КС просят еще раз проверить главную идею Медведчука
Среда, 17 декабря 2003, 16:15
Народный депутат, председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Анатолий Матвиенко инициирует конституционное представление в Верховный Суд относительно порядка перехода к избранию президента парламентом.
Матвиенко считает, что несмотря на то, что Конституционный Суд Украины признал конституционными положения законопроектов Медведчука – Симоненко и Гавриша, которые предусматривают переход к избранию президента Украины парламентом, однако, по его мнению, при этом КС не исследовал возможного порядка внедрения таких изменений.
Матвиенко убежден, такие изменения, которые "задевают основы конституционного порядка государства, зафиксированные в Разделе І Конституции Украины, и могут быть изменены лишь путем всенародного референдума", - сообщает пресс-служба УРП "Собор".
В связи с этим он инициировал конституционное представление, ссылаясь, в частности, на ст. 5 Конституции Украины, которая предусматривает, что "носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, или через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления также приводит статью 69 Конституции ("народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и прочие формы непосредственной демократии") и ст. 103 Конституции, которая наделяет граждан Украины правом непосредственно избирать президента Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Матвиенко подчеркивает, что внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, предусматривающих избрание президента Украины Верховной Радой Украины, приводит, с одной стороны, к ограничению права народа осуществлять свою власть непосредственно, и с другой - к делегированию этого права государственному органу – Верховной Раде Украины.
Он подчеркивает, что хотя КС установил, что избрание президента Украины парламентом не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, однако это "существенно модифицирует конституционный порядок Украины".
Матвиенко считает, что внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, которые предусматривают избрание президента Украины Верховной Радой, может быть осуществлено исключительно через всенародный референдум, в соответствии с ст. 5 Конституции, ("право определять и изменять конституционный порядок в Украине приналежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами").
В связи с этим Матвиенко просит Конституционный Суд дать официальное толкование понятия "конституционный порядок", которое содержится в статье 5 Конституции Украины, дать официальный вывод относительно того, в какой мере внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, которые предусматривают избрание президента парламентом, приводит (не приводит) к изменению конституционного порядка, а затем подпадает (не подпадает) под действие положения статьи 5 Конституции".
Как прогнозирует Матвиенко, 45 депутатских подписей под этим представлением будет собрано еще до начала следующей сессионной недели.
Матвиенко считает, что несмотря на то, что Конституционный Суд Украины признал конституционными положения законопроектов Медведчука – Симоненко и Гавриша, которые предусматривают переход к избранию президента Украины парламентом, однако, по его мнению, при этом КС не исследовал возможного порядка внедрения таких изменений.
Матвиенко убежден, такие изменения, которые "задевают основы конституционного порядка государства, зафиксированные в Разделе І Конституции Украины, и могут быть изменены лишь путем всенародного референдума", - сообщает пресс-служба УРП "Собор".
В связи с этим он инициировал конституционное представление, ссылаясь, в частности, на ст. 5 Конституции Украины, которая предусматривает, что "носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, или через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления также приводит статью 69 Конституции ("народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и прочие формы непосредственной демократии") и ст. 103 Конституции, которая наделяет граждан Украины правом непосредственно избирать президента Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Матвиенко подчеркивает, что внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, предусматривающих избрание президента Украины Верховной Радой Украины, приводит, с одной стороны, к ограничению права народа осуществлять свою власть непосредственно, и с другой - к делегированию этого права государственному органу – Верховной Раде Украины.
Он подчеркивает, что хотя КС установил, что избрание президента Украины парламентом не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, однако это "существенно модифицирует конституционный порядок Украины".
Матвиенко считает, что внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, которые предусматривают избрание президента Украины Верховной Радой, может быть осуществлено исключительно через всенародный референдум, в соответствии с ст. 5 Конституции, ("право определять и изменять конституционный порядок в Украине приналежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами").
В связи с этим Матвиенко просит Конституционный Суд дать официальное толкование понятия "конституционный порядок", которое содержится в статье 5 Конституции Украины, дать официальный вывод относительно того, в какой мере внедрение норм законопроектов №4105 и №4180 о внесении изменений в Конституцию Украины, которые предусматривают избрание президента парламентом, приводит (не приводит) к изменению конституционного порядка, а затем подпадает (не подпадает) под действие положения статьи 5 Конституции".
Как прогнозирует Матвиенко, 45 депутатских подписей под этим представлением будет собрано еще до начала следующей сессионной недели.