Армия чиновников
Вторник, 17 февраля 2004, 16:11
Оказывается, статистика о привлечении госслужащих за коррупционные деяния к админответственности является в Украине "конфиденциальной", а то и вообще "государственной тайной". Во всяком случае, так считают в большинстве областных госадминистраций. В этом убедился Комитет избирателей Украины, осуществляя программу комплексного исследования государственной службы в Украине.
В целом законов и актов об открытости госслужащих издано с запасом на несколько лет вперед. Началось все с принятого в 1992 закона "Об информации".
После того транспарентностью власти озаботился Кучма - приход Медведчука в его администрацию сопровождался не выполняемым указом "О дополнительных мерах относительно обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти".
В конце августа 2002 было еще и постановление Кабмина - "О мерах относительно дальнейшего обеспечения открытости в деятельности органов исполнительной власти".
Первый и последний из названных документов разделяет расстояние в десять лет. Хотя нарастание количества нормативной бумаги, где гарантируется открытость власти, так и не привело к декларируемому результату.
И вопрос не только в том, почему статистика правонарушений среди госслужащих является, по мнению большинства местных органов государственной власти, закрытой информацией. Это был, в конце концов, лишь один из многих пунктов в официальном запросе всеукраинской общественной организации к органу государственной власти. Поданному, отметим, в соответствии с законом.
Чем объяснить, что только семь облгосадминистраций (Винницкая, Ивано-Франковска, Львовская, Николаевская, Тернопольская, Харьковская, Черновицкая) предоставили исчерпывающие ответы на упомянутый запрос? Ну, пусть еще две ОДА (Сумская и Черкасская) подали, по оценке КВУ, "достаточно исчерпывающие" ответы. То есть, вместе будет девять.
Но ведь остальные восемнадцать (учитывая Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации) в получении информации - под разными предлогами - отказали.
Да даже более того - семь облгосадминистраций (Днепропетровская, Закарпатская, Кировоградская, Ровенская, Хмельницкая, Черниговская и из АР Крым) просто проигнорировали запрос КВУ. Нарушив тем самым, между прочим, законодательство.
Что разрешено Юпитеру…
Впрочем, "конфиденциальную" информацию о количестве "несвятых" госслужащих таки удалось получить. Областные боссы, по-видимому, удивятся, но предоставило ее Главное управление государственной службы.
Правда, данные эти касаются только административной ответственности госслужащих - случаи коррупции, подпадающие под действие уголовного законодательства, Главгосслужбой почему-то не учитываются.
Итак, данные эти еще раз подтверждают: власть является одним из факторов стабильности. Правда, в данном случае речь идет о стабильности несколько своеобразной – стабильность уровня коррупции. Так, в 1998 году было выявлено 4505 таких случаев, в 2002 году - 4027.
Причем - и это отрадно - совершение госслужащими собственно коррупционных деяний снижается. Вместо этого почти вдвое (с 920 до 1589 случаев), в сравнении с 1998 годом, выросло количество случаев нарушения государственными служащими специальных ограничений - речь идет, как сказано в отчете КВУ, "в первую очередь об "экономической деятельности" служащих".
С одной стороны, такую динамику можно считать даже позитивом – все-таки меньше прямых взяточников во власти. А если такой госслужащий имеет свой полулегальный "бизнес", общество, вероятно, готово было бы понять - ведь разве не нонсенс, что пенсия подавляющего числа государственных служащих, как свидетельствует исследование КВУ, значительно выше, нежели их заработная плата.
Но следующие цифры вносят определенные сомнения в адекватности поданных цифр. Судите сами, по сравнению с 1998 в 2002 году количество случаев, когда было прекращено производство в коррупционных делах, выросла почти вдвое - с 634 до 1009.
А количество лиц, которые были уволены с должностей государственных служащих решением суда за противоправные деяния, сократилось более чем вчетверо.
Так что уменьшение зафиксированных случаев взяточничества может быть как результатом возрастания моральности чиновничества (во что верится слабо хотя бы потому, что, сказано ведь, "кушать хочется всегда"), так и следствием сознательного притупления внимания и придирчивости со стороны "карающей руки".
Не секрет, что доходность государственной службы тем выше, чем значимее должность занимает госслужащий. И не только в смысле высшей зарплаты, но и возможности "решать вопросы". Что, в свою очередь, отражается на "внезарплатном" доходе.
Понятно, что внизу чиновничьей иерархии обе составляющие такого "консолидированного личного дохода" будут минимальными. Так что стоит ли удивляться, что на должностях самых низких 6-7 категорий текучесть кадров так высока, что, как правило, государственные служащие на них не задерживаются и года.
Особенно это заметно на областном и центральном уровнях. Причем "нижайшие из низших" категории государственных служащих - как на региональном, так и на центральном уровне государственного управления - представляют преимущественно женщины (несмотря на то, что в системе государственной власти сегодня на одного мужчину приходится три женщины - соответственно, 24,7% против 75,3%).
"Местные" давят "центровых"
Несмотря на все неоднократно провозглашаемые решения о "сокращении", "оптимизации", "повышении эффективности" и т.д., количество государственных служащих в Украине растет - по состоянию на 2002 год их число по сравнению с 1998-ым увеличилось на 24%.
А на 1.01.2003, по данным Главгосслужбы, количество государственных служащих в Украине составляло 226 985 человек (без учета государственных служащих силовых структур - 216,9 тысяч лиц). Шел как раз N-ный год административной реформы.
Но не спешите метать стрелы в чиновников местных госадминистраций - их численность, наоборот, в течение 1998-2003 годов даже сократилась на 5% (с 68,2 до 64,7 тысяч лиц). Незначительным также является рост численности и центральных органов исполнительной власти: в рассматриваемый период количество государственных служащих в них выросло на 19,4% (с 10,2 до 12,2 тысяч лиц).
В чем же дело, спросите вы? А в том, что рост численности госслужащих происходит за счет увеличения служащих территориальных управлений органов исполнительной власти, и в первую очередь - налоговиков.
Так, с 1998 по 2003 год количество государственных служащих территориальных управлений увеличилось на 31,58 тысяч лиц (40,2%!).
В 1995 году в местных госадминистрациях работало 68,6 тысяч лиц, а в территориальных управлениях - 49,78 тысяч лиц. Через пять лет, в 2003, это соотношение изменилось - в местных администрациях работает 64 716 государственных служащих, в территориальных управлениях - 110 092 лица.
То есть… почти половина всех чиновников.
И напоследок. О том, что в Украине один из самых низких показателей количества государственных служащих относительно количества населения, приходилось слышать не раз, в том числе и в исследовании КВУ.
При этом, правда, как-то выпадает из внимания, что в той же Германии, например, госслужащими являются и учителя…
О чем это свидетельствует? О том, что голых цифр недостаточно, нужны универсальные критерии. "Украинской правде", например, было бы интересно знать, какая часть госслужащих территориальных управлений органов исполнительной власти (той самой "половины" от всех) является налоговиками. И насколько отвечают эти пропорции существующим в мире…
В целом законов и актов об открытости госслужащих издано с запасом на несколько лет вперед. Началось все с принятого в 1992 закона "Об информации".
После того транспарентностью власти озаботился Кучма - приход Медведчука в его администрацию сопровождался не выполняемым указом "О дополнительных мерах относительно обеспечения открытости в деятельности органов государственной власти".
В конце августа 2002 было еще и постановление Кабмина - "О мерах относительно дальнейшего обеспечения открытости в деятельности органов исполнительной власти".
Первый и последний из названных документов разделяет расстояние в десять лет. Хотя нарастание количества нормативной бумаги, где гарантируется открытость власти, так и не привело к декларируемому результату.
И вопрос не только в том, почему статистика правонарушений среди госслужащих является, по мнению большинства местных органов государственной власти, закрытой информацией. Это был, в конце концов, лишь один из многих пунктов в официальном запросе всеукраинской общественной организации к органу государственной власти. Поданному, отметим, в соответствии с законом.
Чем объяснить, что только семь облгосадминистраций (Винницкая, Ивано-Франковска, Львовская, Николаевская, Тернопольская, Харьковская, Черновицкая) предоставили исчерпывающие ответы на упомянутый запрос? Ну, пусть еще две ОДА (Сумская и Черкасская) подали, по оценке КВУ, "достаточно исчерпывающие" ответы. То есть, вместе будет девять.
Но ведь остальные восемнадцать (учитывая Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации) в получении информации - под разными предлогами - отказали.
Да даже более того - семь облгосадминистраций (Днепропетровская, Закарпатская, Кировоградская, Ровенская, Хмельницкая, Черниговская и из АР Крым) просто проигнорировали запрос КВУ. Нарушив тем самым, между прочим, законодательство.
Что разрешено Юпитеру…
Впрочем, "конфиденциальную" информацию о количестве "несвятых" госслужащих таки удалось получить. Областные боссы, по-видимому, удивятся, но предоставило ее Главное управление государственной службы.
Правда, данные эти касаются только административной ответственности госслужащих - случаи коррупции, подпадающие под действие уголовного законодательства, Главгосслужбой почему-то не учитываются.
Итак, данные эти еще раз подтверждают: власть является одним из факторов стабильности. Правда, в данном случае речь идет о стабильности несколько своеобразной – стабильность уровня коррупции. Так, в 1998 году было выявлено 4505 таких случаев, в 2002 году - 4027.
Причем - и это отрадно - совершение госслужащими собственно коррупционных деяний снижается. Вместо этого почти вдвое (с 920 до 1589 случаев), в сравнении с 1998 годом, выросло количество случаев нарушения государственными служащими специальных ограничений - речь идет, как сказано в отчете КВУ, "в первую очередь об "экономической деятельности" служащих".
С одной стороны, такую динамику можно считать даже позитивом – все-таки меньше прямых взяточников во власти. А если такой госслужащий имеет свой полулегальный "бизнес", общество, вероятно, готово было бы понять - ведь разве не нонсенс, что пенсия подавляющего числа государственных служащих, как свидетельствует исследование КВУ, значительно выше, нежели их заработная плата.
Но следующие цифры вносят определенные сомнения в адекватности поданных цифр. Судите сами, по сравнению с 1998 в 2002 году количество случаев, когда было прекращено производство в коррупционных делах, выросла почти вдвое - с 634 до 1009.
А количество лиц, которые были уволены с должностей государственных служащих решением суда за противоправные деяния, сократилось более чем вчетверо.
Так что уменьшение зафиксированных случаев взяточничества может быть как результатом возрастания моральности чиновничества (во что верится слабо хотя бы потому, что, сказано ведь, "кушать хочется всегда"), так и следствием сознательного притупления внимания и придирчивости со стороны "карающей руки".
Не секрет, что доходность государственной службы тем выше, чем значимее должность занимает госслужащий. И не только в смысле высшей зарплаты, но и возможности "решать вопросы". Что, в свою очередь, отражается на "внезарплатном" доходе.
Понятно, что внизу чиновничьей иерархии обе составляющие такого "консолидированного личного дохода" будут минимальными. Так что стоит ли удивляться, что на должностях самых низких 6-7 категорий текучесть кадров так высока, что, как правило, государственные служащие на них не задерживаются и года.
Особенно это заметно на областном и центральном уровнях. Причем "нижайшие из низших" категории государственных служащих - как на региональном, так и на центральном уровне государственного управления - представляют преимущественно женщины (несмотря на то, что в системе государственной власти сегодня на одного мужчину приходится три женщины - соответственно, 24,7% против 75,3%).
"Местные" давят "центровых"
Несмотря на все неоднократно провозглашаемые решения о "сокращении", "оптимизации", "повышении эффективности" и т.д., количество государственных служащих в Украине растет - по состоянию на 2002 год их число по сравнению с 1998-ым увеличилось на 24%.
А на 1.01.2003, по данным Главгосслужбы, количество государственных служащих в Украине составляло 226 985 человек (без учета государственных служащих силовых структур - 216,9 тысяч лиц). Шел как раз N-ный год административной реформы.
Но не спешите метать стрелы в чиновников местных госадминистраций - их численность, наоборот, в течение 1998-2003 годов даже сократилась на 5% (с 68,2 до 64,7 тысяч лиц). Незначительным также является рост численности и центральных органов исполнительной власти: в рассматриваемый период количество государственных служащих в них выросло на 19,4% (с 10,2 до 12,2 тысяч лиц).
В чем же дело, спросите вы? А в том, что рост численности госслужащих происходит за счет увеличения служащих территориальных управлений органов исполнительной власти, и в первую очередь - налоговиков.
Так, с 1998 по 2003 год количество государственных служащих территориальных управлений увеличилось на 31,58 тысяч лиц (40,2%!).
В 1995 году в местных госадминистрациях работало 68,6 тысяч лиц, а в территориальных управлениях - 49,78 тысяч лиц. Через пять лет, в 2003, это соотношение изменилось - в местных администрациях работает 64 716 государственных служащих, в территориальных управлениях - 110 092 лица.
То есть… почти половина всех чиновников.
И напоследок. О том, что в Украине один из самых низких показателей количества государственных служащих относительно количества населения, приходилось слышать не раз, в том числе и в исследовании КВУ.
При этом, правда, как-то выпадает из внимания, что в той же Германии, например, госслужащими являются и учителя…
О чем это свидетельствует? О том, что голых цифр недостаточно, нужны универсальные критерии. "Украинской правде", например, было бы интересно знать, какая часть госслужащих территориальных управлений органов исполнительной власти (той самой "половины" от всех) является налоговиками. И насколько отвечают эти пропорции существующим в мире…