Последняя фаза реформы. Самоуничтожение
Четверг, 19 февраля 2004, 11:07
Где как, а в Украине все соглашения составляются лишь для того, чтобы их нарушать. Законы, конечно, тоже, но соглашения имеют в этом смысле большие преимущества.
Нарушение законов – дело будничное и иногда опасное. А нарушение соглашений – это праздник сообразительности и изобретательности, торжество над партнерами-"лохами" и просто огромное самоудовлетворение.
Чем больше соглашений – тем более адреналина. Чем больше участников и жертв настоящих соглашений – тем больше выигрыш организаторов. В особенности если "подписанты" навсегда остаются в договорном поле, а настоящие игроки – в правовом, или таком, которое все остальные вынуждены считать законным.
18 февраля они "сформатировались". В середине – "три толстяка" Янукович, Медведчук и Тигипко как олицетворение трех мощнейших кланов. Вокруг них – очередная "широкая коалиция демократических сил" (не путать с аналогичным названием бывших инициатив "Нашей Украины") в виде лидеров партий и фракций настоящего большинства, вместе с мажоритарщиками.
За их спинами – тонкое, но крепкое "кольцо" левых – СПУ и КПУ, которые подпирают собой "конституционное соглашение" о реформе.
Далее – "неохваченные" соглашениями, но в границах парламента – "Наша Украина", БЮТ, и в отдельности – Литвин. Всюду – взволнованный и замороченный невероятными сногсшибательными виражами своего политикума народ-электорат. И над всем этим – Кучма, который ничего не подписывал, ни за что ответственности не брал, но все всем обещал...
Вот в этой "конфигурации" и должен вроде бы вырабатываться окончательный вид украинского будущего. Сразу, наверное, следует оговориться: желание некоторых энтузиастов, отталкиваясь от этой нехорошей картины, написать какой-либо новый "проект Украины" будет сталкиваться с одной, но не второстепенной проблемой.
Этот новый проект или сразу будет писаться за "старые" деньги, или может быть в дальнейшем "продан" "старым" же деньгам, которые концентрируются – с какой стороны не глянь – внутри уже состоявщейся "пирамиды".
Ни новых русских, ни новых американских или европейских "инвестиций" в какое-то абсолютно новое видение украинской перспективы ожидать не следует: все они уже в определенной форме задействованы в проекте старом. Поэтому максимум, на что приходится рассчитывать – что какое-то новое качество выплавится в этом котле.
Но на новое качество ничто не указывает. Точнее, новым качеством можно считать создание механизма ради уничтожения проекта "реформа".
Так, лидер СПУ Мороз может гордиться, что таки загнал большевиков в переговорный процесс по такой желательной ему реформе. Но цена этих переговоров сразу ударила по основе идеологии изменения системы власти: избирательному закону.
Как уже известно, "конституционное соглашение" НЕ подписали "НУ" и БЮТ, а затем – они НЕ обязались голосовать за пропорциональный закон. Вместе с тем это соглашение подписано мажоритарными фракциями с предостережениями, и именно с учетом их "индивидуалистских" интересов в избирательном законе.
В ином случае они не дадут голосов для реформы. А поскольку уже при наличии предостережений мажоров под соглашением поставили подписи и лидеры КПУ и СПУ – то это означает, что они соглашаются учитывать интересы неприятелей пропорционки. А еще не так давно они били себя в грудь: никогда реформа не пройдет без жесткого пропорционального закона, так как это будет профанация... Никогда не говори "никогда"? Но так уже положено начало нарушения только что подписанного соглашения.
Самым левым дальнейшее отрицание чистой пропорционки уже компенсировано частичкой админресурса: им достались три места в том самом ЦИКе, состав которого, по определению Мороза, напоминал ему о стремлениях Кучмы к пожизненному правлению.
Уменьшатся ли перспективы Кучмы в этом смысле из-за появления в Центризбиркоме только одного социалиста – вопрос риторический. А вот тот факт, что состав ЦИК вообще был утвержден еще до подписания "конституционного соглашения", в котором есть (было?) и требование относительно пропорционального представительства этой "счетной комиссии" – очень показателен.
Это – еще одно нарушение недавних обещаний. Сразу за ним можно вычеркивать намерение откорректировать сам закон про ЦИК – теперь это понадобится лишь через несколько лет. Итак, совсем не для выполнения записанных пунктов настоящее соглашение подписывалось.
Целей было две:
а) втянуть в соглашение Ющенко с Тимошенко, и на этом закрыть вопрос "легальности" реформы для ПАСЕ;
б) поставить в позицию "буриданова осла" Януковича. Который в стремлении получить больше власти разорвался бы между перспективой стать "единым кандидатом" в президенты и возможностью, не двигаясь с места премьера, просто ухватить все возможные полномочия.
Первая задача так и не выполнена: БЮТ и "НУ" легализировать реформу отказались. Теперь главным "легализатором" остается СПУ, которая себе выбора фактически не оставила: если даже КС не возьмет на себя ответственности за признание легитимности предыдущих голосований конституционных изменений – СПУ уже не сможет отступиться от "круговой поруки", в которую дала себя втянуть вместе с коммунистами.
Что же касается Януковича, то здесь дело окончательно задурманить ему голову и, наконец, "кинуть" по всем "понятиям" переведено дополнительно на другое соглашение – про "широкую коалицию".
Эта бумажка в очень размытых формулировках намекает главе правительства, что его будто бы не будут дергать с должности вплоть до 2006 года, но гарантий никаких нет и быть не может.
С одной стороны, до одобрения еще неизвестных изменений в Конституцию никто не лишил права Кучму изменить главу правительства, с другой - впереди правительственный отчет, а после осуществления реформы – очередное переформирование коалиции.
Кроме того, Януковича соблазняют уже к середине марта согласиться стать "единым" кандидатом в президенты, но без полномочий. При этом откладывать свое решение до начала официальной избирательной кампании ему не разрешат - тем более, что так и не известно до сих пор, когда эта компания может начаться и начнется ли вообще.
Но важно, чтобы Янукович это решение принял. И тогда автоматически (формально) возникнет вопрос о следующем премьере от коалиции. Кто конкретно – это уже к мастерам кадровых прогнозирований. Но задача окончательной "утилизации" Януковича почти выполнена.
Из тесного объятия соратников по "широкой коалиции" и левых ему уже не вырваться на стратегическое пространство единого естественного сотрудничества с конкурентами и вместе с тем потенциальными партнерами из блока Ющенко.
Теперь судьба Януковича – как и у каждого заложника: реализовывать чужие цели. В данном случае – в роли условного лидера "широкой коалиции демсил" – разыгрывать альтернативу Ющенко, не напрасно у последнего украли, пардон, "перехватили" даже название коалиции. Это тоже определенная форма "легализации" процессов, которые происходят вокруг реформы – про европейский и американский глаз.
Тем временем наиболее интересное в том, что вне всех соглашений, кроме Ющенко и Тимошенко, остались два должностных лица – Кучма и Литвин. От них на самом деле зависит окончательное принятие и введение в действие и реформы, и всех законов к ней, через комбинацию которых пытаются решить свои проблемы участники соглашений.
В особенности интересна здесь "посторонняя" позиция Литвина. Действительно, в то время как "подписанты" делят и переделяют все важные должности, он в этом процессе участия не принимает. Его уже просто не учитывают или просто априори оставили ему его должность?
А это не имеет значения. Все события, которые разворачиваются после 24 декабря, в конце концов, направлены на то, чтобы единственная подпись Литвина под любыми решениями, одобренными внутри парламента любым способом, позволяла ему самому и тем, кому надо, считать эти решения законными.
К моменту, когда из КС выйдет проект №4105 – в котле двух соглашений перемелются в сплошную труху все "системные" наработки их авторов. И уже тогда Литвину останется провести одно-единственное голосование и поставить свою подпись под текстом, содержание которого может быть составлено в последний момент.
Количество голосов, кстати, также необязательно может равняться 300. Ведь гарантий со стороны "НУ" и БЮТ относительно не блокирования работы парламента также нет. Итак, модель осуществления процесса "голосования" от 24 декабря остается в силе. Изменится лишь политическое и моральное лицо тех, кто взял на себя ответственность за два подписанных 18 февраля соглашения.
И изменится не в лучшую сторону, так как в ближайшее время они должны нарушить все, о чем договаривались и что вроде бы обещали обществу. С этим они придут к окончательному голосованию за реформу, и какой бы текст после этого последнего "акта" в парламенте не подписал Литвин - обжаловать его не сможет никто. Моральное право на апелляцию останется только у БЮТ и "Нашей Украины" – но эти апелляции пойдут лишь наружу, в широкий мир.
А последнее слово в Украине останется за Кучмой, которому будет не трудно... наложить свое вето на полностью дискредитированную реформу.
И пока что нет никакой гарантии, что "цивилизованный мир" не признает меньшим злом проект "Кучма-3" с сохранением всех настоящих полномочий президента – вместо псевдореформы.
Нарушение законов – дело будничное и иногда опасное. А нарушение соглашений – это праздник сообразительности и изобретательности, торжество над партнерами-"лохами" и просто огромное самоудовлетворение.
Чем больше соглашений – тем более адреналина. Чем больше участников и жертв настоящих соглашений – тем больше выигрыш организаторов. В особенности если "подписанты" навсегда остаются в договорном поле, а настоящие игроки – в правовом, или таком, которое все остальные вынуждены считать законным.
18 февраля они "сформатировались". В середине – "три толстяка" Янукович, Медведчук и Тигипко как олицетворение трех мощнейших кланов. Вокруг них – очередная "широкая коалиция демократических сил" (не путать с аналогичным названием бывших инициатив "Нашей Украины") в виде лидеров партий и фракций настоящего большинства, вместе с мажоритарщиками.
За их спинами – тонкое, но крепкое "кольцо" левых – СПУ и КПУ, которые подпирают собой "конституционное соглашение" о реформе.
Далее – "неохваченные" соглашениями, но в границах парламента – "Наша Украина", БЮТ, и в отдельности – Литвин. Всюду – взволнованный и замороченный невероятными сногсшибательными виражами своего политикума народ-электорат. И над всем этим – Кучма, который ничего не подписывал, ни за что ответственности не брал, но все всем обещал...
Вот в этой "конфигурации" и должен вроде бы вырабатываться окончательный вид украинского будущего. Сразу, наверное, следует оговориться: желание некоторых энтузиастов, отталкиваясь от этой нехорошей картины, написать какой-либо новый "проект Украины" будет сталкиваться с одной, но не второстепенной проблемой.
Этот новый проект или сразу будет писаться за "старые" деньги, или может быть в дальнейшем "продан" "старым" же деньгам, которые концентрируются – с какой стороны не глянь – внутри уже состоявщейся "пирамиды".
Ни новых русских, ни новых американских или европейских "инвестиций" в какое-то абсолютно новое видение украинской перспективы ожидать не следует: все они уже в определенной форме задействованы в проекте старом. Поэтому максимум, на что приходится рассчитывать – что какое-то новое качество выплавится в этом котле.
Но на новое качество ничто не указывает. Точнее, новым качеством можно считать создание механизма ради уничтожения проекта "реформа".
Так, лидер СПУ Мороз может гордиться, что таки загнал большевиков в переговорный процесс по такой желательной ему реформе. Но цена этих переговоров сразу ударила по основе идеологии изменения системы власти: избирательному закону.
Как уже известно, "конституционное соглашение" НЕ подписали "НУ" и БЮТ, а затем – они НЕ обязались голосовать за пропорциональный закон. Вместе с тем это соглашение подписано мажоритарными фракциями с предостережениями, и именно с учетом их "индивидуалистских" интересов в избирательном законе.
В ином случае они не дадут голосов для реформы. А поскольку уже при наличии предостережений мажоров под соглашением поставили подписи и лидеры КПУ и СПУ – то это означает, что они соглашаются учитывать интересы неприятелей пропорционки. А еще не так давно они били себя в грудь: никогда реформа не пройдет без жесткого пропорционального закона, так как это будет профанация... Никогда не говори "никогда"? Но так уже положено начало нарушения только что подписанного соглашения.
Самым левым дальнейшее отрицание чистой пропорционки уже компенсировано частичкой админресурса: им достались три места в том самом ЦИКе, состав которого, по определению Мороза, напоминал ему о стремлениях Кучмы к пожизненному правлению.
Уменьшатся ли перспективы Кучмы в этом смысле из-за появления в Центризбиркоме только одного социалиста – вопрос риторический. А вот тот факт, что состав ЦИК вообще был утвержден еще до подписания "конституционного соглашения", в котором есть (было?) и требование относительно пропорционального представительства этой "счетной комиссии" – очень показателен.
Это – еще одно нарушение недавних обещаний. Сразу за ним можно вычеркивать намерение откорректировать сам закон про ЦИК – теперь это понадобится лишь через несколько лет. Итак, совсем не для выполнения записанных пунктов настоящее соглашение подписывалось.
Целей было две:
а) втянуть в соглашение Ющенко с Тимошенко, и на этом закрыть вопрос "легальности" реформы для ПАСЕ;
б) поставить в позицию "буриданова осла" Януковича. Который в стремлении получить больше власти разорвался бы между перспективой стать "единым кандидатом" в президенты и возможностью, не двигаясь с места премьера, просто ухватить все возможные полномочия.
Первая задача так и не выполнена: БЮТ и "НУ" легализировать реформу отказались. Теперь главным "легализатором" остается СПУ, которая себе выбора фактически не оставила: если даже КС не возьмет на себя ответственности за признание легитимности предыдущих голосований конституционных изменений – СПУ уже не сможет отступиться от "круговой поруки", в которую дала себя втянуть вместе с коммунистами.
Что же касается Януковича, то здесь дело окончательно задурманить ему голову и, наконец, "кинуть" по всем "понятиям" переведено дополнительно на другое соглашение – про "широкую коалицию".
Эта бумажка в очень размытых формулировках намекает главе правительства, что его будто бы не будут дергать с должности вплоть до 2006 года, но гарантий никаких нет и быть не может.
С одной стороны, до одобрения еще неизвестных изменений в Конституцию никто не лишил права Кучму изменить главу правительства, с другой - впереди правительственный отчет, а после осуществления реформы – очередное переформирование коалиции.
Кроме того, Януковича соблазняют уже к середине марта согласиться стать "единым" кандидатом в президенты, но без полномочий. При этом откладывать свое решение до начала официальной избирательной кампании ему не разрешат - тем более, что так и не известно до сих пор, когда эта компания может начаться и начнется ли вообще.
Но важно, чтобы Янукович это решение принял. И тогда автоматически (формально) возникнет вопрос о следующем премьере от коалиции. Кто конкретно – это уже к мастерам кадровых прогнозирований. Но задача окончательной "утилизации" Януковича почти выполнена.
Из тесного объятия соратников по "широкой коалиции" и левых ему уже не вырваться на стратегическое пространство единого естественного сотрудничества с конкурентами и вместе с тем потенциальными партнерами из блока Ющенко.
Теперь судьба Януковича – как и у каждого заложника: реализовывать чужие цели. В данном случае – в роли условного лидера "широкой коалиции демсил" – разыгрывать альтернативу Ющенко, не напрасно у последнего украли, пардон, "перехватили" даже название коалиции. Это тоже определенная форма "легализации" процессов, которые происходят вокруг реформы – про европейский и американский глаз.
Тем временем наиболее интересное в том, что вне всех соглашений, кроме Ющенко и Тимошенко, остались два должностных лица – Кучма и Литвин. От них на самом деле зависит окончательное принятие и введение в действие и реформы, и всех законов к ней, через комбинацию которых пытаются решить свои проблемы участники соглашений.
В особенности интересна здесь "посторонняя" позиция Литвина. Действительно, в то время как "подписанты" делят и переделяют все важные должности, он в этом процессе участия не принимает. Его уже просто не учитывают или просто априори оставили ему его должность?
А это не имеет значения. Все события, которые разворачиваются после 24 декабря, в конце концов, направлены на то, чтобы единственная подпись Литвина под любыми решениями, одобренными внутри парламента любым способом, позволяла ему самому и тем, кому надо, считать эти решения законными.
К моменту, когда из КС выйдет проект №4105 – в котле двух соглашений перемелются в сплошную труху все "системные" наработки их авторов. И уже тогда Литвину останется провести одно-единственное голосование и поставить свою подпись под текстом, содержание которого может быть составлено в последний момент.
Количество голосов, кстати, также необязательно может равняться 300. Ведь гарантий со стороны "НУ" и БЮТ относительно не блокирования работы парламента также нет. Итак, модель осуществления процесса "голосования" от 24 декабря остается в силе. Изменится лишь политическое и моральное лицо тех, кто взял на себя ответственность за два подписанных 18 февраля соглашения.
И изменится не в лучшую сторону, так как в ближайшее время они должны нарушить все, о чем договаривались и что вроде бы обещали обществу. С этим они придут к окончательному голосованию за реформу, и какой бы текст после этого последнего "акта" в парламенте не подписал Литвин - обжаловать его не сможет никто. Моральное право на апелляцию останется только у БЮТ и "Нашей Украины" – но эти апелляции пойдут лишь наружу, в широкий мир.
А последнее слово в Украине останется за Кучмой, которому будет не трудно... наложить свое вето на полностью дискредитированную реформу.
И пока что нет никакой гарантии, что "цивилизованный мир" не признает меньшим злом проект "Кучма-3" с сохранением всех настоящих полномочий президента – вместо псевдореформы.