Кучму не посадят как минимум до следующей осени
Четверг, 11 декабря 2003, 13:02
Президент Украины на время исполнения полномочий не несет уголовной ответственности, против него не может быть возбуждено уголовное дело.
Конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об отстранении главы государства с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела, решил Конституционный суд страны.
В четверг КС обнародовал решение по делу о конституционном представлении 47 народных депутатов об официальном толковании положений части 1 статьи 105, части 1 статьи 111 Конституции.
Авторы представления отмечают, что в Конституции Украины не совпадают понятия неприкосновенности народных депутатов и президента Украины.
При этом они акцентируют внимание на том, что народным депутатам гарантируется неприкосновенность, а президент только пользуется неприкосновенностью во время выполнения полномочий.
Субъекты конституционного представления просили КС официально растолковать, кто и в каком порядке может возбудить уголовное дело против лица, осуществляющего полномочия президента Украины, и возможно ли распространение на главу государства требований Уголовно-процессуального кодекса Украины и начало процедуры импичмента без возбуждения уголовного дела.
В направленном по запросу КС письме президента Украины Леонида Кучмы говорится, что ограничение права неприкосновенности главы государства предусмотрено в Основном законе только в случае рассмотрения парламентом вопроса об импичменте, в отличие от объема гарантий депутатской неприкосновенности, которые с согласия Верховной Рады допускают возможность привлечения народных депутатов к уголовной ответственности, задержание или арест.
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин в письме по этому вопросу отмечает необходимость усовершенствования нормативной базы, которая бы раскрывала содержание права неприкосновенности президента и специальной процедуры - импичмента - с целью создания надлежащего конституционно-правового механизма их применения.
КС отмечает, что под понятиями "право неприкосновенности человека" и "право неприкосновенности президента Украины" понимаются разные конституционные институты. Существенные свойства этого права президента предоставляют ему признаки должностного функционального иммунитета, что обусловлено публично-правовым статусом президента, установленным исключительно Конституцией.
Согласно Конституции, президент является главой государства, выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Основного закона, прав и свобод граждан.
Исходя из этого, президенту необходим и надлежащий уровень правовой защиты. Такой защите служит, прежде всего, предписание части 1 стать 105 Конституции о том, что президент пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий.
Звание президента охраняется законом и сохраняется пожизненно за лицом, занимавшим этот пост, а за покушение на честь и достоинство президента виновные привлекаются к ответственности на основании закона.
Право неприкосновенности президента, отмечает КС, необходимо понимать как органическую составляющую его конституционного статуса для реализации возложенных на него полномочий. Корректировка содержания этого права невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию.
В то же время КС подчеркивает, что право неприкосновенности президента имеет ограничения во времени и действует только на время исполнения полномочий.
КС отмечает, что установленная Основным законом процедура импичмента является единственным способом привлечения президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогична обвинению лица в соответствии с нормами УПК.
Поэтому нет оснований считать досудебным следствием проведение расследования временной следственной комиссией, которая создается парламентом.
В случае возбуждения уголовного дела против главы государства на него распространялась бы юрисдикция уполномоченных органов в течение всего периода досудебного следствия и рассмотрения дела в судах, что лишило бы его права неприкосновенности и возможности надлежащим образом выполнять возложенные на него конституционные полномочия.
Таким образом, импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по содержанию которого парламент в случае совершения преступления президентом может досрочно прекратить его полномочия, отстранив от должности.
Интерфакс-Украина
Конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об отстранении главы государства с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела, решил Конституционный суд страны.
В четверг КС обнародовал решение по делу о конституционном представлении 47 народных депутатов об официальном толковании положений части 1 статьи 105, части 1 статьи 111 Конституции.
Авторы представления отмечают, что в Конституции Украины не совпадают понятия неприкосновенности народных депутатов и президента Украины.
При этом они акцентируют внимание на том, что народным депутатам гарантируется неприкосновенность, а президент только пользуется неприкосновенностью во время выполнения полномочий.
Субъекты конституционного представления просили КС официально растолковать, кто и в каком порядке может возбудить уголовное дело против лица, осуществляющего полномочия президента Украины, и возможно ли распространение на главу государства требований Уголовно-процессуального кодекса Украины и начало процедуры импичмента без возбуждения уголовного дела.
В направленном по запросу КС письме президента Украины Леонида Кучмы говорится, что ограничение права неприкосновенности главы государства предусмотрено в Основном законе только в случае рассмотрения парламентом вопроса об импичменте, в отличие от объема гарантий депутатской неприкосновенности, которые с согласия Верховной Рады допускают возможность привлечения народных депутатов к уголовной ответственности, задержание или арест.
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин в письме по этому вопросу отмечает необходимость усовершенствования нормативной базы, которая бы раскрывала содержание права неприкосновенности президента и специальной процедуры - импичмента - с целью создания надлежащего конституционно-правового механизма их применения.
КС отмечает, что под понятиями "право неприкосновенности человека" и "право неприкосновенности президента Украины" понимаются разные конституционные институты. Существенные свойства этого права президента предоставляют ему признаки должностного функционального иммунитета, что обусловлено публично-правовым статусом президента, установленным исключительно Конституцией.
Согласно Конституции, президент является главой государства, выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Основного закона, прав и свобод граждан.
Исходя из этого, президенту необходим и надлежащий уровень правовой защиты. Такой защите служит, прежде всего, предписание части 1 стать 105 Конституции о том, что президент пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий.
Звание президента охраняется законом и сохраняется пожизненно за лицом, занимавшим этот пост, а за покушение на честь и достоинство президента виновные привлекаются к ответственности на основании закона.
Право неприкосновенности президента, отмечает КС, необходимо понимать как органическую составляющую его конституционного статуса для реализации возложенных на него полномочий. Корректировка содержания этого права невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию.
В то же время КС подчеркивает, что право неприкосновенности президента имеет ограничения во времени и действует только на время исполнения полномочий.
КС отмечает, что установленная Основным законом процедура импичмента является единственным способом привлечения президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогична обвинению лица в соответствии с нормами УПК.
Поэтому нет оснований считать досудебным следствием проведение расследования временной следственной комиссией, которая создается парламентом.
В случае возбуждения уголовного дела против главы государства на него распространялась бы юрисдикция уполномоченных органов в течение всего периода досудебного следствия и рассмотрения дела в судах, что лишило бы его права неприкосновенности и возможности надлежащим образом выполнять возложенные на него конституционные полномочия.
Таким образом, импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по содержанию которого парламент в случае совершения преступления президентом может досрочно прекратить его полномочия, отстранив от должности.
Интерфакс-Украина