отвечая, я сделал акцент на том, что наш суд, как и органы конституционной юрисдикции всех других государств мира, принимает решения только правового характера и руководствуется при этом исключительно требованиями Конституции. Это - истина для любого юриста", - отметил он.
"Другое дело, что при выработке решений мы нередко обращаемся к выводам Венецианской Комиссии, и я могу сказать, что во многих случаях наши позиции совпадали", - сказал Селивон.
"Так было и в данном случае", - отметил он.
При этом, "не обнаружив в названных законопроектах положений (кроме одного), противоречащих статьям 157 и 158 Основного закона, - а это, как известно, было единственной задачей судей, - Конституционный суд вместе с тем в своих заключениях высказал замечания к тринадцати статьям и разделу 16 "Заключительные положения", которые касаются изменений Конституции Украины".
"Анализ заключения Венецианской Комиссии по этим законопроектам показывает, что по ряду принципиальных вопросов его положения совпадают с замечаниями, высказанными Конституционным судом Украины", - подчеркнул глава КС.
Так, по его словам, в заключениях Конституционного суда Украины от 30 октября 2003 года, от 5 ноября 2003 года и от 10 декабря 2003 года указывается: "избрание Верховной Радой Украины судий судов общей юрисдикции сроком на десять лет, а не бессрочно, как это предусмотрено действующей Конституцией Украины, может привести к снижению уровня гарантий независимости судий, установленных Основным законом Украины".
"Аналогичной позиции придерживается Венецианская Комиссия, в заключении которой, в частности, отмечается, что избрание судий на десять лет с правом повторного избрания может рассматриваться как угроза для независимости и непредвзятости судий", - отметил Селивон.
В вопросе регулирования деятельности прокуратуры в указанных законопроектах, в частности, по предоставлению ей права осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, КС придерживается мнения, что "такие полномочия прокуратуры фактически означают осуществление ею надзора за соблюдением законов всеми государственными органами Украины".
"Что не согласовывается с положением Конституции Украины, гласящим: государственная власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Подобной точки зрения придерживается и Венецианская Комиссия", - сказал судья.
Говоря о законопроекте № 4180, в котором предлагается продлить полномочия Верховной Рады Украины, Селивон подчеркнул, что "по этому поводу суд указал, что такое продление полномочий единого законодательного органа Украины создает прецедент, который в дальнейшем может привести к потере парламентом Украины признаков его как выборного представительского органа".
"Относительно этой ситуации Венецианская Комиссия также высказывает "серьезные сомнения - может ли принятое самой Верховной Радой решение продлить срок своих полномочий рассматриваться как отвечающее европейским стандартам демократии".
"Можно указать и на то, что полностью совпали правовые подходы Конституционного суда Украины и Венецианской Комиссии относительно предоставления Верховной Раде Украины права на официальное толкование законов Украины", - сказал Селивон, добавив, что "заключением Конституционного суда Украины от 30 октября 2003 года законопроект № 3207-1 в этой части был признан не отвечающим требованиям статьи 157 Конституции Украины.
Поскольку предложенные изменения "предусматривают ограничение права индивида обращаться в Конституционный суд Украины и тем самым права на судебную защиту"".
Как сообщалось, 29 января ПАСЕ приняла резолюцию о политическом кризисе в Украине, который, по мнению Ассамблеи, вызван проведением нелегитимных процедур в парламенте. ПАСЕ считает, что в случае продолжения практики, противоречащей законодательству, Ассамблея может рекомендовать Комитету министров Совета Европы приостановить членство Украины в этой организации.
Интерфакс-Украина