Зачем правительство выделило 850 000 на пленки Мельниченко?

Пятница, 9 января 2004, 21:22
37 месяцев украинская власть избегала темы международной экспертизы записей Мельниченко. И вот вдруг что-то случилось – Кабмин распоряжением от 30 декабря №825-р выделил Минъюсту не много не мало 850 тыс. гривен. "На обеспечение проведения международной экспертизы аудиозаписей по уголовному делу об убийстве Георгия Гонгадзе".

Еще более странным оказалось то, что Министерство юстиции никаких средств на проведение международной экспертизы записей Мельниченко не заказывало. В частности, Александр Лавринович в комментарии радио "Свобода" сказал, что его Министерство "не инициировало такой экспертизы" и ни одной копейки из бюджета для этого использовать не будет. Сам Лавринович сейчас отдыхает и выйдет на работу 11 января.

Вместе с тем, в пресс-службе Минъюста сообщили, что эта инициатива принадлежала Министерству финансов "в связи с появлением излишка средств в бюджете в конце года".

Пока ничего не известно о том, какой будет экспертиза и кем она будет проводиться. Так же, как неизвестно, с каким материалом она будет работать. Напомним, что часть оригиналов записей относительно дела Гонгадзе находится у самого Мельниченко, а часть – у бывшего председателя парламентской следственной комиссии Александра Жира.

Сам Жир в комментарии "Украинской правде" сказал, что с самого начала заявлял о необходимости проведения независимой экспертизы, которой не хотели ни Кучма, ни другие. Он также подчеркнул, что нужна международная экспертиза не только пленок относительно убийства Гонгадзе, "но и других преступлений Кучмы, как избиение Подольского, фальсификация выборов 1999 года или разворовывание госимущества путем приватизации".

"Что касается любой помощи с моей стороны, то я готов сделать все зависящее от меня для объективного, подчеркну – объективного расследования убийства Гонгадзе и других преступлений Кучмы", – сказал он.

При этом Жир заметил, что будет учитывать при принятии своего решения не чью-то или свою личную позицию, а соответствие действий генпрокуратуры уголовно-процессуальному кодексу – "так как раньше она его и близко не придерживалась".

Николай Мельниченко раньше также неоднократно предлагал провести экспертизу записей в международном исследовательском учреждении и даже провериться Кучме на детекторе лжи. Сам он это уже успешно сделал.

Пятая экспертиза

Кабминовская экспертиза, если она состоится, будет уже пятой в списке международных исследований записей Мельниченко.

Первая заграничная экспертиза пленок Мельниченко была организована в Голландии в октябре 2000, еще до обнародования записей. Ее провела голландская организация TNO – один из крупнейших в Европе исследовательских и технологических институтов.

Заказчиком экспертизы тогда была голландская газета Volkskrant, которая заплатила за исследование, а лишь потом согласилась опубликовать статью на тему записей Мельниченко. Она вышла в первые дни кассетного скандала.

Так же на интернет-странице Volkskrant были помещены аудиофайлы записей Мельниченко. Ежедневно прослушать их на сайт газеты заходило по 30 000 человек.

Конкретным экспертом, который вынес вердикт, был Рональд ван Буурен из отдела TNO в городе Штостерберг.

Результат исследования, по словам корреспондентки газеты Корин де Врис, был таким: "Эксперты TNO сделали вывод, что это не монтаж [кассета с самыми первыми эпизодами, где говорилось об исчезновении Георгия Гонгадзе]. Они заявили, что пленка содержит разные фрагменты. Но это – не монтаж. Это могли быть актеры. Но если это так, то это – на мой взгляд – очень хорошие актеры".

То есть TNO доказала отсутствие фальсификации путем склеивания фраз по словам. И не смогла доказать, сравнивая голос Кучмы на кассете с голосом Кучмы во время официального выступления, что в обоих случаях говорит один и тот же человек. Проблема оказалась в плохом качестве звука у Мельниченко.

Но потом Кучма сделал то, чего не хватало голландцам для полной картины. Гарант подтвердил, что его кабинет прослушивался, а сам он употребляет матерную лексику. То есть, после этого вообще можно было остановиться и после TNO никаких экспертиз не проводить.

В феврале 2001 по заказу временной комиссии Верховной Рады по делу Гонгадзе была проведена вторая экспертиза записей Мельниченка венским Международным институтом прессы (ІРІ) и американской организацией Freedom House. Экспертное учреждение не разглашалось.

В выводе этой экспертизы сообщалось, что голоса на пленках являются голосами, которые принадлежат тем государственным должностным лицам Украины, которым они приписываются.

В то же время отмечалось, что аутентичность записей не может быть доказана с высокой мерой точности путем проведения судебной экспертизы. В частности – из-за того, что эксперты имели дело не с оригиналом, а с записями "третьего поколения".

Эксперты не признали записи Мельниченко и монтажом.

"Если бы существующие доказательства состояли лишь из приблизительно 25-минутных записей, связанных с делом Гонгадзе, можно было бы предположить возможность их монтажа или фальсификации, осуществленных "потенциальным злоумышленником". Однако, если общая продолжительность записей, имеющихся у Следственной комиссии, составляет сотни часов разговоров на протяжение нескольких месяцев, тяжело поверить в то, что такое огромное количество документальных доказательств могло быть смонтировано или сфальсифицировано", – говорилось в отчете.

"Итак, мы твердо убеждены в том, что, согласно принципу верховенства права, обязанностью именно украинских органов власти является обеспечение дальнейшего расследования этого дела", – отмечалось в отчете, адресованному Александру Лавриновичу, председателю временной следственной комиссии Верховной Рады Украины.

Экспертизы в США

В феврале 2002 за записи взялась американская частная компания "Век-Tек", возглавляемая экспертом Брюсом Кенигом, к услугам которого обращается ФБР. Фирма провела ряд экспертиз цифровых записей Николая Мельниченко, предоставленных самым майором, и подтвердила их аутентичность.

Вообще, экспертизы касались эпизодов по делам Гонгадзе, Ельяшкевича, продажи "Кольчуг" Хусейну, экономических злоупотреблений ряда высоких чиновников во главе с Кучмой.

В выводах "Bеk-Tek" отмечалось, что "указанные отрезки" в конкретных файлах записи являются целостными – "целостные и не были изменены".

"Любые цифровые манипуляции с записью очень маловероятны, но даже если они имели место, самый вероятный сценарий их применения – уничтожение данных, а не добавление содержания или его монтаж".

В конце сентября этого же года состоялась наиболее резонансная экспертиза записей Мельниченко – в лаборатории ФБР США. Она подтвердили выводы "Век-Tек" относительно аутентичности эпизодов, в которых Кучма одобрял отправку "Кольчуг" в Ирак.

После чего произошел кризис в отношениях Киева и Вашингтона. США так до сих пор на 100% и не убедились, что поставок "Кольчуг" не было. Причем, у них не вызывает сомнений то, что Кучма согласился продать радары Ираку, тем самым поставив под удар пилотов США и Великобритании.

Чтобы разрядить ситуацию, в ноябре 2002 британскому доктору Питеру Френчу, с подачи пропрезидентских кругов, американское частное бюро исследований "Arkin" заказало уже экспертизу выводов американской компании "Век-Tek".

Френч, разтиражированный тогда СМИ Пинчука и Медведчука, в свою очередь заявил, что экспертиза, проведенная компанией "Век-Tек", является необоснованной. Но утверждать или отрицать аутентичность пленок он не стал, так как "конкретного ответа не требовали".

Следует отметить, что Френч занимался опровержениями исследования "Век-Tек", но не отважился оспаривать экспертизу ФБР США. При том, что американские члены правительства опирались именно на последнее.

Кроме этих экспертиз, следует вспомнить выводы еще двух.

В частности, в марте 2002 британский кинопродюсер ВВС Том Манголд презентовал фильм "Killing the Story". Он относится к вопросу аутентичности пленок майора Мельниченко как к доказанному факту. В частности, ссылаясь на результаты экспертизы, проведенной американской фирмой, которая работает в области безопасности электронных систем "Риптек" (Riptech).

Вместе с тем, самой теме достоверности записей в фильме посвящено немного времени. В частности подчеркивается, что монтаж требовался, чтобы выбрать 25 минут опубликованных материалов из тысячи часов записей майора Мельниченко.

Также надо вспомнить, что весной 2001 поисковое агентство "Кролл", нанятое Виктором Пинчуком, также попыталось поставить под вопрос правдивость записей Мельниченко. "Кролл" смогло пробраться в кабинет Кучмы и обнаружить, что в случае ведения записи из-под дивана — именно на таком способе настаивал Мельниченко — диктофон фиксирует высокочастотный писк.

Причиной писка является рамка металлоискателя, который находится за стеной точно на уровне дивана. Этим самим допускалось, что Мельниченко действовал не один, а прослушивание было частью деятельности спецслужб. Однако "Кролл" забыло добавить, что проверяло версию Мельниченко диктофоном другой фирмы и технологии записи, нежели пользовался экс-майор.

Следует также добавить, что в конце 2003 Международная федерация журналистов заявила о намерении провести независимое расследование дела Георгия Гонгадзе.

Не исключено, что она также обратится к экспертизе записей Мельниченко, ведь рабочая комиссия собирается проверить "очевидные юридические и судебные неудачи" в деле Гонгадзе и приобщить к своей работе экспертов и исследователей.

Комиссия намерена обратиться с просьбой о встрече к генпрокурору Украины, парламентариям, Совету Европы, Госдепартаменту США, ряду международных организаций, семье Георгия Гонгадзе, Леониду Кучме, Владимиру Литвину, Юрию Кравченко, Николаю Мельниченко.

Очередная попытка заглушить дело Гонгадзе?

После пяти положительных выводов о правдивости записей Мельниченка возникает вопрос: зачем правительству вдруг захотелось выделить деньги на еще одну экспертизу?

Памятуя, что нынешний премьер-министр Украины Янукович и первый вице-премьер-министр финансов Азаров являются постоянными фигурантами пленок Мельниченко, тяжело поверить в их заинтересованность в проведении беспристрастного исследования записей. В особенности учитывая то, какими были выводы предыдущих независимых экспертиз.

С другой стороны, дело Гонгадзе является роковой картой для Кучмы. И владение нужной информацией именно относительно заказа убийства Гонгадзе позволило бы Януковичу утвердить свой статус наследника Кучмы.

Так же, как "ликвидация" или дезавуирование главного доказательства по делу Гонгадзе позволит Кучме и его окружению облегчено вздохнуть и готовиться к новым выборам уже якобы и незапятнаными кровью журналиста.

Член парламентской следственной комиссии Сергей Головатый считает, что решение правительства говорит о намерении Кабмина "навести порядок и в этом деле". В комментарии "Немецкой волне" он отметил, что Минъюсту подчинены все экспертные учреждения, и он обязан выполнить распоряжение правительства.

По словам Головатого, министр юстиции Александр Лавринович, когда возглавлял следственную комиссию Верховной Рады, саботировал любые усилия добиться независимой экспертизы. При этом Головатый напомнил, что все лица, которые фигурируют на пленках, и до сих пор остаются при власти.

Народный депутат, член фракции "Наша Украина" и временной парламентской комиссии по делу Гонгадзе Тарас Чорновил отметил, что происходит "очередная попытка заглушить дело".

"Все действия власти после того, как более-менее четко стали проявляться факты этого преступления, и даже в той же самой прокуратуре при Пискуне появились уже прямые доказательства и выход на заказчиков этого убийства, все действия направлены исключительно на то, чтобы дело заглушить, не допустить его полного раскрытия. Это и назначение генерального прокурора Васильева, и вот последние вещи, связанные с так называемыми новыми экспертизами", – отметил Чорновил в комментарии радио "Свобода".

Он сказал, что есть много способов технически исказить пленки. Кроме того, если будут проверяться только записи, которые сейчас есть у прокуратуры – то "любая экспертиза признает однозначно, что записи сфальсифицированы, что они обрабатывались".

Депутат напомнил, что именно так произошло с экспертизой во Львове, когда местный Институт судебных экспертиз проверял записи, которые предоставил Александр Мороз. Они подтвердили, что это нарезка кусков, но заявили при этом и сделали вывод, что записи из-за этого не могут рассматриваться как серьезное доказательство, как доказательный материал.

"Так же и с этим - будут готовиться способы для того, чтобы дело просто заглушить. Реально Министерство юстиции США на сегодняшний день провело достаточные экспертизы, и они имеют абсолютно официальную юридическую целостность. Требовалось единственное – один-единственный документ, чтобы Генпрокуратура Украины подала от себя ходатайство, что эти экспертизы были проведены по их заказу. И никаких средств, кстати, на это выделять не нужно было", – отметил Чорновил.

Чорновил был одним из депутатов, которые в 2002 году попытались по следам экспертизы отрывка о "Кольчуге" провести в ФБР экспертизу эпизода с заказом убийства Гонгадзе. Депутаты передали американскому Минъюсту часть оригиналов записей. Однако судьба той экспертизы публично до сих пор нигде не сообщалась.

Говоря о нынешней экспертизе от имени правительства, депутат предположил, что найдется какая-то юридическая фирма, которая будет действовать где-то в Австрии или Швейцарии.

"Возможно, она возникнет буквально за день до проведения этих экспертиз. Очевидно, 850 тысяч – это будут только деньги, официально перечисленные, а перед тем неофициально будет сброшено несколько миллионов уже не гривен, а долларов для того, чтобы была сделана соответствующая экспертиза с соответствующими выводами, или были пропускные моменты, что подан неадекватный материал", – добавил он.

То, что Кабмин расщедрился на почти миллион, Чорновил объяснил желанием власти "иметь козырь во внутренней ситуации в Украине – для того, чтобы здесь бороться против оппозиции, доказывать, что у нас президент прав, честен и тому подобное".

Сам бывший охранник Кучмы Николай Мельниченко также считает, что новая экспертиза записей нужна прежде всего Банковой, но не только.

"Дело Гонгадзе в таком состоянии очень выгодно не только Кучме, но и тем, кто пытается решить свои проблемы. К огромному сожалению, на сегодняшний день есть очень много людей, которые зарабатывают деньги на Гонгадзе. И не только из окружения Кучмы", – сказал "Свободе" Николай Мельниченко по телефону из Америки.

"Если было бы желание, даже у вас – журналистов, чтобы дело Гонгадзе было раскрыто, то рассматривались бы в комплексе преступления, которые совершил Кучма, не только против Гонгадзе, но и другие, которые были совершены: против Ельяшкевича, против Подольского и другие факты, которые я изложил в комиссии. А Кучма и его окружение умышленно отделяют только один эпизод, пытаются его нивелировать", – добавил Мельниченко.

Экс-охранник Кучмы заметил, что Соединенные Штаты пытаются решить свои проблемы за счет дела Гонгадзе. В качестве примера он привел то, что США добились от Кучмы отправки войск в Ирак.

"США проводили экспертизу по поводу факта разговора, во время которого Кучма дает добро на продажу "Кольчуг" в Ирак. Например, от США ничего особенно не зависит – взять и провести экспертизу по делу Гонгадзе, по делу Ельяшкевича. Комиссия Верховной Рады официально обратилась к Министерству юстиции США с тем, чтобы они провели экспертизу там, где есть фамилия Гонгадзе. Но, к большому сожалению, на сегодняшний день у нас нет результатов экспертизы по Гонгадзе. Она умышленно затягивается", – отметил Мельниченко.