Отсроченная Европа
Вторник, 17 февраля 2004, 20:57
Проблема ухода Леонида Кучмы уже давно превратилась на международную. И небольшое число европейских чиновников и аналитиков, которых судьба наказала опекаться Украиной, оказались в сложной ситуации. Им тоже по-своему приходится действовать в условиях неотвратимости событий осени-2004 в Украине.
Как известно, 1 мая в Евросоюз должны вступить десять новых членов, среди которых посткоммунистические страны – соседи Украины. Усилиями нескольких европейских государств ЕС придумал концепцию "Широкая Европа" – где изложены идеи, как уменьшить негатив для Украины, Молдовы и Беларуси после расширения ЕС.
Потом к этой тройке бесперспективных европейцев присоединили еще северо-африканские и ближневосточные государства. Однако вообще-то считается, что первоначально "Широкую Европу" придумали ради Украины. И вот теперь Евросоюз может наполнить идею содержанием.
Проблема же в том, что когда календарь показывает, что надо писать позитивный план действий Украина-Евросоюз, Запад хмурит брови при взгляде на предвыборные страсти в Украине.
"Я не буду скрывать, что я обеспокоен событиями в Верховной Раде", - сказал комиссар ЕС Ферхойген, который занимается расширением Евросоюза и в компетенцию которого входит формирование политики Брюсселя по отношению к Украине.
К счастью, уполномоченные представители Банковой не стали комментировать эти слова как "бредни старого немецкого херра". Потому что, в отличие от оскорблений Северинсен, кривое слово в адрес еврокомиссара может иметь непоправимые последствия для объявленного Леонидом Даниловичем курса на "европейский выбор".
А Ферхойген между тем продолжил. "Международное сообщество будет внимательно наблюдать за соблюдением демократических правил в ходе президентской кампании. В этой связи обстоятельства вокруг конституционной реформы являются причиной для беспокойства", - сказал он 13 февраля на конференции "Расширенный ЕС и Украина" в Брюсселе.
Ферхойген выступал там с политической речью, и ему надо было сказать одновременно и резко, и воодущевляще.
Сейчас, строя отношения с Украиной, Евросоюзу приходится включать сообразительность. И быть деликатным в своих шагах – не обнадеживать, но и не убивать надежду.
Чтобы, с одной стороны, Кучма не подумал, что ЕС положительными шагами в отношении Украины дает лично ему карт-бланш на "беспредел". Но, с другой стороны, и не дать чересчур жесткий ответ – чтобы не отбить желания у самых украинцев стремиться в Европу, и не развить у Кучмы "синдром Лукашенко".
Вот между этими двумя точками Европа и старается найти правильное поведение, считает эксперт Бирмингемского университета Кася Волчук. Так же балансировать пришлось и Ферхойгену.
Кнут и пряник Ферхойгена
Выступление Ферхойгена в брюссельском Центре европейских политических исследований не удостоили вниманием ни министр иностранных дел Грищенко, ни его первый заместитель – куратор евроинтеграции Чалый, ни даже постпред Украины при ЕС Шпек. Самым высокопоставленным представителем от власти был новый заместитель главы МИД Шамшур, которого до того и у лицо мало кто знал.
Ферхойген не сказал ничего, что дало бы повод для неожиданной радости среди украинской власти. Но вместе с тем он сказал многое, что должно было бы добавить оптимизма фанатам евроинтеграции в Украине.
Итак, Ферхойген ничего не сказал на тему, что Украина когда-то станет членом ЕС. Именно это признание длительное время вытягивал официальный Киев из разнообразных еврочиновников, вызвав у них разновидность мигрени "усталость от Украины".
Вместе с тем Ферхойген оставил спасательный круг для еврооптимистов: "Европейская политика соседства является отдельным вопросом от темы возможного дальнейшего расширения ЕС. Это беспокоит страны, для которых вступление в Евросоюз пока не находится в повестке дня. Но эта политика не закрывает двери для европейских устремлений ни одного из государств".
А еще Ферхойген шутил: вот вступит Польша в ЕС, будет давить вместе с Украиной, требуя для нее членства. Но надо, чтобы кто-то это давление для симметрии осуществлял и со стороны Старой Европы – Франция, Голландия или Германия.
Вторым фактором в пользу Украины может стать начало переговоров о вступлении в ЕС Турции. Тогда будет намного меньше аргументов отказать Киеву – это признает и сам еврокомиссар.
Ферхойген, рассматривая Украину, мыслил лишь категорией ее участия в концепции "Широкая Европа" – это максимум, на что может рассчитывать Киев. Как известно, рядом с ей в этих рамках находятся Беларусь и Марокко.
Однако Ферхойген сказал то, что хотели бы услышать и еврооптимисты: "Очевидно, что соседи ЕС во многом различны. Так же, как и их отношения с нами. Поэтому индивидуальный подход к соседям является главным в политике соседства".
Кроме селекции стран на безнадежные и частично безнадежные, Ферхойген также обещает не заниматься геометрией: "Наш отправной пункт в том, что расширение ЕС не должно создать новых распределительных линий в Европе. Это главный элемент в нашем понимании. Это отвечает нашим интересам еще больше, чем интересам наших соседей", - заявил Ферхойген.
Или еще пример, как Ферхойген нашел ту середину между желанием не сталкивать Украину в Азию и необходимостью держать в напряжении Кучму. "Украина постепенно вводит законодательство, которое отвечает европейским стандартам. Тем не менее, принятия законов – это одно, а воплощения их в жизнь – совсем другое".
Ферхойген оставляет шанс исправиться: "Важным аспектом европейской политики соседства является распространение общих ценностей. В контексте Украины это подразумевает движение по дороге политических и экономических преобразований".
"Дорожная карта" для Украина
Новые отношения Украины с ЕС должны быть изложены в Плане действий, который должен быть подготовлен в соответствии с концепцией "Широкая Европа". Комиссар прогнозирует, что план представят в начале мая – как раз в дни, когда в Евросоюз вступят соседи Украины Польша, Венгрия и Словакия.
Потом этот план, который входит в пакет мероприятий политики соседства ЕС, должен быть утвержден Советом Европейского союза в июне 2004.
Вот здесь и вылезет боком всё поведение власти за последние годы. Совет ЕС, от которой в конечном итоге зависит ратификация условий сосуществования Украины и Евросоюза – это первые лица 25 европейских стран, которые на тот момент уже будут членами ЕС. Именно лидеры Европы имеют право последнего голоса.
Пока же Ферхойген рассказывает, на что готов идти ЕС. "Долгосрочная цель" – это распространение на Украину "четырех свобод": беспрепятственное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
"Европейская политика соседства существенным образом расширит и углубит наши отношения. Она ускорит процесс экономической интеграции. Мы готовы идти дальше. Мы уже упоминали о доступе ко внутреннему рынку ЕС как долгосрочной перспективе. Но я хочу подчеркнуть, что Украина сама определит скорость и глубину, которую мы можем достичь. Это будет требовать дальнейших политических и экономических реформ, и дальнейшего законодательного сближения с ЕС. Мы будем поддерживать и вдохновлять этот процесс. План действий должен предусматривать предоставление дорожной карты".
Это сказал Ферхойген, но, к удивлению, именно этот термин – "дорожная карта" – использовали в многомесячном исследовании и организаторы мероприятия, где выступал еврокомиссар.
Это была презентация отчета "Больше чем соседство". Посвященный роли Украины при новом ЕС, документ подготовлен Центром европейских политических исследований вместе с украинским фондом "Возрождение" и польским фондом имени Стефана Батория (оба последних финансируются Соросом).
Так вот, они тоже предлагают "дорожную карту". Правда, о ее составных неправительственные эксперты говорили более четко, чем балансирующий Ферхойген.
Итак, три аналитического учреждения предлагают:
- во-первых, написать политическую декларацию ЕС относительно "ясного сигнала о европейской перспективе Украины", которая должна быть представлена до выборов президента-2004. В этой декларации ЕС также должен заявить, что "в виду нынешнего состояния реформ, Украина отдаляется от критериев, по которым она могла бы рассматриваться как кандидат в ЕС".
- вторым шагом должно быть реализация условий, которые бы позволили вступить в переговоры о новом соглашении между Украиной и ЕС.
- далее должен быть заключен этот новый договор – такой же самый, который был подписан ЕС с восточноевропейскими государствами в 1990-х.
- и четвертым шагом "дорожной карты" эксперты назвали получение Украиной статуса кандидата на членство в ЕС.
Проблема же в тому, что даже сами разработчики "дорожной карты" не знают, когда во времени их задумки могут быть воплощены.
Поездка журналистов на конференцию "Расширенный ЕС и Украина" состоялась при содействии Международного фонда "Возрождение"
Как известно, 1 мая в Евросоюз должны вступить десять новых членов, среди которых посткоммунистические страны – соседи Украины. Усилиями нескольких европейских государств ЕС придумал концепцию "Широкая Европа" – где изложены идеи, как уменьшить негатив для Украины, Молдовы и Беларуси после расширения ЕС.
Потом к этой тройке бесперспективных европейцев присоединили еще северо-африканские и ближневосточные государства. Однако вообще-то считается, что первоначально "Широкую Европу" придумали ради Украины. И вот теперь Евросоюз может наполнить идею содержанием.
Проблема же в том, что когда календарь показывает, что надо писать позитивный план действий Украина-Евросоюз, Запад хмурит брови при взгляде на предвыборные страсти в Украине.
"Я не буду скрывать, что я обеспокоен событиями в Верховной Раде", - сказал комиссар ЕС Ферхойген, который занимается расширением Евросоюза и в компетенцию которого входит формирование политики Брюсселя по отношению к Украине.
К счастью, уполномоченные представители Банковой не стали комментировать эти слова как "бредни старого немецкого херра". Потому что, в отличие от оскорблений Северинсен, кривое слово в адрес еврокомиссара может иметь непоправимые последствия для объявленного Леонидом Даниловичем курса на "европейский выбор".
А Ферхойген между тем продолжил. "Международное сообщество будет внимательно наблюдать за соблюдением демократических правил в ходе президентской кампании. В этой связи обстоятельства вокруг конституционной реформы являются причиной для беспокойства", - сказал он 13 февраля на конференции "Расширенный ЕС и Украина" в Брюсселе.
Ферхойген выступал там с политической речью, и ему надо было сказать одновременно и резко, и воодущевляще.
Сейчас, строя отношения с Украиной, Евросоюзу приходится включать сообразительность. И быть деликатным в своих шагах – не обнадеживать, но и не убивать надежду.
Чтобы, с одной стороны, Кучма не подумал, что ЕС положительными шагами в отношении Украины дает лично ему карт-бланш на "беспредел". Но, с другой стороны, и не дать чересчур жесткий ответ – чтобы не отбить желания у самых украинцев стремиться в Европу, и не развить у Кучмы "синдром Лукашенко".
Вот между этими двумя точками Европа и старается найти правильное поведение, считает эксперт Бирмингемского университета Кася Волчук. Так же балансировать пришлось и Ферхойгену.
Кнут и пряник Ферхойгена
Выступление Ферхойгена в брюссельском Центре европейских политических исследований не удостоили вниманием ни министр иностранных дел Грищенко, ни его первый заместитель – куратор евроинтеграции Чалый, ни даже постпред Украины при ЕС Шпек. Самым высокопоставленным представителем от власти был новый заместитель главы МИД Шамшур, которого до того и у лицо мало кто знал.
Ферхойген не сказал ничего, что дало бы повод для неожиданной радости среди украинской власти. Но вместе с тем он сказал многое, что должно было бы добавить оптимизма фанатам евроинтеграции в Украине.
Итак, Ферхойген ничего не сказал на тему, что Украина когда-то станет членом ЕС. Именно это признание длительное время вытягивал официальный Киев из разнообразных еврочиновников, вызвав у них разновидность мигрени "усталость от Украины".
Вместе с тем Ферхойген оставил спасательный круг для еврооптимистов: "Европейская политика соседства является отдельным вопросом от темы возможного дальнейшего расширения ЕС. Это беспокоит страны, для которых вступление в Евросоюз пока не находится в повестке дня. Но эта политика не закрывает двери для европейских устремлений ни одного из государств".
А еще Ферхойген шутил: вот вступит Польша в ЕС, будет давить вместе с Украиной, требуя для нее членства. Но надо, чтобы кто-то это давление для симметрии осуществлял и со стороны Старой Европы – Франция, Голландия или Германия.
Вторым фактором в пользу Украины может стать начало переговоров о вступлении в ЕС Турции. Тогда будет намного меньше аргументов отказать Киеву – это признает и сам еврокомиссар.
Ферхойген, рассматривая Украину, мыслил лишь категорией ее участия в концепции "Широкая Европа" – это максимум, на что может рассчитывать Киев. Как известно, рядом с ей в этих рамках находятся Беларусь и Марокко.
Однако Ферхойген сказал то, что хотели бы услышать и еврооптимисты: "Очевидно, что соседи ЕС во многом различны. Так же, как и их отношения с нами. Поэтому индивидуальный подход к соседям является главным в политике соседства".
Кроме селекции стран на безнадежные и частично безнадежные, Ферхойген также обещает не заниматься геометрией: "Наш отправной пункт в том, что расширение ЕС не должно создать новых распределительных линий в Европе. Это главный элемент в нашем понимании. Это отвечает нашим интересам еще больше, чем интересам наших соседей", - заявил Ферхойген.
Или еще пример, как Ферхойген нашел ту середину между желанием не сталкивать Украину в Азию и необходимостью держать в напряжении Кучму. "Украина постепенно вводит законодательство, которое отвечает европейским стандартам. Тем не менее, принятия законов – это одно, а воплощения их в жизнь – совсем другое".
Ферхойген оставляет шанс исправиться: "Важным аспектом европейской политики соседства является распространение общих ценностей. В контексте Украины это подразумевает движение по дороге политических и экономических преобразований".
"Дорожная карта" для Украина
Новые отношения Украины с ЕС должны быть изложены в Плане действий, который должен быть подготовлен в соответствии с концепцией "Широкая Европа". Комиссар прогнозирует, что план представят в начале мая – как раз в дни, когда в Евросоюз вступят соседи Украины Польша, Венгрия и Словакия.
Потом этот план, который входит в пакет мероприятий политики соседства ЕС, должен быть утвержден Советом Европейского союза в июне 2004.
Вот здесь и вылезет боком всё поведение власти за последние годы. Совет ЕС, от которой в конечном итоге зависит ратификация условий сосуществования Украины и Евросоюза – это первые лица 25 европейских стран, которые на тот момент уже будут членами ЕС. Именно лидеры Европы имеют право последнего голоса.
Пока же Ферхойген рассказывает, на что готов идти ЕС. "Долгосрочная цель" – это распространение на Украину "четырех свобод": беспрепятственное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
"Европейская политика соседства существенным образом расширит и углубит наши отношения. Она ускорит процесс экономической интеграции. Мы готовы идти дальше. Мы уже упоминали о доступе ко внутреннему рынку ЕС как долгосрочной перспективе. Но я хочу подчеркнуть, что Украина сама определит скорость и глубину, которую мы можем достичь. Это будет требовать дальнейших политических и экономических реформ, и дальнейшего законодательного сближения с ЕС. Мы будем поддерживать и вдохновлять этот процесс. План действий должен предусматривать предоставление дорожной карты".
Это сказал Ферхойген, но, к удивлению, именно этот термин – "дорожная карта" – использовали в многомесячном исследовании и организаторы мероприятия, где выступал еврокомиссар.
Это была презентация отчета "Больше чем соседство". Посвященный роли Украины при новом ЕС, документ подготовлен Центром европейских политических исследований вместе с украинским фондом "Возрождение" и польским фондом имени Стефана Батория (оба последних финансируются Соросом).
Так вот, они тоже предлагают "дорожную карту". Правда, о ее составных неправительственные эксперты говорили более четко, чем балансирующий Ферхойген.
Итак, три аналитического учреждения предлагают:
- во-первых, написать политическую декларацию ЕС относительно "ясного сигнала о европейской перспективе Украины", которая должна быть представлена до выборов президента-2004. В этой декларации ЕС также должен заявить, что "в виду нынешнего состояния реформ, Украина отдаляется от критериев, по которым она могла бы рассматриваться как кандидат в ЕС".
- вторым шагом должно быть реализация условий, которые бы позволили вступить в переговоры о новом соглашении между Украиной и ЕС.
- далее должен быть заключен этот новый договор – такой же самый, который был подписан ЕС с восточноевропейскими государствами в 1990-х.
- и четвертым шагом "дорожной карты" эксперты назвали получение Украиной статуса кандидата на членство в ЕС.
Проблема же в тому, что даже сами разработчики "дорожной карты" не знают, когда во времени их задумки могут быть воплощены.
Поездка журналистов на конференцию "Расширенный ЕС и Украина" состоялась при содействии Международного фонда "Возрождение"