10 лет назад Кучма заявил, что парламентско-президентская форма полностью доказала несостоятельность

Среда, 4 февраля 2004, 16:57
Парламентско-президентская форма правления Украиной не нравилась Леониду Кучме очень давно. Он о ней говорил почти как о девушке, не имеющей шансов быть посватанной.

22 декабря 1994 года, выступая с парламентской трибуны, президент Кучма заявил, что парламентско-президентская форма правления полностью доказала свою несостоятельность. Глава государства назвал ошибкой то, что Верховная Рада образца 1991 года не смогла передать власть сначала правительству, а потом и всенародно избранному президенту.

Оратор как негативный момент отметил стремление парламента контролировать правительство. Он заявил, что парламент по своей природе не может выполнять управленческие функции, и сказал, что правительство не может эффективно работать, так как оно является "казачком двух господ".

И вдруг президент Кучма говорит сегодня, что "девушка" не так уж и плоха. Он развернул активную деятельность, чтобы показать потенциальным женихам все ее добродетели. Да еще и пытается увеличить ее приданое до приличных размеров. А именно - расширить полномочия парламента.

Отчего вдруг бедная сиротинушка в виде парламентско-президентской формы правления растопила лед на сердце главы государства? Почему он сменил безразличие на искреннюю приязнь?

Помните, возглавляемое Леонидом Кучмой правительство шутя называли правительством в декрете? Не потому, что какой-то извращенец его оплодотворил и отправил в декретный отпуск. А потому, что команда премьер-министра Леонида Кучмы обладала чрезвычайными полномочиями: она издавала специальные декреты, имевшие силу законов. Фактически исполнительная власть под его руководством получила еще и законодательные функции.

Леонид Кучма добился этих полномочий 18 ноября 1992, буквально шокировав парламентариев откровенным анализом состояния дел в стране. Фактически, впервые из уст такого высокого должностного лица прозвучало, что в стране существует системный кризис, охвативший все сферы общества.

Леонид Кучма заявил о наличии в стране мощных коррумпированных кланов, имеющих поддержку даже в наивысших эшелонах власти. Он сказал, что со стороны мафии политике "высших государственных органов страны уже объявлена война, и мы вынуждены этот вызов принять".

Оратор заявил, что "система чрезвычайных мероприятий - единственный вариант спасения государства и общества". Понятное дело, для осуществления чрезвычайных мероприятий необходимо было иметь чрезвычайные полномочия.

Леонид Кучма, наверно, так напугал парламент, что 308 депутатов (конституционное большинство) проголосовали "за" предоставление ему таких полномочий, и только 18 - "против".

Итак, впервые сев в одно из самых высоких властных кресел в стране, Леонид Кучма запомнился тем, что активно боролся за получение бОльших властных возможностей. Он их получил, но это не помогло ему осуществить реформы в стране. Идя в отставку с должности премьера, он честно признал, что его правительство провалилось.

За власть Кучма самоотверженно бился и тогда, когда сел в наивысшее властное кресло в государстве. Он напряг все свои силы, чтобы сорвать принятие проекта закона, предусматривавшего восстановление в Украине вертикали Советов народных депутатов.

Если учесть, что вышеупомянутый проект прошел в парламенте первое чтение, то можете представить себе, сколько энергии пришлось израсходовать молодому президенту, чтобы остановить его дальнейшее рассмотрение. Если бы этого не удалось сделать, то Кучма превратился бы в президента с чуть ли не представительскими функциями.

Кроме того, президент Кучма, будучи сопредседателем комиссии по разработке Конституции, добился вынесения на рассмотрение такого проекта основного закона, против которого голосовал другой сопредседатель – тогдашний председатель Верховной Рады Александр Мороз.

Против этого проекта высказались представители всех политических сил Украины. Каждая из них имела свои претензии к проекту, но всех их объединяла критика чрезмерных полномочий президента и превращения парламента в декоративный орган власти со значительным ограничением возможностей местного самоуправления.

Конституционная комиссия якобы выработала компромиссный вариант проекта Конституции. Но президент Кучма настойчиво добивался принятия проекта основного закона, где для него предусматривались беспрецедентные полномочия.

27 июня 1996 года он подписал указ о конституционном референдуме, целью которого было поддержать тот проект, которому симпатизировал Леонид Кучма. Кроме того, президент прилагал усилия, чтобы в драматическую конституционную ночь с 27 на 28 июня 1996 года не был принят согласованный компромиссный проект.

Об этом свидетельствует тот факт, что депутаты, которые – в нарушение закона – работали еще и в структурах исполнительной власти и, соответственно, были подчинены президенту, не появились той ночью на заседание парламента. В парламенте называлась цифра, что таких совместителей насчитывается до семидесяти человек. Однако сорвать принятие Конституции главе государства не удалось.

Примеров борьбы Леонида Кучмы за дополнительные властные полномочия можно привести еще немало. Он никогда не отказывался от того, чтобы прибрать к рукам еще немного властных возможностей. Он никогда не высказывался за парламентско-президентскую республику.

Его внезапное согласие передать часть полномочий от президента парламенту, естественно, вызывает подозрение: не стремится ли он передать полномочия под самого себя? Собственно, бывший председатель Верховной Рады Иван Плющ уже высказал убеждение, что Леонид Кучма снова хочет стать президентом, которого избирал бы парламент.

Правда, после известной резолюции ПАСЕ подконтрольные Кучме политические силы согласились оставить процедуру избрания президента неприкосновенной.

Но вопрос об увеличении полномочий парламента не снят с повестки дня. Если от парламента будет зависеть назначение главы правительства больше, чем от президента, то нынешний глава государства через, как он надеется, контролируемый им парламент вполне может выдвинуться на должность премьер-министра.

Такое предположение уже сделала Юлия Тимошенко. Можно также предположить, что в этом случае президент окажется декоративной фигурой при правительстве.

Но при всех раскладах нельзя исключать, что Кучма не захочет сохранить за собой кресло главы государства. Вы скажете, что сам Леонид Кучма неоднократно заявлял, что он не собирается баллотироваться на третий срок.

Но в нашей политике обещаниям, в частности, из уст президента Кучмы, полностью верить может разве что какой-нибудь наивняк. Так что, если Леонида Кучму очень попросят трудовые коллективы, то кто знает, не прислушается ли он к голосу народа.

Кстати, еще одна интересная деталь. В Конституции записано, что "одно и то же лицо не может быть президентом больше чем два срока подряд". Обратите внимание на слово "подряд".

Это значит, что с перерывами одно и то же лицо могут избирать бесконечное количество раз. Не думаете ли вы, что Леонид Кучма, если не удастся его "политическая реформа" с сохранением за ним кресла, отдохнет немного в частной резиденции, поднаберется немного сил – и опять возжелает возглавить украинский народ на пути к сытой жизни? Его властные амбиции дают основания для таких невероятных предположений.


Автор: Юрий Луканов, автор книжки "Третий президент. Политический портрет Леонида Кучмы"


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования