Обнародованы отрывки тайных циркуляров генерала Кравченко

Пятница, 27 февраля 2004, 19:25
Депутат Томенко не обнародовал, как обещал накануне, документы генерала Кравченко. Хотя сам Кучма два дня назад разрешил не делать секретов из архива разведчика – все равно это, мол, неправда.

Но, по словам Томенко, даже в дешифрованном виде документы Кравченко дают возможность найти ключ к шифрам Службы безопасности Украины. Об этом его предупредили работники Генпрокуратуры, которые в пятницу утром получили от Томенко 8 циркуляров, переданных из Берлина Валерием Кравченко.

"Представители Генпрокуратуры пообещали достаточно оперативно принять решение по переданным документам, а если бы я их обнародовал, то это повлияло бы на процесс и могло бы сломать чуть ли не всю систему шифрования СБУ", – сказал Томенко.

Кроме того, по его словам, сам Кравченко был против того, чтобы делать достоянием гласности эти циркуляры: "Он не обнародовал ни одного документа и отдал их мне для передачи в Генеральную прокуратуру. Он был категоричным противником обнародования и действовал корректно, как офицер".

Впрочем, Томенко пообещал распространить среди журналистов материалы Кравченко, если в течение недели Генпрокуратура не возбудит уголовное дело. Вместе с тем Томенко на пресс-конференции в Киеве все-таки зачитал отрывки из четырех документов – которые, по словам Кравченко, свидетельствуют о нарушении законов.

Одна из первых инструкций из Киева касалась не оппозиции, а слежки за чиновниками. Кравченко считает, что это не задача разведки – собирать неофициальную информацию относительно министров.

Документ 1.

Этот циркуляр, как сказал Томенко со ссылкой на Кравченко, был направлен представителям разведки Украины в 20 странах. Документ называется "Относительно визитов должностных лиц".

Обнародованный депутатом отрывок звучал так: "В связи с необходимостью информационного освещения результатов визитов должностных лиц украинских органов государственной власти (от министра и выше) за рубеж просим направлять сообщения, которые освещают следующие вопросы".

Далее – перечень информации, которую Кравченко должен был передавать в Киев. Незаконным, считает он, было сообщать, "с кем были проведены другие [неофициальные] встречи [членами делегаций], в том числе с бизнес-кругами, о чем на них договорились; другую важную информацию, как подписывались документы".

"Указанные сообщения направлять в течение суток после завершения визита", – сказано в документе.

Документ 2.

В нем речь идет об уже известной истории – от Кравченко требовали собрать информацию об авторах и героях сюжета на телеканале ZDF относительно незаконного вывоза из Украины детей или, возможно, частей тел детей.

По словам Томенко, СБУ направила этот текст в несколько стран, не только в Германию. Томенко зачитал текст циркуляра:

"По полученным данным, на одном из неустановленных европейских телеканалов – вероятно, немецком – ожидается показ программы или сюжета, направленного на дискредитацию Украины как государства в целом и компрометацию высшего руководства нашей страны. По смыслу сюжет будет посвящен незаконной торговле человеческими донорскими органами в Украине.

Поэтому необходимо установить наличие на консульских учетах... лиц (двух граждан Украины), срочно направить в центр по каналу... всю имеющуюся информацию относительно указанных лиц: связи, интересы, направление материалов, СМИ, в которых публикуются.

Собрать информацию относительно программы "Мона Лиза", ее владельцев, основателей, руководителей.

Выяснить вероятность появления указанного сюжета в телепрограмме "Мона Лиза" и принять меры по недопущению его трансляции".

Документ 3.

Этот текст, полученный в конце 2003, по словам Томенко, особенно возмутил Кравченко. "Впервые за историю его работы за границей содержались указания о явно политических вещах", – отметил депутат.

В документе говорилось:

"Обращаем внимание на необходимость проведения постоянной работы, направленной на получение информации о приезде в страну вашего пребывания всех без исключения украинских делегаций, а также отдельных лиц, действия которых за границей могут иметь отрицательное влияние на реализацию внутренней и внешнеполитической стратегии Украины.

По вышеупомянутым фактам требуем своевременного и полного информирования отдельной справкой...

Активизировать работу среди украинской диаспоры с целью получения необходимой упреждающей информации в интересах обеспечения безопасности нашей страны и в контексте подготовки политической реформы, президентских выборов".

Документ 4.

Данный документ уже содержит указания Кравченко действовать относительно неукраинцев. Эти требования, кроме берлинского генерала, получили разведчики в шести странах, сообщил Томенко. В циркуляре говорится:

"В ходе встречи лидера "Нашей Украины" Виктора Ющенко с руководителем представительства Европейской комиссии Жустеном, которая состоялась в ноябре этого года, он выступил с инициативой проведения в декабре 2003 года в Киеве международной конференции, посвященной обсуждению европейских перспектив.

О своем согласии принять участие в конференции якобы сообщили Клинтон, Олбрайт, Бжезинский. Руководство "Нашей Украины" также ожидает приезда других известных деятелей.

С целью получения информационных и оперативных материалов относительно вышеуказанного форума, необходимо сориентировать источник на получение информации по таким вопросам: состав участников, контакты, цель, освещение реакции на событие, дальнейшие намерения, планы, возможная программа.

При этом особого внимания заслуживает информация относительно критических выступлений участников форума в адрес Украины".

***

По убеждению Томенко, все эти требования центрального руководства СБУ от своих офицеров в посольствах невозможно выполнить, пользуясь открытыми источниками. Все они требуют проведения оперативных мероприятий – прослушивания, слежки, привлечения агентуры.

 
В этой папке - секретные документы генерала Кравченко
 
Все это запрещено законом о разведывательных органах Украины, на что неоднократно ссылался Кравченко.

Кроме того, в циркулярах удивляет стилистика, которая показывает непонимание их авторами условий жизни на Западе. Чего только стоит приказ "принять меры по недопущению трансляции" сюжета в программе немецкого канала ZDF. "Я так понимаю, что существуют два средства – это физическое уничтожение или подкуп", – предположил Томенко.

По его словам, под этими циркулярами нет традиционных подписей: "Там стоят цифры, под которыми шифрованы управления, подразделение, должностное лицо".

Томенко рассказал – очевидно, со слов Кравченко – о процедуре получения этих указаний: "СБУ передает сообщения по соответствующей системе, а соответствующий человек в соответствующей комнате посольства дешифровывает этот документ".

Впечатления Томенко от самого Кравченко: распространяемые СБУ версии, что генерал пошел на этот шаг из-за личных проблем – неправда. Депутат сказал о мотивах разведчика, о которых узнал от самого Кравченко: "Он как человек, который 30 лет проработал в разведке, считает недопустимым накануне президентской кампании использовать элитные подразделения СБУ для решения конкретных политических проблем или удержания кого-то при власти, или прихода кого-то ко власти".

Рассказал Кравченко Томенко и свою версию конфликта с охраной Кучмы в Баден-Бадене: он вместе с немецкими спецслужбами убедился, что никакой угрозы жизни гаранта нет. А шум этот подняли, чтобы добиться от немецкой стороны усиленной охраны для Кучмы и дипломатических номеров на машины для его гостей.

По словам Томенко, в ближайшие дни Кравченко должен встретиться с депутатом Европарламента от Германии Габриэллой Штаунер – той самой, которая подняла в законодательном органе ЕС проблему торговли детьми из Украины. В эфире ZDF ее называли также потенциальной "жертвой" Кравченко.

Томенко также сообщил, что на 9 марта Кравченко получил вызов в полицию. Это реакция на обращение МИД, "что он незаконно присвоил имущество украинского государства – служебный автомобиль и мобильный телефон".

Томенко сообщил, что Кравченко "автомобиль уже вернул, а с телефоном разберется". Депутат сказал, что в четверг генерал "общался с представителями полиции", и после того, как он отдаст посольству и трубку, то проблем с немецкими органами у него не будет.

Дальнейшая судьба генерала должна решиться к апрелю. Томенко: "В течение месяца ему остается решить: или приехать в Украину – и он готов это сделать, если откроется уголовное дело по факту незаконных указаний СБУ. Если этого не будет, то вторая альтернатива – это политическое убежище".

Сам генерал в новом интервью "Украинской правде" вновь сказал, что "не хочет просить никакого убежища". Кравченко заявил: "Если в Украине на мои обвинения отреагирует Генпрокуратура – я готов вернуться. Если президент гарантирует мне безопасность, я вернусь. А если [он] мне будет угрожать, то я буду продолжать это дело тут, в Германии".

Во время пресс-конференции Томенко сослался на разговор с представителем СБУ, который, еще не читая документов Кравченко, высказал уверенность, что полученные генералом указания были законными.

Проверить, так ли это, довольно легко. Закон "О разведывательных органах Украины" содержит ссылку: разведывательные органы в задачах о получении разведывательной информации применяют "методы и средства оперативно-розыскной деятельности в порядке, определенном в законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности".

А этот второй закон содержит перечень оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности. Это должна быть информация, которая требует проверки, о:

– преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;
– лицах, которые готовят или совершили преступление;
– лицах, которые скрываются от органов расследования, суда или уклоняются от отбытия уголовного наказания;
– лицах, безвести пропавших;
– разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных лиц против Украины;
– реальной угрозе жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью...

Вторым основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности являются запросы государственных органов о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.

Третье и последнее основание для проведения оперативно-розыскной деятельности – "необходимость в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства".

Следует понимать, что сюжет на канале ZDF, приезд министров или оппозиционеров за границу, конференция с участием Мадлен Олбрайт – все это является вызовом "интересам безопасности общества и государства". Или "государственной тайной"?

Читайте также:

Генерал Кравченко: Если президент гарантирует мне безопасность, я вернусь

На Кучму готовили покушение в Баден-Бадене, но Кравченко не захотел его спасти

КРАВЧЕНКО ВМЕСТЕ С НЕМЦАМИ ПРОВЕРЯЛ СЕМЬЮ В ШВАРЦВАЛЬДЕ, КОТОРАЯ МОГЛА УБИТЬ КУЧМУ

Новые заявления Кравченко: ему приказывали следить за немецкой журналисткой и политиком


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования