Конституционный суд стал карманным судом Кучмы
Вторник, 30 декабря 2003, 16:26
Если решение Конституционного суда относительно изменений в Конституцию вызвало в обществе серьезные сомнения в компетентности и неангажированности его судий, то решение о возможности избрания президента Леонида Кучмы на третий срок поставило крест на Конституционном суде как на авторитетном государственном органе Украины.
Хочу напомнить, что согласно всем конституционным документам, которые действовали в Украине – Конституции УССР 1978 года, Конституционному договору 1995 года, Конституции Украины 1996 года – одно лицо не может занимать должность президента больше двух раз подряд. В статье 103 ныне действующей Конституции Украины от 28 июня 1996 года четко указано, что "одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше чем два срока подряд".
Также, что очень важно, в статье 114-2 Конституции 1978 года, действовавшей с поправками на момент первого избрания Леонида Кучмы на должность президента в 1994 году, вплоть до 8 июня 1995 года, так же четко определена невозможность третьего срока президентства: "Одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше двух сроков подряд".
Поправка к Конституции, которая касалась положения о невозможности двух сроков президентства, была внесена в соответствии с законом об основании поста президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию от 05.07.1991.
Эта поправка действовала во время первого избрания президента Украины в 1994 году, вплоть до вступления в действие Конституционного договора между президентом и Верховной Радой, который, в свою очередь, действовал с 8 июня 1995 года по 28 июня 1996 года.
Следует заметить, что и согласно Конституционному договору между президентом и Верховной Радой "одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше двух сроков подряд" (статья 21 Конституционного договора).
Таким образом, все конституционные документы, которые действовали на протяжении всего времени президентства Леонида Кучмы, причем из этих документов – две Конституции, предусматривали невозможность избрания президента больше чем на два срока.
Когда 1999 года Центральная избирательная Комиссия регистрировала кандидата в президенты Леонида Кучму, была указана его должность на тот момент — президент Украины.
Конституционный суд своим решением пренебрег не только буквой, но и духом закона. Конституционная норма о недопустимости более чем двух сроков президентства вводилась ради того, чтобы любое лицо не могло задерживаться на должности президента опасно долго для общества.
Конституционный суд употребил все средства – безуспешно – чтобы сколько-нибудь легитимно обойти эту норму, тогда как обязан был ее выполнять.
Нынешнее решение Конституционного суда провоцирует переписывание Конституции каждый раз, когда какое-то лицо захочет продлить свои полномочия.
Решение Конституционного суда относительно возможности третьего срока президентства Леонида Кучмы стало довольно четким и действенным тестом на порядочность и профессионализм судий Конституционного суда.
Таким образом, это решение Конституционного суда зафиксировало, что этот орган своей главной целью видит не защиту Конституции и законных прав украинского народа, а защиту президента Леонида Кучмы.
Это означает, что уже в следующем году, когда, вероятно, возникнет немало правовых коллизий в связи с очередными президентскими выборами, Конституционный суд будет неспособен исполнять свои обязанности соответственно своему назначению – защищать Конституцию и права граждан Украины.
Этим решением Конституционного суда нанесен удар и по юридической науке Украины.
Мне известно, что в некоторых из четырех юридических учреждений, выводы которых поддержали возможность избрания Леонида Кучмы в третий раз на должность президента, в частности в Харьковской юридической академии им. Ярослава Мудрого, выводы ученых-правоведов, которые они готовили для Конституционного суда, полностью противоречили тем выводам, которые были направлены руководством этих учебных заведений в Конституционный суд.
Следует подчеркнуть, что решение Конституционного суда о законности третьего срока президентства Леонида Кучмы было принято параллельно с решением о законности пребывания избранного населением Киева мэра Александра Омельченко в должности председателя Киевской горгосадминистрации.
Оба эти решения фактически приняты "в пакете", причем решение по мэру Киева явно призвано загладить отрицательный общественный резонанс от незаконного решения относительно третьего срока президентства Леонида Кучмы.
Если "голосование" руками в Верховной Раде было откровенным и очевидным для всех фарсом, то решение Конституционного суда может иметь трагические последствия для перспектив политического процесса в Украине.
Ведь именно решениями Конституционного суда была сделана попытка легитимировать фарс в качестве закона.
Уверен, что оппозиция готова к такому развитию событий. Она будет действовать адекватно, имея своим главным союзником народ. Никакие решения Конституционного суда и других дискредитированных органов государственной власти, в конце концов, не смогут устоять против простого и понятного населению положения о том, что источником всей власти в Украине является именно народ.
Автор: Николай Томенко, глава Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации, фракция "Наша Украина"
Читайте также:
"Теперь к Кучме придет Коляда и будет уговаривать баллотироваться в третий раз..."
Кучма может баллотироваться в 2004. Толкование Конституционного суда
Хочу напомнить, что согласно всем конституционным документам, которые действовали в Украине – Конституции УССР 1978 года, Конституционному договору 1995 года, Конституции Украины 1996 года – одно лицо не может занимать должность президента больше двух раз подряд. В статье 103 ныне действующей Конституции Украины от 28 июня 1996 года четко указано, что "одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше чем два срока подряд".
Также, что очень важно, в статье 114-2 Конституции 1978 года, действовавшей с поправками на момент первого избрания Леонида Кучмы на должность президента в 1994 году, вплоть до 8 июня 1995 года, так же четко определена невозможность третьего срока президентства: "Одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше двух сроков подряд".
Поправка к Конституции, которая касалась положения о невозможности двух сроков президентства, была внесена в соответствии с законом об основании поста президента и внесении изменений и дополнений в Конституцию от 05.07.1991.
Эта поправка действовала во время первого избрания президента Украины в 1994 году, вплоть до вступления в действие Конституционного договора между президентом и Верховной Радой, который, в свою очередь, действовал с 8 июня 1995 года по 28 июня 1996 года.
Следует заметить, что и согласно Конституционному договору между президентом и Верховной Радой "одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше двух сроков подряд" (статья 21 Конституционного договора).
Таким образом, все конституционные документы, которые действовали на протяжении всего времени президентства Леонида Кучмы, причем из этих документов – две Конституции, предусматривали невозможность избрания президента больше чем на два срока.
Когда 1999 года Центральная избирательная Комиссия регистрировала кандидата в президенты Леонида Кучму, была указана его должность на тот момент — президент Украины.
Конституционный суд своим решением пренебрег не только буквой, но и духом закона. Конституционная норма о недопустимости более чем двух сроков президентства вводилась ради того, чтобы любое лицо не могло задерживаться на должности президента опасно долго для общества.
Конституционный суд употребил все средства – безуспешно – чтобы сколько-нибудь легитимно обойти эту норму, тогда как обязан был ее выполнять.
Нынешнее решение Конституционного суда провоцирует переписывание Конституции каждый раз, когда какое-то лицо захочет продлить свои полномочия.
Решение Конституционного суда относительно возможности третьего срока президентства Леонида Кучмы стало довольно четким и действенным тестом на порядочность и профессионализм судий Конституционного суда.
Таким образом, это решение Конституционного суда зафиксировало, что этот орган своей главной целью видит не защиту Конституции и законных прав украинского народа, а защиту президента Леонида Кучмы.
Это означает, что уже в следующем году, когда, вероятно, возникнет немало правовых коллизий в связи с очередными президентскими выборами, Конституционный суд будет неспособен исполнять свои обязанности соответственно своему назначению – защищать Конституцию и права граждан Украины.
Этим решением Конституционного суда нанесен удар и по юридической науке Украины.
Мне известно, что в некоторых из четырех юридических учреждений, выводы которых поддержали возможность избрания Леонида Кучмы в третий раз на должность президента, в частности в Харьковской юридической академии им. Ярослава Мудрого, выводы ученых-правоведов, которые они готовили для Конституционного суда, полностью противоречили тем выводам, которые были направлены руководством этих учебных заведений в Конституционный суд.
Следует подчеркнуть, что решение Конституционного суда о законности третьего срока президентства Леонида Кучмы было принято параллельно с решением о законности пребывания избранного населением Киева мэра Александра Омельченко в должности председателя Киевской горгосадминистрации.
Оба эти решения фактически приняты "в пакете", причем решение по мэру Киева явно призвано загладить отрицательный общественный резонанс от незаконного решения относительно третьего срока президентства Леонида Кучмы.
Если "голосование" руками в Верховной Раде было откровенным и очевидным для всех фарсом, то решение Конституционного суда может иметь трагические последствия для перспектив политического процесса в Украине.
Ведь именно решениями Конституционного суда была сделана попытка легитимировать фарс в качестве закона.
Уверен, что оппозиция готова к такому развитию событий. Она будет действовать адекватно, имея своим главным союзником народ. Никакие решения Конституционного суда и других дискредитированных органов государственной власти, в конце концов, не смогут устоять против простого и понятного населению положения о том, что источником всей власти в Украине является именно народ.
Автор: Николай Томенко, глава Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации, фракция "Наша Украина"
Читайте также:
"Теперь к Кучме придет Коляда и будет уговаривать баллотироваться в третий раз..."
Кучма может баллотироваться в 2004. Толкование Конституционного суда