Олигархи потеряют контроль над партиями?
Среда, 10 декабря 2003, 10:37
В Украине может состояться хоть маленькая, но победа демократии. Ведущие партии имеют шанс избежать финансовой зависимости от своих теневых спонсоров - получая деньги не от патронов, а из бюджета Украины. Для этого надо лишь, чтобы президент Кучма подписал закон о внедрении государственного финансирования политических партий.
Соответствующий законопроект, который был разработан Лабораторией законодательных инициатив еще в 2001 году и внесен в парламент народным депутатом Игорем Грынивым из "Нашей Украины", 27 ноября был окончательно одобрен Верховной Радой.
За законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с внедрением государственного финансирования политических партий" отдали свои голоса 276 народных избранников из семи фракций.
Законопроект, направленный на снижение коррупции в политической системе и создание цивилизованных условий деятельности партийных структур в Украине, был поддержан "Нашей Украиной", БЮТ, СПУ, КПУ, Аграрной партией, НДП, и фракцией ПППУ-"Трудовая Украина".
Коммунисты, кстати, в течение определенного времени колебались с определением своего отношения к законопроекту: шла борьба между желанием получить в будущем свою часть бюджетных денег и опасением, что избиратели не поймут необходимости финансировать деятельность политорганизаций. Доверие к которым, в целом, является не очень высоким.
Но, к счастью для приверженцев прямой господдержки партий, прагматизм и принципиальная позиция победили над возможным популизмом со стороны КПУ, без голосов которых закон не был бы принят.
Против государственного финансирования партий выступили фракции СДПУ(О), "Регионы Украины", группы "Демократические инициативы", "Народовластие", "Народный выбор". Возможно, потому, что состоят они преимущественно из депутатов-мажоритарщиков, которые не очень проникаются проблемами партийного строительства.
Сложнее, учитывая прозрачность решений и реализацию собственных программных положений, объяснить позицию фракции СДПУ(О), которая 27 ноября, как и во время голосования за законопроект в первом чтении, выступила принципиально против госфинансирования партий.
Не повлияла на решение фракции и собственная предвыборная программа, с которой партия шла на выборы 2002 года и которая в первых строках предусматривает "становление партийно-политической системы, повышение роли партий".
Можно ошибаться относительно роли, которую будет играть бюджетное финансирование в жизни украинских партий, но в европейской политико-правовой мысли давно уже закрепилось понимание важности "финансирования политики" - именно для становления партийно-политической системы и повышения роли партий в общественных процессах.
Голосование по названному законопроекту свидетельствует, что украинские объединенные социал-демократы имеют свои представления и стандарты становления партийной системы. Которые, тем не менее, вряд ли можно отнести к общепринятым в развитых демократических странах.
Что собой представляет закон, который сейчас ожидает президентского вердикта?
Он предусматривает два вида государственного финансирования политических партий:
1. Прямое общее финансирование, то есть финансирование уставной деятельности партий
Это, по законопроекту: научные исследования, подготовка предложений в законодательство, организация публичных обсуждений государственных решений, распространение собственных политических взглядов и информации о себе, выпуск печатных изданий, материально-техническое обеспечение деятельности партии и ее региональных ячеек, поддержка партийных молодежных, женских и других организаций и т.п.
Для того, чтобы получить право на такое финансирование, политической партии необходимо на последних выборах преодолеть избирательный 4-процентный барьер.
Партии-счастливицы ежегодно будут получать из Государственного бюджета Украины финансирование, пропорциональное общему количеству голосов, поданных за списки таких партий (блоков).
При этом общий ежегодный объем будет составлять сумму, которая будет высчитываться путем умножения 0,01 размера минимальной зарплаты, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств, на количество граждан, внесенных в список избирателей на последних очередных выборах народных депутатов.
2. Специальное финансирование, или возмещение затрат политических партий, в том числе и тех, которые входили в избирательные блоки партий, связанных с финансированием их предвыборной агитации во время выборов.
Право на такое возмещение также получат только те партии (блоки), которые преодолеют 4-процентный барьер. Возмещение будет ограничиваться размером фактически осуществленных затрат – но в границах предельной суммы затрат избирательного фонда партии (блока), установленной законом.
Бухгалтерия для партий-чемпионов
Если Кучма подпишет закон, то впервые государственное финансирование, как общее, так и специальное, будет выделено по результатам следующих парламентских выборов, которые должны состояться в 2006 году.
Тем не менее, можно для примера подсчитать, сколько бюджетных средств получили бы партии, которые попали в парламент по результатам последних выборов, в 2004 году - если бы закон действовал на время выборов-2002.
В список избирателей во время выборов народных депутатов Украины в 2002 году было внесено 37 403 661 человек - в соответствии с данными ЦИК. Размер минимальной зарплаты на начало следующего года - 205 грн., соответственно закону "О Государственном бюджете на 2004 год". Значит, размер государственного финансирования уставной деятельности политических партий в 2004 году составлял бы около 76,7 млн. гривен или 14,4 млн. долларов США.
Теперь распределим эту общую сумму между 6 партиями и блоками, которые преодолели барьер в 2002, пропорционально общему количеству голосов.
В результате получим такие цифры относительно воображаемого бюджетного финансирования в 2004 году:
- партии, которые входили в избирательный блок "Блок Виктора Ющенко "Наша Украина" – около 23,8 млн. грн. или 4,4 млн. дол. США;
- Коммунистическая партия Украины – около 20,2 млн. грн. или 3,8 млн. дол. США;
- партии, которые входили в избирательный блок "За Единую Украину!" – около 11,9 млн. грн. или 2,2 млн. дол. США;
- партии, которые входили в избирательный Блок Юлии Тимошенко – около 7,3 млн. грн. или 1,4 млн. дол. США;
- Социалистическая партия Украины – около 6,9 млн. грн. или 1,3 млн. дол. США;
- Социал-демократическая партия Украины (объединенная) – около 6,3 млн. грн. или 1,2 млн. дол. США.
В этом отношении возникает несколько вопросов.
Достаточно ли ежегодного финансирования в таких объемах для того, чтобы партии избавились от зависимости от финансово-промышленных групп, стали самостоятельными элементами политической системы страны и представляли реальные интересы избирателей?
Готова ли Украина к цивилизованным, общепризнанным подходам финансирования политики?
Является ли адекватной такая цена демократии и крепкой партийной системы, которая будет выплачиваться каждый год в виде государственного финансирования партий?
Большинство парламентского состава (как из "оппозиционных" фракций, так и части "пропрезидентских") ответила утвердительно. Очередь за президентом.
Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив
Историю прохождения и аналитические материалы к законопроекту смотрите здесь
Соответствующий законопроект, который был разработан Лабораторией законодательных инициатив еще в 2001 году и внесен в парламент народным депутатом Игорем Грынивым из "Нашей Украины", 27 ноября был окончательно одобрен Верховной Радой.
За законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с внедрением государственного финансирования политических партий" отдали свои голоса 276 народных избранников из семи фракций.
Законопроект, направленный на снижение коррупции в политической системе и создание цивилизованных условий деятельности партийных структур в Украине, был поддержан "Нашей Украиной", БЮТ, СПУ, КПУ, Аграрной партией, НДП, и фракцией ПППУ-"Трудовая Украина".
Коммунисты, кстати, в течение определенного времени колебались с определением своего отношения к законопроекту: шла борьба между желанием получить в будущем свою часть бюджетных денег и опасением, что избиратели не поймут необходимости финансировать деятельность политорганизаций. Доверие к которым, в целом, является не очень высоким.
Но, к счастью для приверженцев прямой господдержки партий, прагматизм и принципиальная позиция победили над возможным популизмом со стороны КПУ, без голосов которых закон не был бы принят.
Против государственного финансирования партий выступили фракции СДПУ(О), "Регионы Украины", группы "Демократические инициативы", "Народовластие", "Народный выбор". Возможно, потому, что состоят они преимущественно из депутатов-мажоритарщиков, которые не очень проникаются проблемами партийного строительства.
Сложнее, учитывая прозрачность решений и реализацию собственных программных положений, объяснить позицию фракции СДПУ(О), которая 27 ноября, как и во время голосования за законопроект в первом чтении, выступила принципиально против госфинансирования партий.
Не повлияла на решение фракции и собственная предвыборная программа, с которой партия шла на выборы 2002 года и которая в первых строках предусматривает "становление партийно-политической системы, повышение роли партий".
Можно ошибаться относительно роли, которую будет играть бюджетное финансирование в жизни украинских партий, но в европейской политико-правовой мысли давно уже закрепилось понимание важности "финансирования политики" - именно для становления партийно-политической системы и повышения роли партий в общественных процессах.
Голосование по названному законопроекту свидетельствует, что украинские объединенные социал-демократы имеют свои представления и стандарты становления партийной системы. Которые, тем не менее, вряд ли можно отнести к общепринятым в развитых демократических странах.
Что собой представляет закон, который сейчас ожидает президентского вердикта?
Он предусматривает два вида государственного финансирования политических партий:
1. Прямое общее финансирование, то есть финансирование уставной деятельности партий
Это, по законопроекту: научные исследования, подготовка предложений в законодательство, организация публичных обсуждений государственных решений, распространение собственных политических взглядов и информации о себе, выпуск печатных изданий, материально-техническое обеспечение деятельности партии и ее региональных ячеек, поддержка партийных молодежных, женских и других организаций и т.п.
Для того, чтобы получить право на такое финансирование, политической партии необходимо на последних выборах преодолеть избирательный 4-процентный барьер.
Партии-счастливицы ежегодно будут получать из Государственного бюджета Украины финансирование, пропорциональное общему количеству голосов, поданных за списки таких партий (блоков).
При этом общий ежегодный объем будет составлять сумму, которая будет высчитываться путем умножения 0,01 размера минимальной зарплаты, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств, на количество граждан, внесенных в список избирателей на последних очередных выборах народных депутатов.
2. Специальное финансирование, или возмещение затрат политических партий, в том числе и тех, которые входили в избирательные блоки партий, связанных с финансированием их предвыборной агитации во время выборов.
Право на такое возмещение также получат только те партии (блоки), которые преодолеют 4-процентный барьер. Возмещение будет ограничиваться размером фактически осуществленных затрат – но в границах предельной суммы затрат избирательного фонда партии (блока), установленной законом.
Бухгалтерия для партий-чемпионов
Если Кучма подпишет закон, то впервые государственное финансирование, как общее, так и специальное, будет выделено по результатам следующих парламентских выборов, которые должны состояться в 2006 году.
Тем не менее, можно для примера подсчитать, сколько бюджетных средств получили бы партии, которые попали в парламент по результатам последних выборов, в 2004 году - если бы закон действовал на время выборов-2002.
В список избирателей во время выборов народных депутатов Украины в 2002 году было внесено 37 403 661 человек - в соответствии с данными ЦИК. Размер минимальной зарплаты на начало следующего года - 205 грн., соответственно закону "О Государственном бюджете на 2004 год". Значит, размер государственного финансирования уставной деятельности политических партий в 2004 году составлял бы около 76,7 млн. гривен или 14,4 млн. долларов США.
Теперь распределим эту общую сумму между 6 партиями и блоками, которые преодолели барьер в 2002, пропорционально общему количеству голосов.
В результате получим такие цифры относительно воображаемого бюджетного финансирования в 2004 году:
- партии, которые входили в избирательный блок "Блок Виктора Ющенко "Наша Украина" – около 23,8 млн. грн. или 4,4 млн. дол. США;
- Коммунистическая партия Украины – около 20,2 млн. грн. или 3,8 млн. дол. США;
- партии, которые входили в избирательный блок "За Единую Украину!" – около 11,9 млн. грн. или 2,2 млн. дол. США;
- партии, которые входили в избирательный Блок Юлии Тимошенко – около 7,3 млн. грн. или 1,4 млн. дол. США;
- Социалистическая партия Украины – около 6,9 млн. грн. или 1,3 млн. дол. США;
- Социал-демократическая партия Украины (объединенная) – около 6,3 млн. грн. или 1,2 млн. дол. США.
В этом отношении возникает несколько вопросов.
Достаточно ли ежегодного финансирования в таких объемах для того, чтобы партии избавились от зависимости от финансово-промышленных групп, стали самостоятельными элементами политической системы страны и представляли реальные интересы избирателей?
Готова ли Украина к цивилизованным, общепризнанным подходам финансирования политики?
Является ли адекватной такая цена демократии и крепкой партийной системы, которая будет выплачиваться каждый год в виде государственного финансирования партий?
Большинство парламентского состава (как из "оппозиционных" фракций, так и части "пропрезидентских") ответила утвердительно. Очередь за президентом.
Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив
Историю прохождения и аналитические материалы к законопроекту смотрите здесь