"Темники" в законе

Суббота, 10 января 2004, 14:45
Понятие "темник" вошло в профессиональный журналистский жаргон и, кажется, уже надежно прижилось в повседневности редакционных будней. За последние полгода в области отечественного "темничества" произошел прогресс. С приближением президентских выборов желающих воспользоваться ноу-хау Главного управления информационной политики АП стало больше. И не просто воспользоваться, а внести свои поправки в этот процесс. Ведь занялся этим орган более серьезный, чем нигде не узаконенная АП.

Полигоном для испытаний "темников-2" – теперь от Кабмина – стало безграничное и не весьма урожайное на рекламу поле государственных районок. И вот, как и положено, осенью прошлого года началась "рекламная жатва".

Еженедельные статьи под довольно банальной рубрикой "Программа правительства в действии" появляются во всех районных газетах. С расчетом на то, что никто не должен догадываться – по сути своей эти статьи являются рекламой... Хотя таковой быть не должны.

Ведь существует закон Украины "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Украины в СМИ", в статье 5 которого говорится:

"Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных в государственном или местных бюджетах на освещение их деятельности, формируют заказ средствам массовой информации на [...] организацию систематических (проблемных, тематических) теле- и радиопередач и страниц (рубрик) в печатных средствах массовой информации".

Однако материалы рубрики "Программа правительства в действии", которые выходят в основном во все еще государственных "районках", где квадратный сантиметр газетной площади оценивается в среднем в 1 гривну, оплачиваются и размещаются – как известно из неофициальных источников – через посредника, одно из рекламных агентств Житомира.

То есть – как реклама, с соответствующими процентами для посредника. А рождаются эти материалы в недрах – опять же, как свидетельствуют неофициальные источники – так называемой "службы информационного сопровождения" деятельности Кабинета министров (или "группы 300", по номеру кабинета 300 на третьем этаже кабминовского здания).

Журналистскими материалами или официальными сообщениями о деятельности государственного органа эти произведения "пиаровского искусства" назвать трудно. Хотя бы потому, что каждая такая статья начинается одинаково – "Виктор Янукович".

А еще потому, что и сама эта якобы "информационная служба" не является официальной в составе Кабмина, хотя малущенки, пимоненки и данильцы ходят, как утверждают все те же неофициальные источники, на работу именно туда и осуществляют еженедельные компиляции на заданную тему непосредственно в здании на Грушевского.

О том, что это все те же "темники", но поставленные "на конвейер" – свидетельствует элементарный анализ.

Например:

"Эхо", 20.11, Виктор Янукович: "Украинское государство способно отстоять свои интересы" (автор Г.Данилец). "Вечерний Коростень", 22.11, Виктор Янукович: "Украинское государство способно отстоять свои интересы" (Г.Данилец).

"Вечерний Коростень", 8.11, "Чтобы не дорожал главный продукт на нашем столе" (Г.Данилец). "Бердичевский вестник", 6.11 , "Чтобы не дорожал главный продукт на нашем столе" (Г.Данилец).

"Эхо", 13.11, Виктор Янукович: "Улучшение качества жизнь возможно лишь на базе развития экономики" (П.Пимоненко). "Ружинская земля", 15.11, рубрика "Программа правительства в действии", Виктор Янукович: "Улучшение качества жизни возможное лишь на базе развития экономики" (П.Пимоненко). "Житомирщина", 15.11, Виктор Янукович: "Улучшение качества жизнь возможно лишь на базе развития экономики" (П.Пимоненко).

"Эхо", 18.12, рубрика "Программа правительства в действии", Виктор Янукович: "Начатая КБМ пенсионная реформа обеспечит благосостояние людей старшего поколения" (П.Пимоненко). "Місто", 18.12, рубрика "Программа правительства в действии", Виктор Янукович: "Начатая КБМ пенсионная реформа обеспечит благосостояние людей старшего поколения" (Г.Пимоненко). "Житомирщина", 20.11, рубрика "Программа правительства в действии", Виктор Янукович: "Начатая КБМ пенсионная реформа обеспечит благосостояние людей старшего поколения" (П.Пимоненко).

А вот и примеры компиляций на "заданные темы":

"Вечерний Коростень", 29.11, Виктор Янукович: "Меньше налоги с доходов граждан - богаче жизнь" (Г.Пимоненко). "Бердичевский вестник", 27.11, Виктор Янукович: "Снижение налогов – путь к улучшению благосостояния людей" (К.Малущенко).

"Вечерний Коростень", 6.12, Виктор Янукович: "Бюджет-2004 должен быть реалистичным и социально направленным" (Г.Данилец). "Бердичевский вестник", 4.12, Виктор Янукович: "Приоритетами бюджета–2004 являются затраты на социальные потребности" (Г.Пимоненко).

Еженедельные отчеты о деятельности правительства перед читателями региональной прессы по своему жанру отнюдь нельзя назвать и интервью с премьер-министром, хотя его фамилию традиционно читаем в каждом заголовке. О чем красноречиво свидетельствует не только отсутствие прямой речи в материалах (все они писаны от третьего лица) и признаков эксклюзивности, что характерно для интервью с чиновниками такого ранга, а и факт вышеупомянутых компиляций.

Если определять данные публикации как информацию государственных органов, то, обратившись к закону Украины об информации, в частности, к ст.21 (информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления), мы не найдем соответствующей ее идентификации как "официальной документированной информации, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной власти".

Что же касается того предположения неофициальных источников, что эти материалы оплачиваются как реклама, то в существующем законе Украины "О рекламе" не определены понятия "имиджевой рекламы" и не урегулированы правовые позиции, которые бы делали невозможной скрытую рекламу, так как статья 10 закона, где речь идет о недобросовестной рекламе, давно уже не соответствует реалиям рекламного рынка СМИ.

Проект закона "О политической рекламе", который должен был бы стать частью действующего закона "О рекламе" , уже почти год не рассматривается. Возможно, причиной является то, что до сих пор не приняты еще два правовых документа – "Избирательный Кодекс Украины" и "Информационный Кодекс Украины".

Потому что правовые позиции политической рекламы, которая обычно появляется в СМИ в предвыборный и избирательный периоды, должны быть выписаны и в этих кодексах. Желательно - непротиворечиво и недвусмысленно, что обычно приводит к многочисленным лазейкам для появления в СМИ "заказухи".

Как отмечает, анализируя проект закона "О политической рекламе", член Центральной избирательной комиссии Александр Нельга, еще несколько лет назад не существовало понятия политической рекламы, а лишь понятия пропаганды и агитации.

"На мой взгляд, по своему смыслу понятия "политическая пропаганда" и "политическая реклама" тождественны, – говорит он в своем комментарии "Телекритике". – Ведь содержанием обоих понятий является распространение положительной информации о политическом деятеле или о политической партии".

"Политическая же агитация, как следующий после политической рекламы шаг, имеет целью не только делать граждан приверженцами того или иного политического деятеля, той или иной политической партии, а и убедить граждан действовать в пользу указанных политических субъектов".

Итак, как видим, еще не существует "де-юре" политической рекламы, однако фактически она уже присутствует, в частности, в региональных СМИ. Чем отличается она от так называемых "темников", которые обычно представляют собой указание об освещении (или замалчивании) отдельных тем и позиций политических фигур?

Тем, что такие материалы как реклама – если верить неофициальным источникам – задокументировано оплачиваемы. В нашем случае через рекламное агентство как посредника между редакцией и, можно предположить, какой-то коммерческой структурой, которая, возможно, финансирует все ту же службу информационного сопровождения Кабмина.

И конечно, отличается подобная "политическая реклама" от "темников" тем, что содержанием данных материалов является распространение лишь положительной информации о политическом деятеле, которым является премьер-министр.

Еще один факт, который говорит о том, что именно в предвыборный период рынок рекламы (в том числе и рекламный рынок СМИ) пытаются сделать непрозрачным.

Недавно в недрах Кабинета министров появился проект распоряжения о создании при Киевском национальном университете технологий и дизайна экспертного центра по вопросам рекламной и выставочной деятельности.

Центр претендует на выполнение функций контроля и координации рекламной деятельности в Украине. В то время как действующий закон Украины "О рекламе" возлагает эту функцию на государственные органы: Антимонопольный комитет Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.

По этому поводу председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко направил письмо премьер-министру, в котором указал, что "не выдерживает никакой критики предложение авторов проекта финансировать центр – структуру, по всем признаками коммерческую – из государственного бюджета".

Тем более что вступление в силу закона Украины "О рекламе" в редакции от 11 июля 2003 года создает предпосылки для введения рекламной деятельности в законодательное поле и вывод из тени значительных средств, которые там оборачиваются.

Создание дублирующего органа, которым видится экспертный центр, усложнит этот процесс. А тот факт, что его планируют создать в год президентских выборов, очевидно, свидетельствует о заинтересованности определенных политических сил в контролировании рекламного рынка.

Появление в стенах Кабмина "экспериментального подразделения" ("службы информационного сопровождения") и "испытание темников-2" на малотиражном и менее заметном из центра поле региональных газет является лишь прелюдией, которая предшествует "беспределу", который может окончательно воцариться на рекламном рынке украинских печатных СМИ уже в ближайшее время.


Автор: Ирина Новожилова, руководитель проекта "Медийно-правовой мониторинг"


"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования