Каким будет второй тайм войны?

Пятница, 16 января 2004, 11:16
Пар политического кризиса последнего месяца оппозиции вышел через свисток оппозиции. Так ни о чем и не договорившись, кучмисты и антикучмисты на две недели разошлись по разным углам ринга. Впереди – решающая драка за власть.

После всего этого у Кучмы осталось не меньше двух сценариев активного самосохранения и одного – пассивного.

Кучма может насмерть стать за политреформу в варианте законопроекта №4105 (проект Медведчука-Симоненко).

Счастливой реализации этого замысла помогут события 24-25 декабря. Голосование руками признал не только Кучма, оно стало участником международного права.

Поскольку поднятием конечностей, кроме изменений в Конституцию, ратифицировали и соглашение между Украиной и Израилем о компенсациях жертвам катастрофы самолета Ту-154. Кучма это "рукотворное" решение парламента быстро подписал еще в конце минувшего года. Деньги пошли на Ближний Восток.

Можно ожидать, что и Конституционный суд признает приемлемым голосование руками. Тогда на следующей сессии проблема принятия изменений в Основной закон не будет возникать. Потому что надо будет не 300 голосов, а 300 рук. Что не одно и то же.

Ввести выборы президента в парламенте не с 2006, а прямо с текущего 2004 года тоже не сложно. Поочередно голосуются все статьи Конституции, а последние – переходные положения – не голосуются. Именно там определено вступление в действие в 2006 парламентских выборов президента. Затем выборы президента в Верховной Раде нужно проводить прямо в 2004 – ведь такой становится действующая Конституция.

Кучма отваживается баллотироваться. Принимать участие в каких угодно выборах президента разрешил ему Конституционный суд. При этом Кучма легко объясняет, почему раньше отказывался. Потому что говорил, что "не будет баллотироваться на третий срок". А сейчас оказалось, что с 2004 будет только второй срок. И обещания становятся недействительными.

Другая интерпретация первого варианта – если законопроект Медведчука-Симоненко примут полностью, вместе с переходными положениями. То есть, должны состояться выборы президента и в 2004, и в 2006.

Кучма всенародно избирается в 2004 – якобы на 2 года. Политкоординатор большинства Гавриш уже заявил, что у власти имеются "совершенные технологии", чтобы Кучма мог победить на всенародных выборах в октябре текущего года.

На решение баллотироваться Кучму может вдохновить и пример Ельцина. Зимой 1996 у того было 3% рейтинга, а летом он получил большинство голосов на выборах. У Кучмы зимой 2003 рейтинг побольше – 7%. И выборы чуть позже – осенью. И тот, и другой имеют опору в лице олигархов, которые знают – лишь действующий президент является гарантом их безопасного будущего.

Но на самом деле, два года президентом быть нельзя. Судья Конституционного суда Нимченко, который рассматривал дело третьего срока Кучмы, уже сказал: если президент был на должности не пять лет, определенные Основным законом, а меньше, то этот период не считается полноценным президентством.

Кучма теоретически может остаться президентом вплоть до 2009.

Второй сценарий – Кучма останавливает политреформу. Потому что решит остаться президентом с нынешними полномочиями. Тоже до 2009 года. Для этого надо просто победить в 2004.

Отказаться от политреформы Кучма может тоже просто, и при этом сохранить лицо. Просто стол заказов при Конституционном суде должен получить указание признать голосование руками незаконным. И тогда весь поезд политреформы срывается в бездну.

Пассивный вариант самосохранения для Кучмы – это сценарий "преемника". Будет ли реализована при этом политреформа или нет – это не так критически важно. Хотя первый вариант, конечно, безопаснее.

У оппозиции по итогам этого противостояния более скромные достижения. Попытка обжаловать нелегитимное голосование в суде и апеллировать к Западу. Первое делать безрезультатно, второе власть не очень воспримет.

В комплексе это давление может как-то ослабить сценарии власти. Например, можно попробовать добиться отмены выборов президента парламентом. Но у Кучмы все равно остаются запасные варианты самосохранения.

И потому еще один результат последних событий – понимание оппозицией, что у власти на руках больше сценариев. Чем дальше, тем рельефнее они будут проявляться. И это может вызвать у оппозиции желание стать похожей на грузин. Готовиться вырывать победу, а не просто бороться за нее.

Что думают политологи?

 
 
Дмитрий Выдрин считает, что последние события подтолкнут к радикализации и оппозицию, и большинство: первые будут стоять стеной за прямые выборы президента, вторые начнут активный поиск единого кандидата.

Вместе с тем Выдрин не верит в третий срок Кучмы: "Наверное, эта ситуация заставит его уменьшить активность в поисках серых способов продолжения полномочий косвенными способами передачи власти – и заняться поиском дееспособного кандидата".

Само разрешение Конституционного суда баллотироваться Кучме в 2004 имеет две цели:

"Первое – это отодвигать момент выдвижения единого кандидата от власти. Поскольку после его объявления Кучма станет, как говорят на Западе, "хромой уткой", а все внимание перейдет к другому. Поэтому, за этим всем стоит не столько желание идти на выборы, сколько желание отодвинуть момент передачи власти и части внимания преемнику", – считает политолог.

"С другой стороны, наверное, у Кучмы где-то есть слабо сформулированная надежда на третий срок. Ведь он, как известно, человек фартовый. "А вдруг что-то чудесное такое случится, и я снова буду президентом", – думает он".

В то же время Выдрин считает, что радикализация оппозиции привела к тому, что Кучма вряд ли решится на такой шаг.

Говоря об отношениях Медведчука и Януковича в свете выбора единого кандидата, Выдрин предположил, что "лучше работать под социально близкого партнера". Что же касается фактора российского влияния и возможных тем разговора Кучмы с Путиным во время ближайшей встречи, то Выдрин отметил, что "в России при власти люди, которые привыкли считать". "И считать, скорее, не деньги, а политические риски".

"Поэтому единственным советом Путина Кучме, наверное, будет как можно скорее определиться с пресловутым преемником – искать довольно сильного игрока, на раскручивание которого бросать все возможные денежные, политтехнологические, медийные ресурсы", – считает политолог.

Ведь чем дольше власть будет думать, тех меньше шансов выиграть, говорит Выдрин.

В прогнозе на 2004 год Выдрин высказал ожидание, что будут прямые выборы и частично будет реализована политреформа: "Поскольку всем стало ясно, что власть нужно в каких-то пропорциях разделить".

"Реформа накладывается на острые, азартные президентские выборы. Скучно не будет", – обещает Выдрин.

Максим Стриха не сомневается в попытках власти любой ценой избрать Кучму или же его преемника на новый срок. По его мнению, дело может дойти до роспуска парламента и создания новой Верховной Рады с конституционным провластным большинством.

Стриха считает, что в нынешнем раунде оппозиция проиграла. "К сожалению, оппозиция проиграла не только в силе. Это было естественно, власть действовала нагло. Оппозиция проиграла интеллектуально", – сказал Стриха проекту "Кандидат".

"Блокирование сессии – с начала было ясно, что это эмоциональный шаг, следствием которого было только то, что власть была изгнана из правового поля. И если при нормальном постатейном рассмотрении оппозиция бы гарантировано проиграла в первом чтении, но у нее бы был шанс не допустить голосования во втором чтении. 300 голосов – кто его знает, набрали бы или нет".

"При "варианте Украинского дома" или голосовании руками, вы понимаете, можно написать любую цифру. Далее оппозиция пыталась исправить ситуацию. Ну, хотя бы вернуться к ситуации, которая была на утро 23 декабря. Но здесь власть действовала предельно жестко".

Николай Томенко главным достижением последней недели считает то, что обнаружились основные игроки со стороны власти и их планы.

"Теперь остается два варианта дальнейших событий. Первый: власть любыми усилиями будет пытаться провести политреформу, а Кучму сделать переходным президентом. Второй вариант: не будет никакой реформы, и Янукович будет баллотироваться как кандидат от власти. Перед этим Кучма еще посоветуется с Путиным".

"Я ощущаю, что реформу не доделают, и Янукович будет кандидатом от власти", – поделился Томенко.

 
 
Его вечный оппонент Михаил Погребинский думает наоборот: "Сейчас мы значительно ближе к политреформе, чем были еще в конце минувшего года. Поскольку Ющенко сформулировал свою позицию: нас устраивает все, кроме способа избрания президента. А то, что СПУ поддерживала и раньше политреформу – в этом и не было сомнений".

Требование оппозиции изъять норму о выборах президента парламентом Погребинский не отвергает: "Это вариант, который можно обсуждать. Например, можно отложить момент определения, какие должны быть выборы президента, чтобы это сделал следующий парламент".

"Но, на мой взгляд, это не принципиально, как будет избираться президент. Лучше это делать, как в законопроекте №4105. Это будет приближение к европейской модели".

"И, по большому счету, лучший вариант для Ющенко – это законопроект №4105. Так как надо думать не только о своей победе", – считает Погребинский.

"Предположим, Ющенко думает, что станет президентом. Если будет принят №4105, и если Ющенко думает, что лучшего президента, чем он, нет, то парламент его переизберет в 2006. Но если №4105 не будет принят, и Ющенко проиграет выборы в 2004, то он проиграет на 5 лет. И, если так произойдет, я уверен, что Ющенко действительно пойдет заниматься живописью, пчеловодством, но никогда уже не будет президентом".

Другие требования оппозиции Погребинский критикует. Например, чтобы способ избрания президента определялся референдумом: "Это вообще не дело людей. Это дело элиты".

"Я к любому референдуму отношусь плохо. И если ставить вопрос, как избирать президента, то надо выносить на референдум и вопрос, как избирать парламент – по мажоритарной системе или пропорциональной. И 80% людей будут против пропорциональной".

Так же он не видит потребности переголосовывать то, что уже принято поднятием рук:

"Это требование – это не политика, а популизм. Всем очевидно, что у большинства есть необходимая поддержка законопроекта политреформы. И не было проблемы поставить его на голосование еще раз в зале. Но было очевидно, что большинство не пойдет на отмену. Однажды они уже отменили свое предыдущее решение [о переделе комитетов, в декабре 2002] – и получили много неурядиц".

Погребинский еще раз призвал не искать скелетов в шкафу политреформы: "Она преследует две цели – сделать власть ответственной и отойти от имперско-советско-российской системы, что "барин придет и всех рассудит". Надо отойти от такой высокой легитимности президента. Когда президент всегда будет думать: меня избрал народ, а депутатов – лишь часть народа. Поэтому я доминирую над ними".

 
 
В свою очередь Константин Бондаренко считает, что как раз именно сейчас кучмисты ждут – не дождутся, "когда барин вернется из Баден-Бадена и все решит". Поэтому, считает он, они не соглашались ни на какие компромиссы с оппозицией, поскольку здесь решается судьба именно Кучмы и его власти.

Что же касается оппозиции, то Бондаренко считает, что она уже и так пошла на уступки, требуя лишь всенародного голосования за президента. Он высказал убеждение, что постановление Ющенко, Турчинова и Мороза станет тем краеугольным камнем, вокруг которого будут искать компромисс на следующей сессии.

"Это время станет определенным индикатором того, кому нужна политреформа. Ведь есть несколько групп, которым выгодно затянуть ее в глухой угол, и не исключено, что к ним присоединится президент", – считает Бондаренко.

Он также отметил, что в нынешней ситуации нет победителей, но много проигравших: "Меньшинству надо было свистеть и забрасывать трибуну бумагой еще до вынесения в парламент законопроектов изменений Конституции и приговора суда. Они должны были работать круглый год, разъясняя народу от дома к дому, что означает эта реформа. Большинство же стало заложником Кучмы и его интересов".

Комментируя возможность баллотирования Кучмы на третий срок, Бондаренко отверг такой вариант. "Кучма понимает, что 3-ий срок будет угрожать политической изоляцией для Украины, и он едва ли на это пойдет", – указал он.

"Но решение КС дает рычаги влияния на депутатов, создает ситуацию неопределенности; Кучма может долго думать, идти ли на третий срок, впрочем, думаю, где-то в мае под конец выдвижения кандидатов он выступит по телевидению и, поблагодарив за доверие, откажется баллотироваться", – говорит Бондаренко.

Политолог сказал, что есть еще азербайджанский вариант – идти на выборы с другим провластным кандидатом и за 2 недели сняться в его пользу. "Но этот очень рискованный вариант", – считает он.

"Если же Кучма все же решит пойти на выборы, то, думаю, у нас будет не грузинский, а румынский вариант. Впрочем, надеюсь, что Кучма как политик №1 в Украине не дойдет до того, чтобы перечеркнуть свой авторитет политика, и не пойдет на выборы", – сказал Бондаренко.

Бондаренко сказал, что в ближайшее время будет ожидать активного старта президентской кампании и провокаций – в Крыму против татар, эскалации галицкого сепаратизма. Он предположил, что такая провокация может вывести на поле новую фигуру, о которой сейчас никто не думает – реального наследника, который похоронит как политреформу, так и амбиции многих кандидатов на победу.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования