Пукач на свободе: Генпрокуратура потеряла ключ от дела Гонгадзе?

Среда, 5 ноября 2003, 22:10
День разведчика экс-начальник департамента разведки МВД Алексей Пукач празднует на свободе. Главный на сегодня свидетель в деле Гонгадзе вышел из предварительного заключения. Две недели была надежда: в деле об убийстве Георгия в конце концов взят след, о котором три года назад заявила оппозиция – главных виновников надо искать среди героев Мельниченко. Но теперь нету больше веры, что Генпрокуратура сможет дойти до конца по этой опасной дороге, которая ведет к кабинету Кучмы.

Не сможет, так как у нее больше нет проводника. Вышел ключевой свидетель, который своими показаниями мог бы развязать языки других сотрудников МВД. И тем самым дальше суживать круг подозреваемых. Теперь же Генпрокуратура потеряла возможность влиять на поведение людей, причастных к выполнению и организации убийства Гонгадзе. А заказчики уничтожения Георгия вообще могут ночь на 6 ноября спать спокойно.

Кто-то очень не пожалел сил и денег для выхода Пукача на свободу. У него было три адвоката, костюмы которых очень положительно говорят об их гонорарах. Из зала суда Пукач уехал на машине с номерами парламента – "2-092 ВР". При этом вопрос особождения Пукача почему-то перенесли на час раньше запланированного, сменив при этом судью.

На доске объявлений Апелляционного суда Киева в среду утром сообщалось, что судьбу Пукача будет решать судья Слинько С.С. Но вышло так, что миссию рассматривать это дело взяла на себя коллегия судей во главе с Леонидом Глосом.

Это тот же самый судья Апелляционного суда Киева, который фигурировал в скандале с возбуждением уголовного дела против Кучмы судьей Василенко. Как известно, осенью 2002 депутаты-оппозиционеры обратились к киевским судьям с заявлением, где требовали привлечь "гаранта" к уголовной ответственности.

Глос, тогда и.о. председателя суда, передал заявления, адресованные персонально 33 разным судьям, не этим людям, а судье Балацькой. А та отдала их на погребение в Генпрокуратуру. И Василенко потом получил прямо от депутатов их заявление.

В деле Пукача Глос и еще двое судей определили, что руководитель милицейской "наружки" не может быть арестованным – лучше на подписке о невыезде: он уже не работает в органах милиции и не может оказывать давление на своих бывших подчиненных.

Также Пукач "имеет семью и постоянное место жительства, является инвалидом 2-ой группы, страдает рядом хронических заболеваний, к уголовной ответственности не привлекался и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС".

Кроме того, во время пребывания под стражей он ни разу не допрашивался, добавил адвокат. А судья отметил: "Сама тяжесть преступления, в котором обвиняется Пукач, самостоятельным основанием для взятия под стражу действующим законодательством не признается".

Он, как известно, проходит по универсальной статье "злоупотребление властью и служебным положением". В среду стала известно: прокуратура обвиняла Пукача в том, что он дал поручение уничтожить документы, свидетельствующие о том, кто именно следил за Гонгадзе.

"Это были единственные документы, где была информация о конкретных лицах, которые осуществляли слежку за Гонгадзе", - заявил представитель Генпрокуратуры Игорь Дегтярев. Когда Пукач дал приказ на уничтожение бумаг, в МВД уже поступило поручение Генпрокуратуры об изъятии этих документов.

Представитель прокуратуры подчеркнул, что Пукач лично не уничтожал, однако давал устные указания своим подчиненным.

В свою очередь, адвокаты Пукача заявили, что обвинения Генпрокуратуры основаны только на устных показания при отсутствии доказательств вины Пукача. В частности, адвокат Игорь Фомин сказал, что на сегодня не возбуждено дело относительно лиц, которые уничтожали эти документы, и удивился, что они являются не обвиняемыми, а свидетелями.

Адвокаты также подчеркнули, что для нахождения Пукача под стражей нет оснований, поскольку он никогда не уклонялся от дачи показаний в Генпрокуратуре, куда его неоднократно вызывали на допросы. По словам Фомина, Пукач пытается помочь следствию в расследовании "дела Гонгадзе".

Однако представитель прокуратуры отметил, что в материалах дела есть показания трех свидетелей: Пукач сопровождал их на допросы в Генпрокуратуру, давил на них и требовал говорить неправду. "У следствия есть основания считать, что так будет и в дальнейшем", - сказал Дегтярев.

Выступая в суде, Пукач подчеркнул, что ни разу не отказывался быть на допросе в Генпрокуратуре и не влиял на бывших подчиненных, поскольку уже длительное время с ними не встречался. Он сообщил, что с августа по октябрь 2003 находился в госпитале и ни разу не видел своих бывших подчиненных, а после выхода из больницы его сразу же задержали.

Адвокаты заявили, что Пукач не может давить на свидетелей, потому что, мол, уже не работает в милиции. При этом, правда, на вопрос корреспондента "УП" защитник не смог вспомнить, когда же Пукач уволился. Как известно, когда его арестовывали, в кармане у него было удостоверение действительного главы департамента разведки МВД.

Кроме того, вообще удивляет, как адвокаты могли защищать Пукача, если их не допустили к материалам дела. При этом главный адвокат, Сергей Осыка, даже перепутал фамилию следователя Шубина (он назвал "Шокин"). Шубина он с помощью жены Пукача собирается привлечь к уголовной ответственности за недопуск к делу.

Дело в том, как сообщили адвокаты, уголовное дело Пукача имеет гриф "абсолютно секретно". По словам представителя прокуратуры, в этом деле фигурируют данные о личном составе секретных служб МВД, и дело, по закону, является государственной тайной.

"Поэтому следствие наложило гриф секретности на материалы дела. И адвокаты не имеют права знакомиться с ними. Пукач практически был лишен права на защиту", - сказал Осыка. "Но не может быть грифа секретности, потому что выдвигаются обстоятельства, которые не несут в себе никакой государственной тайны".

Также, по словам адвокатов, дело Пукача объединили с делом Гонгадзе: "Они имеют один номер". А потому, говорят они, и дело Гонгадзе также становится автоматически секретным.

Адвокаты уверены, что угрозы для жизни Пукача нет: "Есть, наоборот, сочувствие со стороны бывших сотрудников".

При всем уважении к Донецкой коллегии адвокатов, из которой защищать Пукача в Киев приехал Осыка, говорить так все же излишне смело. Пукач – это носитель уникальных данных об убийстве Гонгадзе. И оставит Пукача живым отнюдь не любовь "вчерашних коллег" (это, к слову, не Кравченко?), а то, что дело стало достаточно публичным, чтобы ликвидация свидетеля осталась незамеченной.

При всем этом неопровергнутой остается информация, что именно Пукач вывел за руку Георгия из подъезда в машину, которая отвезла основателя "Украинской правды" на смерть.

По словам одного из журналистов, который был в среду в суде, ему таки удалось догнать Пукача, который после освобождения отказался говорить с прессой. И Пукач промолчал на реплику, был ли он человеком, который вывозил Гонгадзе. Единственной фразой был его ответ на вопрос о своем аресте: "Это – заказ".




О других последних событиях в деле Гонгадзе читайте также:

Покушение на Киселя – попытка уничтожения свидетеля в деле Гонгадзе?

Дело Гонгадзе: в нескольких шагах от истины

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования