Парламентский путь все равно будет пройден. Разве что уже другими
Пятница, 9 января 2004, 12:17
События конца прошлого года (принятие в первом чтении законопроекта о конституционных изменениях; устранение от власти законно избранного мэра Мукачева, который представлял "Нашу Украину"; в конце концов, решение Конституционного суда о возможности Кучмы-3) лишь подтвердили то, что все понимали и так: нынешние жители Банковой будут бороться за свое выживание предельно жестко, любыми средствами.
И пока что эта тактика тотального давления приносит им успех: оппозиция, вопреки невиданной ранее активности и слаженности, не сумела ни воспрепятствовать фарсу голосования руками в сессионном зале, ни защитить Мукачево от административно-полицейского террора.
Более того, избранная парламентской оппозиционной "тройкой" ("Наша Украина", БЮТ и СПУ) тактика тотального блокирования работы сессии привела к маргинализации самой оппозиции, ее полнейшему устранению от возможности влияния на принятие кардинальных решений.
Сегодня, похоже, перед оппозицией со всей беспощадностью встал выбор: или же окончательно отказаться от легальной парламентской работы, дальше блокировать сессию, стремиться радикализировать ситуацию в государстве и направить ее по "грузинскому сценарию", или же в дальнейшем использовать парламентскую трибуну как один из важных элементов агитации накануне выборов-2004 (они почти наверняка состоятся), не делая ударение на проведении зажигательных спектаклей, неоднозначно воспринимаемых обществом (которое черпает информацию преимущественно из соцдековских электронных СМИ).
Конечно, соблазн бойкота всех официальных учреждений сегодня слишком велик. Какой смысл принимать участие в работе парламентской сессии, где все равно перевесит тупая "машина голосования" коммунистов и "большевиков"?
Какая польза от посылания очередных запросов членам правительства (на которые, в лучшем случае, поступят обыкновенные отписки)? Не лучше ли вместо этого блокировать железные и автодороги, чтобы попробовать хоть как-то разбудить это сонное общество? Убежден: такие, или приблизительно такие мысли снуют сегодня во многих оппозиционных головах.
Автор этих строк хорошо помнит: современная европейская демократия началась почти 800 лет назад именно с официального признания права подданных восставать против притеснений монарха-тирана.
Но непременной предпосылкой успеха восстания должна быть готовность общества поддержать (пусть пассивно) его предводителей. А бойкот официальных учреждений даст результаты лишь тогда, когда власть достаточно слаба и растеряна, не способна продолжать свое правление в условиях прямой конфронтации. В ином случае, убедившись в бесплодности бойкотов, оппозиция все равно вынуждена будет возвратиться к парламентской деятельности. Но уже при значительно худших стартовых условиях.
Убедительный пример этому демонстрирует новейшая история соседней Беларуси. Напомню: тамошняя национал-демократия 1990-91 годов достигла не меньших успехов, чем украинская. Правда, в 1994 году она не смогла противодействовать приходу к власти Лукашенко, на которого поставила молодая комсомольская номенклатура, обойденная при распределении властного "пирога".
Но и в парламенте, сформированном в 1995-96 годах, "лукашенковцы", старая номенклатура, коммунисты и демократы были представлены приблизительно поровну.
После конституционного переворота 1996 года, оформленного путем насквозь фальсифицированного референдума, национал-демократы оказались вне официальных структур – и решили эти структуры игнорировать, символически продолжая собирать сессии разогнанной Верховной Рады ХІІІ созыва и стараясь апеллировать непосредственно к народу.
Парламентские выборы 2000 года оппозиция бойкотировала – и, как следствие – сильно облегчила Лукашенко победу на президентских выборах следующего года.
2003 года оппозиция уже со всей серьезностью отнеслась к выборам в местные советы – и в результате получила полторы сотни (!) из более двадцати тысяч (!) мест (в том числе ни одного – в Минске).
В конце концов, сегодня эта оппозиция тщательно готовится к выборам в "Национальные сборы" (те самые, марионеточные, много и справедливо ею же критикованные). Но за годы пребывания вне официальных властных структур эта оппозиция настолько маргинализировалась, что и 2-3 места (из 110) будут для нее незаурядным успехом.
Да и на оппозиционном фланге внимание приковано уже к другому – депутатам, которые в 2000 году прошли в лукашенковский парламент, но позднее порвали с диктатором и образовали небольшую оппозиционную группу "Республика".
Привожу этот небольшой исторический экскурс для того, чтобы еще раз продемонстрировать: эмоциональное решение в политике редко бывает наилучшим.
До сих пор убежден: национально-демократическая десница совершила большую ошибку, когда в силу известных причин побоялась пойти путем радикализации ситуации зимой 2000-2001 года.
Тогда в самом деле существовали объективные и субъективные условия для быстрого отхода дискредитированной властной верхушки. Но сегодня – январь 2004-го, и общественные настроения (в частности, и в силу прежней неспособности оппозиции продемонстрировать свое умение не только бороться, но и побеждать) уже существенно другие.
Общество и государство уже научились жить отдельно друг от друга. Государство не слишком проникается благосостоянием общества, а общество, в свою очередь, не слишком интересуется: а что там происходит на высших ступенях государственной машины? Зато перекрытые автодороги это общество ощутит. И с готовностью поможет милиции, которая будет убирать с проезжей части народных депутатов от оппозиции, которые не дают гражданам вовремя попасть на базар.
Упаси Боже, я совсем не призываю оппозицию к соглашательству или бездеятельности. Она должна как можно быстрее реагировать на все, что происходит – используя для реагирования адекватные средства, которые вызовут понимание, а не раздражение и страх большинства обывателей (которые, как известно, массово недовольны жизнью и стремятся к переменам к лучшему).
Поэтому вполне уместным будет депутатское "хождение в народ" (чтобы объяснить по возможности большему числу граждан, что же происходит). И абсолютно неуместными – попытки собезьянничать грузинский сценарий. Потому что украинцы (говорю это тоном констатации, а не оценки) – таки не грузины. И не беларусы. И не россияне с их желанием "крепкой руки".
Так что самым продуктивным для оппозиции остается именно работа на победу на будущих выборах-2004 (даже если этого президента будут избирать лишь на полтора года). Если оппозиция (в формате "тройки") проявит себя слаженной командой, которая подчиняет свои действия, прежде всего, национальному интересу – у нее будут десятки возможностей отыграть все проигранное сегодня.
Если же этого не произойдет – всемирной (и даже национальной) катастрофы тоже не будет. Путь Украины к Европе и демократии окажется более долгим и сложным, с большими потерями - но он неизбежно будет пройден. Разве что сделает это уже другое поколение политиков, которое придет на смену тем, кто сегодня оказался не на высоте своих задач.
Автор: Максим Стриха, доктор физико-математических наук, писатель
И пока что эта тактика тотального давления приносит им успех: оппозиция, вопреки невиданной ранее активности и слаженности, не сумела ни воспрепятствовать фарсу голосования руками в сессионном зале, ни защитить Мукачево от административно-полицейского террора.
Более того, избранная парламентской оппозиционной "тройкой" ("Наша Украина", БЮТ и СПУ) тактика тотального блокирования работы сессии привела к маргинализации самой оппозиции, ее полнейшему устранению от возможности влияния на принятие кардинальных решений.
Сегодня, похоже, перед оппозицией со всей беспощадностью встал выбор: или же окончательно отказаться от легальной парламентской работы, дальше блокировать сессию, стремиться радикализировать ситуацию в государстве и направить ее по "грузинскому сценарию", или же в дальнейшем использовать парламентскую трибуну как один из важных элементов агитации накануне выборов-2004 (они почти наверняка состоятся), не делая ударение на проведении зажигательных спектаклей, неоднозначно воспринимаемых обществом (которое черпает информацию преимущественно из соцдековских электронных СМИ).
Конечно, соблазн бойкота всех официальных учреждений сегодня слишком велик. Какой смысл принимать участие в работе парламентской сессии, где все равно перевесит тупая "машина голосования" коммунистов и "большевиков"?
Какая польза от посылания очередных запросов членам правительства (на которые, в лучшем случае, поступят обыкновенные отписки)? Не лучше ли вместо этого блокировать железные и автодороги, чтобы попробовать хоть как-то разбудить это сонное общество? Убежден: такие, или приблизительно такие мысли снуют сегодня во многих оппозиционных головах.
Автор этих строк хорошо помнит: современная европейская демократия началась почти 800 лет назад именно с официального признания права подданных восставать против притеснений монарха-тирана.
Но непременной предпосылкой успеха восстания должна быть готовность общества поддержать (пусть пассивно) его предводителей. А бойкот официальных учреждений даст результаты лишь тогда, когда власть достаточно слаба и растеряна, не способна продолжать свое правление в условиях прямой конфронтации. В ином случае, убедившись в бесплодности бойкотов, оппозиция все равно вынуждена будет возвратиться к парламентской деятельности. Но уже при значительно худших стартовых условиях.
Убедительный пример этому демонстрирует новейшая история соседней Беларуси. Напомню: тамошняя национал-демократия 1990-91 годов достигла не меньших успехов, чем украинская. Правда, в 1994 году она не смогла противодействовать приходу к власти Лукашенко, на которого поставила молодая комсомольская номенклатура, обойденная при распределении властного "пирога".
Но и в парламенте, сформированном в 1995-96 годах, "лукашенковцы", старая номенклатура, коммунисты и демократы были представлены приблизительно поровну.
После конституционного переворота 1996 года, оформленного путем насквозь фальсифицированного референдума, национал-демократы оказались вне официальных структур – и решили эти структуры игнорировать, символически продолжая собирать сессии разогнанной Верховной Рады ХІІІ созыва и стараясь апеллировать непосредственно к народу.
Парламентские выборы 2000 года оппозиция бойкотировала – и, как следствие – сильно облегчила Лукашенко победу на президентских выборах следующего года.
2003 года оппозиция уже со всей серьезностью отнеслась к выборам в местные советы – и в результате получила полторы сотни (!) из более двадцати тысяч (!) мест (в том числе ни одного – в Минске).
В конце концов, сегодня эта оппозиция тщательно готовится к выборам в "Национальные сборы" (те самые, марионеточные, много и справедливо ею же критикованные). Но за годы пребывания вне официальных властных структур эта оппозиция настолько маргинализировалась, что и 2-3 места (из 110) будут для нее незаурядным успехом.
Да и на оппозиционном фланге внимание приковано уже к другому – депутатам, которые в 2000 году прошли в лукашенковский парламент, но позднее порвали с диктатором и образовали небольшую оппозиционную группу "Республика".
Привожу этот небольшой исторический экскурс для того, чтобы еще раз продемонстрировать: эмоциональное решение в политике редко бывает наилучшим.
До сих пор убежден: национально-демократическая десница совершила большую ошибку, когда в силу известных причин побоялась пойти путем радикализации ситуации зимой 2000-2001 года.
Тогда в самом деле существовали объективные и субъективные условия для быстрого отхода дискредитированной властной верхушки. Но сегодня – январь 2004-го, и общественные настроения (в частности, и в силу прежней неспособности оппозиции продемонстрировать свое умение не только бороться, но и побеждать) уже существенно другие.
Общество и государство уже научились жить отдельно друг от друга. Государство не слишком проникается благосостоянием общества, а общество, в свою очередь, не слишком интересуется: а что там происходит на высших ступенях государственной машины? Зато перекрытые автодороги это общество ощутит. И с готовностью поможет милиции, которая будет убирать с проезжей части народных депутатов от оппозиции, которые не дают гражданам вовремя попасть на базар.
Упаси Боже, я совсем не призываю оппозицию к соглашательству или бездеятельности. Она должна как можно быстрее реагировать на все, что происходит – используя для реагирования адекватные средства, которые вызовут понимание, а не раздражение и страх большинства обывателей (которые, как известно, массово недовольны жизнью и стремятся к переменам к лучшему).
Поэтому вполне уместным будет депутатское "хождение в народ" (чтобы объяснить по возможности большему числу граждан, что же происходит). И абсолютно неуместными – попытки собезьянничать грузинский сценарий. Потому что украинцы (говорю это тоном констатации, а не оценки) – таки не грузины. И не беларусы. И не россияне с их желанием "крепкой руки".
Так что самым продуктивным для оппозиции остается именно работа на победу на будущих выборах-2004 (даже если этого президента будут избирать лишь на полтора года). Если оппозиция (в формате "тройки") проявит себя слаженной командой, которая подчиняет свои действия, прежде всего, национальному интересу – у нее будут десятки возможностей отыграть все проигранное сегодня.
Если же этого не произойдет – всемирной (и даже национальной) катастрофы тоже не будет. Путь Украины к Европе и демократии окажется более долгим и сложным, с большими потерями - но он неизбежно будет пройден. Разве что сделает это уже другое поколение политиков, которое придет на смену тем, кто сегодня оказался не на высоте своих задач.
Автор: Максим Стриха, доктор физико-математических наук, писатель