Рецензия на "Матрицу-III" под впечатлением от украинской политики
Пятница, 7 ноября 2003, 16:28
Вы часто ходите в кино? У меня, увы, как-то не получается. Но общемировую премьеру фильма "Матрица: Революция" я решила отметить.
Во-первых, пока только система кинопроката серьезно подходит к интеграции Киева в систему мировых киностолиц. При этом Украина достается идеальное "пространство-время" – в Лос-Анджелесе еще 6 утра, в Токио – 11 вечера, а у нас комфортная середина дня – 16.00. И это в то время, как в реальной геополитике вектор пути определяется методами дамбостроительства!
Во-вторых, первоначальная Матрица как-то оказалась среди моих любимых фильмов – знаете, из тех, что при каждом новом просмотре наполняются новыми значениями. И хотя вторая серия, прямо скажем, огорчила многословием и некоторой путаницей, завершение трилогии пропускать не следовало. Тем более, что по мере перехода от философской притчи к массовому продукту трилогия начала напоминать... перипетии украинской политики.
Но пойдем по порядку. Первый фильм навел зрителя на мысль о том, что "все не так просто" – за видимым фасадом так называемой реальности скрывается некая машинерия, цинично использующая людей в качестве источников питания.
И только фигура Освобожденного от иллюзий в состоянии прорваться через все преграды, освободиться самому и указать путь человечеству. Конечно, корни этой нехитрой философемы лежат в христианстве и буддизме, но ведь как похоже! В финале первой части герой обретает независимость – и готов идти до конца в борьбе за счастье остальных. Помните начало нашей независимости? Тогда тоже казалось, что у нас появился шанс...
А уже во второй "Матрице" появляется "Главный Архитектор", самозваный автор реальности. Когда он пытался сбить с толку героя рассказами о том, что дескать, много вас здесь таких ходит (таких спасителей было уже много – и все без толку!), я не могла удержаться от смеха – знакомая фигура, правда?
И то, что Оракул оказался частью машины, тоже очень знакомая история – достаточно вспомнить манипуляции с "аналитическими данными" накануне любых выборов, чтобы понять, что система поглощает все, к чему прикасается.
Но вернемся к 5 ноября – дню мировой кинопремьеры. Говорят, в Лос-Анджелесе билеты на этот сеанс были выкуплены чуть не за полгода. В Киеве зрительская демография резко отличалась от общемировой – как-никак, середина рабочего дня, так что в зале была в основном молодежь.
С моей точки зрения, фильм можно смело отнести к категории воспитательных лент – где еще вам расскажут без тени иронии о том, что нужно верить, сражаться за идею и только в этом случае "все будет хорошо"!
Правда, подрастающему поколению родной страны подобного рода идеализм пока как-то не присущ, что подтвердил смех в зале и саркастичные аплодисменты невпопад в самых трогательных моментах. Оно и понятно – идеалисты здесь не выживают. Климат не благоприятствует.
Именно возраст аудитории определил отсутствие дружного смеха в зале в самом начале "Матрицы ІІІ". Один из злодеев сообщает герою, пытающемуся выбраться со станции, замкнутой сама на себя: "Я сам ее придумал и создал – и потому здесь неуязвим!"
Уж мы-то с вами знаем этого персонажа! Уверена, каждому приходилось бродить по тупиковым путям, построенным с единственной целью – закрыть выход...
Но когда невероятная смесь тонких прозрений, цитат из Платона, аллюзий на темы мировой мифологии и откровенной банальщины сменилась масштабными батальными сценами, всякие украинские параллели отошли на второй план.
Все-таки молодцы они там, в Голливуде! Изображение виртуальной реальности виртуальными же методами всегда было сильной стороной американской культуры. Нет, правда – сочетание действий красивых людей и компьютерных фонов на экране завораживает.
В пылу сражения стало ясно, что главная задача битвы – выиграть время, пока Нео проберется в самое логово врага и там "решит вопросы".
Если вспомнить сюжетную линию готовящейся к выходу ленты "Властелин Колец-3", где Фродо несет кольцо в Мордор, то может закрасться подозрение, что Голливуд последнее время снимает один и тот же фильм.
Это не важно – в конце концов, все мифологические сюжеты перекликаются друг с другом. Важно другое – а где же этот герой, готовый жертвовать собой ради победы светлого будущего в невиртуальной, нашей реальности? Там, где люди не умеют летать, не владеют кунг-фу и обязательным набором из кожаного плаща и темных очков. Где герой, я вас спрашиваю? А где те силы, что готовы вступать в битву, чтобы выиграть время – или просто победить, пусть даже без героя? Ау?!!!
Но тут фильм закончился, и под бодрую позитивную музыку зрители вывалили на холодную промозглую улицу. Пора возвращаться в мир без героя...
Автор: Юлия Тимошенко, народный депутат, лидер Блока Юлии Тимошенко, партии "Батькивщина"
Во-первых, пока только система кинопроката серьезно подходит к интеграции Киева в систему мировых киностолиц. При этом Украина достается идеальное "пространство-время" – в Лос-Анджелесе еще 6 утра, в Токио – 11 вечера, а у нас комфортная середина дня – 16.00. И это в то время, как в реальной геополитике вектор пути определяется методами дамбостроительства!
Во-вторых, первоначальная Матрица как-то оказалась среди моих любимых фильмов – знаете, из тех, что при каждом новом просмотре наполняются новыми значениями. И хотя вторая серия, прямо скажем, огорчила многословием и некоторой путаницей, завершение трилогии пропускать не следовало. Тем более, что по мере перехода от философской притчи к массовому продукту трилогия начала напоминать... перипетии украинской политики.
Но пойдем по порядку. Первый фильм навел зрителя на мысль о том, что "все не так просто" – за видимым фасадом так называемой реальности скрывается некая машинерия, цинично использующая людей в качестве источников питания.
И только фигура Освобожденного от иллюзий в состоянии прорваться через все преграды, освободиться самому и указать путь человечеству. Конечно, корни этой нехитрой философемы лежат в христианстве и буддизме, но ведь как похоже! В финале первой части герой обретает независимость – и готов идти до конца в борьбе за счастье остальных. Помните начало нашей независимости? Тогда тоже казалось, что у нас появился шанс...
А уже во второй "Матрице" появляется "Главный Архитектор", самозваный автор реальности. Когда он пытался сбить с толку героя рассказами о том, что дескать, много вас здесь таких ходит (таких спасителей было уже много – и все без толку!), я не могла удержаться от смеха – знакомая фигура, правда?
И то, что Оракул оказался частью машины, тоже очень знакомая история – достаточно вспомнить манипуляции с "аналитическими данными" накануне любых выборов, чтобы понять, что система поглощает все, к чему прикасается.
Но вернемся к 5 ноября – дню мировой кинопремьеры. Говорят, в Лос-Анджелесе билеты на этот сеанс были выкуплены чуть не за полгода. В Киеве зрительская демография резко отличалась от общемировой – как-никак, середина рабочего дня, так что в зале была в основном молодежь.
С моей точки зрения, фильм можно смело отнести к категории воспитательных лент – где еще вам расскажут без тени иронии о том, что нужно верить, сражаться за идею и только в этом случае "все будет хорошо"!
Правда, подрастающему поколению родной страны подобного рода идеализм пока как-то не присущ, что подтвердил смех в зале и саркастичные аплодисменты невпопад в самых трогательных моментах. Оно и понятно – идеалисты здесь не выживают. Климат не благоприятствует.
Именно возраст аудитории определил отсутствие дружного смеха в зале в самом начале "Матрицы ІІІ". Один из злодеев сообщает герою, пытающемуся выбраться со станции, замкнутой сама на себя: "Я сам ее придумал и создал – и потому здесь неуязвим!"
Уж мы-то с вами знаем этого персонажа! Уверена, каждому приходилось бродить по тупиковым путям, построенным с единственной целью – закрыть выход...
Но когда невероятная смесь тонких прозрений, цитат из Платона, аллюзий на темы мировой мифологии и откровенной банальщины сменилась масштабными батальными сценами, всякие украинские параллели отошли на второй план.
Все-таки молодцы они там, в Голливуде! Изображение виртуальной реальности виртуальными же методами всегда было сильной стороной американской культуры. Нет, правда – сочетание действий красивых людей и компьютерных фонов на экране завораживает.
В пылу сражения стало ясно, что главная задача битвы – выиграть время, пока Нео проберется в самое логово врага и там "решит вопросы".
Если вспомнить сюжетную линию готовящейся к выходу ленты "Властелин Колец-3", где Фродо несет кольцо в Мордор, то может закрасться подозрение, что Голливуд последнее время снимает один и тот же фильм.
Это не важно – в конце концов, все мифологические сюжеты перекликаются друг с другом. Важно другое – а где же этот герой, готовый жертвовать собой ради победы светлого будущего в невиртуальной, нашей реальности? Там, где люди не умеют летать, не владеют кунг-фу и обязательным набором из кожаного плаща и темных очков. Где герой, я вас спрашиваю? А где те силы, что готовы вступать в битву, чтобы выиграть время – или просто победить, пусть даже без героя? Ау?!!!
Но тут фильм закончился, и под бодрую позитивную музыку зрители вывалили на холодную промозглую улицу. Пора возвращаться в мир без героя...
Автор: Юлия Тимошенко, народный депутат, лидер Блока Юлии Тимошенко, партии "Батькивщина"